Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Европейская философия и её история




Контрольные вопросы

1. Предмет и метод философии.

Философия в контексте культуры: сущность и роль мифического, религиозного, научного мировоззрений; объект и методы философии; специфика философии как формы общественного сознания; роль философии в жизни человека и общества, основные разделы философии, категории и понятия философии их мировоззренческое и познавательное значение.

2. Философия науки:понятие науки, этапы развития науки, классификация науки, парадигма научного знания, сциентизм и антисциентизм.

3. Античная философия: общая характеристика античной натурфилософии; зарождение философской мысли – мудрость Античности как путь от мифа к Логосу; материализм Милетской школы; атомизм Демокрита; диалектика Гераклита; этический рационализм Сократа; учение об «Идеях» Платона; «Метафизика» Аристотеля.

4. Теоцентризм философии средних веков: Ориген – первый толкователь Библии; проблема свободы выбора; положение человека в средневековой картине мира; Августин о соотношении веры и разума, религии и науки; Ф. Аквинский – систематизатор схоластики.

5. Вклад эпохи Возрожденияв развитие европейской мысли: антропоцентризм, гуманизм, пантеизм; творчество, новаторство, научные открытия как основа новой картины мира.

6. Философия XVIIв.: индуктивный метод эмпиризма Ф. Бэкона; дедукция рационализма Р. Декарта как становление классического типа философии.

7. Просветительский характер западноевропейской философииXVIII в.: идеи Дж. Локка, Т. Гоббса, Д. Юма, М. Ф. Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбаха, Л. Ламетри, И. Гердера и др.

8. Основы философского учения о бытии: категория бытия в истории философии; структура бытия, проблема иерархии типов реальности, бытие и мышление; диалектический материализм о бытии; актуализация проблемы бытия в ХХ в.; отношение к бытию в разных картинах мира (научное, религиозной, философской).

9. Философское понятие материи: понятие материи в истории философии; диалектико-материалистическое учение о материи; строение материи; атрибуты материи (движение, пространство, время).


Темы для углубленного изучения (эссе)

1. Философия – любовь к мудрости или наука?

2. Платон об обществе и государстве.

3. Конфуцианство и даосизм: загадка сосуществования.

4. Противоречие метода и системы в философии Гегеля.

5. Дилемма рационализма и эмпиризма в философии нового времени.

6. Трансформация основного вопроса философии в истории.

7. Творчество как истинная форма существования в эпоху Возрождения.

8. Поиски и сомнения схоластики Средних веков.

9. Внутренняя диалектика позитивизма как самопознание философии.

10. Сознание как основа морально-психологических состояний.

11. Естественнонаучные основы теории о сознании.

12. Единство языка и сознания. Магия слова.

13. Диалектика сознательного и бессознательного.

14. Проблема «Я» и сознания в философии Нового времени.

15. Проблема бессознательного как результат развития сознания.

16. Проблема соотношения знания и понимания.

17. Сущность и специфика методологии и методов научного познания.

18. Проблемы моделирования некоторых функций сознания в кибернетических системах.

19. Использование компьютерных технологий в различных сферах жизнедеятельности.

20. Истина социального бытия.

21. Роль философии в научном познании.

22. Диалектика как философский метод познания.

 

Семинарское занятие 2. Человек и общество Контрольные вопросы

1. Сознание как философская проблема: проблема сознания в истории философии: от анимизма древности до современной феноменологии; общество, труд, язык как предпосылки и условия возникновения сознания; сознание, самосознание, свобода; сознательное и бессознательное; структура и признаки сознания; функции сознания, его роль в научно-техническом творчестве и военном деле

2. Общие философские проблемы познания: сущность процесса познания: чувственная ступень познания; рациональная ступень познания; практика и ее роль в познании; особенности военной практики; теоретическое и обыденное познание.

3. Истина                как                результат                познания: истина как процесс, абсолютность и относительность истины; конкретность истины, объективность, субъективность истины; истина, ложь, заблуждение, правда; проблема критерия истины.

4. Общество как социокультурная система:общество как условие и продукт деятельности людей: основные сферы общества; структура общества,


принципы классификации; общество и природа; географическая среда и народонаселение; элементы духовной жизни.

5. Современная философская антропология - общая характеристика, основные проблемы:проблема антропогенеза; сущность и существование; биологическое и социальное; сознательное и бессознательное.

6. Проблема личности в философии: философское понятие личности, условия  формирования  и                           признаки зрелости личностного развития; смерть и бессмертие – обзор разных точек зрения; «право на смерть»: варианты решения (подвиг, суицид, эвтаназия).

7. Основные вехи развития философии в РоссииXIX в.: философия П.Я. Чаадаева как начало самостоятельного философского творчества в России; славянофильство (А.С. Хомяков), почвенники (Ф.М. Достоевский); западники (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский); общая характеристика русского космизма (К.Э. Циолковский, В.И. Вернандский).

8. Основные идеи неклассической философии: волюнтаризм Шопенгауэра и его развитие в иррационализме Ф. Ницше; герменевтика В. Дильтея, А. Бергсона, Х. Г. Гадамера, П. Рикера; философия психоанализа; экзистенциализм XX в. – К. Ясперс; М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр; сциентизм и антисциентизм; постмодернизм как философия языка и философия науки.

9. Культура и цивилизация: понятие «цивилизация», понятие

«культура», типы культуры, модели исторического развития (линейная,

циклическая, спиралевидная, ковариантная).

10. Глобальные проблемы человечества.

 



Проблемы для углубленного изучения темы (эссе)

2. Общество как самоорганизующаяся система: синергетическая кон- цепция социального развития.

3. Проблемы социального прогресса.

4. Мировой порядок XXI века. Проблема глобализации.

5. Диалектика взаимодействия личности и общества.

6. Искусство как форма общественного сознания. Ваш любимый писа- тель, художник, поэт – его мировоззрение и черты творчества.

7. Проблема смысла жизни в религиозно-философских исканиях русских мыслителей (по выбору: Е. Трубецкой, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Франк).

8. П. Флоренский о вере и любви в духовной практике и развитии личности.

9. Роль любви в развитии личностных качеств человека.

10. Роль биоэтики в современном обществе.

 

Форма контроля самостоятельной работы:

Контроль по выполнению самостоятельной работы по теме будет проводиться в форме устного опроса, тестирования, эссе, проверки конспекта.

первая аттестация - 40 баллов; вторая аттестация - 40 баллов;
Рейтинговая система контроля знаний

115


дифференцированный зачет (итоговый контроль) - 20 баллов

 

 

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ


ДИСЦИПЛИНЫ

Текущий контроль Перечень точек рубежного контроля:

Текущий контроль 1. Модуль 1. «Европейская философия и ее история».

Текущий контроль 2. Модуль 2. «Человек и общество».

Итоговый контроль. «Смысл жизни человека в системе общественного развития».

 

 

Вопросы к зачету

1.Философия и ее основные проблемы.

1. Основные типы мировоззрения.

2. Миф как исторически первая форма мировоззрения.

3. Философия и религия. Основные мировые религии.

4. Философия античности: раннегреческая натурфилософия. Милетская школа Гераклит.

5. Философия античности.  Классический период.  Сократ. Демокрит. Платон. Аристотель.

6. Философия античности. Эллинистический период. Скептики. Стоики. Эпикур.

7. Философия Средних веков. Развитие философии и науки в эпоху Средневековья. Фома Аквинский

9.   Философия эпохи Возрождения. Николай Кузанский.

11. Философия XV111 века. Эмпирический метод Бэкона и рациональный Декарта.

12. Французская и английская философия XVIII века. Французские просветители и энциклопедисты.

13. Философия истории. Данилевский. Вебер. Тойнби.

14. Русская философская мысль. Предпосылки возникновения русской философии.

15. Русская философия XVIII века. Ломоносов. Радищев.

16. Русская философия XIX века. Взгляды западников и славянофилов.

17. Русская философия XIX века. Вл. Соловьев. Н. Федоров.

18. Развитие темы «бытия» в философско-культурных картинах мира.

19. Материя и её атрибуты. Движение, пространство, время. 20.

21. Теория познания. Соотношение чувственного и рационального.

22. Проблема истины в познании.

23. Диалектика – учение о развитии. Категории и принципы диалектики.

24. Законы диалектики.

25. Человек как философская проблема. Смысл жизни, смерти, бессмертия.


26. Соотношение биологического и социального в человеке. Индивид, личность, индивидуальность.

27. Иррациональная философия о человеке.

28. Культура и цивилизация. Человек в мире культуры.

29. Наука и общество. Методология научного познания.

30. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности.

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендуемая литература Основные источники

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Издательский центр

«Академия», 2012. - 256 с. (с хрестоматией);

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - М., 2009. - 188 с. (Профессиональное образование);

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Универсальная книга; Логос, 2010.

- 286 с.

4. Кохановский В.П., Жаров Л.В., Матяш Т.П., Яковлев В.П. Основы философии. Учебное пособие для студентов СПО. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 264 с.

Дополнительные источники

1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 337 с.

2. Асмус В.Ф. Античная философия. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 1989, 2001. – 320 с.

Балашов В.Е. Занимательная философия. - М.: Издательско-торговая

корпорация «Дашков и Ко», 2008. - 172 с.

Богомолов А.С. Античная философия. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1985. - 485 с.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1980.

Зеньковский В.В. История русской философии: в 2 т. – Л.: Эго, 1991. (Философское наследие России). Имеется переиздание 2001 г.

Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М.: Высшая школа, 2001. – 428 с.

История русской философии / Ред. кол.: Маслин М.А. и др. – М.: Республика, 2001.

История философии: Запад – Россия – Восток. Учебник для студентов высш. уч. заведений: в 4 кн. / Под ред. Мотрошиловой Н.В., Руткевича А.М. – М.:

«Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1995-1999.

Краткий очерк истории философии. - М.: Проспект , 2005. – 318 с. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII

– начала XIX века: уч. пособие для ун-тов. – М.: Высшая школа, 1989.


 

1991.

 

с.


Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель, Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. / М.: Наука, 1990. – 168

Мир философии: книга для чтения. В 2-х ч. – М., Политиздат, 1991. – Ч. 1. –


348 с.

Мир философии. Книга для чтения: в 2 ч. – М.: Политиздат, 1991.

Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века: учебное пособие.

– М.: Высшая школа, 1976.

Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века: учебное пособие.

– М.: Высшая школа, 1974. – 362 с.

Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1973.- 328 с.

Предназначение и смысл философии, ее историческое значение // Мир философии: Кн. для чтения: в 2 ч. – М.: Политиздат, 1991. – Ч. 1. – С. 12-28Соколов В.В. Средневековая философия: учебное пособие. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 312 с.

Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты.

– М.: Восточная литература, 2001.

Философия мировой политики: Актуальные проблемы: учебное пособие. –

М.: МГИМО, 2000.

Хрестоматия по истории философии: в 2 ч. – М., 1997. – Ч. I. От Лао-Цзы до Фейербаха.

Хрестоматия по истории философии: в 2 ч. – М., 1997. – Ч. II. От Шопенгауэра до Деррида.

Хрестоматия по философии / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: Проспект, 1997.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 1991.

Справочная литература

Краткий философский словарь / Под.ред. А.П. Алексеева. - М.: РГ-Пресс., 2010. - 496 с.

Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Под ред. В.С. Стёпина и др. – М.: Мысль, 2000.

Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М., 1995. Современная западная философия: словарь. – М.: Политиздат, 1991. Философская энциклопедия: в 5 т. – М.: Советская энциклопедия,

1960-1970.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Университетская книга, 2010. – 528 с.

 





ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

www.school.edu.ru/dok edu.asp www.edu.ru/db/portal/sred/

Библиотека Гумер – гуманитарные науки. http://www.gumer.info


Новосибирская      философская      электронная      библиотека. http://www.nsu.ru/filf/rpha/lib/index.htm

Портал «Гуманитарное образование». http://ww.humanities.edu.ru (коллекция книг, статей, рефератов, дипломов, диссертаций и пр.). http://www.finansy.ru/menu.htm

Портал «Российское образование». http://www.edu.ru

Философия, история, социология. Книги и сборники, статьи, литература. http://holmogorov.rossia.org:8101/libr/

Философский портал. URL: http://www. philosophy.ru

Электронный сайт «Энциклопедии и словари» http://enc-dic.com










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...