Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Театр абсурда» в драматургии ХХ века




Драма абсурда – термин обозначающий совокупность явлений авангардистской драматургии и театра 50-60-х гг. ХХ в. Мировоззренческая платформа абсурда базируется на философии экзистенциализма и отражает кризис мышления. Представления о действительности как абсурдной, т.е. лишенной внутреннего смысла, связей причинности, философского и теологического оправдания. Абсолютной и непреложной реальностью в такой перспективе оказывается «ничто», смерть, сводящая к нулевому знаменателю все ценности жизненной иерархии. Драма абсурда должна была непосредственно передавать чувства шока, возникающего при осознании полной бессмысленности действительности и человеческого существования. Один из наиболее частых мотивов драмы абсурда – демонстрация бессилия языка как средства коммуникации, поскольку он помещен в ряд идеологических форм, извращающих реальное содержание жизни, которыми в системе драмы абсурда являются абсурд и смерть. Драма абсурда должна была продемонстрировать ложность и бессмысленность форм ( в том числе языковых), в которых протекает повседневное бытие современного человека, и стремление передать экзистенциальную «муку бытия», остающуюся после вынесения за скобки всех примет каждодневного существования.

Понятие «абсурд» возникло еще у ранних греческих философов и означало в их построениях – логический абсурд, т.е. когда рассуждение приводит рассуждающего к очевидной бессмыслице или противоречию. Через латинский вариант слова – absurd – понятие приходит в европейские языки и разные философские системы. В ХIХ в. Серен Кьеркегор, основатель и провозвестник европейского экзистенциализма, заново осмыслил понятие «абсурд» как мировоззренческое и ввел его в философский обиход как и понятие «экзистенциализм» – существование. В начале ХХ в. русский философ Лев Шестов дополнил представление об абсурде в искусстве как возможности преодоления трагизма человеческой жизни и разрешения экзистенциального конфликта. Абсурд в том или ином виде в ХХ в. – как элемент поэтики или же мироощущение – пронизывает собой все искусство; на смену модернистскому абсурду приходит постмодернистский и т.д. Абсурд лучше всего передает экзистенциальное переживание – ощущение «конца света», что вполне естественно, ибо здесь вместо порядка, согласия, утверждения, созидания и смысла видится беспорядок, отказ, отрицание, разрушение и бессмыслица. Это универсальное ощущение и позволяет сближать различные культурные феномены, такие, как «классическая пьеса» Чехова, экзистенциальная драма и «трагедия языка» (так называл свои пьесы Э.Ионеско)[127]. Понимание абсурда невозможно без переживания абсурда. Оно – универсально. «Тот, кто переживает абсурд только на социальном или психологическом уровнях, но не переживает на философском – этически и онтологически, – уже не имеет права называться абсурдным писателем»[128]. Абсурд не допускает ангажированности, конъюнктуры, поэтому невозможна и тенденция, определенная направленность. Ибо направленность – это знак, претендующий на значение, а абсурд – всегда «творчество из ничего».

А.Камю и Ж.-П.Сартр не только запечатлели переживание абсурда, но подарили театру экзистенциальную драму и абсурдного героя, хотя то и дело осуществляли бегство в «гуманизм» или в «умопомрачительную свободу и бунт». Для них было очевидно, что послевоенный театральный авангард был вызван кризисом традиционного психологического театра – жизнь оказалась намного сложнее и трагичнее того, чем она раньше представлялась на сцене. Источник новой театральности Сартр увидел в экзистенциальной возможности посмотреть на человека сквозь призму конкретной «ситуации» его существования. Это помогало представить движение жизни как многообразие ситуаций выбора, с неизбежностью встающих перед каждой личностью, и в этом виделась уникальная возможность противостоять абсурду.

Герой «театра ситуаций» бесконечно одинок: нравственная высота личности в экзистенциализме измеряется глобальностью ситуаций, в которой ему предстоит сделать свой выбор, бросая вызов всему сущему, вселенной. Именно поэтому Сартра и Камю часто рассматривают среди тех, кто сумел вернуть театру трагедию. Действительно, их драматическое творчество всецело проникнуто трагическим пафосом, их герои отчаянно сражаются с властью. «Ничто» (которое в эстетике экзистенциализма заменило античное понятие Рока) в ситуации «по ту сторону добра и зла» – все это не раз заставляло вспомнить времена Расина и Корнеля, поскольку после них жанр трагедии «измельчал», «заболел» психологизмом. Преодолев психологизм, обращение к сущным экзистенциальным основам в человеке, Камю и Сартр вышли на другой уровень драматического мышления. Их обращение к античности - «Мухи» Сартра и «Калигула» Камю - уже само по себе «бегство в культуру» от современности и абсурда. Но здесь есть и мотив противостояния абсурдных героев, Сизифа, Ореста, Калигулы, всем остальным, поскольку именно им открылась глубина Абсурда и Ничто.

С.Беккет в пьесах «В ожидании Годо» и «Счастливые дни» и Э.Ионеско в пьесах «Лысая певица» и «Стулья» представляются авторами, у которых абсурд выступает в качества структурного принципа отражения вселенского хаоса. Абсурд неизбежно появляется там, где происходит осмысление бытия, и он есть констатация смыслового (языкового) тупика, бессилия мысли (языка) обнаружить организующее начало в бытии. Абсурд есть предел рационально-логического, понятного уму, за ним начинается иррациональное и непонятное. Абсурд – это кризис дискурса[129]и проблема интерпретаций: то, что кажется абсурдным в пределах одного дискурса, совсем не обязательно проявится в другом.

