Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исследование объема и качества номинативного словаря.




Неречевой материал: картинки на следующие лексические темы: «Времена года», «Дни недели», «Месяцы», «Части тела», «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Звери», «Домашние животные», «Птицы», «Школьные принадлежности», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда», «Транспорт», «Профессии», «Грибы», «Инструменты», «Музыкальные инструменты».

Процедура. В процессе беседы ребенку предлагается назвать предметы окружающей обстановки и предъявленные картинки.

Оценка результатов:

высокий уровень — объем экспрессивного словаря соответствует возрасту ребенка; его словарный запас богат родовидовыми понятиями и автоматизированными энграммами; ребенок владеет денотативным и сигнификативным значениями слов; проявляет высокую точность актуализации и вербального обозначения лексем; обобщения (генерализации), операции поиска и выбора слов (понятийного, ситуационного, звукового, ритмического) сформированы;

уровень выше среднего — объем словаря ребенка соответствует возрасту; единичные обобщающие понятия отсутствуют; отмечаются единичные замены слов, близких по семантическим (родовидовым, ситуативным) признакам предметов; фиксируются отдельные ошибки при дифференциации денотативного и сигнификативого значений слов; темп работы медленный;

средний уровень — объем словаря ребенка в пределах обиходной лексики; несформированность пресуппозиции лексического значения слова в результате неумения выделять его неглавные компоненты; трудности актуализации редко употребляемых слов; поиск и выбор слов осуществляется по ситуативному, ситуативно-функциональному признаку, по сходству элементов изображений (по форме, цвету и т. п.), по сходству звучаний (отмечаются интерференции и контаминации); ряд обобщающих понятий, понятий об отдельных предметах и явлениях в лексиконе ребенка отсутствует; работа выполняется самостоятельно;

уровень ниже среднего — объем словаря учащегося в пределах обиходной лексики; уровень обобщения низкий; отдельные потенциальные и родовидовые понятия не сформированы; несформированность утвердительной части лексического значения слова в результате несформированности дифференциальных семантических компонентов; большое количество псевдопонятий, вербальных парафазий; ребенок допускает стойкие ошибки, связанные с неоправданным расширением (сужением) значений слов; имеют место взаимозамены слов, сходных по ситуативно-тематическому, по звуковому содержанию, по ритмической структуре; использует в основном однокоренные слова; медленный темп работы;

низкий уровень — объем активного словаря ребенка в пределах обиходного; несформированность пресуппозиции лексического значения слова и его утвердительной части; актуализация и выбор слов осуществляется по звуковому, ритмическому сходству; отмечается неполнота обобщающей функции слова, ошибочное использование большинства слов с обобщающим значением; имеют место замены слов внутри одного семантического поля и между семантическими полями; элементы фокальной области семантического поля не сохраняют относительную информационную эквивалентность; лишь в отдельных случаях учащийся дает правильные ответы, большинство из которых носят случайный, немотивированный характер; задания выполняются учеником только с организующей помощью логопеда.

Исследование умения называть действия по предъявленному предмету (задания 12.1–12.2).

Неречевой материал: картинки, на которых изображены: а) рыба, кузнечик, птица, змея, велосипедист, скалолаз, бегун; б) повар, врач, военный; учитель, каменщик (строитель).

Процедура и инструкция. Логопед поочередно предъявляет учащемуся картинки и просит внимательно их рассмотреть, а затем сказать, кто как передвигается (задание 12.1), а также назвать действия людей (задание 12.2).

Оценка результатов: см. 1.2.3.8.1.

 

Исследование умения подбирать определения к слову, обозначающему предмет (задание 13.1, задание 13.2).

Неречевой материал — картинки с изображением: а) моря, цветка, дома, пирожного, лимона; лисенка; б) школьной столовой, фарфоровой чашки; кожаных сапог; комнатной двери; читального зала; стирального порошка.

Процедура и инструкция: «Внимательно рассмотри и назови каждую картинку. Море какое? Цветок какой? Дом какой? Какое пирожное? Какой лимон? Как называется столовая в школе? Как называется чашка, сделанная из фарфора? Как называются сапоги, сделанные из кожи? Как называется дверь в комнату? Как называют зал, в котором читают? Как называют порошок для стирки белья?».

Оценка результатов:

высокий уровень — ребенок безошибочно актуализирует и выбирает слова;

уровень выше среднего — учащийся допускает единичные ошибки при выборе и актуализации качественных прилагательных (указывающих на некое собственное качество предмета, не зависящее от свойств других предметов), а также относительных прилагательных при указании отношений предметов к элементам окружающей действительности (при обозначении временных и пространственных ориентиров); самостоятельно находит и исправляет ошибки;

средний уровень — ребенок допускает ошибки при актуализации и выборе половины качественных и относительных прилагательных (указывающих на отношение предметов к другим предметам, обозначающих временные и пространственные ориентиры); затрудняется при выделении дифференциальных смысловых компонентов лексического значения слова; задание выполняется самостоятельно, ошибки исправляются после указания на них логопеда;

уровень ниже среднего — учащийся допускает ошибки при назывании большинства качественных и относительных прилагательных; задание выполняет с помощью логопеда;

низкий уровень — отмечаются единичные правильные ответы; неумение выделять в структуре лексического значения слова классифицирующие и дифференциальные смысловые компоненты, не сформирована пресуппозиция и утвердительная часть лексического значения; не сформированы навыки компонентного смыслового анализа; фиксируются ошибки воспроизведения качественных и относительных прилагательных; имеет место значительное количество ответов немотивированного характера, словоизменение, словообразование, подбор однокоренных слов, актуализация близких по звуковому и акцентологическому сходству слов; помощь логопеда неэффективна.

 

Называние слов-антонимов.

Речевой материал: напечатанные на карточках слова: здоровый — …, войти — …, быстро — …, далеко — … (второй класс); влажный — …, заснуть — …, глубокий — … , впереди — … (третий класс); спать — …, зацвести — …, светло — …, верх — … (четвертый класс).

Процедура и инструкция. Логопед дает испытуемому карточку с напечатанными на ней словами и просит его подобрать, а затем записать к каждому из них слово, противоположное по смыслу. В случае затруднений слово вводится в контекст предложения.

Оценка результатов:

высокий уровень — учащийся подбирает слова-антонимы на основе общих смысловых компонентов в их значениях, находящихся на крайних точках соответствующей лексико-семантической парадигмы; выделяет смысловые компоненты: наличия и отсутствия признака (состояния), начала и завершения действия, большей или меньшей величины признака, расположения предмета в пространстве; демонстрирует высокую структурную организацию семантических полей; дифференцирует части речи; выполняет задание без затруднений;

уровень выше среднего — в большинстве случаев основой противопоставления слов-антонимов служат общие смысловые компоненты в их значениях; имеются отдельные недочеты в виде слов, относящихся к разным сферам лексико-грамматической сочетаемости; уточнения логопеда позволяют ученику исправить ошибки;

средний уровень — ребенок систематически допускает ошибки, подбирает слова разных частей речи; называет слова-реакции с частицей не; с трудом выделяет в словах-антонимах общие смысловые компоненты в их значениях; половина слов не может употребляться в одном высказывании, что отражает выраженные недостатки структурной организации семантических полей; лишь интенсивная помощь логопеда позволяет ученику выполнить задание до конца;

уровень ниже среднего — ребенок при подборе большинства слов-антонимов не учитывает общие смысловые компоненты в их значениях; предъявляет слова разных частей речи; в большинстве случаев ученик неправильно выполняет задание; подбирает формы слова-стимула; преобладающее количество подобранных им слов не может употребляться в одном высказывании, они имеют разную лексическую сочетаемость; темп работы медленный; задание выполняется с помощью педагога;

низкий уровень — подбор слов-антонимов проводится без учета общих смысловых компонентов в их значениях; проявляется несформированность семантических полей; отмечаются нарушения классификации слов по лексическому значению; ребенок допускает ошибки во всех случаях; помощь логопеда неэффективна.

 

Называние слов-синонимов.

Речевой материал: напечатанные на карточках слова грусть — …,

сердечный — …, примчался — …, хорошо — … (второй класс); болезнь — …, грубый — …, навредить — …, мокро — … (третий класс); радость — …, капризный — …, хвалить — …, легко — …(четвертый класс).

Процедура и инструкция: «Внимательно прочти напечатанные на карточке слова, подбери, а затем напиши (второклассники называют) к каждому из них близкое по смыслу слово». В случае затруднений слово вводится в контекст предложения.

Оценка результатов:

высокий уровень — учащийся выбирает полные и неполные слова-синонимы, образующие особый парадигматический ряд и основанный на неравномерном распределении дифференциальных признаков; данная тематическая группа слов объединяется одной семантической темой и дифференциальными семантическими признаками, являющиеся несущественными в определенном контексте; подобранные слова тождественны по значению и взаимозаменяемы; школьник дифференцирует части речи; выполняет задание без затруднений;

уровень выше среднего — ученик выделяет в значениях парадигматического ряда полных и неполных синонимов семантическую тему и в большинстве случаев - дифференциальные семантические признаки, которые нейтрализуются в определенном контексте; в отдельных случаях между неполными синонимами формируются отношения включения или пересечения; слова относятся к одной части речи; уточнения логопеда позволяют ученику исправить ошибки;

средний уровень — ребенок систематически допускает ошибки при выборе половины слов-синонимов, которые не противопоставляются по отдельным дифференциальным семантическим признакам; подбирает неполные синонимы, различные по стилистической окраске (стилистически нейтральные, книжные, сниженные) и относящиеся к разным частям речи; называет слова-реакции с частицей или приставкой не; интенсивная помощь логопеда позволяет выполнить задание до конца;

уровень ниже среднего — школьник предъявляет лишь отдельные слова-синонимы, которые характеризуются наличием семантической темы и дифференциальными признаками; большинство слов относятся к разным частям речи; темп работы медленный; задание выполняется с помощью педагога;

низкий уровень — ребенок демонстрирует несформированность умения образовывать парадигматический ряд из слов-синонимов, противопоставленных по таким признакам, которые оказываются несущественными в определенных контекстах и относящихся к одной части речи; допускает ошибки во всех случаях, так как слова не тождественны по значению и не взаимозаменяемы; помощь логопеда неэффективна.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 351.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...