Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Список трактуемых терминов по алфавиту⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Абсурд (театр абсурда) – 156 Авансцена – 173 Автор в драме – 127 Актер-162 Амплуа – 164 Антагонист – 165 Апарте – 141 Арьерсцена – 173 Бродячий артист – 165 Бурлеск – 150 Буффон (шут) – 165 Буффонада – 150 Водевиль – 154 Выходная роль – 166 Действие (драматическое) – 118 Дзанни – 166 Дидаскалии – 127 Драма (как род) – 117 Драма (как жанр) – 153 Жест – 166 Завязка – 122 Игра – 167 Импровизация – 168 Инженю – 169 Инсценировка – 174 Интерлюдия – 150 Интермедия – 150 Интерпретация – 175 Интертекст – 130 Интрига – 122 Камерная драма – 157 Катарсис – 143 Комедия – 144 Комедия высокая и низкая – 146 Комедия героическая – 146 Комедия дель арте – 146 Комедия идей – 147 Комедия интриги – 147 Комедия нравов – 147 «Комедия плаща и шпаги» – 148 Комедия салонная – 148 Комедия характеров – 148 Комедия черная – 148 Конфликт – 119 Кульминация – 122 Лацци – 151 Лирическая драма – 157 Маска – 169 Мелодрама – 153 Мизансцена – 175 Мим (мимика, пантомима) – 169 Миракль – 155 Мистерия – 155 Монтаж – 159 Моралите – 156 Надтекст – 129 Наперсник – 170 Остранение (очуждение) – 160 Парабола (притча) – 162 Парад – 151 Пасос – 151 Пафос – 144 Переодевание (травестирование) – 171 Перипетия – 123 Персонаж, герой, характер, образ – 136 Подтекст – 129 Пространство и время драматургическое – 130 Просцениум – 176 Развязка – 122 Режиссер – 176 Резонер – 171 Ремарка (сценические указания) – 128 Реплика – 125 Речь драматургическая (театральный и драматургический Симультантная декорация – 177 Слуга – 172 Спектакль – 177 Список действующих лиц – 172 Солиловкий – 126 Статисты – 173 Субретка – 173 Сцена – 177 Сценография – 178 Сюжет и фабула в драме – 134 Трагедия – 140 «Трагедия рока» – 142 «Трагедия ужасов» – 143 Трагикомедия – 151 Фарс – 149 Фастнахтшпиль – 151 Четвертая стена – 180 Экзистенциальная драма – 161 Экспозиция – 121 «Эпический театр» – 158
Оглавление
Министерство образования Российской Федерации О.В.ЖУРЧЕВА Жанровые и стилевые Учебное пособие Главный редактор М.С.Серенко. Верстка в издательстве СамГПУ. В авторской редакции.
Издательство Сам ГПУ: 443099, Самара, ул. М.Горького, 61-63.
[1] Ср., например, образы «моргающих» в «Так сказал Заратустра». (Минц З. Г. Блок и русский символизм // Александр Блок: Новые материалы и исследования: В 4 т. М.: Наука, 1980. Т. 1. С. 105.) [2]Минц З. Г. Блок и русский символизм. С. 101. [3] Цит. по: Колобаева Л.А. Концепция личности в русской реалистической литературе рубежа XIX-ХХ вв. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 40. [4]Анненский Ин. Книги отражений. М., 1979. С. 457. [5]Чехов А.П. Собр. соч.: В 12 т. М.: ГИХЛ, 1956. Т. 11. С. 601. [6]Гегель Г. В. Ф.Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1971. Т. 3. С.33. [7]Зингерман Б.Очерки истории драмы 20 века. М.: Наука, 1979. С. 21. [8] См. об этом подробнее: Бабичева Ю.В. «Новая драма» в России начала ХХ века // История русской драматургии (вторая половина XIX – начало ХХ века). Л.: Наука, 1987. С. 481-482. [9]Аверинцев С. Символ // Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 378-379. [10]Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. М., 1949. Т. 14. С. 110. [11]Зингерман Б. Очерки истории драмы 20 века. С. 19. [12]Балухатый С. Чехов-драматург. Л., 1936. С. 135-136. [13]Метерлинк М. Полн. собр. соч. Пг.: Изд-во Маркса, 1915. Т. 11. С. 31. [14] Театр и искусство. 1904. № 28. С. 521. [15] Цит. по: Бабичева Ю.В. Эволюция жанров русской драмы. XIX- начало ХХ века. Вологда,1982. С. 47. [16] Цит. по: Вересаев В. Собр. соч.: В 5 т. М., 1961. Т. 5. С. 409. [17] Цит. по: Любимова М.