Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Стадия 1. Понимание и приятие
В отличие от профессионального мира, где необходимо строгое соблюдение временных рамок, общественный наставник должен быть готов тратить столько времени, сколько потребуется для построения доверительных отношений и выработки чувства доверия и уверенности у ученика, который, вероятнее всего, будет крайне осторожен и неуверен. Нелегко выдержать верный баланс между эмпатией и строгостью. Кроме того, наставник должен предоставить ученику доступ к необходимой информационной базе и связать его с профессиональными агентствами. Таким образом, получается, что ключевым моментом работы наставника является установление границ между его ролью и ролью других специалистов. Решить проблему формирования доверительных отношений поможет демонстрация того, что у наставника нет никакого скрытого плана действий, что он действительно не верит в существование единственно правильного подхода к вопросу, который «внедряется» истэблишментом и авторитетами. Помощь ученикам в развитии самосознания и осознании своих слабых и сильных сторон — требование, похожее на те, что предъявляются к другим типам наставничества. Стиль речи и тон голоса требуют, возможно, большей сензитивности, чем принято в более жесткой деловой среде. Доверие к наставнику, который «был здесь, жил, работал, рассказывал истории», может быть очень сильным, например, у юной матери-подростка, старающейся справиться с нормальными, 132 ■ Глава 5. Катализаторы возникновения новой профессии но непослушными детьми. Эта молодая мать может не верить кому-то, кто хоть и говорит здравые вещи, но воспринимается ею как еще один «эксперт», дающий ей инструкции. Стадия 2. Мотивация к действиям Общественные ученики часто обладают чувством личной неадекватности или считают, что на них уже стоит клеймо «неудачников». Преодоление этого негативного самовосприятия и мотивирование их к составлению плана действия, призванного изменить существующую ситуацию, — непростая задача, и добровольный наставник может сыграть здесь особенно ценную роль. Необходимы обучение и другая поддержка. Возможно, наиболее эффективный метод работы наставника состоит в демонстрации ученику ролевой модели, подтверждающей полезность ведения записей, постановки целей, анализа прогресса и привлечения другой поддержки, супервизии и возможностей подготовки. Возможно, ключ — в верной комбинации жесткости и поощрения с терпением и эмпатией. Придется составить очень сложный коктейль из различных навыков. Например, часто при постановке целей необходимо разбивать их на очень маленькие, одиночные шаги, отдавая себе отчет в том, что такой способ вызывает у большинства людей огромные затруднения. Недостаток терпения и нереалистичные ожидания относительно скорости прогресса — одно из главных объяснений отказа от деятельности и неудач. В этом отношении контраст с корпоративным наставничеством, возможно, наиболее ярок. Стадия 3. Поддержка плана Побудив ученика составить план действий, описывающий постепенную, пошаговую, дорогу к цели, общественный наставник в отличие от наставников других типов не может просто на время присесть и подождать, пока его ученик за один вечер станет сам побуждать себя к действиям. Директивная контролирующая роль может выглядеть как патронаж, но готовность сопровождать ученика во время его первой попытки заняться самообразованием после школы, например сходить в библиотеку или государственное агентство, может стать именно тем, что требуется молодому человеку. Обеспечение поддержки в ходе реализации плана часто означает просто регулярную «доступность для беседы». Наиболее распространенные препятствия в достижении целей возникают из-за условий жизни вне формальной программы, и персонализированные отношения с наставником могут использовать- Обучающий наставник ■ 133 ся для проработки личных и домашних проблем. Опасность для горящего чрезмерным энтузиазмом наставника, который к тому же стремится быть «полезным», заключается в том, что он может создать ситуацию, в которой ученик становится излишне зависимым от него. Выдержать нужный баланс нелегко, и доступность какого-либо наставника (которого иногда называют супервизором) может быть неоценимой поддержкой для самого наставника, позволяющей ему справиться с этой ситуацией. Стадия 4. Обзор результатов и поддержание импульса За ходом всех программ необходимо наблюдать, чтобы отслеживать достигнутые в ходе реализации плана успехи и оценивать конечные результаты. Мониторинг и отслеживание — постоянный процесс, но настоящая оценка происходит по завершении программы или после выполнения плана. В корпоративном или квалификационном контексте это может означать завершение программы развития навыков или получение профессиональной квалификации. В общественном контексте достижения могут казаться более умеренными, но они столь же ценны. Например, способность открыть счет в банке и написать свое имя на чеке может стать громадным успехом для человека, страдающего дислексией, которая усугубилась пристрастным отношением представителей системы образования, считавшими его неудачником. Потребность отмечать эти успехи и в то же время выстраивать мотивацию к установлению новых целей сходна в любом контексте наставничества. Способ проведения финальной оценочной сессии, который, как показал опыт, работает достаточно хорошо, — это постановка вопросов в следующей последовательности: • Чем вы сейчас занимаетесь? • Чего вы надеялись достичь? • Чего вы в действительности достигли? • Сталкивались ли вы с новыми возможностями обучения? • Как бы вы описали личную пользу от программы? • Что, по вашему мнению, вы могли бы делать дальше для развития ваших достижений? Если отношения были успешными, шансы продолжения прогресса даже без формального вмешательства наставника обычно высоки. 134 ■ Глава 5. Катализаторы возникновения новой профессии Возрастание интереса к наставничеству частично объясняется силой и простотой концепции индивидуальных встреч для помощи и поддержки самостоятельного управления обучением. Как и в случае с «корпоративным» и «квалификационным» наставничеством, теория и практика, очевидно, сливаются при возникновении сложностей, обусловленных отношениями и контекстом осуществления наставничества. Потребуется несколько лет реального опыта общественного наставничества, прежде чем будет согласован язык, установятся модели и стандарты, как мы показываем на рис. 5.3, но приложенные усилия не пройдут даром и будут вознаграждены. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 254. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |