Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Потенциальные препятствия эффективной обратной связи




Существует несколько препятствий, мешающих эффективной передаче и успешному приему обратной связи:

• Обратная связь может стать неожиданной или вызвать шок, если не установлены четкие цели деятельности или развития или в слу­чае, когда ученик и коуч или наставник не имеют общего видения этих проблем.

• Обратная связь может предоставляться таким образом, что ее ад­ресат воспримет ее как «гору критики» или «кипу безоснователь­ных суждений», задевающих его чувство справедливости.

• Может возникнуть проблема доверия; важно, чтобы получатель об­ратной связи считал, что тот, кто ее предоставляет, обладает доста­точной компетентностью, чтобы высказываться по этим вопросам.


Сензитивность и стресс ■ 139

• Предыдущий опыт получения негативной обратной связи может заставить адресата чувствовать необходимость «защищать свои во­рота».

• Люди «боятся» предоставлять обратную связь, потому что они не уверены в том, что справятся с реакцией на нее, и волнуются за то, что обратная связь разрушит сложившиеся ранее отношения.


Сензитивность и стресс

Многие молодые люди стесняются, ужасно себя чувствуют и сму­щаются в новых ситуациях, когда им приходится работать бок о бок с другими, более опытными сотрудниками. Более опытные люди, участвующие в программе обучения, могут чувствовать некую «затор­моженность» и неспособность сбросить с себя напряжение так, как они привыкли это делать на рабочем месте. Обычно помощь людям, образ «Я» которых, может быть, несколько занижен, выражающаяся в ру­ководстве их движением к первым успехам, а также поощрение пози­тивного поведения и вознаграждение за приложенные усилия вносят весомый вклад в развитие позитивной установки «Я могу это!».

Коучи и наставники должны обладать сензитивностью (психоло­гической чувствительностью и восприимчивостью. — Примеч. перев.) к внутренним состояниям людей, с которыми они работают. Конечно, они должны быть сензитивными и в отношении своего собственного внутреннего состояния, поскольку обратная связь — процесс двусто­ронний. В стрессогенных ситуациях люди демонстрируют самые раз­нообразные реакции, которые далеко не всегда являются наиболее оптимальными. Было бы ошибочным недооценивать уровень стресса, связанный для многих с самой сессией коучинга или наставничества!

Транзактный анализ(ТА) — один из подходов к пониманию ос­нов различных внутренних состояний, в которых находятся люди, со­стоящие во взаимоотношениях с другими людьми. Транзакцию мож­но определить как совокупность сигнала или стимула, посланного одним человеком другому, и сигнала или реакции, посланных в ответ. За одним циклом «сигнал — ответ» идет следующий, и поэтому об­ратную связь можно представить в виде серии транзакций.

Транзактный анализ предполагает, что существуют три основных состояния человека и что мы отвечаем на внешние стимулы, находясь в каком-либо из них, в зависимости от нашего настроения и требова-


140 ■ Глава б. Обратная связь, закладывающая основы успеха

ний ситуации. В данном случае сензитивность заключается в понима­нии того, какое поведение необходимо в выборе нужной модели пове­дения и управлении своим поведением таким образом, чтобы реакция на внешний стимул определялась наиболее адекватным состоянием, лучше всего подходящим и к сложившейся ситуации, и к внутренним состояниям других включенных в ситуацию людей. Ниже приводится краткое описание этих эго-состояний:

Состояние «родитель»— включает наши убеждения, ценности, установки, стандарты, моральные и нравственные нормы. Нахо­дясь в этом состоянии, мы все взвешиваем и выносим суждения. Мы можем относиться к другому человеку либо критически, либо с позиций заботы.

Состояние «взрослый»— включает составляющие нашего рацио­нального, неэмоционального и аналитического мировоззрения. В этом состоянии мы склонны иметь дело с реальностью, фактами и цифрами. Мы с готовностью занимаемся решением проблем и спокойно обсуждаем последствия наших решений.