Ю. Драматургия Федора Сологуба и кризис символистского театра // Русский театр и драматургия начала ХХ века. Л.: Изд-во ЛГИТМИК, 1984. С. 72. [18] Цит. по: Бабичева Ю.В. «Новая драма» в России начала ХХ века // Исторя русской драматургии. С. 484. [19] Цит. по: Рудницкий К. Русское режиссерское искусство. 1908-1917. М.: Наука, 1990. С. 239. [20] Цит. по: Рудницкий К. Русское режиссерское искусство. С. 245. [21] Цит. по.: Руднцкий К.Русское режиссерское искусство. С. 250. [22]Зингерман Б. Очерки истории драмы 20 века. С. 45. [23]Немирович-Данченко Вл. Статьи. Речи. Беседы. Письма. М., 1952. С. 319-320. [24]Метерлинк М. Полн. собр. соч. М., 1905. Т. 3. С. 75. [25]Мильдон В. Открылась бездна… М., 1992. С. 253-254. [26]Бабичева Ю. Эволюция жанров русской драмы (ХIХ – начало ХХ вв.). Вологда, 1982. С. 45. [27]Бабичева Ю. Эволюция жанров русской драмы. С. 45. [28]Любимова М. Драматургия Федора Сологуба и кризис символистского театра. С. 85. [29]Виноградов В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959. С. 162. [30]Виноградов В. О языке художественной литературы. С. 162. [31]Анненский Ин. Книги отражений. М.: Наука, 1979. С. 82. [32]Кугель А. Русские драматурги. Очерки театрального критика. М., 1934. С. 126-127. [33]Лакшин В. Лев Толстой и А.Чехов. М.: Советский писатель, 1963. С. 263. Шкунаева И. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. М.: Искусство, 1973. С.37. [35]Берковский Н.Литература и театр. М.: Искусство, 1967. С. 257. [36]Виноградов В. Вопросы языкознания. 1955. № 1. С. 79. [37]Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1951. С. 492. [38]Лотман Ю. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» // Лотман Ю. Пушкин. СПб.: Искусство – СПб, 1995. С. 414. [39]Пави Патрис. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991. С. 125. [40]Мейерхольд В.Статьи. Письма. Речи. Беседы. М., 1968. Т. 1. С. 122. [41]Григорьев М. Сценическая композиция чеховских пьес. М., 1924. С. 72-73. [42]Иванов Вячеслав. Борозды и Межи, опыты эстетические и критические. М.: Мусагет, 1916. С. 131. [43] См.: Бабичева Ю. Эволюция жанров русской драмы. С. 59. [44]Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1961. Т. 6. С. 418. [45]Турчин В. По лабиринтам авангарда. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 70. [46] Цит. по: Шепетис Л. От жизни – в ничто. М., 1972. С. 85-86. [47] Цит. по: Ревалд Дж. Постимпрессионизм. Л.; М., 1962. С.230. [48] Цит. по: Тихомиров А. Экспрессинизм // Модернизм. М.:Искусство,1973. С.26. [49]Зингерман Б. Очерки истории драмы ХХ века. С. 47-48. [50]Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление: опыт историко-теоретического исследования. М.: Наука, 1978. С. 226. [51] Цит. по: Шумахер Эрнест. Жизнь Брехта. М.: Радуга, 1988. С. 22. [52]Зингерман Б. Очерки истории драмы 20 века. С. 39. [53] Цит. по: Шумахер Эрнест. Жизнь Брехта. С.135. [54] Цит. по: Шумахер Эрнест.Жизнь Брехта. С.22. [55]Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л.: Гослитиздат, 1961. Т. 4. С. 434. [56]Гегель Г. В. Ф.Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1971. Т. 3. С. 550. [57]Гинзбург Л. О лирике. М.: Советский писатель, 1974. С. 84. [58]Гинзбург Л. О лирике. С.54. [59] Родина Т. А. Блок и русский театр начала ХХ века. М., 1972. С. 75. [60]Добрев Ч. Лирическая драма. М.: Искусство, 1983. С. 120. [61]Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. М.: Наука, 1977. С. 242. [62]Кипнис Л. О лирическом герое драматической трилогии Александра Блока // Русский театр и драматургия ХХ века. М., 1984. С. 47. [63]Кургинян М. Драма //Теория литературы. Основные проблемы в историческом развитии. Роды и жанры литературы. М.: Наука, 1964. С. 327. [64]Богуславский А., Диев В. Русская советская драматургия. Основные проблемы развития. 