Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 14. Природа человека и смысл его существования. 6 страница




В середине XIX в. в Европе формируется новое философское направление

– «философии жизни». Одной из основных идей теоретиков этого направления становится идея реабилитации жизни, ее освобождение от рассудочных, политических, экономических и иных утилитарных подходов. Представители


этого течения противопоставляют «жизнь» «бытию». Каждый индивид ощущает себя в рамках какой-то огромной жизни, затрагивающей его и угрожающей ему. Он чувствует себя подчиненным потокам жизни. Жизнь, как поток, неуловима рассудочными методами познания. Ее познание осуществляется на основе особых познавательных способностей: переживания и сопереживания (понимания); интуиции, веры, любви и т.д.

У истоков «философии жизни» находится философия А. Шопенгауэра (19 в.). Основная идея Шопенгауэра состоит в том, что мир есть не что иное, как мировая воля, проявляющая себя в разных формах, как на уровне природы, так и на уровне каждого отдельного человека. Будучи бессознательной, воля абсолютно безразлична к своим творениям в мире явлений, к живым существам, к людям, они брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Вся природа – это явление и осуществление воли к жизни, но в условиях, когда всякое живое существо вступает в безнадежную с самого начала борьбу со всем остальным миром за свое существование. Жизнь человеческого индивида есть, по Шопенгауэру, постоянная борьба со смертью, нуждами, потребностями. Жизнь человека всегда и при всех обстоятельствах есть страдание и бессмысленность.

Для Ф. Ницше самое главное, коренное качество человека - это воля к власти. Все общественные реалии, такие, как несправедливость, притеснения, эксплуатация и т. д., - все это не что иное, как проявление человеческой воли к власти. Пользоваться властью и приспособиться к жизни надо уметь. Для того, чтобы преодолеть сопротивление большинства и внутренний стадный инстинкт человек должен выработать в себе волю к власти, столь сильную, чтобы заставить окружающих подчиняться ей. Человек, обладающий волей к власти, представляет тип «высших» людей, не испорченных культурой и цивилизацией. Воля к власти – основа права сильного. Отсюда превосходство одних людей,

«аристократов», «господ», над другими – «рабами», «низшими». Христианской

«морали рабов» Ницше противопоставляет «мораль господ». В ее основе лежат следующие положения. 1) «Ценность жизни» есть единственная безусловная ценность, и она совпадает с уровнем «воли к власти». 2) существует природное неравенство людей, обусловленное различиями их «жизненных сил и воли к власти». 3) «сильный» человек, прирожденный аристократ, абсолютно свободен и не связывает себя никакими морально-правовыми нормами. «Сверхчеловек» способен преодолеть постоянные черты человеческой природы, создать новые, более совершенные черты жизни. «Сверхчеловек» в то же время есть высший биологический тип, который относится к человеку, как последний относится к обезьяне. «Сверхчеловека» надо вырастить. И Ницше в книге «Так говорил Заратустра» выступает как пророк, предвещающий приход «новых господ мира», нового вождя.

З. Фрейд считает, что человеку изначально от природы присущи различные биологические влечения, доминирующими из которых являются сексуальность (либидо) и агрессивность. Общество с помощью правовых и моральных норм не позволяет человеку безнаказанно проявлять свою сексуальную и агрессивную сущность. Поэтому он вынужден считаться с требованиями цивилизации, культуры. Вместе с тем ограничения присущих человеку влечений небезопасны для его здоровья. Для нормального психического состояния личности, по Фрейду, необходимы меры компенсации


нереализованных сексуальных и агрессивных наклонностей. Такими мерами в первую очередь могут быть занятия литературой, искусством, другими видами творческой деятельности. Человек не может чувствовать себя счастливым, поскольку культура требует весьма значительных жертв: отказа от присущих ему природных влечений и склонностей.

