Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 14. Природа человека и смысл его существования. 7 страница




А) народная; Б) элитарная; В) массовая; Г) этническая.

 

7. Особенностью западного типа культуры является: А) самоизоляция человека от внешнего мира;

Б) подавление индивидуального «Я»;

В) внешняя активность человека, стремление к преобразованию окружающего мира;

Г) страсть к самоанализу и самоуглубленность.

 

8. Запишите в хронологической последовательности существовавшие в истории формы этнических общностей:

А) род, племя, народность, нация; Б) нация, род, народность, племя; В) племя, народность, нация, род; Г) народность, племя, род, нация.

 

9. Чертой современной глобальной культуры является: А) национализм;

Б) прагматизм; В) духовность;

Г) религиозность.

 

10. Рационализм, европоцентризм, убыстрение прогресса – это характерные черты культуры:

А) новой эпохи;

Б) раннегородских цивилизаций; В) первобытного общества;

Г) постиндустриального типа.

 

11. Нынешняя цивилизация воздвигнута на идее: А) натуроцентризма;

А) аскетизма;

В) теоцентризма;

Г) присвоения человеком природы.

 

12.Современное постиндустриальное общество характеризуется: А) ведущей ролью науки, образования, информатики;

Б) преобладанием сферы промышленности, а не сфера услуг; В) высоким уровнем научных и технических достижений; Г) упадком литературы, искусства и духовных ценностей.

 

13.В гуманистическом аспекте культура рассматривается как развитие: А) материального производства;

Б) науки и техники; В) самого человека; Г) государства.

 

14.Что является высшим критерием общественного прогресса: А)  развитие духовной культуры;

Б) развитие науки и техники;

В) развитие производительных сил;

Г) самосовершенствование человека, качества его жизни.

 

15. Выберите определение, соответствующее понятию «цивилизация»:

А) форма существования живых существ, наделенных разумом;

Б)синоним культуры, совокупность материальных и духовных достижений общества;

В) степень развития материальной и духовной культуры, общественного развития в целом;

Г) Самостоятельное целостное социально-историческое пространство, локализованное в пространстве и времени.

 

Рекомендуемая литература Основные источники

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Издательский центр

«Академия», 2012. - 256 с. (с хрестоматией);

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - М., 2009. - 188 с.

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Универсальная книга; Логос, 2010.

- 286 с.

Дополнительные источники

1. Гуревич П. С. Философия культуры. – М.: Аспект Пресс, 1995 г. – 362 с.

2. Емельянов-Лукьянчиков М. А. Иерархия радуги. Русская цивилизация в наследии К. Леонтьева, Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. - М., Русский мир, 2008. - 700 с.

3. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. Е. Д. Жаркова. - М.: Рольф, 2001. - 640 с.

4. Учебник для вузов / Под общ. ред. Н.В. Миронова. - М.: 2005 г. - 673

с.

5. Философский энциклопедический словарь. - М.: Университетская

книга, 2010 – 528 с.

 

Тема 18. Концепции исторического развития

План изучения темы

1. Циклическая концепция развития истории.

2. Линейная концепция развития истории.

3. Спиралевидная концепция развития истории.

 

Основное содержание темы

При выработке философского понимания истории следует учесть несколько условий. 1) Сознание того, что социальная жизнь имеет подвижный изменчивый характер. 2) Взгляды на историю не должны ограничиваться личным взглядом или взглядом отдельного народа. 3) Наш взгляд на историю – это взгляд европейца. С точки зрения русского человека, история европоцентрична. Предметом философии истории является историческое измерение бытия человека.

Модель циклического развития истории стоит первой в ряду попыток человечества понять ход времени. На основе наблюдений за циклами природы складывается понимание истории развития общества. (Дж. Вико, О. Шпенглер, Н. Данилевский, Л. Гумилев и др.) Культурно-исторический тип, по Шпенглеру существует 1000 лет и проходит три стадии развития: рождение, расцвет, угасание. Линейная концепция выражает идею прямолинейного развития истории. Делится на регрессистскую и прогрессистскую. Геродот (XVIII в.д.н.э.) писал о регрессе человеческого рода вследствие нравственного падения человека. В Средние века история, с точки зрения христианства, делится на три этапа: 1) предыстория человечества (от Адама и Евы до рождения Христа); 2) собственно человеческая история; 3) вечно длящееся царство Божие на Земле. В XVIII в. прогресс человечества и общества связывается с прогрессом человеческого разума. С точки зрения Г. Спенсера, любой общественный прогресс есть матрица с прогресса органического. Сущность его в переходе от

«однородного к разнородному». В XX в. линейная концепция развития представлена в работе Ф. Фукуяма «Конец истории». Основная идея работы – конец истории – это начало длительной эры благополучия человечества, связанный с идеей демократии.

Спиралевидная модель развития истории представлена в формационной концепции К. Маркса. Его теория исторического материализма представляет такой взгляд на ход всемирной истории, который конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий находит в экономическом развитии общества, в изменениях способа производства и

обмена, в вытекающем отсюда разделении общества на классы и в борьбе этих классов между собой. Согласно понятиям исторического материализма, общественное                            бытие     определяет     общественное     сознание. Общественно-экономическая формация – это состояние общества, которое определяется способом производства на определенном отрезке исторического времени. Способ производства – это совокупность технических средств и способов организации труда, с помощью которых люди производят продукты, необходимые им для жизни. Способ производства складывается из двух основных элементов: производительных сил и производственных отношений. Маркс выделяет в истории пять способов материального производства и соответственно пять общественно-экономических формаций. 1) Первобытнообщинная (способ производства – собирательство; отношения в обществе строятся на принципах  примитивного  равенства). 2) Рабовладельческая (производство основано на ручном труде рабов и на отношениях господства и подчинения). 3) Феодальная (производство основано на примитивных орудиях обработки земли и отношениях господства и подчинения феодала и крестьянина). 4) Капиталистическая (отношения между хозяином и рабочими строится на эксплуатации труда и рабочего времени). 5) Коммунистическая (будущее производство с новыми технологиями и свободными, независимыми от эксплуатации труда отношениями. Каждая общественно-экономическая формация имеет базис (производственные отношения, в которые вступают люди в процессе производства) и надстройку. Надстройка – это 1) совокупность общественных идей; 2) общественных институтов (полиция, армия, государство, партии и т.д.); 3) общественная психология (общественное мнение, настроение, чувства). Каждая формация переходит в другую по определенным законам. Таких законов два: 1) закон соответствия производительных сил и производственных отношений; 2) закон соответствия базиса и надстройки. Когда эти соответствия нарушаются, происходит переход к другой формации. В концепции общественно-экономической формации история предстает в виде спирали – образе прогресса, бесконечного поступательного развития общества по восходящей линии.

Ковариантная (многовариантная) модель исторического развития появляется в 70-х гг. ХХ в. Согласно ковариантной концепции, история имеет независимое, многовариантное и одновременно параллельное развитие (Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко, Ж. Делез).

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем цель исторического процесса?

2. Раскройте суть европоцентричного взгляда на историю.

3. Расскажите о концепциях исторического процесса Древней Греции.

4. Представления о развитии истории в эпоху Средних веков.

5. Теории развития общества эпохи Нового времени.

6. Раскройте основные положения формационной концепции К. Маркса.

7. Расскажите о концепции циклического развития общества О. Шпенглера.

8. В чем суть линейной концепции истории?

9. Раскройте основные положения работы Ф. Фукуяма «Конец истории».

10. Когда и почему появляется ковариантная модель исторического развития?

Также возможны следующие и другие вопросы для самостоятельной подготовки сообщений, исходя из материала лекции и интересов студента:

1. Античная идея круговорота развития истории.

2. Христианская философия истории.

3. Формационная концепция общественного развития.

4. Цивилизационная концепция общественного развития.

5. Теории локальных цивилизаций Н.Я. Данилевского, А. Тойнби, П.А. Сорокина).

6. Материалистическое понимание истории.

7. Концепция постиндустриального общества Д. Белла.

8. Э. Тоффлер об историческом процессе.

9. Глобализация и ее последствия.

10. Прогресс и регресс в развитии общества.

 

Глоссарий

Базис- это производственные отношения, в которые вступают люди в процессе производства.

Культура -есть природа, обработанная человеком в целях удовлетворения тех или иных потребностей.

Материалистическое пониманиеистории – признание первичности бытия как условий материальной жизни и вторичности сознания людей в процессе развития общества.

Надстройка– это 1) совокупность общественных идей; 2) общественных институтов (полиция, армия, государство, партии и т.д.); 3) общественная психология (общественное мнение, настроение, чувства).

Общественно-экономическая формация– это состояние общества, которое определяется способом производства на определенном отрезке исторического времени.

Паттерн –образец, модель истории.

Прогресс –движение вперед, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Способ производства– это совокупность технических средств и способов организации труда, с помощью которых люди производят продукты, необходимые им для жизни.

Философия истории- концепция в составе философского знания, нацеленная на осмысление исторического процесса в целом и анализ методологических проблем исторического познания.

Формационный подходпозволяет понимать исторический прогресс как смену общественно-экономических формаций.

Цивилизацияохватывает природу и уровень развития материальной и духовной культуры. Цивилизация воплощает в себе технологический аспект культуры.

Цивилизационный подходотрицает единство всемирно-исторического процесса и заявляет о замкнутом (циклическом) развитии каждой цивилизации.

Цикличность– движение по замкнутому кругу с постоянным возвращением вспять, к исходному состоянию, и последующими новыми циклами возрождения и упадка.

 

Тесты для самоконтроля

1. История каждого народа уникальная, неповторима. Она есть сумма разнообразных уникальных, неповторимых культур, каждая из которых имеет свои причины возникновения, расцвета и гибели. Кто из названных ниже философов не относится к представителям этой точки зрения?

А) Н. Данилевский; Б) Н. Бердяев;

В) А. Тойнби; Г) О. Шпенглер.

 

2. Какой из перечисленных ниже источников развития общества играет наиболее важную роль?

А) идеи людей о лучшем будущем и деятельность по достижению этого будущего;

Б) деятельность великих личностей, наиболее точно знающих «куда идти»; В) классовая борьба;

Г) потребности и интересы людей.

 

3. Кто является создателем теории общественно-экономической формации?

А) О. Конт;

Б) П. Сорокин; В) А. Смит;

Г) К. Маркс.

 

4. Цивилизационный подход к истории предполагает; А) деление истории на формационные этапы;

Б) установление общих закономерностей развития общества; В) европоцентризмом;

Г) признание множества равноценных по уровню достигнутой зрелости культур.

 

5. Между трактовками движущих сил истории провиденциализмом, идеализмом и экзистенциализмом существует то общее, что все они:

А) усматривают конечную причину социальных изменений в экономической сфере;

Б) в объяснении социальных изменений апеллируют к Богу; В) абсолютизируют роль личности в истории;

Г) усматривают конечную причину социальных изменений в духовном факторе

 

6. Философы, разрабатывающие теории круговорота локальных ци- вилизаций:

А) Вебер; Б) Вико; В) Маркс;

Г) Шпенглер.

 

7. Ступень прогрессивного развития человечества, возникающая на основе конкретно-исторического способа производства:

А) формация; Б) цивилизация;

В) культура;

Г) государство.

 

8. В последние годы в отечественной философии истории все более активно утверждается так называемый                  подход:

А) социологический; Б) психологический;

В) культурологический; Г) цивилизационный.

 

9. Растущая взаимозависимость различных стран, регионов, экономическая интеграция человечества выражаются в понятии:

А) информатизация; Б) идеологизация; В) глобализация;

Г) модернизация.

 

10. Идея «осевого времени» как духовной революции, завершившей архаический этап мировой истории, была предложена:

А) О. Шпенглером; Б) К. Марксом;

В) А. Тойнби; Г) К. Ясперсом.

 

11. Представление, что движущей основой развертывания всемирной истории является мировой дух, развивал:

А) Аристотель; Б) Кант;

В) Гегель; Г) Маркс.

 

12. Материалистическое понимание истории было развито и обосновано: А) Р. Декартом;

Б) Г. Гегелем; В) А. Герценом; Г) К. Марксом.

 

13. Главную черту постиндустриального общества Д. Белл видит в:

А) количественном росте факторов производства; Б) использовании новых источников энергии;

В) центральной роли теоретического знания; Г) росте общественного благосостояния.

 

14. В марксизме процесс развития общества описывался в виде: А) стрелы;

Б) циклов; В) спирали; Г) маятника.

 

15.Традиционное общество – это общество: А) информационное;

Б) доиндустриальное; В) массовое;

Г) индустриальное.

 

 

Рекомендуемая литература Основные источники

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Издательский центр

«Академия», 2012. - 256 с. (с хрестоматией);

2. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Универсальная книга; Логос, 2010.

- 286 с.

3. Кохановский В.П., Жаров Л.В., Матяш Т.П., Яковлев В.П. Основы философии. Учебное пособие для студентов СПО. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 264 с.

 

Дополнительные источники

1. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. - М.: Логос, 1995. - 141 с.

