Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Б. Исследование состояния речезрительных функций (зрительного гнозиса) на материале букв алфавита.




Материал: печатные и рукописные буквы, а также серии, состоящие из: а) печатных букв, б) рукописных букв (строчных и заглавных), в) печатных и рукописных (строчных) букв, г) печатных и рукописных (строчных и заглавных) букв.

Процедура и инструкция. Ребенка просят назвать буквы.

Оценка результатов:

высокий уровень — безошибочное узнавание и называние печатных и рукописных букв и их элементов; 

уровень выше среднего — отдельные затруднения при назывании серий, состоящих из рукописных строчных и прописных букв (более чем из трех элементов); смешение понятий «звук» и «буква»; единичные ошибки в назывании букв дети обнаруживают и исправляют самостоятельно;

средний уровень — в половине серий отмечаются ошибки, которые исправляются после указания на них логопедом; единичные ошибки дети допускают при назывании печатных и рукописных букв (состоящих из двух и трех элементов); отмечается смешение букв по пространственному сходству (артикуляторно-акустическому соответствующих звуков);

уровень ниже среднего — смешение, замена большинства названий печатных и рукописных букв (состоящих из одного-двух элементов с центральной вертикальной осевой линией); неумение выделить структуру букв; подсказка логопеда не приводит к исправлению всех ошибок;

низкий уровень — правильные ответы носят единичный характер; большинство из них основано на соотнесении буквы с эталоном; отмечается несформированность понятий «буква», «звук», «слог»; имеют место стойкие затруднения при узнавании и назывании печатных и рукописных букв, отказ от выполнения задания.

 

В. Исследование праксиса (умения конструировать и реконструировать буквы) (задание 3).

Неречевой материал: карточки, на которых изображены элементы печатных и рукописных букв.

Процедура и инструкция. Логопед демонстрирует школьникам карточки с элементами печатных, а затем рукописных букв, просит их внимательно рассмотреть. Затем дети должны записать сначала печатные, затем рукописные буквы. После этого им предлагается письменно реконструировать буквы, добавляя, переставляя или заменяя элементы. Например, преобразовать и написать следующие буквы: П ® Т, В ® Ь, Б ® Ь, О ® С, В ® З, Н ® П, Ж ® К, Ш ® П.

Оценка результатов:

высокий уровень — безошибочное выполнение задания с большим количеством вариантов написанных букв на основе полноценных конструктивных действий; высокий уровень сформированности предметно-пространственных представлений и предметно-перцептивного моделирования;

уровень выше среднего — отдельные затруднения вызывает конструирование (реконструирование) рукописных строчных и прописных букв, состоящих более чем из трех элементов; отдельные ошибки соотнесения буквы и образца учащиеся обнаруживают и исправляют самостоятельно, замедленный (чрезмерно ускоренный) темп работы;

средний уровень — отмечается долгий поиск при конструировании и реконструировании частей букв, состоящих из двух элементов; имеют место ошибки идентификации, которые исправляются после указания на них логопедом; дети конструируют и записывают около половины букв алфавита;

уровень ниже среднего — затруднения проявляются при конструировании (расположении на строке) и реконструировании большинства букв, состоящих из одного-двух и более элементов с центральной вертикальной осевой линией;

низкий уровень — явления «краудинг»-эффекта («столпления» предъявляемого материала); отмечаются единичные случаи правильного воспроизведения букв и многочисленные нарушения организации мануальных движений; воспроизведение возможно только по образцу; обучающая и стимулирующая помощь неэффективна; отказ от выполнения задания.

 

Изучение характера потребностно-мотивационной

Составляющей орфографически верного письма

 

Изучение потребности в орфографических знаниях (умения выделять субъективные и объективные орфограммы).

Процедура и инструкция. Логопед предлагает ребенку ответить на вопрос: «Сомневаешься ли ты в написании слов во время диктантов, изложений, сочинений?». Если ученик затрудняется выполнить задание устно, ему предлагается проанализировать написание слов в части текста диктанта (изложения или сочинения).

Оценка результатов:

высокий уровень — сомнения при письме не возникают; дополнительно выделяются и обосновываются все субъективные и объективные орфограммы; высокий уровень процессуальной характеристики орфографически верного письма на фоне безошибочного письма, свободное владение формулировками и подбором слов на данную орфограмму;

уровень выше среднего — сомнения при письме возникают в написании большинства слов; при ответах на дополнительные вопросы ребенок выделяет и обосновывает преобладающее большинство субъективных и объективных орфограмм; отмечается достаточно высокий уровень воздействия содержания задания (практически сразу отвечает на формулировку репликой или соответствующим действием);потребность в орфографических знаниях возникает реже, чем необходимость проверить орфограмму; допускает отдельные ошибки, которые в ходе самопроверки устраняет; самостоятельно формулирует орфограмму на основе всех ее основных признаков и вариантов; приводит 2–3 слова на данные орфограммы;

средний уровень — сомнения возникают при написании половины слов текста (предложения); при ответах на дополнительные вопросы объективные и субъективные орфограммы выделяются в отдельных словах; допускает 2–3 ошибки, которые в ходе самопроверки не устраняет; выделяет не все ориентиры орфографических действий орфограммы; приводит единичные примеры на данные орфограммы в виде «цепочки» однокоренных слов;

уровень ниже среднего — сомнения практически не возникают; оценка собственной потребности в орфографических знаниях не совпадает с количеством субъективных и объективных орфограмм, что ведет к четырем-пяти ошибкам; фиксируются ошибки при подборе примеров на данные орфограммы;

низкий уровень — сомнения не возникают; затрудняется при ответе на вопрос; оценка собственных сомнений при письме не сформирована; при ответах на дополнительные вопросы выделение субъективных и объективных орфограмм носит угадывающий характер на фоне более чем пяти ошибок в письменной работе; отмечаются стойкие затруднения при подборе слов на данные орфограммы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 262.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...