1935-1945. М., 1965. С. 132. [65]Алперс Б. Судьба лирической драмы. «Патетическая соната» в Камерном // Алперс Б. Театральные очерки: В 2 т. М.: Искусство, 1977. Т. 2. С. 149. [66]Алперс Б. Судьба лирической драмы. «Патетическая соната» в Камерном.С. 157, 158, 159. [67]Богуславский А., Диев В. Русская советская драматургия. Основные проблемы развития. 1946-1966. М.: Наука, 1968. С. 146. [68]Богуславский А., Диев В. Русская советская драматургия. С. 141. [69]Добрев Ч. Лирическая драма. С. 51. [70]Добрев Ч. Лириическая драма. С. 120. [71]Добрев Ч. Лирическая драма. С. 23. [72]Володин А. Для театра и кино. Л.: Искусство, 1967. С. 304. [73]Володин А. Для театра и кино. С.308-309. [74]Максимова В. Время рождает героя. М.: Знание, 1975. С. 88-89. [75]Володин А. Для театра и кино. С. 86. [76]Володин А. Для театра и кино. С. 33. [77]Володин А. Для театра и кино. С. 115. [78]Володин А.Для театра и кино. С. 115. [79]Цитриняк Г. Вечера с Александром Володиным // Советский экран. 1980. № 18. С. 13. [80]Туровская М. Вампилов и его критки// Сибирь. 1976. № 1. С. 103. [81]Строева М. Мера откровенности// Современная драматургия. 1986. № 2. С. 218. [82]Смелков Ю. Современный герой. Кто он?// Современная драматургия. 1984. № 1. С. 234. [83] См.: Емельянов Б. Баловни века // Современная драматургия. 1984. № 3. С. 190-203. [84]Славкин В. Рядом с пьесой // Современная драматургия. 1989. № 3. С.178. [85]Кипнис Л. О лирическом герое драматической трилогии Александра Блока // Русский театр и драматургия ХХ века. Л., 1984. С. 46. [86]Смелянский А. Песочные часы // Современная драматургия. 1985. № 4. С. 208. [87]Туровская М. Трудные пьесы // Новый мир. 1985. № 12. С. 210. [88]Смелянский А. Песочные часы. С. 215. [89]Демидова А. Театр на Таганке. Утраты и надежды // Известия. 1987. 15 апреля. [90]Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. С. 202. [91]Аверинцев С. Притча // Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 305. [92]Гегель Г. В. Ф.Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1971. Т. 3. С. 100-101. [93]Бочаров А. Свойство, а не жупел // Вопросы литературы. 1977. № 5. С. 68. [94]Аверинцев С. Притча // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М.: Советская энциклопедия, 1978. Т. 6. С. 20-21. [95]Якименко В. Границы и возможности: миф и притча в современной литературе // Вопросы литературы. 1978. № 11. С. 82-83. [96]Бочаров А. Свойство, а не жупел. С.100. [97]Володин А. Работать с удовольствием // Советский экран. 1965. № 15. С. 1. [98]Володин А. Выхухоль // Володин А. Осенний марафон. Л.: Советский писатель, 1985. С. 147; Володин А. Ящерица // Современная драматургия. 1984. № 2. С. 179; Володин А. Две стрелы // Володин А. Портрет с дождем. Л.: Советский писатель, 1980. С. 133. [99]Володин А. Две стрелы // Володин А. Портрет с дождем. Л.: Советский писатель, 1980. С. 237. (Далее текст пьесы будет цитироваться по этому изданию с указанием страниц в тексте). [100]Шекспир В. Трагедии / Пер. Б. Пастернака. М.: РИПОЛ, 1993. С. 504. [101]Зингерман Б. Очерки истории драмы ХХ века. С.45. [102] Цит. по.: Финк Л. Леонид Леонов и проблемы советской трагедии как жанра // Совершенствовать методы преподавания литературы. Куйбышев, 1962. С. 52. [103]Луначарский А. Социалистический реализм // Луначарский А. О театре и драматургии: В 2 т. М.; Л.: Искусство, 1958. Т. 1. С. 24. [104]Горький М. Собр. соч.: В 30 т. М.: Гослитиздат, 1953. Т. 27. С. 351. [105] Цит. по: Богуславский А., Диев В., Карпов В. Краткая история русской советской драматургии. М.: Просвещение, 1966. С. 151. [106]Богуславский А., Диев В. Русская советская драматургия. Основые проблемы развития. 1935-1945. С. 179. [107]Леонов Л. Нашествие // Леонов Л. Собр. соч.: В 10 т. М.: Художественная литература, 1983. Т. 7. С. 479. [108]Роговер Е. Природа трагического в пьесе «Нашествие» Л.