Состояние «ребенок»— включает спонтанные, естественные, иг­ривые реакции на события. В этом состоянии мы любопытны, кре­ативны и склонны шутить. С другой стороны, мы можем действо­вать эмоционально, быть иррационально раздражительными, обид­чивыми и мрачными, в точности как избалованные дети, которые не могут добиться своего.

Можно обобщить эти состояния как «родитель» (установки), «взрос­лый» (мышление) и «ребенок» (чувства). Эти три состояния у всех людей постоянно сменяются. Понимание основ транзактного анализа и эго-состояний позволяет нам осознавать собственное внутреннее со­стояние перед началом или в ходе различных коммуникаций. Это по­могает нам реагировать таким образом, чтобы с наибольшей вероят­ностью избежать стычек, которые происходят, когда эго-состояния пе­ресекаются вместо того, чтобы дополнять друг друга или развиваться параллельно.

Цель конструктивной обратной связи состоит в том, чтобы заста­вить обоих взрослых людей действовать в их «взрослом» эго-состо­яний, чтобы они могли оперировать фактами, проверять возможные решения и последствия, не создавая себе проблем пересекающихся транзакций, когда возникает слишком много препятствий в виде пред­рассудков и (предубеждений либо чувств и эмоций.


Как вам это?  ■ 141



Как вам это?

Чтобы научиться предоставлять адекватную по содержанию, сти­лю и тону обратную связь, полезно выработать привычку обращать внимание на то, как вы себя чувствуете при запросе или предоставле­нии обратной связи. Спросите себя о следующем: когда вы получаете обратную связь от другого человека, вы:

• Активно слушаете его описание вашего поведения или вашей ком­петенции?

• Тщательно учитываете сказанное, пытаясь увидеть ситуацию с его точки зрения?

• Взвешиваете плюсы и минусы изменения или модификации ваше­го поведения?

• Спокойно начинаете анализировать свои реакции на полученные комментарии?

• Взаимно согласовываете последующие действия?

• Запрашиваете любую поддержку или помощь, которая, по вашему мнению, будет необходима?

• Благодарите его за предоставленную обратную связь?

Будьте честными. На многие вопросы вы можете дать как утвер­дительный, так и отрицательный ответ. Поменявшись ролями, легко увидеть некоторые трудности, с которыми мы сталкиваемся, будучи получателями обратной связи. Мы можем:

• Беспокоиться о том, что о нас думают другие люди.

• Интересоваться мотивами, стоящими за фактом предоставления обратной связи. Честна ли она? Можно ли ей доверять?

• Бояться потерять лицо или независимость, даже если мы призна­ем необходимость помощи.

• Терять уверенность в себе и переживать чувство собственной непол­ноценности.

Если коучи и наставники будут внимательны к этим проблемам и будут постоянно вспоминать себя, «глядя в зеркало», они смогут из­бежать ошибок неадекватной и неуместной обратной связи.

Кроме того, коучи и наставники могут легко поддаться искушению считать вопрос отношений с учеником решенным априори, особенно если они уже поработали с ним в течение некоторого времени. В рабо-


142 ■ Глава б. Обратная связь, закладывающая основы успеха

чей ситуации, часто в самой основе рабочих отношений, лежат про­блемы власти и авторитета, и ученик обычно слишком хорошо пони­мает, что занимает в индивидуальном общении с коучем и наставни­ком зависимую и несколько подчиненную позицию.

Поэтому не всегда легко создавать свободные, неформальные и поддерживающие отношения. Особенно это касается случаев органи­заций с бюрократической или агрессивно-иерархической культурой, ориентированных на результат. Очень важно помнить о влиянии орга­низационной культуры. Это помогает обеим сторонам вырабатывать реалистические ожидания. Кроме того, важно оценивать эффекты воз­растных, половых, образовательных, этнических и культурных разли­чий. Это вовсе не означает, что данные эффекты обязательно или не­избежно явятся препятствиями, просто следует помнить, что недоста­ток понимания проблем и чувствительности к ним может сделать сессии обратной связи затруднительными и непродуктивными.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...