Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типология верифицирует сравнительно-исторические исследования.




IV. Прикладные задачи типологии: машинный перевод, дешифровка текстов, изучение незнакомых языков.

Типология помогает исследовать незнакомые языки. По известной черте можно предположить существование других черт языковой системы. Например, если в языке есть прерванные морфемы (трансфиксы), то следует искать в нем префиксы и суффиксы, а значит, можно найти и корни. Следовательно, можно расшифровать текст и описать морфологическую систему языка.

V. С помощью типологии можно построить систему, общую для всех языков – язык-эталон. «Существует только один человеческий язык под всеми широтами, единый по своему существу» Ж. Вандриес



Язык и основные познавательные процессы. Связь речевой деятельности с высшими психическими функциями: с восприятием, мышлением, памятью, волей. Несводимость познания к речемыслительным процессам. Вербальное и невербальное мышление. Развитие детской речи.

Язык и основные познавательные процессы.

Взаимоотношение языка и мышления. Мышление - высшая ступень человеческого познания. Оно позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.  Наличие связи между языком и мышлением признаётся большинством исследователей. В настоящее время внимание специалистов направлено на выявление характера связи между ними.

В. Фон Гумбольдт считал взаимосвязь между языком и мышлением настолько глубокой и органичной, что практически отождествлял не только эти два понятия, но и язык со всем духовным миром человека, рассматривая эти сущности в качестве одного и того же явления.

  В виде одного целого, но уже с дифференциацией языка и мышления рассматривал эти понятия Ф. де Соссюр. Он допускал возможность разграничения языка и мышления лишь теоретически, тогда как в действительности считал их одной сущностью, причем, по Соссюру, мышление составляет только часть языка, тогда как сам язык представляет собой органический синтез мысли и звука.

Крупный немецкий языковед А. Шлейхер отмечает, что «мышление и язык столь же тождественны, как содержание и форма». Он проводит более четкую границу между языком и мышлением, рассматривая язык в качестве формы, посредством которой организуется и выражается мысль, являющаяся содержанием данной формы.

Л.С. Выготский отмечает, что «решение этой проблемы, которое предлагалось различными исследователями, колебалось всегда и постоянно между отождествлением, полным слиянием мысли и слова и между их столь же метафизическим, столь же абсолютным разрывом и разъединением». Л.С. Выготский предлагал обозначить связь языка с мышлением в виде двух пересекающихся кругов. Площадь пересечения у обоих кругов показывает в этом случае наличие неразрывной связи данных двух явлений.

Процессы памяти также связаны с языком.Многое из того, что запоминает человек, искажается именно потому, что хранится в вербальной форме, эксперименты показали, что в памяти зрительные образы могут искажаться, чтобы точнее соответствовать своим словесным описаниям

Классическое исследование в этой области было проведено в 1932 г. Кармайклом, Хоганом и Уолтером под названием «Экспериментальное исследование влияния языка на воспроизведение визуально воспринимаемой формы»

Запоминание реально происходивших событий, конечно, также подвергается изменениям, вызванным словесной формой кодирования. Это особенно четко проявляется на примере слухов, где, очевидно, запоминание событий в словесной форме изменяется со временем под влиянием стереотипов и ожиданий.

С хранящимися в памяти историями и событиями происходят изменения. Во-первых, уравнивание (levelling); многие события выпадают из памяти, история приобретает более короткий и схематичный вид. Но в то же время происходит уточнение (sharpening): некоторые детали вдруг приобретают особую отчетливость и всегда повторяются при пересказе. И, наконец, ассимиляция в соответствии с некоторой схемой, или стереотипом, или ожиданиями.

Связь речевой деятельности с высшими психическими функциями (мышлением, памятью, волей).

    Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект. Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.  

Вербальное и невербальное мышление.

Язык и мышление, хоть они и связаны генетически и онтологически, не образуют единое целое. Связи между ними противоречивы и иногда даже могут теряться из-за того, что в основе мысленной деятельности лежит различное по степени абстрактности отражение сознанием внешней действительности. Ученые выделяют несколько видов мышления: наглядно-образное, действенное( или практическое) и вербальное.

Наглядно-образное и действенное (практическое) мышление осуществляется на основании непосредственной информации в виде ощущений, образов, представлений и может протекать без помощи языка. Этот вид мышления присущ и высшим животным.

    Элементами вербального мышления являются не конкретные образы чувственно воспринимаемых предметов и явлений внешней действительности, а представления и понятия которые могут возникать или воспроизводиться в сознании человека и при отсутствии предметов, лежащих в основе образования этих представлений и понятий. Причем данные представления связываются не с отдельными конкретными предметами, а с целыми классами их, что делает категории мышления, отражающие эти классы предметов, абстрактными единицами, которые позволяют нам сводить к единству практически неисчислимое многообразие предметов, явлений и свойств окружающей действительности. Формирование абстрактных представлений стало возможным благодаря языку. В целом путь мысли от её зарождения до её воплощения в какой-либо материальной форме обычно опосредован языком даже в тех случаях, когда конкретный умственный процесс не пересекается со словами и не выражается в них.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 368.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...