Представитель неофрейдизма Э. Фромм дает следующие определения человека: 1) он впервые является жизнью, которая осознает сама себя; 2) он пленник природы, часть природы, но несмотря на это, свободен в своем мышлении; 3) человек - это животное, которое по сравнению с другими животными недостаточно оснащено инстинктами, поэтому его выживание гарантировано лишь в случае, если он производит средства, удовлетворяющие его материальные потребности, и если он разовьет свой язык и инструменты. Сущность человека, по Э. Фромму, - в противоречии между двумя конфликтующими в нем самом мирами: животным (природным) и духовным, телом и душой, ангелом и зверем. Человек разрешает этот конфликт или возвращаясь в своем поведении к животной жизни, или развивая в себе человеческие силы, главным образом, разум.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Расскажите о причинах появления иррациональной философии.

2. Почему в ХХ веке происходит антропологический поворот к проблеме человека и его природы.

3. Дайте характеристику иррационализма как философского течения

XIX-XX вв.?

4. Какие социальные последствия вытекают из принятия «воли к власти» в качестве основы жизни, затрагивая вопросы социального прогресса, мировоззрения, общественных отношений и человека?

5. Каков этический смысл идеала «сверхчеловека» Ф. Ницше?

6. В каких ситуациях, с точки зрения экзистенциализма, человек обретает смысл существования?

7. Почему экзистенциалисты рассматривают бытие как бытие человека? Обратитесь к философии М. Хайдеггера для объяснения данного вопроса.

8. В чем заключается различия социально-исторического и биологического подходов в понимании человека?

9. С. Кьеркегор о человеке.

10. Философский иррационализм А. Шопенгауэра.

Также возможны следующие и другие вопросы для самостоятельной подготовки сообщений, исходя из материала лекции и интересов студента:

1. Рациональное и иррациональное в поведении человека.

2. Представление З. Фрейда о структуре человеческой личности.

3. Расскажите об учениях неофрейдизма (К. Юнг, Э. Фромм).

4. Чем отличаются учение Фрейда от учений неофрейдизма?

5. Учение А. Шопенгауэра о человеке.

6. Работа Ф. Ницше «Так говорил Заратустра».

7. Ф. Ницше о сверхчеловеке.

8. Как понимал А. Камю смысл человеческого существования?

9. Э. Фромм о человеке.


10. Г. Маркузе о человеке.

 

Глоссарий

Инстинкт– это фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим, включающая в себя индивидуальный стиль адаптации и первичную социализацию человека.

Иррационализм– это направление в философии, сосредоточенное на анализе нерационалистических сторон природы человека – инстинктов, аффектов, чувств, влечений, воли.

Рефлексия– направленность человеческого сознания и познания на самого себя, позволяющая не только быть, но и знать, что ты есть, не только чувствовать, но и знать, что ты чувствуешь.

Секуляризация– процесс освобождения всех сфер жизни от церковных институтов и религии.

Социально-исторический подходк пониманию сущности человека состоит в том, чтобы рассматривать человека в совокупности его социальных качеств.

Пограничная ситуация– предельные жизненные обстоятельства, в которых находится человеческая личность.

Характер– это ядро психосоциальных и наиболее устойчивых и резко выраженных свойств личности, проявляющихся в ее поведении и деятельности. Человек– это биосоциальное существо, т. е. живое существо, обладающее даром мышления и речи, нравственно-этическими качествами, способностью создавать             орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства; субъект исторического процесса, творец всей материальной и

духовной культуры.

Человеческая природа– врожденные биологические свойства человека или биопсихическая конституция, близкая всем людям, универсальные характеристики человеческого поведения, остающиеся неизменными для всех времен и народов, специфические законы, обеспечивающие устойчивость жизненных сил и устремлений человека.

Экзистенциализм– философия человеческого существования, отвечающая на вопросы: «Что такое человек?», «Что надо сделать, чтобы стать человеком?» (XIX в. – Кьёркегор; нач. XX в. – Шестов, Бердяев; середина XX в. – Хайдеггер, Ясперс, Бубер, Сартр.)

Экзистенция личности– это процесс самопроектирования, самоинтерграции, саморефлексии, возникающий в рамках общения «я» с

«другим».

 

Тесты для самоконтроля

1. Родоначальником иррационалистической философии и философии жизни в 19 веке считается

А) С. Кьеркегор; Б) Ф. Ницше; В) Ф. Шеллинг;

Г) А. Шопенгауэр.


