Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 14. Природа человека и смысл его существования. 1 страница




Европейская философия и ее история

Тема 1. Философия, её происхождение, роль в жизни человека и общества

План изучения темы

1. Определение философии.

2. Философия и мировоззрение.

3. Структура философского знания.

 

Основное содержание темы

Философия появилась почти одновременно в трех регионах мира – в Индии, в Китае и в Греции между VIII-VI вв. д.н.э. Термин «философия» возникает в V в.д.н.э. и означает любовь к мудрости. Мудрецами называли людей с большим объемом знаний и житейского опыта. Характер философии выразил И. Кант (XYIII в.) в трех вопросах: Что я могу знать? Что должен делать? На что могу надеяться? В этих вопросах заключены, по Канту, высшие и вечные вопросы человеческого разума. Поэтому предмет философии - это высшие смыслы, цели и ценности человека и его культуры. Аристотель (IV в. до н. э.) подчеркивал, что от философии не нужно ждать практической «пользы», т. е. решения частных, прикладных задач. Можно эту мысль передать так: философия не тактика, а стратегия человеческой жизни; она есть удел свободного человека, она есть взгляд в вечность. Л. Фейербах (XIX в.) полагал, что, философствуя, человек выступает от имени всего человеческого рода, т. е. реализует свою родовую, общественную сущность. Философствование - необходимый элемент духовного производства, естественный фактор развития, самообновления общества. Философия есть попытка человека заглянуть в самого себя и ответить на ряд важнейших вопросов: в чем смысл человеческого существования? Что есть счастье, несчастье, свобода и др.

Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Это означает; что первое включает в себя второе. Философия занимается осмыслением универсальных законов бытия, раскрывает субстанциональное единство и целостность мироздания, используя при этом соответствующую терминологию, что и заставляет относить ее к научному знанию и говорить о философии как о науке.

История философии долгое время рассматривалась, главным образом, как борьба двух противоположных направлений - материализма и идеализма. Это вопрос об отношении материи и сознания. Материализм – это учение о первичности материи и вторичности сознания. Под материей следует понимать, прежде всего, природу и объективную реальность. Идеализм – это учение о первичности сознания и вторичности материи.

Материализм за 2 тысячи лет своего существования прошел пять этапов.

1. Стихийный материализм Древнего мира (VI в.д.н.э. – II в.н.э.). Древние греки в качестве первоначал мира называли стихии: воду, огонь и др. Отсюда и название «стихийный материализм». 2. Материализм Средневековья (VIII-XII вв.). В эпоху Средневековья материализм оттеснен на второй план идеализмом и принимает скрытую форму рассуждений о том, что существует реально: Бог как общее начало или отдельные конкретные вещи. 3. Материализм эпохи Возрождения (XIV-XYI вв.) Он существовал в форме пантеизма. Пантеизм – учение о тождестве Бога и мира. 4. Механистический материализм (XVII-XVIII вв.). Происходит развитие науки, особенно физики и математики. Открытые законы механики оказывают сильнейшее влияние на философию. 5.

Диалектический материализм возникает в XIX в. В рамках этого этапа развития материализма сложились современные представления о материи, природе и их свойствах.

Различают две формы идеализма. Объективный идеализм – это учение о первичности высшего духовного начала, которое является первоосновой мира вне и независимо от человека. Субъективный идеализм – это учение отрицающее существование мира вне зависимости от сознания человека.

К основным функциям философии традиционно относят следующие: мировоззренческая, методологическая, прогностическая, критическая, социальная, которая реализуется в направлениях аксиологическом, гуманистическом и воспитательном.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое философия?

2. Расскажите о предмете и методе философии.

3. Как определяли философию в Античности? Чем объясняется такое понимание философии?

4. Как различные философы определяли цели и назначение философии?

5. Каковы причины возникновения философии?

6. Определите содержание понятия «мировоззрение». Раскройте его структуру.

7. Как соотносятся философия и мировоззрение?

8. Назовите основные разделы философского знания.

9. Основной вопрос философии. Раскройте его смысл.

10. Какова роль философии в обществе.

 

Также возможны следующие и другие вопросы для самостоятельной подготовки сообщений, исходя из материала лекции и интересов студента:

1. Философия – любовь к мудрости или наука?

2. Понимание мыслителями разных эпох предмета философии.

3. Специфика философии как формы общественного сознания.

4. Основные категории и понятия философии их мировоззренческое и познавательное значение.

5. Как внешние причины возникновения философии влияли на ее характер?

6. Для чего нужно изучать философию?

7. Какие формы идеализма существуют?

8. Расскажите о функциях философии.

9. Расскажите об этапах развития материализма.

10. Существует ли мировоззрение общества, эпохи?

 

Глоссарий

Бытие– наиболее общая философская категория, отражающая наличие явлений и предметов самих по себе или как данностей в сознании.

Гносеология– это учение о познаваемости мира.

Диалектический материализм– философская теория К. Маркса и Ф. Энгельса, соединяющая в себе материалистическую и диалектическую методологии.

Идеализм – философское учение, признающее первичность идеи

(сознания) и вторичность материи в процессе происхождения и развития мира.

Категория философская– наиболее общее понятие, отражающее существенные свойства однородных предметов и явлений.

Материализм– философское учение, признающее первичность материи и вторичность Идеи (сознания) в процессе происхождения и развития мира.

Мировоззрение– совокупность (система) взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение человека к окружающей действительности и способ ее духовно-практического освоения.

Объективно– то, что не зависит от воли и желания человека – субъекта действия (сравни: субъективно).

Онтология– философское учение о бытии мира и человека.

Объективный идеализм– это учение о первичности высшего духовного начала, которое является первоосновой мира вне и независимо от человека.

Субъективный идеализм– это учение отрицающее существование мира вне зависимости от сознания человека.

Эстетика– учение о том, что вызывает чувственную реакцию человека (прекрасное – безобразное; возвышенное – низменное; смешное – трагическое и пр.).

Этика– учение о морали.

 

Тесты для самоконтроля

1. Объективными условиями возникновения философии были: А) высокий уровень развития материального производства;

Б) отсутствие религии;

В) отделение и противопоставление умственного и физического труда; Г) развитые виды искусства.

 

2. Понятие «философия» переводится с греческого как: А) любовь к мудрости;

Б) высшая истина;

В) божественное познание; Г) любовь к красноречию.

 

3. Основной вопрос философии по-другому формулируется так:

A) Является ли мир собранием случайных явлений, или он подчинен закономерностям?

Б) Как развивался мозг человека?

В) В каких формах совершается мышление, и как оно относится к материи? Г) В чем смысл и цель человеческой жизни?

 

4. Основные направления философии: А) материализм и идеализм;

Б) скептицизм и стоицизм;

В) реализм и номинализм;

Г) позитивизм и неокантианство.

 

5. Направление философии, согласно которому основой мира является саморазвивающаяся духовная субстанция:

А) материализм; Б) агностицизм; В) дуализм;

Г) идеализм.

 

6. Функция философии, проявляющаяся в универсальных методах познания:

А) методологическая; Б) мировоззренческая;

В) мыслительно-теоретическая; Г) аксиологическая.

 

7. Ответы на философские вопросы ищут в: А) доводах и умозаключениях разума;

Б) моральных нормах;

В) научных исследованиях; Г) религиозных верованиях.

 

8. Традиции, обычаи, нормы, правила, идеалы составляют ценности: А) эстетические;

Б) религиозные; В) политические; Г) этические.

 

9. Философия возникла в: А) I - V вв. н.э.;

Б) ХVII - ХVIII вв.;

В) середине III тыс. до н.э.; Г) VII - VI вв. до н.э.

 

10. Философия возникла: А) в Древней Греции;

Б) в Древней Индии; В) в Древнем Китае;

Г) одновременно в Древней Индии, Китае и Греции.

 

11. Мировоззрение – это: А) научный взгляд на мир;

Б) система нравственных принципов;

В) система взглядов на мир, место человека в мире; Г) совокупность знаний об обществе.

12. Какой вопрос не относится к исходным вопросам высших и вечных интересов человеческого разума, по И. Канту?

А) Что я могу знать?

Б) Что я должен делать?

В) Что есть моя конечная цель? Г) На что я могу надеяться?

 

13. Философское знание – это: А) научное отражение мира;

Б) образное, эмоциональное отражение мира;

В) мировоззрение, основанное на житейско-практическом опыте; Г) мировоззрение, раскрывающее отношение «человек-мир».

 

14. Мир – это комплекс ощущений, считают: А) материалисты;

Б) объективные идеалисты; В) субъективные идеалисты; Г) пантеисты.

 

15. В каждом обществе существует:

А) столько мировоззрений, сколько и людей; Б) одно мировоззрение;

В) разные типы мировоззрений;

Г) сколько конфессий (религий), столько и мировоззрений.

 

Рекомендуемая литература Основные источники

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Издательский центр

«Академия», 2012. - 256 с. (с хрестоматией).

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - М., 2009. - 188 с.

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Универсальная книга; Логос, 2010.

- 286 с

Дополнительные источники

1. Краткий очерк истории философии. - М.: Проспект , 2005. – 318 с.

2. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс, 1990. – 216 с.

3 Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М.: Наука, 1991. – С. 77-101.

4. Предназначение и смысл философии, ее историческое значение // Мир философии: Кн. для чтения: в 2 ч. – М.: Политиздат, 1991. – Ч. 1. – С. 12-28.

5. Философский энциклопедический словарь. - М.: Университетская книга, 2010 – 528 с.

 

Тема 2,3 Мифология и религия как предпосылки возникновения

Философии.

План изучения темы

1. Свойства мифологического мировоззрения.

2. Ранние и переходные формы религии.

3. Мировые религии и их влияние на формирование философии.

 

Основное содержание темы

Миф является исторически первой формой мировоззрения и сопровождает человека всю жизнь, имея поэтапно разную степень значимости для познания мира и самоопределения в нём. Миф – это конкретное восприятие действительности без вопросов и сомнений, при преобладающей работе чувственного познания в восприятии мира в целом. Миф – это образная, объясняющая и предписывающая способ действия схема мира. Складываясь в условиях первобытнообщинной формации, нерасчлененный стихийный коллективизм, который порождает перенос на всю действительность

«непосредственно данных» человеку «естественных» отношений родовой общины, он предстает перед нами как описание некоторой совокупности фантастических существ, образующих общину, связанную кровным родством. Своеобразие мифологического миропонимания определяется следующими характеристиками: 1) образность; 2) образцовость; 3) антропоморфизм; 4) диалектичность; 5) синкретизм. Природно-космические, социальные и производственные функции распределены между этими существами. При этом мифическое повествование принимается мифическим субъектом совершенно не критически, как бы неправдоподобно оно ни выглядело. Миф, следовательно, выступает для этого субъекта как вполне реальный «мир», может быть даже более реальный, чем мир обыденный. Но в то же время мир этот отрешен отчужден от повседневного мира. Он одновременно и наглядный, чувственно данный и волшебный, сказочный и индивидуально-чувственный, абстрактно-обобщенный и очевидно достоверный, практически действенный и сверхъестественный. Главная его функция – объяснение причин происхождения того или иного явления и оправдание сущности этого явления. Миф регулирует общественную жизнь в эмпирическом многообразии. Миф выступает как сама жизнь, где слились воедино социальные, идеологические и даже физиологические аспекты. Иначе говоря, мифология – это форма практически духовного освоения мира. Именно поэтому она «преодолевает, подчиняет и преобразовывает силы природы в воображении и при помощи воображения, она исчезает, следовательно, вместе с наступлением действительного господства над этими силами природы».

Религияимеет своим предметом «священное», т. е. такое начало, которое находится за чертой «естественного» мира, обладает сверхчувственными свойствами (Бог, Абсолют). Сверхчувственное и сверхъестественное знать нельзя, в него можно только верить. Религия – это особый способ миропонимания, основанный на глубокой вере в сверхъестественное. Выделяются три признака религии: 1) вера; 2) объект поклонения; 3) наличие ритуалов. Ранней формой религии является тотемизм – религия, в основе которой лежит вера в кровное родство с природой. Позднее появляется анимизм – религия, основанная на вере в духов, которые управляют людьми, животными, явлениями мира. Важность анимизма: 1) углубил представления о времени и пространстве; 2) человеческое мышление переходит на новый


уровень, формируется абстрактное мышление. Национальная религия – это религия, обращенная к одному народу. На основе национальных религий складываются мировые религии. Главным признаком мировой религии является обращенность ее моральных норм ко всем людям без исключения. Самая ранняя из мировых религий – буддизм, возник в Древней Индии в VI-V вв. до н.э. Основателем считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды. Учение Будды не содержит идеи Бога. Основная проблема буддизма – проблема бытия человека. Для буддизма важен человек и его внутренний мир, его нравственная позиция. В центре буддизма – учение о «Четырёх благородных истинах»: 1) жизнь - есть страдания; 2) причина страданий – наши желания; 3) устрани желания – устранишь страдания; 3) 4) освобождение от желаний есть путь достижения нирваны. Основные понятия буддизма: нирвана, дхарма, карма, медитация. Основные боги – Будда, Брахма, Вишна, Шива.

Христианство возникло в I в. до н.э. среди евреев Палестины, быстро распространилось среди других народов Средиземноморья. В IV в. стало государственной религией Римской империи. К XIII веку вся Европа была христианизирована. На Русь христианство пришло под влиянием Византии в конце X века. В 1054 г. произошло разделение церквей (схизма) и христианство раскололось на православие и католицизм, в XVI в. из католицизма в ходе Реформации выделился протестантизм. Общее число приверженцев христианства превышает 1 млрд. человек.

В качестве харизматического начала в христианстве выступает Иисус Христос – помазанник Божий, Мессия, Спаситель людей. Иисус Христос победил силу греха, спас людей, приняв истязание и истинно мученическую смерть на кресте. Страдания Христа – путь к нравственному исцелению и очищению людей от пороков, страдание – главное орудие борьбы со злом. Крест

– символ страданий. Отсюда выражение «нести свой крест» – быть покорным судьбе, не сгибаться под её ударами, быть терпимым. Фундаментальный священный текст в христианстве – Библия. Ключевые догмы христианства – догматы триединства и Боговоплощения. Первый интерпретируется как существование Бога единого в трех ипостасях (воплощениях): Отца – безначального первоначала, Сына – Логоса, другими словами, абсолютного смысла, воплотившегося в Иисусе Христе, и Духа Святого – животворящего, являющегося в зримом образе голубя. Учение о Троице чрезвычайно важно для христианской доктрины. В православии Святой Дух исходит от Отца, Сын рождается от Отца. Иисус Христос сын Бога Отца. Второй по важности догмат – догмат Боговоплощения. Он касается прежде всего персоны Иисуса Христа, который в равной степени является и Богом, и человеком. Иисус Христос несет в себе равновесность двух начал. В интерпретациях и комментариях библейских сюжетов, связанных с Боговоплощением, человеческое начало в Христе приносилось в жертву Божественному. Стержень христианской веры – вера в спасение души после смерти через преодоление страданий, ведущих человека к преображению, приближая его тем самым к Богу. Суть христианского учения сконцентрировано в следующих идеях: 1) есть один милосердный бог; 2) идея спасения – мессианство; 3) идея равенства всех перед богом.

Ислам (мусульманство) возник в VII веке на Ближнем Востоке, в Аравии. Основатель – Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием


христианства и иудаизма. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы – поклонение единому всемогущему Богу – Аллаху и почитание Мухаммеда пророком – посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Основные принципы – пять столпов ислама – таковы: 1) вера в то, что нет Бога кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха; 2) пятикратное ежедневное совершение молитвы; 3) пост один раз в год, длится месяц (рамазан); 4) милостыня в пользу бедных (закят); 5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни.

Священное Предание ислама – Сунна. Основные направления – сунизм и шиизм, но существует еще суфизм, а также различные секты (ваххабиты и др.). Большинству мусульман импонирует суннизм, считающийся ортодоксальным направлением. Сунниты опираются на Коран и Сунну. Шиизм распространен ныне в Иране, Ираке, Йемене; группы шиитов имеются в Афганистане, Пакистане, Индии, Сирии, Египте, Азербайджане, Таджикистане.

Общие черты мировых религий.

Мировые религии, несмотря на свою разность, имеют моменты общности.

1) наличие харизматической личности; 2) Священное писание, или Предание. Факт существования Священного текста (Библия - христианство, Коран – ислам, Трип Итака – буддизм); 3) догматика как средство упорядочивания духовных знаний; 4) вера в качестве спасения души и интеграции верующих данной конфессии; 5) культ в виде средства, определяющего единство действий, закрепленных в ритуале. Все эти элементы играют особую роль в развитии духовной культуры.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные признаки религии.

2. Как называется религия, возводящая в культ древних фантастических предков?

3. Назовите ранние формы религии.

4. Почему национальные формы религии называют переходными?

5. Что общего свойственно всем религиям?

6. Как соотносятся философия и религия?

7. Какие точки зрения на соотношение науки и религии вам известны?

8. Каково жизненное значение веры?

9. В чем состоит положительное влияние анимизма на развитие человека?

10. Назовите магические способы познания мира.

 

Также возможны следующие и другие вопросы для самостоятельной подготовки сообщений, исходя из материала лекции и интересов студента:

1. Расскажите об истории возникновения, основных положениях и современном состоянии христианства.

2. Расскажите об истории возникновения, основных положениях и современном состоянии буддизма.

3. Расскажите об истории возникновения, основных положениях и современном состоянии ислама.

4. Что вы знаете о радикальном исламе?


5. Проанализируйте социальный и нравственный смысл основных признаков мировых религий.

6. Особенности секты как социального и религиозного феномена.

7. Какие сектантские движения существуют сегодня в мире?

8. В чем отличие православной и католической веры и церкви?

9. Каковы причины живучести мифа в современном обществе?

10. В чем отличие мифа от религии?

 

Глоссарий

Анимизм– религия, основанная на вере в духов, которые управляют людьми, животными, явлениями мира.

Антропоцентризм– философская позиция, согласно которой человек является центром мироздания.

Архетип– фундаментальная структура человеческой психики, коллективное бессознательное как прообраз поведения и мышления, объединяющий поколения внутри одной общности.

Гилозоизм– одушевление всех элементов природы.

Зооморфизм –наделение живых природных существ человеческими чертами и свойствами.

Карма –это центральное положение индуистской религии, согласно которому судьба всякого живого существа предопределена совокупностью его действий и предыдущих жизней.

Мировая религия –религия, моральные нормы которой обращены ко всем людям без исключения.

Миф– это образная, объясняющая и предписывающая способ действия схема мира.

Мифологическое мировоззрение – конкретно-образное, чувственное восприятия мира, без вопросов и сомнений.

Национальная религия– это религия, обращенная к одному народу.

Нирвана –это состояние, при котором отсутствуют страдания, страсти; состояние умиротворённости, наивысшего счастья. Трансцендентное состояние непроходящего покоя и удовлетворённости.

Религия– система взглядов на мир, принятая человеком на веру (без доказательств) и ведущая его по жизни.

Сансара –  основное понятие индийской философии, означающее круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой,

Синкретизм –это нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления, например, слитность представлений о мире в мифе.

Тотемизм– религия, в основе которой лежит вера в кровное родство с природой.

Фанатизм– крайняя форма догматизма, при которой идея представляется важнее жизни и своей, и чужой.

Фатализм– вера в судьбу, рок как внешнюю предопределенность.

Фитоморфизм –   наделение растений человеческими чертами и свойствами.


Эсхатология– в христианской догматике – учение о последних вещах; о конце мира, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о загробной жизни, о цели Космоса, о конце Света.

 

Тесты для самоконтроля

1. В мифологии раскрывается: А) образное мышление;

Б) рациональное познание; В) сомнение;

Г) свободомыслие.

 

2. В религии главное: А) вера в прогресс;

Б) вера в сверхъестественное; В) вера в себя;

Г) недоверие к

 

3. Религиозное мировоззрение – это: А) теоретическое сознание;

Б) научное представление о мире; В) обыденное сознание;

Г) поиск высших ценностей, которые переносятся в трансцендентную, потустороннюю область.

 

4. Историческая последовательность типов мировоззрения: А) философия, религия, миф;

Б) миф, религия, философия; В) философия, миф, религия; Г) миф, философия, религия.

 

5. Религия и философия являются компонентами духовной культуры человечества:

А) не имеют ничего общего между собой;

Б) различаются по форме, совпадают по содержанию;

В) занимаются общими мировоззренческими вопросами (проблемами), но в основном дают различные ответы на них;

Г) являются формами общественного сознания.

 

6. Деление мира на потусторонний и посюсторонний характерно для: А) философии;

Б) науки; В) религии;

Г) искусства.

 

7. Религия придает нравственным ценностям: А) абсолютный характер;

Б) условный характер;

В) нейтральный характер;


Г) сакральный характер;

 

8. Как соотносятся философия и мировоззрение: А) философия – часть мировоззрения;

Б) философия теоретическое ядро мировоззрения; В) мировоззрение – часть философии;

Г) философия – рационально-теоретическая основа мировоззрения;

 

9. Мифология – это:

А) исторически ранняя форма восприятия мира, изжившая себя; Б) легенды, сказания, предания различных народов;

В) целостная картина мира, сочетающая в себе знание и веру, мысли и эмоции;

Г) система мифов.

 

10. Антропоморфизм есть:

А) мифическое сознание, не имеющее реальных оснований в действительности;

Б) отождествление образа и предмета, мышления и бытия; В) разновидность религиозного сознания;

Г) объяснение явлений мира по аналогии с человеком.

 


 

 

нем:

 

 

мира.


11. Философское мировоззрение есть:

А) способ духовно-практического освоения мира; Б) личностное видение мира и себя в нем;

В) единомыслие по проблемам сущности бытия, мира и места человека в Г) объективное представление мира.

12. Миф – это:

А) ценностная картина мира; Б) легенда, вымысел, сказание;

В) ранняя форма восприятия мира, изжившая себя;

Г) образная, объясняющая и предписывающая модель поведения схема


 

13. Общим для философии и религии является: А) наличие в них ценностного компонента;

Б) опора на веру;

В) отрицание сверхъестественного мира; Г) место их возникновения.

 

14. Какое из приведённых положений является некорректным? А) мировые религии — буддизм, христианство и ислам;

Б) все мировые религии являются политеистетичными;

В) христианство и ислам монотеистетичны, а в раннем буддизме признавалось множество богов;


Г) в любой религии огромное внимание уделяется нравственным проблемам.

 

15. Какое из положений соответствует идеализму: А) сознание есть продукт материи;

Б) сознание неразрывно связано с материей;

В) сознание может существовать до и независимо от материи; В) сознание не всегда адекватно отражает материю.

 

Основные источники Учебные пособия

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Издательский центр

«Академия», 2012. - 256 с. (с хрестоматией);

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - М., 2009. - 188 с. (Профессиональное образование);

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Универсальная книга; Логос, 2010.

- 286 с


 

 

1968.


Дополнительные источники

1. Краткий очерк истории философии. - М.: Проспект , 2005. – 318 с.

2. Мир философии. Книга для чтения. Ч. 1 и 2. – М.: Академическая книга,

 

3. Социокультурная роль религии / Мир философии: Кн. для чтения: в 2 ч. –


М.: Политиздат, 1991. – Ч. 2.

4. Философия и религиозное мировоззрение // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. – М.: Политиздат, 1990.

5. Философский энциклопедический словарь. - М.: Университетская книга, 2010. – 528 с.

 

Тема 4. Философия науки.













План изучения темы

1. Сущность и типология науки

2. Структура, уровни и методы научного познания

 

Основное содержание темы

Наука есть особый вид познавательной и практической деятельности человека, направленной на производство знаний о природе, обществе и самом познании. Научное познание значительно отличается от познания обыденного, мифологического или религиозного. Оно ориентировано на достижение объективной истины, которая должна быть достоверна, экспериментально и рационально обоснована. Система науки включает четыре крупных междисциплинарных комплекса: учение о природе – естественные науки (естествознание); учение о технике – технические науки (технознание); учение об обществе – общественные науки (обществоведение); учение о человеке – гуманитарные науки (человековедение).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...