Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стадия 1. Понимание и приятие




В отличие от профессионального мира, где необходимо строгое со­блюдение временных рамок, общественный наставник должен быть готов тратить столько времени, сколько потребуется для построения доверительных отношений и выработки чувства доверия и уверенно­сти у ученика, который, вероятнее всего, будет крайне осторожен и неуверен. Нелегко выдержать верный баланс между эмпатией и стро­гостью. Кроме того, наставник должен предоставить ученику доступ к необходимой информационной базе и связать его с профессиональ­ными агентствами. Таким образом, получается, что ключевым момен­том работы наставника является установление границ между его ро­лью и ролью других специалистов.

Решить проблему формирования доверительных отношений помо­жет демонстрация того, что у наставника нет никакого скрытого пла­на действий, что он действительно не верит в существование един­ственно правильного подхода к вопросу, который «внедряется» истэб­лишментом и авторитетами.

Помощь ученикам в развитии самосознания и осознании своих слабых и сильных сторон — требование, похожее на те, что предъяв­ляются к другим типам наставничества. Стиль речи и тон голоса тре­буют, возможно, большей сензитивности, чем принято в более жест­кой деловой среде. Доверие к наставнику, который «был здесь, жил, работал, рассказывал истории», может быть очень сильным, например, у юной матери-подростка, старающейся справиться с нормальными,


132 ■ Глава 5. Катализаторы возникновения новой профессии

но непослушными детьми. Эта молодая мать может не верить кому-то, кто хоть и говорит здравые вещи, но воспринимается ею как еще один «эксперт», дающий ей инструкции.


Стадия 2. Мотивация к действиям

Общественные ученики часто обладают чувством личной неадекват­ности или считают, что на них уже стоит клеймо «неудачников». Пре­одоление этого негативного самовосприятия и мотивирование их к со­ставлению плана действия, призванного изменить существующую си­туацию, — непростая задача, и добровольный наставник может сыграть здесь особенно ценную роль. Необходимы обучение и другая поддерж­ка. Возможно, наиболее эффективный метод работы наставника состо­ит в демонстрации ученику ролевой модели, подтверждающей полез­ность ведения записей, постановки целей, анализа прогресса и привле­чения другой поддержки, супервизии и возможностей подготовки.

Возможно, ключ — в верной комбинации жесткости и поощрения с терпением и эмпатией. Придется составить очень сложный коктейль из различных навыков. Например, часто при постановке целей необ­ходимо разбивать их на очень маленькие, одиночные шаги, отдавая себе отчет в том, что такой способ вызывает у большинства людей огромные затруднения. Недостаток терпения и нереалистичные ожи­дания относительно скорости прогресса — одно из главных объясне­ний отказа от деятельности и неудач. В этом отношении контраст с кор­поративным наставничеством, возможно, наиболее ярок.

Стадия 3. Поддержка плана

Побудив ученика составить план действий, описывающий посте­пенную, пошаговую, дорогу к цели, общественный наставник в отли­чие от наставников других типов не может просто на время присесть и подождать, пока его ученик за один вечер станет сам побуждать себя к действиям.

Директивная контролирующая роль может выглядеть как патро­наж, но готовность сопровождать ученика во время его первой попыт­ки заняться самообразованием после школы, например сходить в биб­лиотеку или государственное агентство, может стать именно тем, что требуется молодому человеку. Обеспечение поддержки в ходе ре­ализации плана часто означает просто регулярную «доступность для беседы». Наиболее распространенные препятствия в достижении це­лей возникают из-за условий жизни вне формальной программы, и персонализированные отношения с наставником могут использовать-


Обучающий наставник ■ 133

ся для проработки личных и домашних проблем. Опасность для горя­щего чрезмерным энтузиазмом наставника, который к тому же стре­мится быть «полезным», заключается в том, что он может создать си­туацию, в которой ученик становится излишне зависимым от него. Выдержать нужный баланс нелегко, и доступность какого-либо на­ставника (которого иногда называют супервизором) может быть не­оценимой поддержкой для самого наставника, позволяющей ему спра­виться с этой ситуацией.


Стадия 4. Обзор результатов и поддержание импульса

За ходом всех программ необходимо наблюдать, чтобы отслежи­вать достигнутые в ходе реализации плана успехи и оценивать конеч­ные результаты. Мониторинг и отслеживание — постоянный процесс, но настоящая оценка происходит по завершении программы или пос­ле выполнения плана.

В корпоративном или квалификационном контексте это может означать завершение программы развития навыков или получение профессиональной квалификации.

В общественном контексте достижения могут казаться более уме­ренными, но они столь же ценны. Например, способность открыть счет в банке и написать свое имя на чеке может стать громадным успехом для человека, страдающего дислексией, которая усугубилась пристраст­ным отношением представителей системы образования, считавши­ми его неудачником. Потребность отмечать эти успехи и в то же время выстраивать мотивацию к установлению новых целей сходна в любом контексте наставничества.

Способ проведения финальной оценочной сессии, который, как по­казал опыт, работает достаточно хорошо, — это постановка вопросов в следующей последовательности:

• Чем вы сейчас занимаетесь?

• Чего вы надеялись достичь?

• Чего вы в действительности достигли?

• Сталкивались ли вы с новыми возможностями обучения?

• Как бы вы описали личную пользу от программы?

• Что, по вашему мнению, вы могли бы делать дальше для развития ваших достижений?

Если отношения были успешными, шансы продолжения прогрес­са даже без формального вмешательства наставника обычно высоки.


134  ■ Глава 5. Катализаторы возникновения новой профессии

Возрастание интереса к наставничеству частично объясняется си­лой и простотой концепции индивидуальных встреч для помощи и поддержки самостоятельного управления обучением. Как и в случае с «корпоративным» и «квалификационным» наставничеством, теория и практика, очевидно, сливаются при возникновении сложностей, обусловленных отношениями и контекстом осуществления настав­ничества. Потребуется несколько лет реального опыта общественно­го наставничества, прежде чем будет согласован язык, установятся модели и стандарты, как мы показываем на рис. 5.3, но приложенные усилия не пройдут даром и будут вознаграждены.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...