2. «Бессознательное» по З. Фрейду, функционирует на основе:

А) первичных влечений с целью получения наибольшего удовольствия; Б) интеллектуальной интуиции;

В) импульсов, исходящих из области сознания; Г) архетипов.

 

3. Представителем философии жизни является: А) З. Фрейд;

Б) Вольтер; В) Гегель;

Г) Ф. Ницше.

 

4. Согласно Шопенгауэру, смысл жизни состоит в понимании того, что мир - это:

А) любовь; Б) дружба; В) скорбь; Г) вражда.

 

5. Термин «экзистенция» был введен: А) М. Хайдеггером;

Б) А. Камю;

В) С. Кьеркегором; Г) Ж.П. Сартром.

 

6.«Человеку массы» противостоит «сверхчеловек», считал: А) Ф. Энгельс;

Б) Ф. Гегель; В) Ф. Ницше;

Г) Ф. Шеллинг.

 

7. В бунте против абсурда видел смысл жизни человека: А) З. Фрейд;

Б) А. Камю;

В) М. Хайдеггер; Г) К. Маркс

 


 

что:


8.В своей трактовке сущности человека экзистенциализм исходит из того,

 

А) поведение человека обусловлено природными факторами;

Б) человек ответственен не только за себя, но и за других людей; В) существование человека предшествует его сущности;

Г) причины поступков человека находятся в его социальном окружении.


 

9. Представители          считают, что человек обретает свою сущность, в процессе своего существования:

А) неотомизма; Б) позитивизма;


В) экзистенциализма; Г) герменевтики.

 

10. Представители экзистенциализма полагали, что смысл жизни прежде всего определяется:

А) культурными традициями; Б) философскими учениями; В) социальными нормами;

Г) самим человеком.

 

11. Сублимация, согласно психоанализу, это: А) имитация активной деятельности;

Б) галлюцинации слуха;

В) преобразование подсознательных влечений в духовную деятельность; Г) отказ от деятельности, пассивное ожидание.

 

12. Одним из последователей З. Фрейда является: А) К. Юнг;

Б) К. Маркс;

В) Л. Фейербах; Г) К. Поппер.

 

13. Психоанализ - это: А) часть психотерапии;

Б) врачебный метод исследования психики человека; В) современное философско-психологическое учение; Г) все названное.

 

14. Понятие «пограничная ситуация» играет очень важную роль в: А) феноменологии;

Б) структурализме; В) экзистенциализме; Г) неопозитивизме.

 

15. Идея «сверхчеловека» была выдвинута иррационалистом: А) А. Шопенгаурэм;

Б) Ф. Ницше; В) В. Дильтеем;

Г) А. Бергсоном.

 

Рекомендуемая литература Основные источники

1. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - М., 2009. - 188 с.

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Универсальная книга; Логос, 2010.

- 286 с.

3. Кохановский В.П., Жаров Л.В., Матяш Т.П., Яковлев В.П. Основы


философии. Учебное пособие для студентов СПО. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 264 с.

 

Дополнительные источники

1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 337 с.

2. Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М.: Высшая школа, 2001. – 428 с.

3. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. - М.: Логос, 1995.

4. Мир философии. Книга для чтения. В 2 т. М.: Политиздат, 1991. Т.2.

5. Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Сартр Ж.-П. Сумерки богов. М., Политиздат, 1989. – 386 с.

Тема 16. Общество как система План изучения темы

1. Взаимодействие общества и природы.

2. Концепции социального детерминизма.

3. Стратификационная модель общества.

 

Основное содержание темы

Общество – это социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов: материальных и духовных. Общество, в широком смысле, - это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

Общество зависит от природного фактора. Географический детерминизм

– это концепция, суть которой заключается в том, что природа как географическая среда жизни выступает в качестве основной причины происходящих в обществе явлений. Хозяйственная жизнь, психический склад людей, темперамент, характер, обычаи, формы государственного правления – вся общественная и личная жизнь зависит от природы. (Ж.Ж. Руссо, Г. Бокль, Л. Мечников и др.) В XX в. на принципы географического детерминизма опирается геополитика – учение о государстве как географическом и биологическом организме, стремящемся к постоянному расширению. Основные понятия геополитики – «жизненное пространство» и «естественные границы». Данная концепция оправдывает вторжение сильных государств в пределы маленьких и слабых государств.

Размышления о влиянии культурных факторов на жизнь общества появляются уже в античности. Древние философы рассматривали появление общества как результат природной склонности людей к сотрудничеству. Понятие «общество» и «государство» не разделялись. По Платону, «люди объединяются в общество, потому что им необходимо общение». По Аристотелю, государство необходимо для сохранения социальной справедливости. В Новое время Гоббс разделяет общество и политические структуры. В концепции «общественного договора» Гоббс говорит о появлении государства как следствия договора людей о прекращении войны друг с другом. В XVIII в. И. Кант разработал концепцию гражданского общества, в которой


общество рассматривалось как независимая от государства система. Общество, по Канту, выше государства. Критерием состояния гражданского общества должны стать исполнение личностью гражданского долга и уровень ее моральной ответственности.

Согласно концепции социального детерминизма, жизнь общества определяется социальными факторами. (Гегель, Конт, Маркс). В 70-е гг. к изучению общества применяется синергетический подход. Синергетика – это метод, рассматривающий общество как большую сложную систему самоорганизации, функционирование которой подчинено общим для этого типа систем закономерностям и принципам.

Идеи социальной стратификации развиты П. Сорокиным. Страта – это группа людей, отличающихся по своему положению и социальной иерархии. Существует вертикальная и горизонтальная социальная мобильность. Маргинальной личностью называется человек, утративший свой прежний статус и не способный выполнять роль нового статуса.

 

Вопросы для самоконтроля1.Общество как условие и продукт деятельности людей. 2.Расскажите об основных сферах общества.

3.Структура общества, принципы классификации.

4.Раскройте основные положения учения Платона об обществе. 5.В чем суть теории общественного договора Т. Гоббса.

6.Расскажите о взаимодействии общества и природы. 7.Географическая среда и народонаселение.

8.Приведите примеры геополитики. 9.Раскройте содержание понятия «страта».

10. Назовите основные элементы гражданского общества.

Также возможны следующие и другие вопросы для самостоятельной подготовки сообщений, исходя из материала лекции и интересов студента:

1.Общество как условие и продукт деятельности людей. 2.Платон об устройстве общества.

3.Учение о государстве Аристотеля. 4.Утопия Т. Кампанелла.

5.Теория происхождения общества Ж.Ж. Руссо. 6.Концепция социального детерминизма.

7.Проблемы социального прогресса.

8.Мировой порядок XXI века. Проблема глобализации. 9.Искусство как форма общественного сознания.

10. Ваш любимый писатель, художник, поэт – его мировоззрение и черты творчества.

 

Глоссарий

Духовная сфера жизни общества– отношения людей по поводу производства и потребления духовных ценностей.

«Естественное право»– признание новоевропейской философией права на свободу, уважение, собственность изначальным, природным, врожденным свойством человека (Дж. Локк, Б.Спиноза).


Идеология– теоретическая система взглядов на социально-политические отношения в обществе, отражающая интересы какой-то общественной группы, класса, партии, государства и пр.

Географический детерминизм– это концепция, суть которой заключается в том, что природа как географическая среда жизни выступает в качестве основной причины происходящих в обществе явлений.

Геополитика – учение о государстве как географическом и биологическом организме, стремящемся к постоянному расширению.

Гражданское общество– это независимая от государства система.

Стратификация- это деление общества на специальные слои (страты)

путём объединения различных социальных позиций

Общество, в широком смысле, - это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

Общественная психология– форма обыденного массового сознания –

эмоциональное и интеллектуальное единство устойчивых групп людей.

Общественно-экономическая формация (ОЭФ)  – одна из пяти исторических стадий социально-экономического развития общества (К. Маркс).

Политика– отношения между людьми по поводу завоевания, удержания и осуществления государственной власти.

Социальный детерминизм - концепция, согласно которой жизнь общества определяется социальными факторами.

Социальная философия –философия общественного развития.

Социальное– общественное.

 

Тесты для самоконтроля

1. Понятие «социальное» в широком смысле слова используется как синоним:

А) научное; Б) природное;

В) общественное; Г) личностное.

 

2. Социальная философия изучает: А) природу;

Б) человека; В) сознание; Г) общество.

 

3. Элементом экономической сферы жизни общества не является: А) производительные силы;

Б) инфраструктура;

В) производственные отношения; Г) религиозные организации.

 

4. Что из перечисленного не относится к материально-производственной сфере?

А) Духовные потребности;


Б) Производительные силы; В) Отношения собственности; Г) Орудия труда.

 

5. Элементами духовной жизни общества не являются: А) фабрики и заводы;

Б) процесс производства материальных благ; В) музеи;

Г) моральное сознание.

 

6. Главным элементом политической системы общества является: А) церковь;

Б) государство; В) армия;

Г) производство материальных благ.

 

7. В центре политических интересов находятся: А) предметы материальной культуры;

Б) исторические факты;

В) государственная власть; Г) образование населения.

 

8. Общие категории социальной философии: А) бытие и мышление;

Б) общество и природа;

В) общественное бытие и общественное сознание; Г) социум и универсум.

 

9. Субстанцией материально-производственной сферы жизни является:

А) человек как биосоциальное существо; Б) средства производства;

В) человеческий труд как осознанная целесообразная деятельность; Г) духовные потребности человека и общества.

 

10. Совокупность производственных отношений в определенном обществе образует:

А) производительные силы общества;

Б) общественное бытие;

В) духовную сферу жизни общества; Г) экономический базис.

 

11. Духовная жизнь общества включает:

А) как идеальные феномены, так и отношения и институты, организующие духовную деятельность;

Б) институты, организующие духовную деятельность;

В) только духовное производство и его результаты – как духовные, так и материальные;


Г) все идеальные феномены в обществе.

 

12. Выявление и объяснение наиболее общих тенденций и закономерностей развития общества относится к ……… функции социальной философии:

А) гносеологической; Б) методологической; В) критической:

Г) мировоззренческой.

 

13. Назовите основной фактор, определяющий облик современного общественного производства:

А) техника;

Б) глобализация;

В) человеческий интеллект; Г) информатизация.

 

14. Правовое государство характеризуется:

А) разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную; Б) равенством всех перед законом;

В) совершенным законодательством;

Г) наличием парламентской формы правления.

 

15. Государство – это:

А) страна, в которой живут люди;

Б) группа людей и учреждений, законно осуществляющих власть на определенной территории;

В) правительство, а также совокупность учреждений и организаций, осуществляющих управление;

Г) аппарат насилия, подавления одного класса другим.

 

Рекомендуемая литература Основные источники

1. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - М., 2009. - 188 с.

2. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Универсальная книга; Логос, 2010.

- 286 с.

3. Кохановский В.П., Жаров Л.В., Матяш Т.П., Яковлев В.П. Основы философии. Учебное пособие для студентов СПО. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 264 с.

 

Дополнительные источники

1. Абачиев С. К. Социальная философия: учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 635 с.

3. Крапивенский С.Е. Социальная философия. - Волгоград: Комитет по печати, 1996 г. - 352 с.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Университетская книга,


2010 – 528 с.

 

Тема 17. Цивилизация и культура. Типы культуры




















План изучения темы

1. Научные подходы к пониманию цивилизации.

2. Типы культуры.

 

Основное содержание темы

Понятие «цивилизация» появляется в XVIII в. В этот период оно было тождественно понятию «культура» и означало определенный уровень материальных и духовных достижений общества. Л. Морган создал схему культурно-исторической периодизации, согласно которой цивилизация – это относительно высокая стадия экономического и социального развития (дикость, варварство, цивилизация). Морган сформулировал определение цивилизации – это ступень культуры, следующая за варварством и приучающая человека к плановым, упорядоченным отношениям с себе подобными. Т.е. цивилизация трактуется как этап развития культуры.

