![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Несводимость познания к речемыслительным процессам. Вербальное мышление и эмоциональная сфера личности.
Путь мысли от ее зарождения до воплощения в какой-либо материальной форме обычно опосредован языком. Способность человека к оперированию элементами мысли, выражающимися не только в словах, но и в других материальных формах, возможна только благодаря языку. Существуют также неязыковые формы мышления, они связаны с эмоциональной сферой личности и отражают в основном специфическую умственную деятельность, которая присуща не всем людям – не каждый человек способен создавать музыкальные произведения, писать картины, конструировать машины. Мышление человека не является строго логичным, рациональным, так как в нем отражаются также человеческие эмоции. Язык фиксирует в себе все аспекты умственной деятельности, включая эмоции, отсюда наличие в языке междометий, грамматических категорий модальности, наклонения. Развитие детской речи. Русские психологи придерживаются мнения, что мышление и речь тесно связаны в детстве, а затем, по мере развития, мышление взрослого в известной мере освобождается от языка — во всяком случае, от явных или скрытых речевых реакций. Наиболее крупный вклад в разработку этой проблемы внес выдающийся советский психолог Л. С. Выготский, он развивает мысль о том, что и в филогенезе (возникновение эволюционных форм сознания), и в онтогенезе (индивидуальное развитие) имеются элементы невербального мышления (например, «практическое» мышление при решении практических задач), а также элементы неинтеллектуальной речи (например, эмоциональные крики), и пытается проследить взаимодействующее развитие этих двух элементов вплоть до того момента, когда речь начинает обслуживать мышление, а мышление может отражаться в речи. Интеллект и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуются в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Но интеллект появляется у ребенка и совершенствуется у подростка и юноши не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью. Психолингвистическая трактовка языка в качестве устройства для порождения и восприятия текстов. Основные этапы порождения и восприятия речи. Учение Л.С.Выготского о внутренней речи. Глубинные и поверхностные синтаксические структуры. Понятие пресуппозиции.
Этапы порождения речи 1. Мотивационный уровень. Принятие решений общего характера: говорить или не говорить, использовать активную или пассивную конструкцию. Выбор фундаментальных особенностей будущего сообщения, построение его общего стратегического замысла. Мотивом может быть требование (деманд), или обращение информационного характера, связанное с контактом (контакт), или мотив, связанный с желанием сформулировать свою собственную мысль (концепт). 2. Семантический уровень. Разграничение возможных значений. 3. Рядоустанавливающий уровень. Появление слов, в которых реализуется тот замысел, который сформировался на предыдущих уровнях. 4. Интегрирующий уровень. Звуковое оформление проработанного высказывания. Процесс восприятия текста: 1. восприятие текста – распознавание звукового сигнала как текста, связанного с некоторым содержанием. Восприятие текста связано с преодолением разного рода помех (внешних и внутренних). При сильных помехах выходят на передний план характеристики, которые обеспечивают приблизительно восприятие. 2. понимание текста. основная задача собственно понимания уже воспринятого текста – «восстановить» его цельность, т.е. воссоздать актуальную внутреннюю номинацию, по возможности максимально приближенную к актуальной внутренней номинации говорящего. 3. вероятностный прогноз в процессе понимания текста заключается в том, что слушающий пытается уже по первым элементам текста восстановить весь предмет коммуникации, строит предварительную гипотезу о содержании воспринимаемого текста в целом Учение Л.С.Выготского о внутренней речи. Внутренняя речь является средством материального закрепления мысли, но она используется также слушающим при восприятии им внешней речи для ее обобщения и запоминания. Кроме того, внутренняя речь при восприятии внешней не только материально закрепляет, но и логически расчленяет и обобщает материал речи, превращая ее в мысль, а при производстве речи превращает мысль в звучащую речь. Внутренняя речь служит промежуточным звеном между мышлением, протекающим в речевых зонах мозга, и внешней речью, связывая идеальную отвлеченную мысль и материальную форму языка в единый речемыслительный процесс. Вероятно, с помощью внутренней речи осуществляется переработка преимущественно только тех видов мышления, которые протекают в речевых зонах коры головного мозга или способны переводиться в эти зоны, т.е. быть опосредованными и выраженными вербально. (ОЯ) Л.С. Выготский говорил о том, что мысль не воплощается в слове, а совершается в слове. Решающую роль в этом процессе играет внутренняя речь. Известно, что внутренняя речь возникает у ребенка в тот момент, когда он начинает испытывать определенные затруднения, когда возникает необходимость решить ту или другую интеллектуальную задачу. Известно далее, что эта внутренняя речь появляется относительно поздно из ранее развернутой внешней речи, на первых этапах обращенной к собеседнику, а на дальнейших этапах обращенной к самому себе. Формирование внутренней речи претерпевает ряд этапов; она возникает путем перехода внешней речи сначала во фрагментарную внешнюю, затем в шепотную речь и лишь после этого, наконец, становится речью для себя, приобретая свернутый характер. Известно, что по своему морфологическому строению внутренняя речь резко отличается от внешней: она имеет свернутый, аморфный характер, а по своей функциональной характеристике является прежде всего предикативным образованием. Предикативный характер внутренней речи и является основой для перевода исходного «замысла» в будущее развернутое, синтагматически построенное речевое высказывание. Внутренняя речь включает в свои состав лишь отдельные слова и их потенциальные связи. (Лурия) |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 702. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |