Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глубинные и поверхностные синтаксические структуры.




Мысль о самостоятельных законах синтаксических структур стала отправным пунктом для работ американского лингвиста Н. Хомского, который ввел понятия глубинных и поверхностных синтаксических структур. В отличие от Щербы, предложенная им фраза (“Бесцветные зеленые идеи бурно спят”) состояла из осмысленных слов. Хотя в смысловом отношении слова противоречили друг другу, формальная правильность всей конструкции оставалась бесспорной.

В обеих приведенных конструкциях легко угадывается группа подлежащего (NP), группа сказуемого (VP) и входящие в их состав подчиненные структуры. Эти закономерные грамматические структуры Хомский обозначил как “поверхностные синтаксические структуры языка”, указав, что для каждого языка эти “поверхностные синтаксические структуры” специфичны. Характерным является не тот факт, что число таких “поверхностных синтаксических структур” в каждом языке очень велико, но и то, что каждую из них можно выразить самым различным способом. (Николай сомневался в правильности предложенной ему гипотезы. => Николай не был уверен в обоснованности предложенной ему гипотезы. Николай выражал сомнение в том, что предложенная ему гипотеза соответствует фактам. Николай не считал, что предложенную ему гипотезу можно считать правильной.)

Приведенные примеры показывают, что одна и та же мысль может быть выражена различными предложениями, однако есть случаи, когда одно и то же предложение имеет различное значение. Например, “Мужу нельзя изменять” может означать: “мужу не следует изменять жене” и ”жена не должна изменять мужу”. Такие фразы являются двузначными, или омонимическими, и для их расшифровки слушающий должен прибегать к соответственным маркерам (выделение слов ударением, применение различных пауз и т.д.).

Возникает вопрос: каким путем маленький ребенок 3-4 лет в течение небольшого срока в 6-8 месяцев овладевает этим бесчисленным и свободно варьирующим инвентарем грамматических структур родного языка?

Согласно гипотезе Хомского за безчисленным числом “поверхностных синтаксических структур” (различных для разных языков) существуют “глубинные синтаксические структуры”, отражающие общие схемы выражения мысли, число которых не велико; именно это и дает ребенку возможность овладеть в такой короткий период этими “глубинными синтаксическими структурами” и вывести из них любые “поверхностные грамматические структуры” языка, на котором он говорит. 

       Описание структуры основных проявлений языка и соотношение “поверхностных” и “глубинных” синтаксических структур имеют бесспорное значение как для лучшего понимания процесса овладения языком, так и для анализа процесса понимания отдельных грамматических структур. Процесс понимания предъявленной фразы сводится к тому, что человек, вопринимающий эту фразу, переходит от “поверхностных” к “глубинным” грамматическим структурам, выделяя основную логику их построения. (Лурия)

Процесс и особенности восприятия речи

1. Восприятие текста – распознавание звукового сигнала как текста, связанного с некоторым содержанием. Восприятие текста связано с преодолением разного рода помех (внешних и внутренних). При сильных помехах выходят на передний план характеристики, которые обеспечивают приблизительное восприятие.

2. Понимание текста. Основная задача собственно понимания уже воспринятого текста – «восстановить» его цельность, т.е. воссоздать актуальную внутреннюю номинацию, по возможности максимально приближенную к актуальной внутренней номинации говорящего.

3. Вероятностный прогноз в процессе понимания текста заключается в том, что слушающий пытается уже по первым элементам текста восстановить весь предмет коммуникации, строит предварительную гипотезу о содержании воспринимаемого текста в целом. (реферат)

Особенности восприятия (понимания) речи:

-Основным процессом, характеризующим акт понимания, являются попытки расшифровать значение всего сообщения, что создает его общую связность (external coherence) или его внутренний смысл и придает сообщению глубину, или «подтекст» (internal coherence). Эти попытки всегда направлены на поиск контекста воспринимаемого высказывания (иногда речевого, «синсемантического»; иногда внеречевого,      ситуационного), без которого ни понимание, ни правильная                            оценка входящих в его состав элементов невозможны.

-Вторым условием, совершенно необходимым для понимания речевого сообщения, является знание основных, базисных семантических или глубинных синтаксических структур, которые лежат в основе каждого компонента высказывания и выражают известные эмоциональные или логические системы отношений. Это условие выступает особенно отчетливо в тех случаях, когда глубинные синтаксические структуры расходятся с внешними, поверхностными структурами; тогда существенным звеном понимания этих структур является их трансформация в более простые и доступные непосредственномупониманию конструкции. (Лурия. Не знаю, подходит ли к данному вопросу)

 

Понятие пресуппозиции

Процесс понимания сообщения (на­пример, выраженного в определенном тексте) носит сложный характер и что для него необходимы различные процессы, часть которых связана с восприятием значения слов, часть — с декоди­рованием синтаксических правил их сочетания. Уже на самых первых этапах восприятия сообщения возникают гипотезы или предположения (pre-suppositions) о смысле сообщения, так что центральным для процесса понимания является поиск смысла, приводящий к выбору из ряда возникающих альтернатив. (Лурия)

 



Типы афазий (эфферентная моторная, афферентная моторная, динамическая, сенсорная, семантическая, амнестическая). Значение афазиологии для моделирования процессов речевой деятельности

Афазия – это расстройства речи, обусловленные поражением корковых речевых областей и не связанные ни с нарушением слуха, ни с парезами или другими двигательными расстройствами мускулатуры, участвующей в акте речи.

Афазии – это системные нарушения. связанные с выпадением какого-либо одного фактора.

Различаются две стороны человеческой речи:

1. Моторная, или экспрессивная, часть речи: человек произносит в определенной последовательности ряд членораздельных звуков, из которых складываются слова и фразы, выражающие мысли.

2. Сенсорная, или рецептивная: слыша чужую речь, человек осмысляет ее, связывает слышанное им слово с определенными предметами или явлениями.

При нарушении экспрессивной речи развиваются динамическая и моторные (эфферентная моторная и эфферентная моторная) афазии.

При нарушении рецептивной (импрессивной) речи развиваются сенсорная, семантическая. акустико-мнестическая, амнестическая афазии.

Речевые центры










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1580.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...