В истории социально-философской мысли существует большое разнообразие подходов к пониманию цивилизации. Унитарный или всемирно-исторический подход предполагает, что существует единая общечеловеческая культура и цивилизация является идеалом прогрессивного развития материальной и духовной культуры (К. Ясперс). Стадиальный подход предполагает рассмотрение этапов цивилизации как стадий движения к прогрессу. Согласно этому подходу, мировая представляет собой целенаправленный процесс, одну линию прогресса, по которой с разной скоростью движутся народы история (К. Маркс, О. Конт, Гегель). Локально-исторический подход рассматривает множество разнообразных локальных этнических цивилизаций. Каждый исторический тип культуры/цивилизации существует автономно (Н. Данилевский, Н. Бердяев, О. Шпенглер, А. Тойнби). Сторонники технократического подхода рассматривают аграрную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации (У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер).

В культуре можно выделить три главные аспекта. 1) Культура представляет собой сферу, в которой реализуются творческие возможности человека. 2) Культура есть ценностное отношение к реальности. 3) Культура есть искусственный, созданный человеком мир. В зависимости от набора ценностей выделяют типы культуры: западную, восточную и африканскую. Самостоятельная большая культура запада или востока делится на национальные культуры отдельных народов. Внутри национальных культур существуют локальные (этнические) культуры. В рамках единой по духу культуры образуются субкультуры – тип культуры, характерный для объединения людей на основе особого языка (слэнга), особой формы одежды, музыки и т.д. На основании способа создания и содержания ценностей внутри национальных культур можно выделить народную и элитную культуры. В 70-е гг. 20 века возникает массовая культура как следствие развития научно-технического прогресса. Положительным в массовой культуре является возможность получения информации, возможность приобщиться к культуре другого народа. Отрицательное влияние массовой культуры - формирование усредненного «одномерного» человека. Массовая культура – это культура массового потребления.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Определите понятие «цивилизация».

2. Как понимали цивилизацию философы эпохи Просвещения?

3. Раскройте сущность стадиального подхода к цивилизации.

4. Раскройте соотношение понятий «культура» и «цивилизация».

5. В чем отличие цивилизации и культуры, по О. Шпенглеру?

6. Каковы основания типологии культуры?

7. Какие общие характеристики присущи всем культурам?

8. Чем отличается элитная культура и массовая культура?

9. Массовая культура XX - начала XXI вв.

10.Расскажите об известных вам современных субкультурах.

Также возможны следующие и другие вопросы для самостоятельной подготовки сообщений, исходя из материала лекции и интересов студента:

1. Ж.Ж. Руссо о культуре.

2. Отношение З. Фрейда к культуре.

3. Н. Бердяев о соотношении культуры и цивилизации.

4. Отличия западной и восточной культур, по Ясперсу.

5. Человеческое измерение культуры.

6. Особенности культуры Японии.

7. Характерные черты китайской культуры.

8. Особенности корейской культуры.

9. Представления о совершенном человеке в различных культурах.

10. Эстетические ценности в различных культурах.

 

Глоссарий Культура –вторая природа, созданная человеком.

Массовая культура– культура массового потребления.

Цивилизация- это ступень культуры, следующая за варварством и приучающая человека к плановым, упорядоченным отношениям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры.

Элитная культура – образцы творчества, доступные по своему содержанию узкому кругу ее почитателей.

 

Тесты для самоконтроля

1. Какой из философов рассматривал цивилизацию как упадок культуры:

А) А. Тойнби; Б) О. Шпенглер; В) Н. Бердяев; Г) К. Маркс.

 

2. В основе формирования этнических и национальных культур лежит: А) общность религиозных представлений;

Б) совместное проживание людей на определенной территории; В) единство языка;

Г) единство происхождения.

 

3. Формирование глобальной культуры произошло в: А) Римскую эпоху;

Б) эпоху средневековья; В) эпоху эллинизма;

Г) в конце ХХ века.

4. Культура, базирующаяся на письменной традиции, профессиональной литературе, искусстве, открытая для внешних влияний, но сохраняющая при этом этническую самобытность, называется:

А) национальной; Б) массовой;

В) потребительской; Г) элитарной.

 

5. Высокий уровень специализации и социальных притязаний характерен для культуры:

А) элитарной; Б) массовой; В) народной; Г) этнической.

 

6. Культура, создаваемая профессионалами и предназначенная для широких слоев населения - это культура:










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...