Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 14. Природа человека и смысл его существования. 3 страница




Теософия– божественная мудрость, знание о Боге, обретённое через непосредственное созерцание.

Фанатизм– крайняя форма догматизма, при которой идея представляется важнее жизни и своей, и чужой.

Эманация– происхождение, выход из единого (религиозное: мир есть эманация Божества) (сравни: эволюция).

 

Тесты для самоконтроля

1. Философия Средних веков развивалась в условиях: А) первобытнообщинного строя;

Б) рабовладельческого; В) феодализма;

Г) капитализма.

 

2. Философия Средних веков развивалась на основе религии в форме: А) полицентризма;

Б) атеизма;

В) монотеизма; Г) деизма.

 

3. Схоластика как направление средневековой философии оформилась: А) в I – IV вв;

Б) в V – X вв;

В) в XI – XIII вв; Г) в XIV – XV вв.

 

4. Схоластика включала в себя обсуждение вопросов о соотношении: А) науки и искусства;

Б) религии и политики; В) морали и политики; Г) веры и разума.


5. Направление в философии Средних веков, противоположное номинализму называлось:

А) материализмом; Б) идеализмом;

В) волюнтаризмом; Г) реализмом.

 

6. Освобождение от церковного влияния называется: 1)секуляризацией;

2)легализацией; 3)национализацией; 4)деградацией.

 

7. Характерными для средневековой философской онтологии были такие идеи, как:

А) идея творения мира Богом;

Б) истинное бытие – это мир умопостигаемых сверхчувственных идей; В) истинное бытие есть Бог;

Г) дуализм противоположных начал – активного и пассивного.

 

8. Для средневековой антропологии характерны утверждения о том, что: А) человек – раб своих страстей;

Б) человек – «образ и подобие Божие»;

В) судьба человека только в его свободном выборе;

Г) человек не может преодолеть свой грех без благодати.

 

9. Эпоха Возрождения охватывает период:А) I – IX вв.;

Б) X – XIV вв.;

В) XIV – XVI вв.; Г) XVII – XVIII вв.

 

10. Философия Возрождения – это переход: А) к античному мировоззрению;

Б) к мифологическому мышлению; В) к научной картине мира;

Г) к теоцентризму.

 

11. Существенной движущей силой для общественного развития Возрождения стала вера:

А) в Бога; Б) в науку;

В) в силу индивидуальности; Г) в силу коллектива.

 

12. Если Средневековье относилось к философским идеям Античности как к авторитету, то возрождение – как:

А) к забытому прошлому;


Б) к авторитету;

В) к детству европейской культуры; Г) к идеалу.

 

13.Начало гелиоцентрическому мировоззрению положил: А) Николай Кузанский;

Б) Джордано Бруно; В) Николай Коперник; Г) Галилео Галилей.

 

14. Пантеизм – это вера: А) в ортодоксального Бога;

Б) в «растворенность» Бога в Природе; В) в то, что Бога нет;

Г) в то, что роль Бога ограничена творением природы.

 

15. Выберите утверждение, выражающее понимание сущности человека в эпоху Возрождения:

А) человек – есть животное;

Б) человек – есть образ и подобие Божие; В) человек – есть творец самого себя;

Г) человек не нуждается в божественной благодати для своего спасения.

 

Литература Основные источники Учебные пособия

1. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - М., 2009. - 188 с.

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Универсальная книга; Логос, 2010.

- 286 с.

3. Кохановский В.П., Жаров Л.В., Матяш Т.П., Яковлев В.П. Основы философии. Учебное пособие для студентов СПО. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 264 с.

Дополнительные источники

1. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения: учебное пособие. –

М.: Высшая школа, 1980. – 372 с.

2. Краткий очерк истории философии. - М.: Проспект , 2005. – 318 с.

3. Мир философии. Книга для чтения. Ч. 1 и 2. – М.: Политиздат, 1991.

4. Соколов В.В. Средневековая философия: учебное пособие. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 312 с.

5. Философский энциклопедический словарь. - М.: Университетская книга,

2010. – 528 с.

Тема 9. Онтология Нового времени План изучения темы


1. Материалистическая интерпретация бытия.

2. Идеалистическая интерпретация бытия.

 

Основное содержание темы

В эпоху Просвещения (XVII-XVIII вв.) философия воспринимается как продолжение механики, поскольку законы механики считались универсальными. Виднейшие представители философии этого периода, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др. все природные и общественные процессы сводили к механическим формам движения. Природное бытие, с точки зрения материалистов, обладало рядом свойств: 1) бытие понималось как индивидуальное (бытие отдельных объектов) и неповторимое; 2) бытие должно иметь первоначало (корпускулы); 3) корпускулы делимы до бесконечности; 4) материя = веществу; 5) корпускулы наделялись протяженностью и движением.

Понятие материи сформировалось в европейской науке и философии в эпоху Нового Времени, т.е. в XVII-XVIII вв. Под материей понималось вещество, состоящее из неделимых, неизменяемых атомов. Материи приписывались характерные для науки той эпохи механические представления о свойствах вещества: непроницаемость, неуничтожимость массы, неделимость атомов, независимость от пространства и времени и др.

Значительными в онтологии Просвещения следует считать следующие идеи. 1) Спиноза выдвинул понятие «субстанция» - предельное основание, позволяющее сводить все многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному и самостоятельно существующему. 2) Субстанция наделяется неизменными свойствами – объемностью и протяженностью. В мире нет пустоты, потому что она должна занимать место (протяженность). 3) Материальная Вселенная беспредельна.

В эпоху Просвещения формируется деизм – религиозно-философское учение, согласно которому, бог, сотворив мир, не принимает в нем участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.

И. Ньютон открыл закон всемирного тяготения, который объяснил и силу тяжести на Земле, и силу, удерживающую планеты на орбитах при их вращении вокруг Солнца. Ньютон создал достаточно убедительную систему небесной механики, в которую ввел понятия абсолютного пространства, времени, силы, массы, скорости. Его физическая картина мира и любое событие в нем вполне поддавались математическому объяснению. Ньютоновская теория господствовала в науке вплоть до революционных открытий в начале XX века.

Суть субстанционального подхода. Механистически понятая Вселенная представляет собой пустое пространство, в котором по четким, легко просчитываемым траекториям движутся массы вещества.

1. Материя состоит из неделимых атомов, обладающих постоянной массой. Пространство и время рассматриваются как самостоятельные сущности, не связанные друг с другом, существующие наряду с материей и независимо от нее.

2. Пространство в механике И. Ньютона – это пустое вместилище для вещества. Оно однородно, неподвижно и трехмерно. В трактовке И. Ньютона абсолютное пространство - пустое, однородное, неподвижное вместилище Вселенной, не зависящее от своего наполнения.


3. Время в этой Вселенной абсолютно, однонаправлено и независимо от вещества. Абсолютное время по Ньютону - это равномерная, неизменная, ни от чего не зависящая «чистая» длительность. Время есть совокупность равномерных моментов, следующих один за другим в направлении от прошлого к будущему.

Основными свойствами пространства и времени в их субстанциональном понимании являются:

1) объективность пространства и времени, т.е. принадлежность их самой действительности; 2) независимость пространства и времени от материи и друг от друга; 3) трехмерность пространства и одномерность времени и необратимость времени (от прошлого, через настоящее к будущему); 4) изотропность (однородность) пространства и времени во всех точках Вселенной и для всех типов материальных объектов; 4) бесконечность и безграничность пространства и времени (По Ньютону, Бог, создав Вселенную, запустил

«мировые часы» абсолютного времени).

Вселенная представала как хорошо отлаженная машина, действующая по законам строгой необходимости, а явления и вещи были связаны между собой в цепочку причин и следствий. В таком мире нет случайностей, случайно только то, причин чего мы пока не знаем. Но поскольку мир рационален, а человек наделен разумом, то в конце концов он может получить полное и исчерпывающее знание о бытии. В рамках механистической парадигмы человек понимался как природное тело в ряду других тел. Местом человека в «часовом механизме Вселенной» было место одного из винтиков хорошо отлаженной машины.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Определите понятие «научная картина мира». Назовите главное отличие научной картины мира от донаучной или вненаучной.

