Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Преимущества самостоятельного обучения
Программа наставничества и самостоятельно управляемое обучение (СМАЙЛ) принесли подразделению очень много пользы. Эти мероприятия побудили людей задуматься о широком спектре возможностей обучения, которые могут помочь им в достижении своих целей: ...простое побуждение людей более гибко размышлять о кажущихся недоступными возможностях, об обучении, о собственном развитии и обо всех «за» и «против» их сегодняшнего положения дало огромные преимущества и повысило боевой дух сотрудников. 112 ■ Глава 4. Наставничество: слияние теории и практики Также они улучшили способность индивидов адаптироваться к изменениям: Потенциально всегда существует возможность организационных изменений, которые, на мой взгляд, некоторые сотрудники подразделения считают для себя угрожающими. Однако я не заметил реакции, которую ожидал. Может, это произошло благодаря влиянию процесса наставничества, а может, вследствие того, как мы его осуществляли. Это могло оказаться изменением культуры. Наставничество помогает людям комфортнее чувствовать себя в условиях перемен и дает большее чувство уверенности в себе. СМАЙЛ оказалась эффективной системой самостоятельного обучения: Чувство, что мы обладаем чем-то устойчивым, крепкой структурой, рождающей уверенность... Этот действенный цикл включил в себя большую часть подразделения. Программа наставничества помогла справиться с трудностями коммуникаций: Этот процесс может пролить свет на некоторые промахи и темные пятна. Например, выявляется тот факт, что линейные менеджеры не всегда доводят до сведения подчиненных, каких результатов они ожидают от их деятельности. Процесс помог определить пункты нарушения основных принципов ведения дел. Программа увеличила количество возможностей для обучения: Некоторым менеджерам она позволила улучшить навыки межличностного общения, а некоторые из них даже решили получить квалификацию «наставник», демонстрируя тем самым, что они понимают ценность обладания навыками опытного наставника. Программа повысила сплоченность подразделения: Программа также сделала вклад в развитие чувства общности всех сотрудников подразделения. Лично для Марка Уитли преимущества заключались в том, что: Что-то происходит на регулярной основе, и это заставляет меня концентрироваться на моем личном развитии — и это постоянный цикл, дисциплина. Кроме того, это улучшает мои навыки слушания, ставя меня в ситуации, где мне приходится выслушивать людей, исполняя роль наставника. Что происходит на практике? ■ 113 Недостатки программы в том виде, как они выявлялись, были минимальными: Тот факт, что некоторые люди были разочарованы, возможно, объясняется тем, что они представляли себе СМАЙЛ панацеей от всех своих проблем или быстрым способом повышения качества работы. Участие в программе было добровольным, поэтому некоторые люди, которые могли бы получить большую пользу от программы, просто не включились в нее. Смущение и некоторое замешательство со стороны одного или двух участников программы, посчитавших, что СМАЙЛ связана с их личными стремлениями, а не с развитием навыков выполнения «повседневной работы». Следующие условия Марк Уитли считает ключевыми факторами, определившими успех программы в Сэндвелле: • Большое количество сотрудников — увлекающиеся и мотивированные люди. • И наставники, и ученики были добровольцами. • Существует некая четкая, постоянная, слаженная и гибкая концептуальная структура. • Цикл в рамках данной структуры развивается относительно быстро, что позволяет уверенно реализовывать ПЛР. • Наставники были патриотами организации. • Был доступен внешний наставник, обеспечивавший топ-менеджерам поддержку и поощрение. • Очевидно, СМАЙЛ побуждает людей принимать на себя ответственность за свое обучение. Получается, что по крайней мере для «корпоративного» мира модель «коуча-наставника» является наиболее подходящей и ключевое значение для успешности имеет качество отношений. Пример 4. Наставничество в Spicer Hallfield Дайана Кэсвелл пришла в Spicer Hallfield, лидировавший на рынке производитель и дистрибьютор фотопринадлежностей, в 1998 году на должность управляющего. Компания располагается на трех площадках в центральной и северной Англии, и в ее штат входят около 160 человек. S-115 114 ■ Глава 4. Наставничество: слияние теории и практики Уже на ранних этапах Дайана начала вводить в компании новую корпоративную культуру, которая, как она надеялась, должна была помочь включить сотрудников в процесс развития бизнеса и их собственного будущего. Она осознавала необходимость мотивации, поощрения и поддержки индивидов, с тем чтобы они могли научиться думать самостоятельно, повысить уровень уверенности в себе и стать более ответственными. Новая культура, основанная на коучинге и наставничестве, также должна была соответствовать бизнес-плану, она была предназначена помочь людям понять законы бизнеса; иначе она была бы всего лишь еще одним «модным поветрием», вещью в себе, не связанной с целями и задачами организации. Первые действия были направлены на руководство организации; было достигнуто соглашение, что три руководителя (в том числе и Дайана) и три топ-менеджера станут учениками внешнего наставника. Через три месяца программа была расширена, и в таком виде она охватила 20-30 ключевых персон (каждая из которых исполняла роль супервизора, менеджера или специалиста в бизнесе), также предоставив им возможность обучаться. Их наставниками стали люди из других организаций — команда топ-менеджеров. Подготовка и обучение Коучи и наставники проходили определенную подготовку для успешного исполнения своей роли, и очень многое им приходилось делать самостоятельно. Три месяца они занимались с внешним наставником, располагая этим временем для того, чтобы полностью овладеть подходом СМАЙЛ, проработав его применительно к себе. С этого момента (и до сих пор) они поддерживали друг друга, делились материалами для чтения, изыскивали лучшие способы слушания и постановки вопросов, заполняли индивидуальные опросники, посещали собрания и конференции, на которых обсуждался вопрос, как личные качества человека могут проявляться в процессе взаимодействия с другими людьми и как они могут вступать в противоречие с требованиями ситуации, заполняли опросники, касавшиеся работы в команде (например, опросник Belbiri), и т. д., то есть проделали значительную работу по углублению самопознания. «Они взяли на себя ответственность за свое обучение». В своих регулярных обсуждениях программы они делились друг с другом множеством возникших вопросов, бросавших вызов их компетентности как наставников. Они исследовали вопрос, когда умеет- Что происходит на практике? ■ 115 но принимать вызов в работе с учеником; как лучше всего работать с учеником, не желающим трудиться или не видящим нужды в переменах; как можно примирить учеников с их намерениями сменить работу или выйти из программы. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 229. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |