Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исследование характера мотивации изучения орфографии (адаптированный тест Е. Г. Трошихиной) (задания 4.1–4.2).




Неречевой материал: картинки, вопросы, наблюдения за деятельностью учащегося.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается рассмотреть картинки, прослушать отдельные «комментарии детей» о том, почему они учат орфографию. Далее ученик (ученица) отвечает на вопросы и отбирает изображение того (той) мальчика (девочки), с которым (которой) ребенок хотел(а) бы учиться.

1. Я учу и применяю орфографические правила, потому что мама меня заставляет. А если бы не мама, я бы их не учил. (Мотив избегания неудач.)

2. Я учу и применяю орфографические правила, потому что нравится учиться и писать орфографически верно, нравится делать домашнее задание по русскому языку. (Мотив учения.)

3. Я учу и применяю орфографические правила, потому что на уроках весело, когда разгадываем кроссворды, когда узнаем, как пишутся смешные слова и рассказы. (Игровой мотив.)

4. Я учу и применяю орфографические правила, потому письма и записки без ошибок помогают общаться. (Мотив общения.)

5. Я учу и применяю орфографические правила, потому что они помогают изучить русский язык, другие предметы и получить желаемую профессию. (Социальный мотив.)

6. Я учу и применяю орфографические правила для того, чтобы получать хорошие отметки. (Мотив достижения успехов.)

Вопросы: Кто, по-твоему, из них прав? С кем из них ты хотел(а) бы учиться? Почему?

Оценка результатов:

высокий уровень — доминируют мотивы учения и социальные мотивы; выполнение учебного задания поддерживается побуждением и потребностью его выполнить; оно выполняется с желанием быстро или медленно; проявляется действенность мотивов; наличие «внутреннего фильтра»; задание выполняется до конца самостоятельно;

уровень выше среднего — преобладают мотивы учения на фоне мотивов игры, социальных и мотивов общения; успешность выполнения задний определяется доминированием внешнего или внутреннего побуждения, зависит от характера сложности заданий; с желанием выполняются конструктивные упражнения; отмечаются затруднения при выборе предпочтительного вида деятельности; безошибочное выполнение задания обеспечивается направляющей помощью педагога; имеет место стойкий познавательный интерес к учебной деятельности, потребность «быть хорошим учеником», адекватное отношение к оценкам;

средний уровень — доминируют мотивы игры с элементами мотивов достижения успехов; задания в классе и дома выполняются с направляющей и обучающей помощью логопеда и родителей; с желанием выполняются упражнения конструктивного характера и по образцу; наличие соподчинения мотивов; неустойчивость познавательного интереса к выполнению грамматико-орфографических упражнений, потребности «быть хорошим учеником», адекватного отношения к оценке;

уровень ниже среднего — преобладают мотивы игры, мотивы избегания неудач; учебная деятельность поддерживается побуждением со стороны учителей, родителей; по желанию выполняются единичные задания по образцу, при направляющей, обучающей и стимулирующей помощи логопеда; имеет место тенденция соподчинения мотивов; отмечаются единичные случаи проявления познавательного интереса, потребности «быть хорошим учеником»; неадекватность в оценке собственной работы проявляется в завышении ее результатов; 

низкий уровень — мотивы избегания неудач на фоне мотивов игры; учебные задания выполняются без желания и только при внешнем побуждении со стороны учителей, воспитателей, родителей; часто отмечается отказ от их выполнения заданий; фиксируется отсутствие «внутреннего фильтра»; самостоятельно и с помощью логопеда задание до конца не выполняется; отсутствуют познавательный интерес, желание «быть хорошим учеником», интерес к выполнению учебных заданий и упражнений; имеет место неадекватное отношение к оценке своей работы.

 

Исследование содержательных и операциональных

Составляющих орфографической грамотности

Исследование умения актуализировать орфографические знания.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается ответить на вопрос: «Часто или редко возникают у тебя сомнения до и во время написания слов диктантов, изложений, сочинений? Объясни». Если ребенок затрудняется выполнить задание в устной форме, ему предлагается проанализировать написание слов в части текста диктанта (изложения или сочинения).

Оценка результатов:

высокий уровень — ребенок приводит аргументированные пояснения по поводу часто или редко возникающих сомнений во время письма;

уровень выше среднего — при выполнении письменных работсомнения возникают практически всегда, однако алгоритм генерации фонемной, морфемной последовательности и образов графем в словах и на стыке слов недостаточно сформирован;

средний уровень — сомнения возникают при выполнении половины заданий, ребенок не владеет алгоритмом генерации морфемной последовательности между словами;

уровень ниже среднего — сомнения возникают редко, при объяснении выполнения задания ребенок опирается на элементы алгоритма генерации фонемной и морфемной последовательности внутри слова и между словами;

низкий уровень — ребенок затрудняется ответить на вопрос, алгоритм генерации фонемно-морфемной и графической последовательности находится в стадии развития.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...