![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Зона Брока – задняя треть нижней (III) лобной извилины левого полушария.
Зона Вернике – задняя части левой верхней (I) височной извилины Теменно-затылочная зона отвечает за логико-грамматические связи и грамматическую правильность предложения. Зрительный центр расположен в затылочной доле левого полушария. Связан с процессом чтения. Графический центр (центр письма) расположен в средней лобной извилине левого полушария. Передняя часть мозга отвечает за связи слов в предложениях – за синтагматику. Задняя часть мозга – за ассоциативные связи – за парадигматику. Речь – это интегральная, целостная функция всей мозговой коры. Но именно при поражении речевых центров левого полушария развивается афазия. Хотя речевые функции осуществляются не каким-то одним центром мозговой коры, речевые ассоциации фиксируются в определенных полях. Речевые центры функционируют в тесном взаимодействии, поэтому выпадение одного из них в значительной степени сказывается и на всех остальных. Поэтому почти никогда не встречаются «чистые случаи»: при моторной афазии есть элементы сенсорной – и наоборот.
Нарушения устной экспрессивной речи ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ Общие системные нарушения: ограничение комбинации и последовательности. Ее проявления доказывают, что речевая деятельность – часть общей деятельности человека. Снижена общая двигательной активность и эмоциональность. Нарушена речевая активность, т.е. готовность к речи, желание говорить, эмоциональная мотивация речи. Нарушено программирование на уровне внутренней речи. Нарушена предикативность внешней речи. Развивается аграмматизм. Полностью отсутствует спонтанная самостоятельная речь (монологическая речь): больной не может свободно строить высказывания. Нарушен развёрнутый диалог, неудачны попытки участия в диалоге. Сохраняется: репродуктивная речь, любые повторы (звуков, слов, фраз),сенсорные и моторные механизмы, простой диалог, шаблоны, стереотипы.
ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ Общие нарушения: патологическая инертность протекания нервных процессов, общее снижение двигательной активности. Нарушена своевременная денервация предшествующих артикуляций и иннервация последующих. В результате нарушается кинетическая организация слова. Отдельные звуки речи больной произносит хорошо, но не может расположить звуки в нужной последовательности и образовать слово. Из-за торможения нарушено переключение артикуляций, в результате возникает персеверация - навязчивое, автоматическое повторение раз произнесенных слов или звуков, внедряющихся помимо воли больного. Нарушена кинетическая программа высказывания: речь скандирована, слоги равноударны, речь плохо интонирована. Резкий аграмматизм. Телеграфный стиль. При моторных афазиях – именной характер телеграфного стиля (фразы состоят из одних существительных). При семантической афазии - глагольный характер телеграфного стиля.
Трудности в употреблении вспомогательных частей речи: в тексте неправильно используются: грамматические слова (частицы и местоимения), зависимые слова (глаголы и прилагательные); правильно используются независимые слова. Нарушены все виды устной экспрессивной речи: монологическая, диалогическая, рядовая, автоматизированная. Невозможна ни спонтанная речь, ни повторение. Понимание чужой речи не нарушено. АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ Общие системные нарушения: нерелевантность комбинации и одновременности. Общие нарушения. Нарушена адресация нервных импульсов, которые должны обеспечить нужный размах, силу и направление движений губ и языка. Это происходит оттого, что прерывается сигнал в нижнетеменную зону коры головного мозга о положении движущегося органа речи. Нарушены кинестетические ощущения, т.е. существуют дефекты кинестетического анализа звуков. Нарушены тонкие артикуляторные движения, невозможно найти нужное положение губ, языка, потому что мозг не регулирует силу, размах и направление движения. Трудно произнести отдельные звуки. Трудно соединить дифференциальные и интегральные признаки фонемы. Смешиваются близкие артикуляции. Нарушена моторная (кинестетическая) программа высказывания. Нарушена спонтанная речь и понимание речи. Сохранена: автоматизированная речь (пенье, стихи, имена близких, эмоциональные элементы; рядовая: счет, перечисление дней недели и месяцев в обычном порядке,), непроизвольная речь (аффективная: «ах», «боже мой», «хорошо»). Развивается аграмматизм. Нарушения устной импрессивной (рецептивной) речи СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ Общие системные нарушения: Распад селекции и одновременности. Нарушена парадигматика. Поражена зона Вернике: задняя часть левой верхней височной извилины /височное поле/. В височном поле звуковые образы связываются с представлениями о внешней среде. Рядом расположен слуховой центр. 1. Нарушается фонематический слух: нарушен анализ и синтез звуков. Больной из-за нарушения фонематического слуха воспринимает звуки человеческой речи как нечленораздельный шум. 2. Нарушается предметная отнесенность слова (связь звуковых образов с представлениями о значении обозначаемых ими предметов), теряется значение слова – происходит отчуждение смысла слова: больные не могут назвать предмет, не понимают корень слова . Нарушены лексические замены, синонимические замены, межъязыковые операции. Грамматика: исчезает все, что не связано с грамматическим контекстом. Сохраняется: Синтактика – контекстуально зависимые элементы. Речь. Нарушены все виды устной экспрессивной речи: бессвязная, непродуктивная разговорная речь. Нарушено понимание: обращённой речи, значения слова. Развивается алексия (нарушение чтения) и аграфия (нарушение письма: больной с трудом пишет под диктовку). В эмоционально-волевой и личностной сфере наблюдается резкая эмоциональная лабильность: больные тревожны, их эмоциональные реакции неустойчивы. Тревожность и суетливость проявляется в общем вербальном поведении. Повышенная эмоциональность речи. Сохраняется речевая активность: больные испытывают потребность говорить и делают многочисленные попытки заменить вербальный дефицит мимикой, жестами, интонацией. СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ При семантической афазии нарушено понимание смысла фраз со сложной грамматической конструкцией: больные не улавливают отношения между словами, которые определяются при помощи флексий, предлогов, союзов, порядка слов. Общие нарушения. Нарушено симультанное пространственное восприятие, а следовательно, и все психические процессы, в структуру которых входит фактор пространственного восприятия (счёт, время, карта). Общие речевые нарушения. Нарушено симультанное восприятие речевой информации. Нарушено понимание логико-грамматических конструкций. Больной не понимает все конструкции, значение которых связано с изменением флексии: а) конструкции с предлогами; б) сравнительные конструкции (больше, меньше); в) обороты со словами перед, после, без; г) конструкции с творительным инструментальным; д) конструкции с родительным принадлежности. Слово выпадает из системы грамматических понятий. Больной с трудом подбирает слова, так как нарушается автоматизированный в норме поиск слова. Больному понятна лишь предметная отнесённость слова, но не его грамматическая принадлежность. Слова классифицируют только на вещественной основе: плач, бег – глаголы; хорошеть, краснеть – прилагательные. Больной не понимает грамматических отношений слова во фразе. Сужается многозначность слова. Нарушена парадигматическая система значений. Нарушается семантическое противопоставление в системе (внутри одного семантического поля). Нарушается семантическое противопоставление в тексте. Так как нарушается процесс симультанного синтеза, не различаются дифференциальные признаки фонем. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 423. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |