Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Несводимость познания к речемыслительным процессам. Вербальное мышление и эмоциональная сфера личности.




Путь мысли от ее зарождения до воплощения в какой-либо материальной форме обычно опосредован языком. Способность человека к оперированию элементами мысли, выражающимися не только в словах, но и в других материальных формах, возможна только благодаря языку. Существуют также неязыковые формы мышления, они связаны с эмоциональной сферой личности и отражают в основном специфическую умственную деятельность, которая присуща не всем людям – не каждый человек способен создавать музыкальные произведения, писать картины, конструировать машины.

Мышление человека не является строго логичным, рациональным, так как в нем отражаются также человеческие эмоции. Язык фиксирует в себе все аспекты умственной деятельности, включая эмоции, отсюда наличие в языке междометий, грамматических категорий модальности, наклонения.

Развитие детской речи.

Русские психологи придерживаются мнения, что мышление и речь тесно связаны в детстве, а затем, по мере развития, мышление взрослого в известной мере освобождается от языка — во всяком случае, от явных или скрытых речевых реакций. Наиболее крупный вклад в разработку этой проблемы внес выдающийся советский психолог Л. С. Выготский, он развивает мысль о том, что и в филогенезе (возникновение эволюционных форм сознания), и в онтогенезе (индивидуальное развитие) имеются элементы невербального мышления (например, «практическое» мышление при решении практических задач), а также элементы неинтеллектуальной речи (например, эмоциональные крики), и пытается проследить взаимодействующее развитие этих двух элементов вплоть до того момента, когда речь начинает обслуживать мышление, а мышление может отражаться в речи.

Интеллект и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуются в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Но интеллект появляется у ребенка и совершенствуется у подростка и юноши не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью.
Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем и мыслить, и воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются.


Психолингвистическая трактовка языка в качестве устройства для порождения и восприятия текстов. Основные этапы порождения и восприятия речи. Учение Л.С.Выготского о внутренней речи. Глубинные и поверхностные синтаксические структуры. Понятие пресуппозиции.

 

Этапы порождения речи

1. Мотивационный уровень. Принятие решений общего характера: говорить или не говорить, использовать активную или пассивную конструкцию. Выбор фундаментальных особенностей будущего сообщения, построение его общего стратегического замысла. Мотивом может быть требование (деманд), или обращение информационного характера, связанное с контактом (контакт), или мотив, связанный с желанием сформулировать свою собственную мысль (концепт).

2. Семантический уровень. Разграничение возможных значений. 

3. Рядоустанавливающий уровень. Появление слов, в которых реализуется тот замысел, который сформировался на предыдущих уровнях.

4. Интегрирующий уровень. Звуковое оформление проработанного высказывания.

Процесс восприятия текста:

1. восприятие текста – распознавание звукового сигнала как текста, связанного с некоторым содержанием. Восприятие текста связано с преодолением разного рода помех (внешних и внутренних). При сильных помехах выходят на передний план характеристики, которые обеспечивают приблизительно восприятие.

2. понимание текста. основная задача собственно понимания уже воспринятого текста – «восстановить» его цельность, т.е. воссоздать актуальную внутреннюю номинацию, по возможности максимально приближенную к актуальной внутренней номинации говорящего.

3. вероятностный прогноз в процессе понимания текста заключается в том, что слушающий пытается уже по первым элементам текста восстановить весь предмет коммуникации, строит предварительную гипотезу о содержании воспринимаемого текста в целом

Учение Л.С.Выготского о внутренней речи.

Внутренняя речь является средством материального закрепления мысли, но она используется также слушающим при восприятии им внешней речи для ее обобщения и запоминания. Кроме того, внутренняя речь при восприятии внешней не только материально закрепляет, но и логически расчленяет и обобщает материал речи, превращая ее в мысль, а при производстве речи превращает мысль в звучащую речь.

Внутренняя речь служит промежуточным звеном между мышлением, протекающим в речевых зонах мозга, и внешней речью, связывая идеальную отвлеченную мысль и материальную форму языка в единый речемыслительный процесс.

Вероятно, с помощью внутренней речи осуществляется переработка преимущественно только тех видов мышления, которые протекают в речевых зонах коры головного мозга или способны переводиться в эти зоны, т.е. быть опосредованными и выраженными вербально. (ОЯ)

Л.С. Выготский говорил о том, что мысль не вопло­щается в слове, а совершается в слове. Решающую роль в этом процессе играет внутренняя речь.

Известно, что внутренняя речь возникает у ребенка в тот мо­мент, когда он начинает испытывать определенные затруднения, когда возникает необходимость решить ту или другую интеллек­туальную задачу. Известно далее, что эта внутренняя речь появ­ляется относительно поздно из ранее развернутой внешней речи, на первых этапах обращенной к собеседнику, а на дальнейших этапах обращенной к самому себе. Формирование внутренней речи претерпевает ряд этапов; она возникает путем перехода внешней речи сначала во фрагментарную внешнюю, затем в шепотную речь и лишь после этого, наконец, становится речью для себя, приоб­ретая свернутый характер.

Известно, что по своему морфологическому строению внутрен­няя речь резко отличается от внешней: она имеет свернутый, аморф­ный характер, а по своей функциональной характеристике являет­ся прежде всего предикативным образованием. Предикативный характер внутренней речи и является основой для перевода исход­ного «замысла» в будущее развернутое, синтагматически постро­енное речевое высказывание. Внутренняя речь включает в свои состав лишь отдельные слова и их потенциальные связи. (Лурия)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 564.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...