Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 14. Природа человека и смысл его существования. 9 страница




Основные группы глобальных проблем: демографическая, продовольственная, энергетическая и сырьевая, экологическая, проблемы мирного освоения космоса и использования Мирового океана, предотвращения ядерной войны, разоружения, голод, эпидемии природных стихии и др. Демографическая проблема связана с развитием и проблемами народонаселения – совокупности людей на Земле, распределенных по территориальным регионам и странам. Народонаселение – это субъект и объект жизненного развития, источник трудовых ресурсов, потребитель материальных и духовных благ, это поколения людей, это мужчины и женщины с их проблемами и радостями, целями, мечтами и возможностями.

Т.Мальтус 18 в. Закон природы в его формулировке гласил, что население имеет тенденцию расти в геометрической прогрессии, а средства существования могут увеличиваться только в арифметической. При этом голод, эпидемии и войны Мальтус называл естественными методами решения проблемы нехватки жизненных ресурсов и призывал к особой социальной политике регулирования браков и рождаемости. Так было положено начало демографии как самостоятельной науке, которая на сегодня накопила большой опыт, но не разрешила многих проблем. Назовем некоторые из них: старение мирового сообщества, следовательно, уменьшение процента трудоспособного населения и необходимость воспроизводства их жизнеспособности силами работающей части населения; женщина все более вовлекается в активную социально-экономическую жизнь, при том что за не остаются обязанности материнства, проблема совмещения нескольких функций женщинами приобретает глобальные масштабы; неравномерность прироста народонаселения по территориям Земного шара, в последние десятилетия он происходит за счет стран Азии и Африки; неравномерность распределения трудовых ресурсов и их несоответствие количеству природных богатств на соответствующих территориях порождают продовольственную, энергетическую, сырьевую проблемы.


Проблема войны и мира. Предотвращение ядерной войны.За период с 3600 года до Н.Э. по конец ХХ века произошло 14550 больших и малых войн между государствами и классами, в которых погибло 3,6 млрд. человек.

Продовольственная проблема является частью проблемы демографической, одним из ее острейших проявлений. По данным ЮНЕСКО сегодня в Мире почти 600 млн. голодают и столько же недоедают. 30 – 40 млн. человек ежегодно умирают от голода, 32 голодных ребенка уходят из жизни каждую минуту. При этом подсчитано, что если снять со всемирного вооружения 4%, то это снимет проблему голода. Положение усугубляется нехваткой водных ресурсов. Если В 70-е годы ХХ в. вода в России поглощалось

16 м3, то сегодня – 40 м3. Продовольственная проблема тесно связана с энергетической и сырьевой. Если в 1950 году на душу мирового населения приходилось 0,24 га площадей. Пригодных под зерновые, и 5,4 кг удобрений, то уже в 1984 г. – соответственно 0,15га и 25,4 кг. Так что на каждого жителя планеты за 35 лет площадь под зерновые уменьшилась более, чем на треть. А масса удобрений возросла почти в 5 раз. Глобальный экологический кризис можно выразить двумя словами: загрязнение и истощение.

Римский клуб – сообщество ученых, изучающих глобальные риски. Основные цели сообщества: 1. Создание «институтов согласия» для выработки конкретных целей и мер их выполнения, обязательств всех стран. 2. Работа должна носить международный характер и проводится под эгидой ООН. 3. Выработка коллективных мер должна проходить на основе развития науки и международного права. 4. Ведущими должны стать вопросы здоровья, просвещения, создания «экологической атмосферы» на основе формирования единого «экологического мышления». 5.

Разработка необходимой эколого-экономической программы пока еще впереди. Но у человечества нет выбора, и такую программу необходимо выработать и воплотить.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие проблемы мы называем глобальными?

2. Какие проблемы вы считаете глобальными?

3. Можно ли выделить основную глобальную проблему?

4. Назовите основное противоречие эпохи, которое обусловило появление глобальных проблем.

5. Охарактеризуйте состояние демографической проблемы.

6. В чем суть глобальной энергетической проблемы?

7. Раскройте содержание концепции коэволюции.

8. Какие организации активно участвуют в решении глобальных проблем?

9. Что вы узнали о футурологии?

10. Раскройте содержание понятия «экологическая атмосфера» общества.

Также возможны следующие и другие вопросы для самостоятельной подготовки сообщений, исходя из материала лекции и интересов студента:

1. История развития взаимодействия человека и природы.

2. Философия Просвещения об активной роли субъекта познания.

3. Общество и природа.


 

 

мире.


4. Концепция «ноосферы» В.И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена.

5. Концепция коэволюции.

6. Проблема Мирового океана.

7. Экономическое и культурное неравенство народов в современном

 

8. Проблема Север-Юг.

9. Пути предотвращения мировой войны.

10. Перспективы глобализации (плюсы и минусы).


 

Глоссарий

Война –продолжение политики насильственными мерами.

Глобальные проблемы – совокупность жизненно важных проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс.

Депопуляция –уменьшение абсолютной численности населения.

Коэволюция –процесс устойчивого развития природы во взаимодействии с обществом.

Ойкуменические процессы -  объединительные процессы духовной жизни как в религиозном, так и в светском варианте.

Терроризм- политика, основанная на систематическом применении террора (форма организованного насилия). Синонимами слова «террор» являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение».

Футурология –совокупность представлений о будущем человечества.

 

Тесты для самоконтроля

1. Кризис, переживаемый современным человечеством:

А) вызван буржуазным, потребительским устройством общества;

Б) это субъективное ощущение людей, испытывающих материальные затруднения в жизни;

В) связан с хронологическим обстоятельством, особым временным рубежом («конец века», «конец тысячелетия»);

Г) обусловлен объективными, новыми явлениями планетарного масштаба и нерациональной деятельностью человека.

 

2. Характерная черта глобальных проблем современности:

А) наличие теснейшей взаимосвязи, взаимовлияния между ними; Б) они одинаково проявляются во всех странах мира;

В) они не взаимосвязаны, существуют раздельно; Г) касаются, прежде всего, развивающихся стран.

 

3. Какое из положений является верным:

А) глобальные проблемы современности принципиально неразрешимы, а потому и нет необходимости предпринимать какие-либо меры:

Б) глобальные проблемы разрешатся естественным путем, без вмешательства людей;

В) оптимальным является путь обособленного, раздельного рассмотрения и решения таких проблем;


Г) для решения глобальных проблем требуется системный подход и скоординированные усилия субъектов мирового сообщества – народов, государств, общественных объединений.

 

4. Концепция «пределов роста» – это концепция о необходимости: А) Остановить рост народонаселения;

Б) Остановить рост загрязнения окружающей среды; В) Остановить рост промышленного производства; Г) Остановить рост военных расходов.

 

5. Общественный прогресс есть такое развитие общество, которое направлено:

А) на создание условий для достойной жизни человека;

Б) на обеспечение дальнейшего существования человечества; В) на ускорение научного и технического развития;

Г) на резкое и эффективное повышение производительности труда.

 

6. Какой путь выхода из экологического кризиса считается сегодня наиболее оптимальным?

А) изменение технологий производства;

Б) заключение договоров между государствами; В) финансовые санкции;

Г) экологическое воспитание.

 

7. Футурология – это:

А) концепция о планетарных проблемах в их исторической определенности; Б) наука о путях и способах решения глобальных проблем;

В) система представлений о будущем человечества;

Г) совокупность концепций о причинах и источниках глобальных проблем.

 

8. Теория коэволюции означает:

А) совместное взаимосогласованное развитие природы и человека Б) совместное развитие Востока и Запада

В) взаимодействие индивида и общества Г) современная теория эволюции.

 

9. Объединение индивидов по несущественным признакам, характеризующееся размытостью границ и неопределенностью состава, называется:

А) народом; Б) нацией; В) этносом; Г) массой.

 

10. Современная футурология анализирует перспективы: А) введения мировой валюты;

Б) сближения мировых религий;

В) формирования свободной человеческой личности; Г) технологической революции.


11. Понятие «глобальные проблемы» появилось: А) во второй половине 20 в.;

Б) в конце 19 в.; В) в конце 18 в.; Г) в конце 20 в.

 

12.Экология – это наука: А) о природе;

Б) о земле;

В) о взаимоотношениях природы и общества; Г) о человеке.

 

 

13. К проблемам биоэтики человека не относится: А) клонирование;

Б) эвтаназия; В) тунеядство;

Г) эксперимент на человеке.

 

14.Отчуждение человека от природы привело к возникновению: А) персонификации природы,

Б) тотемизма, В) анимизма,

Г) технизированного мира.

 

15. Организация, объединяющая ученых мира в поиске решения глобальных проблем:

А) ООН;

Б) ЕЭС;

В) Римский клуб; Г) ЮНЕСКО.

 

Рекомендуемая литература Основные источники

1. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - М., 2009. - 188 с.

2. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Универсальная книга; Логос, 2010.

- 286 с.

3. Кохановский В.П., Жаров Л.В., Матяш Т.П., Яковлев В.П. Основы философии. Учебное пособие для студентов СПО. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 264 с.

Дополнительные источники

1. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М.: Молодая гвардия, 1990. – 351 с.

2. Турчин А., Батин М. Футурология. XXI век: Бессмертие или глобальная катастрофа», - М.: Бином, 2012. – 286 с.


3. Нижников С.А. Глобальные проблемы современности. Философия: курс лекций. - М.: Экзамен, 2006. - 383 с.

4. Фролов И.Т. Сущность и значение глобальных проблем. – М.: Знание, 2002. – 48 с.

5. Фролов И.Т., Загладин В.В. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты. – М.: Международные отношения, 2002. – 238 с.

Семинарские занятия План семинарского занятия № 1










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 298.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...