Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Зона Брока – задняя треть нижней (III) лобной извилины левого полушария.




Зона Вернике – задняя части левой верхней (I) височной извилины

Теменно-затылочная зона отвечает за логико-грамматические связи и грамматическую правильность предложения.

Зрительный центр расположен в затылочной доле левого полушария. Связан с процессом чтения.

Графический центр (центр письма) расположен в средней лобной извилине левого полушария.

Передняя часть мозга отвечает за связи слов в предложениях – за синтагматику.

Задняя часть мозга – за ассоциативные связи – за парадигматику.

Речь – это интегральная, целостная функция всей мозговой коры.

Но именно при поражении речевых центров левого полушария развивается афазия.

Хотя речевые функции осуществляются не каким-то одним центром мозговой коры, речевые ассоциации фиксируются в определенных полях.

Речевые центры функционируют в тесном взаимодействии, поэтому выпадение одного из них в значительной степени сказывается и на всех остальных. Поэтому почти никогда не встречаются «чистые случаи»: при моторной афазии есть элементы сенсорной – и наоборот.

  Ком бина ция Се лек ция Пос ле дова тель ность Одно вре мен ность Нарушения
Динамическая -   -   1.Мотивация 2. Речевая активность 3. Программирование во внутренней речи 3. Предикация внешней речи
Эфферентная моторная -   -   1.Денервация предшествующих артикуляций 2. Иннервация последующих артикуляций 3. Кинетическая программа Моторная схема высказывания
Афферентная моторная -     - 1 Адресация нервных импульсов от органов речи к коре головного мозга 2. Кинестетический анализ звуков 3. Моторная программа высказывания 4. Тонкие артикуляторные движения
Сенсорная   -   - 1. Фонематический слух 2. Предметная отнесенность слова. 3. Отчуждается значение слова
Семантическая   -   - 1. Симультанное восприятие пространственных отношений 2. Симультанное восприятие речевой информации 3. Понимание логико-грамматических конструкций 4. Процесс симультанного синтеза
Акустико-мнестическая   - -   1. Взаимодействие акустических и зрительных анализаторов: слово не связывается с предметом 2. Зрительные предметные образы 3. Называние предметов 4. Слухоречевая оперативная память
Амнестическая   - -   1. Номинативная функция слова: предъявляется предмет, а слово назвать невозможно. Мнестические западения 2. Избирательность: система значений диффузна 3. Оттормаживание

Нарушения устной экспрессивной речи

ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Общие системные нарушения: ограничение комбинации и последовательности.

Ее проявления доказывают, что речевая деятельность – часть общей деятельности человека.

Снижена общая двигательной активность и эмоциональность.

Нарушена речевая активность, т.е. готовность к речи, желание говорить, эмоциональная мотивация речи.

Нарушено программирование на уровне внутренней речи. Нарушена предикативность внешней речи. Развивается аграмматизм.

Полностью отсутствует спонтанная самостоятельная речь (монологическая речь): больной не может свободно строить высказывания.

Нарушен развёрнутый диалог, неудачны попытки участия в диалоге.

Сохраняется: репродуктивная речь, любые повторы (звуков, слов, фраз),сенсорные и моторные механизмы, простой диалог, шаблоны, стереотипы.

 

ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

Общие нарушения: патологическая инертность протекания нервных процессов, общее снижение двигательной активности. Нарушена своевременная денервация предшествующих артикуляций и иннервация последующих.

В результате нарушается кинетическая организация слова. Отдельные звуки речи больной произносит хорошо, но не может расположить звуки в нужной последовательности и образовать слово.

Из-за торможения нарушено переключение артикуляций, в результате возникает персеверация - навязчивое, автоматическое повторение раз произнесенных слов или звуков, внедряющихся помимо воли больного.

Нарушена кинетическая программа высказывания: речь скандирована, слоги равноударны, речь плохо интонирована. Резкий аграмматизм. Телеграфный стиль.

При моторных афазиях – именной характер телеграфного стиля (фразы состоят из одних существительных). При семантической афазии - глагольный характер телеграфного стиля.

 

Англоязычная речь США

существительные глаголы
моторные афазии 24,2 % 6,8 %
семантическая афазия 4,4 % 13,4 %
нормальная речь 13,2 % 12 %

 

Трудности в употреблении вспомогательных частей речи: в тексте неправильно используются: грамматические слова (частицы и местоимения), зависимые слова (глаголы и прилагательные); правильно используются независимые слова.