Леонова // Вопросы русской литературы. 1982. № 1. С. 23. [109]Леонов Л. Нашествие. С. 465. [110]Леонов Л. Нашествие. С. 488. [111]Леонов Л. Нашествие. С. 515. [112]Леонов Л. Нашествие. С. 523. [113]Сурков Е. На драматургические темы. М.: Советский писатель, 1962. С.10. [114]Порман Н. К творческой истории «Нашествия» Л.Леонова // Русская литература. 1965. № 2. С. 242. [115]Леонов Л. Нашествие. С.467. [116]Маркс К., Энгельс Ф. Введение к гегелевской критике философии права // Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве: В 2 т. М., 1957. Т. 1. С. 418. [117]Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977. С. 38. [118] «Сказ – это своеобразная литературно-художественная ориентация на устный монолог повествующего типа, это – художественная имитация монологической речи, которая, воплощая в себе повествовательную фабулу, как будто строится в порядке ее непосредственного говорения». (Виноградов В.В. Проблемы сказа в стилистике // Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. С. 49.) [119] Москва с точки зрения. Эстрадная драматургия 20-60-х годов. М.: Искусство, 1991. С. 70. [120] Москва с точки зрения. С. 90. [121]Гутерц А., Игнатьева М. Комментарий к пьесе «Мандат» // Эрдман Н. Пьесы. Интермедии. Письма. Документы. Воспоминания современников. М.: Искусство, 1990. С. 465. [122] См.: Эрдман Н. Пьесы. Интермедии. С. 381. [123]Эрдман Н. Пьесы. Интермедии. С. 375. [124]Лихачев Д., Панченко А. «Смеховой мир» Древней Руси. М.: Наука, 1976. С. 16. [125]Лихачев Д., Панченко А. «Смеховой мир» Древней Руси. С. 26. [126]Лихачев Д., Панченко А. «Смеховой мир» Древней Руси. С. 26-30. [127] «Для меня шла речь о крушении реальности. Слова превращаются в звучащую оболочку, лишенную смысла: персонажи также, вполне понятно, освободились от психологии, и весь мир предстал передо мною в необычном свете – возможно, в истинном свете, – как лежащий за пределами истолкований и произвольной причинности». (Ионеско Э. Трагедия языка // Как всегда об авангарде. М.: Прогресс, 1992. С. 137.) [128]Ионеско Э. Встреча с королем абсурда (Беседа с Э.Ионеско) // Независимая газета. 1991. 14 февраля. [129]Дискурс (discours /франц./) – понятие, введенное структуралистами. Чаще всего обозначает специфический способ или правила организации речевой деятельности (письменной или устной). [130] Цит. по: Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М.: АГРАФ, 1997. С. 200. [131]Ерофеев Вен. Вальпургиева ночь, или Шаги Командора.// Театр. 1989. № 4. С. 34. [132] Примечание: в каждой теме для практических занятий дается три задания на выбор, материалы для подготовки к практическим занятиям можно найти в списках рекомендуемой литературы. Темы для практических занятий выбираются в зависимости от объема часов и личных пристрастий преподавателя и студентов. Часть вопросов в практических заданиях требует подготовки специальных сообщений, минирефератов. [133]Примечание: В отечественном литературоведении и театроведении проблема соотношения фабула/сюжет не ставилась, в западной теории театра принято оперировать лишь термином «фабула», имея в виду и ее первоначальный смысл хронологической событийной схемы пьесы, и ее последующее расширение (особенно в драме ХХ вв.и, в первую очередь, в «эпическом театре» Б.Брехта) как в собственно тексте пьесы, так и в театральной интерпретации. Целью же данного словаря является показать, в том числе, изменение родовой характеристики драматического произведения в сторону активного проявления авторскогосознания, а для этого важнейшим моментом становится проблема соотношения фабула/сюжет.) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 227. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |