Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 14. Природа человека и смысл его существования. 8 страница




«Поучение» князя Владимира Мономаха (XII в.), изложившего этический кодекс поведения, следуя которому можно жить в согласии с Богом, побеждать дьявола и своих врагов. В начале XVI в. монах Филофей изложил теорию «Москва – третий Рим». В ней утверждалось, что высшим призванием светской власти является сохранение православного христианства как подлинно истинного учения. Всемирная история в этой теории наполняется мистическим и провиденицалистским смыслом.

Следующий этап русской философии связан с возникновением философских систем. Характерными особенностями философии этого периода являются ее антропоцентризм и гуманизм, ее религиозный характер. Еще одна особенность, тесно связанная с вышеназванными, сопряжена с развитием


естествознания и техники. Она заключается в возникновении русского космизма

оригинального направления, значение которого с течением времени становится все более очевидным. Н. Федорова мучают два вопроса: людская разобщенность, господство частной собственности и индивидуализма и память о тех, кто ушел из жизни, невозможность забыть их. Его позиция состоит в отрицании и эгоизма, и альтруизма. Важно жить не для себя или для других, а

«со всеми и для всех». Нужно достигнуть всеобщего братства в мире посредством любви. Для Федорова, чтобы победить все несовершенство и зло человеческих отношений, нужно, прежде всего, победить смерть как торжество зла и самой безнравственной силы. «Общее дело» всех и каждого как раз и заключается в преодолении смерти и во «всеобщем спасении». С этим связана необходимость воскрешения предков и достижения бессмертия на основе использования успехов науки и техники и регулирования природы и социальной среды. Достижение бессмертия, по мнению Федорова, приведет ко всеобщему братству людей в космическом масштабе.

В.С. Соловьев (XVIII в.) стремился к целостному синтезу философии, теологии и положительной науки. Соловьев утверждает нерасторжимую связь поколений как опору нравственности. Основой нравственного прогресса, поведения человека, его воспитания и всей педагогики является, по его мнению,

«нерасторжимая связь поколений, поддерживающих друг друга в прогрессивном исполнении одного общего дела приготовления к явному Царству божию и к воскресению всех». Высшее проявление нравственности - любовь. Смысл человеческой любви, по Соловьеву, в оправдании и спасении индивидуальности через отказ от эгоизма. Смысл и значение человека и человечества состоит в том, чтобы стать на путь высшей, божественной любви. Человек, ставший на путь такой любви, вступил на путь «Богочеловека». Таким образом, философия нравственности переходит в философию любви, а философия любви в философию всеединства, ибо в приобщении к нему и состоит высший смысл любви.

Большое значение в развитии русской философии имел период, который часто называют духовным, ренессансом начала XX в. Происходит сближение философии с русской культурой и прежде всего с литературой (В. Розанова, Д. Мережковского, С. Булгакова, Н. Бердяева, С. Франка, И. Ильина, П. Флоренского, Л. Шестова, В. Эрна, Вяч. Иванове, С. Трубецкого и др.).

В центре творчества Н.А. Бердяева (XIX в.) находится проблема человека. Человек есть пересечение двух миров – высшего и низшего. Одна сторона его связана со свободой, творчеством, личностью. Богом. Другая – с необходимостью, природой, материей. Свобода человека – это его сущность, связанная с его духом, это его «внутренняя творческая энергия». Она не только важнее справедливости, но и самой жизни. Речь, таким образом, идет о неразрешимом в этом дуалистическом мире противоречии жизни человека – между бесконечным и конечным в нем, между духом и природой, между творчеством и смертью. И в этой неразрешимости, по Бердяеву, весь смысл трагичности человеческого существования.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные периоды развития русской философии.

2. Раскройте специфические черты русской философии.


3. Сформулируйте основную смысложизненную проблему русской философии.

4. Расскажите о древнерусской философии

5. В учении Вл. Соловьева, в чем выражается противоречивость человеческого существа?

6. Как решается проблема бытия человека в философии Ф. Достоевского и Л. Толстого?

7. Как соотносится концепция свободы и концепция творчества в философии Н. Бердяева?

8. Какова основная идея философии «русского космизма»?

9. Объясните аргументацию идеи вечности жизни К. Циолковского?

10. В чем заключается сущность философии «общего дела» Н. Федорова?

Также возможны следующие и другие вопросы для самостоятельной подготовки сообщений, исходя из материала лекции и интересов студента:

1. Своеобразие и основные этапы развития русской философии.

2. Отношение Л.Н. Толстого к христианским заповедям.

3. Проблема добра и зла в философии Ф.М. Достоевского.

4. Учение Вл. Соловьева о любви.

5. Философия «всеединства» Вл. Соловьева. Учение о Софии и цельном знании Вл. Соловьева.

6. Теория ноосферы в русском космизме.

7. Проблема человека в философии Н. Бердяева.

8. Современные представления о роли человека в развитии мироздания.

9. Вернадский о космической информации».

10. Современный русский космизм об идее всепланетного единения.

 

Глоссарий

Персонализм– теистическое направление в философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир – проявлением творческой активности верховной личности – Бога.

Космизм– широкое общественно-философское направление в России на рубеже XIX – XX вв., активно обсуждавшее проблему отношения человека и природы, отстаивающее ведущую и ответственную роль человека в развитии мироздания.

Любовь– единение людей при сохранении свободы и индивидуальности каждого, главное условие самореализации.

Ментальность– образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы, общности, социально-психологические установки сознания, способы восприятия, единая манера чувствовать и думать. Введено как поправка отождествления сознания с разумом.

Мораль– исторически сложившаяся система норм поведения, охраняемая общественным мнением.

Ноосфера– это историческая ступень развития биосферы, создаваемой в результате научно-практической деятельности человека. Сфера разумно организованной деятельности человечества на основе гуманистических принципов.


Позитивизм– философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Нравственность– часто употребляется как синоним категории «мораль». (Наиболее распространено следующее различение: мораль – система внешних для личности общественных норм; нравственность – система внутренних норм отдельной личности).

Теократия– форма правления, при которой власть находится в руках религиозного института и духовенства.

 

Тесты для самоконтроля

1.Предпосылки и начало становления русской философии не связаны: А) с осмыслением христианства;

Б) с влиянием мировой философии;

В) с развитием национального самосознания; Г) с отрицанием европейской культуры.

 

2. Вера русской философии в особую роль русского народа как спасителя мировой истории – это:

А) мессианизм; Б) персонализм; В) искушение;

Г) революционность.

 

3. Идею разумного эгоизма развивал в своей философии: А) А.И. Герцен;

Б) Н.А. Добролюбов; В) Н.Г. Чернышевский; Г) В.Г. Белинский.

 

4. Смысл философии Л.Н. Толстой видел в том, чтобы найти: А) истину человеческого существования;

Б) научную истину;

В) моральную истину и правду; Г) истину социального бытия.

 

5. Философские мысли Ф.М. Достоевского развивали: А) гносеологию;

Б) онтологию;

В) антропологию; Г) теологию.

 

6. В историософии Достоевского смысл «русского социализма» сформулирован как:

А) атеистический социализм; Б) коммунизм;


В) буржуазный индивидуализм;

Г) христианское примирение народов.

 

7. Для Н.Ф. Федорова главная движущая сила в преодолении несовершенства мира – это:

А) эгоистический интерес; Б) всеобщий альтруизм;

В) божественное провидение; Г) жизнь со всеми и для всех.

 

8. Первопричину несовершенства социальности Н.Федоров видел: А) в частной собственности;

Б) в непросвещенности масс; В) в людской разобщенности;

Г) в памяти о прошлых поколениях.

 

9. Смысл любви В. Соловьев видел: А) в спасении индивидуальности; Б) в продолжении рода;

В) в бегстве от одиночества; Г) в удовольствии.

 

10. Персонализм – это:

А) экзистенциально-теистическое направление в философии, признающее личность высшей духовной ценностью, а весь мир – проявлением творческой активности верховной личности – Бога;

Б) теистическое направление в философии, обращенное к теме человека, его природы, сущности, смысла человеческого существования;

В) теистическое направление в философии, признающее Бога творцом мира.

Г) направление в философии и науке, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования.

 

11. Представителем русского персонализма является: А) Н.А. Бердяев;

Б) П. Сорокин; В) Н.Ф. Федоров, Г) Вл. Соловьев.

 

12. В философии персонализма противоречивость человеческого существа выражается в том, что:

А) в качестве существа плотского человек связан с круговоротом эмпирической жизни, как существо духовное он связан с Богом;

Б) оно постоянно развивается и страдает; В) человек зависит от природы и общества;

Г) человек должен бездумного следовать повелению Бога.

 

13. Человек для русских космистов – это:


А) микрокосм (биологическое отражение макрокосма);

Б) существо далеко не совершенное, находящееся в процессе роста, способное изменить окружающий мир и собственную природу;

В) результат эволюции природы; Г) существо, созданное Богом.

 

14. Преставителем русского космизма является: А) Н.А. Бердяев;

Б) К.М. Тахтарев; В) Н.Ф. Федоров; Г) Вл. Соловьев.

 

15. Ноосфера – это:

А) все небесные миры;

Б) специальная оболочка Земли, как бы наложенная на биосферу, в которой ведущую роль играют разумные, идеальные реальности;

Б) оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «пленка жизни»;

Г) Земля, вода, стратосфера.

 

Рекомендуемая литература Основные источники

1. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - М., 2009. - 188 с.

2. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Универсальная книга; Логос, 2010.

- 286 с.

3. Кохановский В.П., Жаров Л.В., Матяш Т.П., Яковлев В.П. Основы философии. Учебное пособие для студентов СПО. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 264 с.

 

Дополнительные источники

1. Евлампиев И.И. - История русской метафизики в XIX-XX. - М.: Алетейя, 2000. - 414 с.

Зеньковский В. История русской философии. – М.: Академический Проект, Раритет, 2001. – 880 с.

Краткий очерк истории философии. - М.: Проспект , 2005. – 318 с.

3. Философский энциклопедический словарь. - М.: Университетская книга, 2010 – 528 с.

 

Тема 22. Проблема смерти и бессмертия, свободы и ответственности личности в русской философии






План изучения темы

1. Жизнь и смерть как онтологическая проблема.

2. Свобода и ответственность.

 

Основное содержание темы


Цель жизни -это мысленный ориентир, к которому устремляется деятельность человека. Если человек осознал направленность своей жизни, сознательно выстроил иерархию ценностей, осознал свои возможности в их реализации, значит, он обрел смысл жизни. Смысл жизни - это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, задачу, которая имеет общественную и личную ценность и реализуется в социальной деятельности.

Представления о смысле жизни, складываются в процессе деятельности отдельного индивида и зависят от многих внутренних и внешних факторов. Основными внутренними факторами являются. 1) Особенности психической жизни человека. Поведение, деятельность и в, конечном итоге, судьба человека обусловлены такими структурными элементами, подсистемами, как инстинкты, темперамент, характер, конституция (телосложение), индивидуальный стиль эмоционального восприятия, половая принадлежность. 2) Рефлексия является одним из важнейших внутренних факторов формирования личностного самоопределения. 3) Возрастные особенности. В юности человек ставит перед собой одни цели одни, в зрелости и старости - другие. В качестве основных внешних факторов можно назвать следующие: 1) социальное положение человека; 2) образ жизни; 3) конкретная историческая ситуация; 4) воспитание, образование, жизненный опыт влияют на определенную иерархичность мотивов жизнедеятельности индивида.

Суть различных учений о смысле жизни определяется различными подходами к решению этой сложной проблемы. Одними из основных концепций являются следующие: Аскетизм. Сторонники аскетизма видят смысл жизни в отречении от земных наслаждений, умерщвлении плоти ради искупления грехов. Гедонизм. Приверженцы философии гедонизма в качестве смысла жизни видят достижение максимальных наслаждений. Прагматизм. Сторонники прагматизма утверждают, что цель жизни оправдывает любые средства ее достижения. Утилитаризм. Апологеты утилитаризма считают, что смысл жизни человека – в достижении выгоды, пользы, успеха. Жить - значит из всего извлекать пользу. Эвдемонизм. Сторонники эвдемонизма утверждают в качестве высшей цели жизни - достижение счастья. Альтруизм. Смыслом жизни для альтруиста является бескорыстная забота о благополучии других.

В ХХI в. подход к решению вопроса о смысле жизни лежит в русле материалистической традиции. Суть современного подхода заключается в тезисе «Смысл жизни – в самореализации».

Отсутствие смысла жизни ввергает человека в состояние, названное австрийским психологом В. Э. Франклом (1905-1997) «экзистенциальным вакуумом». Именно экзистенциальный вакуум - причина, порождающая в широких масштабах специфические неврозы и расстройства, которые выражаются в пассивности, апатии, равнодушии, мыслях о самоубийстве.

Подходы к философскому, научному осмыслению проблемы смерти обусловлены прежде всего рациональным осмыслением самой природы человека, его взаимоотношений с природой и обществом на конкретных этапах культурно-исторического развития. Выделяют три измерения проблемы жизни, смерти и бессмертия. 1. Научный подход. Биологический подход к проблеме смерти тесно связан важным для естествознания XIX в. определением жизни, данным Ф. Энгельсом: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот


способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел». Во второй половине XX в. было предложено следующее определение: «Жизнь есть способ существования материи, закономерно возникающей на уровне высокомолекулярных соединений и характеризующейся динамичными структурами, функцией самообмена, а также процессами саморегулирования, самовосстановления и накопления наследственной информации».

2. Философское измерение проблемы, жизни, смерти и бессмертия связано с уяснением специфики человеческой жизни и ее отличия от жизни всего живого. Выделяют несколько традиций в истории вопроса. 1. Жизнь человека принадлежит обществу. Эта концепция широко представлена античной философией. 2. Жизнь человека в руках Божьих. В эпоху смерть понимается и как наказание за грехи и как возможность спасения, т.е. возвращение человеку бессмертия. 3. Жизнь человека - это выбор самого человека (страх смерти игнорировался).

3. Третье измерение этой проблемы связано с идеей обретения бессмертия, которая рано или поздно становится в центр внимания человека, особенно, если он достиг зрелого возраста. Выделяют несколько видов бессмертия. 1) Первый вид бессмертия представляет собой гены потомства. 2) Второй вид бессмертия - мумификация тела с расчетом на его вечное сохранение. 3) Третий вид бессмертия - упование на «растворение» тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в космическое «тело», в вечный круговорот материи. 4) Четвертый путь в бессмертие связан с результатами жизненного творчества человека. 5) Пятый путь в бессмертие связан с достижением различных состояний, которые наука называет «измененные состояния сознания» («прорыв» в иные измерения пространства и времени, путешествия в прошлое и в будущее, экстаз и просветление, мистическое ощущение причастности к вечности).

Проблема смерти в современном обществе. Особое внимание в 21 в. привлекает эвтаназия – это осуществляемое медицинским работником осмысленное ускорение смерти тяжело больного человека, обосновываемое, как правило, соображениями безнадежности его состояния и избавления его от страданий. Проблема эвтаназии является реально значимой для общества в целом, она явно выходит за пределы одной только одной медицины. Сегодня философские размышления о жизни и смерти, философские определения таких фундаментальных понятий, как «сущность человека», «жизнь» и «смерть»,

«смысл жизни», «моральный выбор», «гуманизм» и т.д. и т.п. оказываются необходимыми и для решения конкретных проблем, возникающих в связи с развитием биологии, медицины, здравоохранения. В настоящее время основными проблемами биоэтики являются: защита прав пациента; взаимоотношения с окружающей природой; аборт, контрацепция и новые репродуктивные технологии (искусственное оплодотворение); проведение экспериментов над человеком и животных; манипуляция со стволовыми клетками; клонирование (терапевтическое и репродуктивное) и др.

Свобода – это философское понятие, отражающее неотъемлемое право человека реализовать свою человеческую волю. Вне свободы человек не может реализовать богатство своего внутреннего мира и своих возможностей. Развитие свободы личности, по Ф. Достоевскому, всегда включает риск трагической


ошибки, но на этот риск человек должен идти, если он хочет быть человеком. Через грех, преступление и страдание к нравственному очищению и подвигу. Итак, свобода воли, самосознание - это подлинная сущность человека у Достоевского. Отказаться от свободы, от самосознания - значит отказаться от своей личности.

В философии Л.Н. Толстого освобождение человека представлена как

«динамика» внутренней жизни. Она связана всецело с раскрытием в себе второго измерения и подчинением всех своих способностей и устремлений законам всеобщего разума. Истинное предназначение человека, которое пытается выразить Толстой, состоит в том, чтобы преодолеет в себе желание блага для себя и возвыситься до божественного принцип желания блага всему существующему. Процесс такого возвышения Толстой называет новым, духовным рождением человека. Изучая работы мыслителей мы должны признать, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Поэтому в содержании понятия «свобода» содержатся одновременно и индивидуальные, и общественные требования. Проявление свободы требует определенного мужества, чтобы противостоять обществу и свободе другого человека.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В каком соотношении находятся понятия «смысл жизни» и «цель жизни».

2. Что отличает русскую философию от западной. 3.

Также возможны следующие и другие вопросы для самостоятельной подготовки сообщений, исходя из материала лекции и интересов студента:

1. Какие факторы влияют на представления индивида о смысле жизни?

2. Расскажите о подходах к решению проблемы смысла жизни.

3. Что является целью жизни с материалистических позиций? (либо наиболее общей целью жизни человека как такового).

4. Назовите принципиальные условия современного решения проблемы смысла жизни.

5. Каковы причины и последствия «экзистенциального вакуума» для человека?

6. Как решается проблема жизни и смерти в религии?

7. Расскажите о научном подходе к решению проблемы смерти.

8. Какие пути обретения бессмертия вам известны?

9. Почему проблема эвтаназии не может быть решена в рамках медицины?

10. Расскажите об основных проблемах биоэтики.

 

Глоссарий

Альтруизм– убеждение в том, что смыслом жизни является бескорыстная забота о благополучии других.

Аскетизм– убеждение в том, что смыслом жизни является отречение от земных наслаждений, умерщвление плоти ради искупления грехов.

Гедонизм – убеждение в том, что смысл жизни в достижении максимальных наслаждений.


Мораль– исторически сложившаяся система норм поведения, охраняемая общественным мнением.

Мотивация  – совокупность факторов  как источник, побуждающий человека к активности.

Насилие– воздействие одного субъекта отношений на другого против желания последнего.

Панбиологизм –принцип абсолютизации биологического фактора в развитии человека и игнорирование социального.

Правда– этически окрашенная истина – понятие, отражающие личную заинтересованность говорящего субъекта в содержании истины.

Прагматизм– усмотрение смысла жизни в извлечении пользы из любой ситуации, когда результат важнее процесса, а цель оправдывает средства.

Свобода –     наличие осознанного самостоятельного выбора, подразумевающая готовность к ответственности за него.

Смерть– конец жизни человека;

– духовная смерть – следствие потери духовных ценностей, смысла жизни. Мысль о себе по формуле: «Мне ничего не нужно»;

– социальная смерть – следствие потери (реальной или мнимой) своего места в обществе, жизнь по принципу: «Я никому не нужен, я ничего не могу»;

– биологическая смерть – завершение жизни организма человека.

Смысл жизни– это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, задачу, которая имеет общественную и личную ценность и реализуется в социальной деятельности.

Совесть– способность к нравственной самооценке.

Стыд– отрицательная эмоциональная реакция человека на несоответствие поступка своим нравственным нормам.

Танатология– раздел медицины, изучающий причины смерти, процесс умирания и пр.

Утилитаризм– убеждение в том, что смысл жизни человека – в достижении выгоды, пользы, успеха.

Эвтаназия– область проблем, связанных с правом неизлечимо больного человека на преждевременную, искусственно вызванную врачами смерть.

Эвдемонизм– совокупность идей, признающих смысл жизни человека в поиске путей достижения счастья, в стремлении к счастью.

Эгоизм– усмотрение смысла жизни в достижении блага для себя.

Этика долга– утверждение того, что исполнение долга есть смысл жизни.

 

Тесты для самоконтроля

1. Принцип смысла жизни в целенаправленном получении пользы называют:

А) эгоизмом;

Б) прагматизмом; В) альтруизмом; Г) гедонизмом.


2. Принцип усмотрения смысла жизни в отречении от материальных благ во имя духовного развития называют:

А) альтруизмом; Б) аскетизмом;

В) эвдемонизмом; Г) этикой долга.

 

3. Смысл жизни – это: А) иерархия ценностей;

Б) объяснение своей жизни, выделение в ней подлинного и мнимого;

В) мысленный ориентир, к которому устремляется деятельность человека; Г) философская категория, отражающая долговременную, устойчивую,

ставшую внутренним убеждением личности, задачу, которая имеет общественную и личную ценность и реализуется в социальной деятельности.

 

4. К внешним факторам, влияющим на представления о смысле жизни, относятся:

А) возрастные особенности; Б) образ жизни;

В) темперамент, характер; Г) половая принадлежность.

 

5. Найдите соответствия:

А) Аскетизм А) Смысл жизни забота о благополучии других
Б) Гедонизм Б) Цель жизни оправдывает любые средства ее достижения
В) Прагматизм В) Смысл жизни в достижении максимальных наслаждений
Г) Утилитаризм Г) Цель жизни - достижение счастья.
Д) Эвдемонизм Д) Смысл жизни человека – в достижении выгоды.
Е) Альтруизм Е) Смысл жизни в отречении от земных наслаждений.

 

6. Проблема жизни и смерти решается в христианской религии как: А) освобождение от тягот мира;

Б) смерти нет;

В) путь к подлинной свободе, к грядущему воскресению; Г) воплощение в новом теле.

 

7. С точки зрения науки, смерть определяется как:

А) прекращение жизнедеятельности организма и наступление гибели индивидуума как обособленной живой системы;

Б) гибель группы клеток;

В) гибель части или целого органа;


Г) длительное, последовательно развивающееся угасание основных жизненных отправлений организма.

 

8. Клиническая смерть – это:

А) необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях;

Б) болезненное состояние организма при возможности полноценного восстановление жизненных функций;

В) развивающееся угасание основных жизненных отправлений организма;

Г) болезненное состояние организма, поражения жизненно важных органов.

 

9. Почему проблема эвтаназии выходит за рамки медицины? А) страдания окружающих больного близких людей;

Б) вопрос о моменте наступления смерти человека является вопросом философским, учитывающим социобиологическую сущность человека;

В) человеческая жизнь неприкосновенна;

Г) при эвтаназии возможны злоупотребления со стороны врачей, членов семьи или других заинтересованных лиц.

 

10. В широком смысле биоэтика – это:

А) учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии;

Б) социальный институт;

В) понятие, относящееся к исследованиям социальных, медицинских, социально-правовых и экологических проблем, относящихся ко всем живым организмам, включенным в экосистему планеты;

Г) комплексная дисциплина, находящаяся на стыке философии, богословия, этики, биологии, медицины и ряда других дисциплин.

 

Рекомендуемая литература Основные источники

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Издательский центр

«Академия», 2012. - 256 с. (с хрестоматией);

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - М., 2009. - 188 с. (Профессиональное образование);

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Универсальная книга; Логос, 2010.

- 286 с

Дополнительные источники

1. Евлампиев И.И. - История русской метафизики в XIX-XX. - М.: Алетейя, 2000. - 414 с.

2. Зеньковский В. История русской философии. – М.: Академический Проект, Раритет, 2001. – 880 с.

3. Философский энциклопедический словарь. - М.: Университетская книга, 2010 – 528 с.


Тема 23,24. Человечество перед лицом глобальных проблем








План изучения темы

1. Историческая обусловленность происхождения понятия

«глобальные проблемы».

2. Особенности глобальных проблем.

 

Основное содержание темы

Новое время поверило в науку как главную движущую силу прогресса, сформулировало сверхцель общественного развития: освоение и преобразование общества, мира в целом. Именно из этого и выросла культура ХХ века. Воспроизводя культ разума, свободы, индивидуальности, она с неизбежностью засасывает человека в зависимость от техники, рациональности научных доказательств, материальной выгоды и экономически обусловленного престижа. Стремление реализовать действительно безграничные возможности человека привело к появлению. Глобальные проблемы современности - это совокупность жизненно важных проблем, трудно разрешаемых для всего человечества в современную эпоху.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 262.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...