2. В чем состоит особенность механистического подхода к изучению вопросов движения, пространства и времени?

3. Становление опытной науки в новоевропейской культуре (Р. Бэкон, Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт).

4. Раскройте суть понятия «субстанция».

5. Какими характеристиками наделяли мыслители Просвещения материю?

6. Раскройте содержание понятия «деизм».

7. Раскройте суть субъективно-идеалистического учения Дж. Беркли.

8. Можно ли учение о субстанции Б. Спинозы назвать монизмом?

9. В чем заключается диалектико-материалистический принцип изучения движения, пространства и времени?

10. Расскажите о развитии агностицизма в философии Нового времени.

Также возможны следующие и другие вопросы для самостоятельной подготовки сообщений, исходя из материала лекции и интересов студента:

1. Почему западноевропейская философии XVIII в. имела просветительский характер?

2. Рассмотрите философские идеи о бытии Т. Гоббса.

3. Раскройте суть субъективно-идеалистического учения Дж. Беркли.


4. Расскажите о субъективном идеализме Д. Юма.

5. Просветительские идеи М. Ф. Вольтера.

6. Раскройте основные идеи объективного идеализма Гегеля.

7. Философские идеи П. Гольбаха.

8. Учение Л. Ламетри о человеке.

9. И. Кант – родоначальник классической немецкой философии

10. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

 

Глоссарий

Бытие– наиболее общая философская категория, отражающая наличие всего сущего в мире (материальное и духовное, природу, общество, индивидуально-человеческое бытие и т.п.), т.е. это реально существующая действительность.

Время– атрибут материи, характеризует длительность существования объектов, последовательность и темпы изменения их состояний в процессе движения.

«Вещь в себе»– понятие, введенное И. Кантом для обозначения сущности вещей, которая, по мнению философа, принципиально непознаваема, закрыта от человека.

Возможность– философская категория, отражающая объективную тенденцию, способную при определенных условиях перейти в новое явление – в действительность

Движение– в широком смысле – всякое изменение, в узком – изменение положения тела в пространстве.

Деизм– признание за Богом роли творца мира, устранившегося от его непосредственного повседневного развития.

Действительность– философская категория, отражающая объективную реальность, возникшую в итоге реализации некоторой возможности.

Детерминизм– обусловленность.

Позитивизм –рационалистическое, ориентированное на науку направление в философии, возникшее в 40-е гг. XIX в. Отказывало прошлой философии в необходимости развиваться далее и призывало мыслителей заняться позитивным (полезным) научным знанием (О. Конт).

Пространство –атрибут материи, характеризует протяженность и взаиморасположение объектов, их объемы, формы, диапазоны воздействия и взаимодействия.

 

                                           Тесты для самоконтроля                                     

1. Философия Просвещения формируется: А) в IV в.;

Б) в XIV в.; В) в XVIII в.; Г) в XIX в.

 

2. Философы эпохи Просвещения понимали человека: А) как изолированного индивида;

Б) как образ и подобие Бога;

В) как субъекта предметно-практической деятельности;


Г) как носителя разума и справедливости.

 

3. Представителей всех направлений общественно-философского движения Просвещения объединяет стремление достичь:

А) власти церкви в обществе;

Б) стабилизации феодальных отношений;

В) социального равенства и справедливости в обществе; Г) благополучия отдельных личностей.

 

4. Философия рационализма и эмпиризма Нового времени развивается преимущественно на основе веры:

А) в Бога;

Б) в силу человеческого духа;

В) в силу пролетарской солидарности;

Г) в преобразовательные возможности науки.

 

5. Кант отрицает возможность познания: А) человека;

Б) природы;

В) мира явлений; Г) вещей в себе.

 

6. Категорический императив Канта - это: А) моральный закон;

Б) закон природы; В) результат опыта;

Г) художественный образ.

 

7. Понятие, характеризующее философию Гегеля: А) монада;

Б) антиномия;

В) абсолютная идея;

Г) категорический императив.

 

8. Ф. Гегель развивал идеи такого философского направления, как: А) последовательного материализма;

Б) вульгарного материализма; В) субъективного идеализма; Г) объективного идеализма.

 

9. Религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий:

А) теизм;

Б) пантеизм; В) деизм; Г) монизм.


10. Каким является характер понятий, которыми оперирует чистый разум?

А) апостериорным;

Б) трансцендентным;

В) трансцендентальным; Г) эстетическим.

 

11. Ведущую роль разума познании обосновывали представители А) гилозоизма

Б) деизма

В) эмпиризма

Г) рационализма

 

12. Понятие субстанции означает: А) стихия;

Б) первоначало мира;

В) предельное основание бытия; Г) атом.

 

13. Учение Фейербаха трактуют как: А) последовательный материализм; Б) субъективный идеализм;

В) объективный идеализм;

Г) антропологический материализм.

 

14. Основоположником немецкой классической философии является: А) Гегель;

Б) Маркс; В) Кант;

Г) Фейербах.

  15. Механистическая картина мира представляла Вселенную как: А) машину, действующую по законам строгой необходимости; Б) упорядоченное движение атомов; В) механизм, созданный и функционирующий по воле Бога; Г) сложную открытую систему.

Рекомендуемая литература











Основные источники

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Издательский центр

«Академия», 2012. - 256 с. (с хрестоматией).

2. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Универсальная книга; Логос, 2010.

- 286 с.

3. Кохановский В.П., Жаров Л.В., Матяш Т.П., Яковлев В.П. Основы философии. Учебное пособие для студентов СПО. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 264 с.


Дополнительные источники

1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 337 с.

2. Балашов В.Е. Занимательная философия. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. - 172 с.

3. Краткий очерк истории философии. - М.: Проспект , 2005. – 318 с.

4. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1974. – 384 с.

5. Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1976. – 368 с.

Тема 10. Современная естественно-научная картина мира План изучения темы

1. Современная научная картина мира.

2. Современные научные представления о Вселенной.

 

Основное содержание темы

Субстанциональные представления были разрушены открытиями неклассической и постнеклассической науки XX-XXI вв. Революция в физике на рубеже XIX-XXвв. показала недопустимость сведения философского понятия материи к понятию вещества. Переход от механистической к органической картине мира положили следующие открытия в физике. 1) Общая теория относительности А. Эйнштейна (1879-1955). 2) В 1900 году М. Планк (1858-1947) создает квантовую теорию, согласно которой излучение и поглощение света и другие физические процессы протекают не непрерывно, а прерывисто, дискретно. 3) Открытие электромагнитного поля (Г. Герц, М. Фарадей и др.) наглядно показало узость понимания материи только как вещества. 4) В. Рентгеном были открыты лучи, способные проникать через различные вещества, ткани человеческого организма. Это показало неправомерность приписывания материи свойства непроницаемости. 5) Открытие радиоактивности (А. Беккерель) показало неточность многовековых представлений о неделимости атомов. 6) В 1911 г. английский физик Э. Резерфорд предложил планетарную модель атома. Эта модель представляла атом как положительно заряженное ядро, вокруг которого вращаются отрицательно заряженные электроны. Возникающая при движении электронов по орбитам сила уравновешивается притяжением между положительно заряженным ядром и отрицательно заряженными электронами. 7)В 1829 г. Н.И. Лобачевский в работе «Начала геометрии» доказал, что что свойства пространства зависят от свойств движущейся материи. Б. Риман высказывал идею зависимости свойств пространства от материальных тел. Физическое пространство может быть искривлено. 8) Открытие принципа неопределенности В. Гейзенбергом.

В.И. Ленин сформулировал качественно новое понятие материи:

«материя - есть объективная реальность, данная нам в ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями,


существуя независимо от них». Движение материи происходит в качественно различных формах, закономерно взаимосвязанных между собой. Ф. Энгельс, обобщая данные науки своего времени, предложил следующую классификацию форм движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная.

Представления о свойствах пространства и времени приобретают ряд новых смыслов: 1) свойства объективности и всеобщности. Пространство и время объективны, так как существуют независимо от сознания. Всеобщность означает, что эти формы присущи всем без исключения воплощениям материи на любом уровне ее существования. 2) идея единого четырехмерного пространственно-временного континуума -пространство и время понимаются как неразрывно связанные формы существования объектов; 3) неоднородность (кривизна) пространства-времени, обусловленная неравномерным распределением масс во Вселенной.

Современная наука утверждает существование трех качественно различающихся структурных уровней материи: мегамира –мира космических объектов и систем; макромира– мира макроскопических тел, привычного мира нашего эмпирического опыта; микромира –мира микрообъектов, молекул, атомов, элементарных частиц и т. п. На данный момент известно более 350 элементарных частиц, различающихся массой, зарядом, спином, временем жизни и еще рядом физических характеристик.

В современной науке материя существует в двух видах: вещество и поле. Элементами структуры микромира выступают микрочастицы. Структурность и системность наряду с пространством, временем, движением являются атрибутами, т. е. неотьемлемыми свойствами, материи. Современное миропонимание предполагает упорядоченность и организованность мира, а проблема самоорганизации бытия является одной из самых важных в науке и философии. Бытие представляет собой сложноорганизованную иерархию систем, все элементы которой находятся в закономерной связи друг с другом, кажущаяся неоформленность изменений в каком-то одном отношении оказывается упорядоченностью в другом. Именно это обстоятельство выражается в понятии системности.

Современные научные представления о Вселенной основываются на релятивистской теории относительности А. Эйнштейна (1916г.), и теории А. Фридмана который в 1922-1924 гг. создал модель однородной расширяющейся Вселенной. Суть гипотезы происхождения Вселенной, согласно  гипотезе

«Большого Взрыва» Г. Гамова (1948) заключается в следующем. 15-20 миллиардов лет назад все вещество Вселенной было сосредоточено в очень незначительном «точечном» объеме и обладало колоссальной сверхплотностью. Затем произошел взрыв этой «точечной» массы. В результате началось расширение вселенной, продолжающееся до сих пор. Итогом взрыва и последующего расширения стало формирование звезд, планет, галактик, образований, аналогичных солнечной системе и др. Подтверждением гипотезы

«Большого взрыва» явилось открытие в 30-х годах ХХ века феномена «красного смещения», т.е. смещения линий спектра излучения видимых звезд к красному концу. Это говорит о том, что звезды и галактики удаляются от Земли со скоростью нескольких десятков километров в секунду, т.е. видимая часть Вселенной продолжает с огромной скоростью расширяться.

Суть антропного космологического принципа состоит в установлении фундаментальной связи между физическими качествами Вселенной и фактом закономерности существования в ней человека. Идея антропного принципа (от греч. антропос - человек) явилась следствием открытия удивительной взаимосогласованности ряда фундаментальных физических констант (масса и заряд электрона, массы нейтрона и протона, скорость света, скорость расширения Вселенной и др.) и физических структур (основных структурных единиц Вселенной: атомов, звезд, планетных систем, и др).

 

Вопросы для самоконтроля

1. Объясните, какие методологические ориентации для развития науки и философии вытекают из определения материи, данного В.И. Лениным?

2. Каковы основания классификации форм движения материи, предложенной Ф. Энгельсом?

3. В чем состоит научная ценность классификации движения Ф. Энгельса?

4. Что такое субстанция и какими свойствами она обладает?

5. Можно ли свести бытие к Богу, духу, мысли или идее?

6. Что подразумевается под понятием «материя»? В чем состоит активность материи, и как эта активность проявляется на различных уровнях действительности?

7. Какими свойствами обладают пространство и время?

8. Философское понимание движения, пространства и времени.

9. В каких формах существует материя?

10. В чем суть антропного космологического принципа?

Также возможны следующие и другие вопросы для самостоятельной подготовки сообщений и эссе, исходя из материала лекции и интересов студента:

1. Бытие и его понимание в философии.

2. Каковы причины появления диалектического материализма?

3. Расскажите об основных положениях электромагнитной картины

мира.

4. Раскройте содержание понятия «квантово-полевая картина мира».


 

мира.


5. Расскажите об основных положениях электромагнитной картины

 

6. Значение и роль в развитии науки специальной и общей теории


относительности А. Эйнштейна.