Нарушены все виды устной экспрессивной речи: монологическая, диалогическая, рядовая, автоматизированная.

Невозможна ни спонтанная речь, ни повторение.

Понимание чужой речи не нарушено.

АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

Общие системные нарушения: нерелевантность комбинации и одновременности.

Общие нарушения. Нарушена адресация нервных импульсов, которые должны обеспечить нужный размах, силу и направление движений губ и языка. Это происходит оттого, что прерывается сигнал в нижнетеменную зону коры головного мозга о положении движущегося органа речи.

Нарушены кинестетические ощущения, т.е. существуют дефекты кинестетического анализа звуков.

Нарушены тонкие артикуляторные движения, невозможно найти нужное положение губ, языка, потому что мозг не регулирует силу, размах и направление движения.

Трудно произнести отдельные звуки. Трудно соединить дифференциальные и интегральные признаки фонемы. Смешиваются близкие артикуляции.

Нарушена моторная (кинестетическая) программа высказывания.

Нарушена спонтанная речь и понимание речи.

Сохранена: автоматизированная речь (пенье, стихи, имена близких, эмоциональные элементы; рядовая: счет, перечисление дней недели и месяцев в обычном порядке,), непроизвольная речь (аффективная: «ах», «боже мой», «хорошо»).

Развивается аграмматизм.

Нарушения устной импрессивной (рецептивной) речи

СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ

Общие системные нарушения: Распад селекции и одновременности. Нарушена парадигматика.

Поражена зона Вернике: задняя часть левой верхней височной извилины /височное поле/. В височном поле звуковые образы связываются с представлениями о внешней среде. Рядом расположен слуховой центр.

1. Нарушается фонематический слух: нарушен анализ и синтез звуков.

Больной из-за нарушения фонематического слуха воспринимает звуки человеческой речи как нечленораздельный шум.

2. Нарушается предметная отнесенность слова (связь звуковых образов с представлениями о значении обозначаемых ими предметов), теряется значение слова – происходит отчуждение смысла слова: больные не могут назвать предмет, не понимают корень слова .

Нарушены лексические замены, синонимические замены, межъязыковые операции.

Грамматика: исчезает все, что не связано с грамматическим контекстом.

Сохраняется: Синтактика – контекстуально зависимые элементы.

Речь. Нарушены все виды устной экспрессивной речи: бессвязная, непродуктивная разговорная речь. Нарушено понимание: обращённой речи, значения слова.

Развивается алексия (нарушение чтения) и аграфия (нарушение письма: больной с трудом пишет под диктовку).

В эмоционально-волевой и личностной сфере наблюдается резкая эмоциональная лабильность: больные тревожны, их эмоциональные реакции неустойчивы. Тревожность и суетливость проявляется в общем вербальном поведении. Повышенная эмоциональность речи.

Сохраняется речевая активность: больные испытывают потребность говорить и делают многочисленные попытки заменить вербальный дефицит мимикой, жестами, интонацией.

СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

При семантической афазии нарушено понимание смысла фраз со сложной грамматической конструкцией: больные не улавливают отношения между словами, которые определяются при помощи флексий, предлогов, союзов, порядка слов.

Общие нарушения. Нарушено симультанное пространственное восприятие, а следовательно, и все психические процессы, в структуру которых входит фактор пространственного восприятия (счёт, время, карта).

Общие речевые нарушения. Нарушено симультанное восприятие речевой информации.

Нарушено понимание логико-грамматических конструкций. Больной не понимает все конструкции, значение которых связано с изменением флексии: а) конструкции с предлогами; б) сравнительные конструкции (больше, меньше); в) обороты со словами перед, после, без; г) конструкции с творительным инструментальным; д) конструкции с родительным принадлежности.

Слово выпадает из системы грамматических понятий. Больной с трудом подбирает слова, так как нарушается автоматизированный в норме поиск слова. Больному понятна лишь предметная отнесённость слова, но не его грамматическая принадлежность. Слова классифицируют только на вещественной основе: плач, бег – глаголы; хорошеть, краснеть – прилагательные.

Больной не понимает грамматических отношений слова во фразе.

Сужается многозначность слова. Нарушена парадигматическая система значений. Нарушается семантическое противопоставление в системе (внутри одного семантического поля). Нарушается семантическое противопоставление в тексте.

Так как нарушается процесс симультанного синтеза, не различаются дифференциальные признаки фонем.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 347.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...