Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исследование знаний о способах обозначения мягкости согласных и умений их применять на письме.




Речевой материал: слова мел, светло, крылатый, Чебурашка, петь, засмеялась.

Процедура и инструкция: «Внимательно послушай слово. Назови твердые согласные звуки. Назови мягкие звуки. Назови способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. Перечисли всегда твердые согласные звуки, а затем — всегда мягкие согласные звуки.

Оценка результатов:

высокий уровень:

– на основе семантического компонента цельности знания быстро и правильно выделяет в словах твердые и мягкие согласные звуки; понятийная составляющая цельности обеспечивает актуализацию списка всегда твердых и всегда мягких согласных, а также способы обозначения на письме мягкости согласных звуков; структурная целостность терминообразования помогает точно и адекватно использовать в высказываниях словосочетания-термины и предложения-термины;

устойчивость знаний о терминах обеспечивает способность ребенка формулировать правильные и содержательные ответы; 

– усвоенность параметров терминов подкрепляется знанием их дифиниции; логизированностью семантики; конвенциональностью и однозначностью их использования;

– начало формирования терминосистемыи усвоение терминологических функций(номинативной, когнитивной, информационной) выражаются в логичности, аргументированности и полноте ответов;

уровень выше среднего:

– в отдельных случаях смешивает понятия «твердый согласный» и «мягкий согласный», неправильно называя звуки; путает понятие «согласный звук» и обозначающую его букву, при этом правильно дифференцируя звуки по твердости и мягкости, что отражает недостатки автоматизации компонента, обозначаемого данными терминами;

– предъявляет отдельные звуки, относящиеся к всегда твердым и всегда мягким согласным, что свидетельствует о недостатках семантического компонента цельности терминообразования и мнестической деятельности;

– с трудом припоминает способы обозначения мягкости согласных на письме;

– демонстрирует нарушения структурной целостности и устойчивости знаний о терминах, искажая названия отдельных словосочетаний-терминов;

– у ребенка выявляются трудности становления терминосистемы, номинативной и информационной функций терминов;

– учащийся исправляет ошибки после указания на их наличие логопедом;

средний уровень:

– помимо вышеописанных недостатков в половине слов мягкие звуки заменяет твердыми и реже — наоборот; в отдельных случаях приводит примеры согласных звуков, являющихся всегда твердыми и/или всегда мягкими; представления о способах обозначения на письме мягкости согласных фрагментарны, что отражает ярко выраженную деструктивность цельности терминообразования;

– обозначает отдельные звуки правильными и искаженными названиями букв;

– недостатки усвоения дифинитивного значения терминов, их однозначности, принадлежности к гиперогипонимической организации свидетельствуют о деструктивности становления терминосистемы;

– затрудняется при реализации когнитивной функции терминов;

– обучающая инструкция логопеда в большинстве случаев приводит к правильным ответам;

уровень ниже среднего:

– в большинстве слов допускает все вышеуказанные ошибки; искажает названия предложений-терминов; смешивает и заменяет твердые и мягкие согласные звуки морфемами, их осколками и слогами; смешивает понятие «звук» и понятие «слово», что отражает деструктивность усвоения понятийного содержания терминов; демонстрирует нечеткие представления о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков;

– неадекватно использует термины в структуре отдельных высказываний; неправильно устанавливает смысловые связи между терминологическими единицами, что говорит о неусвоенности параметров терминов (логизированности семантики, конвенциональности в употреблении, их однозначности);

– использует «вариативные» термины, актуализируя лишь главное слово словосочетания-термина и игнорируя зависимое, что свидетельствует о деструктивности усвоения функций терминов;

– задание выполняет медленно, только с помощью логопеда;

низкий уровень — выполняет задание в отдельных случаях; заменяет термины словами общеупотребительной лексики, что отражает недостатки содержательной и операциальной составляющих терминологической деятельности; знания о параметрах терминологических единиц фрагментарны; имеет место деструктивность усвоения их функций и представлений о терминосистеме в целом; отмечаются отказы от ответов; помощь неэффективна.

 

          

Исследование механизмов дизорфографии

Исследование сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи (имитации слогов с меняющимся ударением)

Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с одинаковыми согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением.

Речевой материал: слоги:

 

дá — да да — дá
ро — рó рó — ро
лý — лу лу — лý

Процедура и инструкция: «Внимательно прослушай пары (серии) слогов, запомни ударный и повтори слоги с таким же ударением».

Оценка результатов:

высокий уровень — безошибочное воспроизведение слогового ряда с выделением ударного слога;

уровень выше среднего — правильное повторение количества и порядка слогов; единичные ошибки при выделении ударного слога; для выполнения задания необходимо их повторное воспроизведение;

средний уровень — отмечаются ошибки в передаче количества, порядка половины слогов, а также в воспроизведении ударного слога;

уровень ниже среднего — учащийся воспроизводит единичные слоговые ряды; ударные слоги выделяет с помощью логопеда в виде их неоднократного повторения;

низкий уровень — помощь логопеда неэффективна, ребенку не удается повторить серию слогов и выделить ударный слог; отказ от выполнения задания.

 

Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением.

Речевой материал: слоги:

 

ма — дá мá — да
рó — со ро — сó
гу — лý гý — лу

Процедура, инструкция и оценка результатов ― см. 1.2.3.1.1.

 

Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с разными оппозиционными согласными звуками и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением.

Речевой материал: слоги:

 

та — дá тá — да
пó — бо по — бó
ку — кý кý — гу

Процедура, инструкция и оценка результатов — см. 1.2.3.1.1.

 

Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с разными согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением.

Речевой материал: слоги:

 

ва — сý   вá — су
гó — сы   го — сы'
ту — мá   тý — ма

Процедура, инструкция и оценка результатов — см. 1.2.3.1.1.

 

Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с одинаковыми согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением.

Речевой материал: слоги:

 

ва — вá — ва вá — ва — ва ва — ва — вá
ло — ло — лó лó — ло — ло ло — лó — ло
шý — шу — шу шу — шý — шу шу — шу — шý

Процедура, инструкция и оценка результатов — см. 1.2.3.1.1.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...