7. Какие научные открытия 19-20 вв. изменили представление о материи и ее атрибутах?

8. Концепции мегамира, макромира, микромира современной науки.

9. Содержание и значение концепции Большого Взрыва.

10. Расскажите об истории открытия основных элементарных частиц.

  Глоссарий

Активность материи– это ее способность к самодвижению, спонтанной

самоорганизации, возникновению нового в развитии.

Антропный     космологический     принцип     устанавливает фундаментальную связь между физическими качествами Вселенной и закономерностью существования в ней человека.

Атрибут– существенное, неотъемлемое свойство вещей, явлений; то, без чего нечто не может существовать в отличие от случайных свойств – акциденций.

Индетерминизм– это философское учение и методологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи, либо познавательную ценность причинного объяснения в науке.

Инвариантность– неизменность физических величин или свойств объектов при переходе от одной системы отсчета к другой.

Закон– 1) объективная, устойчивая, повторяющаяся, существенная, необходимая связь явлений и предметов; 2) фактологически доказанное утверждение (в рамках теории, концепции, гипотезы), объясняющее объективные факты; либо некое явление, обладающее общностью и повторяемостью и зафиксированное и описанное.

Материя– философская категория, отражающая объективную реальность, существующую независимо от человека и данную ему в ощущения (В.И. Ленин).

Мегамир– мир космических объектов и систем;

Макромир– мир макроскопических тел, привычного мира нашего эмпирического опыта;

Микромир– мир микрообъектов, молекул, атомов, элементарных частиц и т. п.

Метафизика– учение о сверхчувственных, нематериальных началах бытия.

Монизм– философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало: или духовную или материальную субстанцию (идеалистический или материалистический монизм). (Сравни: дуализм).

Научная картина мира– это система представлений об общих закономерностях в природе, возникающая в результате синтеза знаний, полученных в рамках различных научных дисциплин.

Плюрализм– способ рассмотрения многообразия явлений мира, исходящий из множества независимых и несводимых друг к другу начал.

Покой– это моменты стабильности, устойчивости, равновесия в процессе движения.


Релятивизм– признание относительности, условности, ограниченности человеческой деятельности в качестве основной ее характеристики.

Самодвижение материи– процессы изменения, развития объекта, происходящие под влиянием внутренних имманентно присущих ему факторов.

Самоорганизация материи– ее способность при определенных условиях к самопроизвольному возникновению организованных форм из хаоса, направленному структурогенезу, повышению уровня организованности объектов под влиянием внутренних факторов.

Структура– это совокупность устойчивых, закономерных связей и отношений между элементами системы, обеспечивающих сохранение ее основных свойств.

Субстанция– универсальная, самодостаточная первооснова бытия, порождающая все сущее в мире.

Сущность– совокупность атрибутов (неотъемлемых свойств) вещи, явления.

Тесты для самоконтроля

1. Первая научная картина мира (ХVII–XIX вв.) получила название: А) квантово-релятивистской;

Б) механической;

В) креационистской; Г) натуралистской.

2. Материя есть философская категория для обозначения: А) атомов;

Б) вещества; В) субстанции;

Г) объективной реальности.

 

3. Укажите ошибочное, на Ваш взгляд, суждение:

А) материя существует в виде конкретных материальных систем;

Б) структурность – неотъемлемый атрибут всех существующих систем; В) система – это упорядоченное ценностное образование;

Г) антивещество – это антиматерия.

 

4. Выберите правильное определение пространства. Пространство – это: А) коренное условие бытия;

Б) пустое «вместилище тел» (универсальная система отчета); В) априорная форма сознания;

Г) порядок расположения одновременно сосуществующих объектов.

 

5. В каком из приведенных ниже суждений дано материалистическое понятие бытия:

А) бытие – это Вселенная;

Б) бытие – это материя, эти понятия тождественны; В) бытие – это природа;

Г) бытие включает в себя все существующее, то есть и материальное, и духовное?


 

идея:


6. В основе современного учения о движении как атрибуте материи лежит

 

А) «первотолчка»;










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 336.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...