Отражение абсурда в реальной жизни (вернее абсурдности самой жизни) – в традиции русской литературы, которая не прерывается: Гоголь – Козьма Прутков – Чехов – Сологуб – ОБЭРИУты. ОБЭРИУ (Объединение реального искусства) заявило о себе в период с 1927 до начала 1930-х гг. как литературно-театральная группа, в которую входили К.Вагинов, А.Введенский, Д.Хармс, Н.Заболоцкий и др. С абсурдом обэриутов объединяла нетерпимость к обывательскому здравому смыслу и активная борьба с «реализмом». Реальность для них была в очищении подлинного мистического смысла слова от шелухи обыденных смыслов и наслоений. Вот что пишет по этому поводу О.Ревзина Я.Друскину (одному из теоретиков ОБЭРИУ): «язык и то, что создается с помощью языка, не должен повторять информацию, поступающую к нам от любезно предоставленных нам природой органов чувств … Искусство, воспроизводящее те же комплексы ощущений и представлений, которые мы получаем через другие каналы информации, не есть настоящее искусство … в человеческом языке … скрыты новые формы, которых мы не знаем и не представляем их, и они-то, эти новые формы, и есть истинное искусство, дающее возможность, полноценно использовать язык как средство познания, воздействия и общения»[130]. В драму абсурда ОБЭРИУты вошли двумя самыми известными пьесами: «Елка у Ивановых» (1939) А.Введенского и «Елизавета Бам» (1928) Д.Хармса.

В конце 1970-х – начале 1980-х гг. русская драма вновь возвращается к абсурду. Это и отражение нарастающего абсурда окружающей действительности у Л.Петрушевской в «Квартире Коломбины», и попытка освоить технику абсурда в одноактных пьесах В.Славкина «Плохая квартира», «Мороз» и др., и бурлеск Вен.Ерофеева в «Вальпургиевой ночи, или Шагах Командора». Бурлеск имеет с абсурдом общие корни, т.к. дистанцирован по отношению к культуре. Но бурлеск генетически связан и с карнавальным началом, отсюда его природная амбивалентность и непременная обратимость: через разрушение – новая жизнь. Абсурд же не цикличен – линеен, направлен в небытие, во-первых, и во-вторых, абсурд перемещает все в некий параллельный мир, который не подражает, не отрицает и не оппонирует реальному миру, как бурлеск. Пьеса Вен.Ерофеева с самого начала обнаруживает бурлескную основу. Автор вспоминал: «В конце 1985 года сестра подарила мне Корнеля и Расина. Был взбудоражен принципами классицизма и удивлен тем, что у них не над чем смеяться. Решил, отчего бы не написать классическую пьесу, только сделать смешно и в финале героев ухайдакать, а подонков оставить – это понятно нашему человеку»[131]. Иерархизм в сознании здесь на лицо, противопоставление смеха – серьезности, героев – «подонкам». Если вспомнить беккетовскую формулу, то Ерофееву «есть из чего» выражать и есть «что» выражать («это понятно нашему человеку»). В абсурде же не должно быть ничего «понятного», нет «нашего» и «ненашего» и нет «человека». Сумасшедший дом для Ерофеева – это прежде всего эквивалент карнавальной площади, удобное место для осуществления бесчисленных «переворачиваний» и «развенчаний», сумасшедшие Ерофеева – умные дураки, юродивые. У Л.Петрушевской, В.Славкина, Вен.Ерофеева абсурд служил художественным приемом, так или иначе отражающим невозможность существования человека в мире, но не отражал преодоления этого конфликта через абсурд. Поэтому, так же, как и у Ионеско, здесь абсурд служит сатирическим разоблачением той или иной идеологической системы, возомнившей себя всем миром, и человека, который состоит в конфликте с системой, но мыслит себя в конфликте с миром. Разрешением подобного драматургического конфликта чаще всего оказывается выход из абсурдной ситуации – благополучный («Три девушки в голубом» Л.Петрушевской) или не благополучный («Вальпургиева ночь…» Вен.Ерофеева).

Своеобразного торжества в русской драме абсурд достигает в пьесах Нины Садур и Владимира Сорокина. Здесь нет дискредитации привычных форм жизни в пользу углубленного, но безнадежного взгляда на действительность, напротив, «гармония», идилличность и даже некая целесообразность абсурда, т.е. бездны, хаоса, противопоставлены абсолютно непостижимой реальности. Абсурдная изнанка и одновременно двойник жизни видятся не только разрешением конфликтов, но благополучным исходом. «Виртуальная реальность», таким образом, получается одерживает победу над реальной действительностью, и в этом торжестве абсурда как художественного мировоззрения видна и его полная исчерпанность в искусстве.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КУРСА[132]


Планы практических занятий

Драматургия М.Горького

Анализ пьесы М.Горького «На дне»

История создания и сценическая история пьесы «На дне».

Основной конфликт, сюжетно-композиционная организация.

Система образов, способы их создания и расстановка в конфликте.

Образы Луки, Бубнова и Сатина как идеологические центры пьесы.

Философско-этический контекст пьесы, скрытая полемика с Л.Толстым.

Миф и символ в пьесе (современные трактовки).

Формы выражения авторского сознания в пьесе










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 291.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...