2. Емельянов-Лукьянчиков М. А. Иерархия радуги. Русская цивилизация в наследии К. Леонтьева, Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. - М., Русский мир, 2008. - 700 с.

3. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. Е. Д. Жаркова. - М.: Рольф, 2001. - 640 с.

4. Философский энциклопедический словарь. - М.: Университетская книга, 2010 – 528 с.

5. Мир философии: книга для чтения. В 2-х ч. – М., Политиздат, 1991. – Ч. 2. – 364 с.

 

Тема 19. Россия в цивилизационном процессе План изучения темы


1. Дискуссия западников и славянофилов об исторической миссии России.

2. Евразийская концепция историософии.

 

Основное содержание темы

Особая миссия России в истории выразилась в концепции византизма

«Москва – третий Рим», созданной в XVI в. старцем Филофеем. Появление теории «Москва – третий Рим» не было случайным. По времени оно совпало с окончательным разгромом татаро-монгольских завоевателей. С этого времени Россия начинает укрепляться и утверждаться как важная мировая держава, народ которой стал спасителем западноевропейской цивилизации и культуры от разрушения. Теория «Москва – третий Рим», по существу, была призвана идеологически обосновать необходимость объединения Руси вокруг Москвы. Отсюда, с XVI в., берет свое начало и идея русского религиозного миссианства, особой миссии русского царства и народа – идея «Святой Руси». Она явилась первым идеологическим оформлением, национального самосознания, русского народа, содержанием феномена Русская Идея.

В XIX в. западники (А. Герцен, Н. Чернышевский, Н. Огарев) усматривали будущее России в интергации с европейской социокультурной средой. По их мнению, европеизация России неизбежна, Россия не имеет ничего общего с Востоком. Славянофилы (А. Хомяков, С. Аксаков, К. Леонтьев) настаивали на самобытности и самодостаточности России. Основные принципы славянофильской концепции сформулированы Хомяковым: 1) глубокая врожденная религиозность (православие); 2) самодержавие; 3) община. Эти характеристики определяют историческое развитие России.

Концепция евразийства стала продолжением славянофильства в 20-е гг. XX в. Ее основатели (Н. Трубецкой, Л. Карсавин, С. Франк) стремились объяснить существование Советской России, страны, чуждой всему миру, определить пути ее развития. Основные положения программы евразийцев: 1) критика европейской культуры; 2) православные идеалы; 3) концепция идеократического государства (единая идеология в государстве). Главный тезис евразийства заключается в следующем: «Россия есть Евразия, третий, срединный материк, наряду с Европой и Азией, на континенте Старого Света». В облик России впаяны как европейские, так и азиатстко-азийские элементы. Понятием «русский» евразийцы определяли всю совокупность народов страны, представляющих единую многонародную нацию. Русский народ – это евразийская нация. Так евразийцы отмежевывались от славянофилов и западников.

Суть Русской Идеи в конце XIX- начале XX вв. выразилась в идее о том, что Россия должна спасти человечество. Суть Русской Идеи в XXI в. - Россия должна вновь стать великой державой.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте содержание концепции «Москва – третий Рим».

2. Расскажите о взглядах славянофилов на развитие России в истории?

3. В чем заключается сущность концепции российского византизма?

4. Раскройте содержание концепции западников.


5. Когда родилась концепция евразийства, и каковы были причины ее появления?

6. Как относились евразийцы к социалистической революции?

7. Раскройте содержание понятия «соборность»

8. Расскажите об основных чертах идеократического государства в евразийской концепции.

9. Какие современные политические партии в России развивают идеи евразийства?

10. Раскройте суть Русской Идеи. Как меняется содержание Русской Идеи в истории России?

 

Также возможны следующие и другие вопросы для самостоятельной подготовки сообщений, исходя из материала лекции и интересов студента:

1. Проблема исторической судьбы России в «Философических письмах» П.Я. Чаадаева.

2. Спор западников и славянофилов.

3. С. Аксаков о судьбе России.

4. А. Герцен о развитии России.

5. Работа С. Данилевского «Россия и Европа».

6. Отношение Н. Чернышевского к общине.

7. Концепция византизма К. Леонтьева.

8. Концепция монголофильства Н. Трубецкого.

9. Евразийские идеи в творчестве Л. Карсавина.

10. Судьба евразийства как направления в философии.

 

Глоссарий

Евразийство- философско-политическая концепция, утверждающая самобытность и обособленность Третьего континента — «Евразийской цивилизации», при этом, органически сочетающая в себе культурные, духовные и мировоззренческие начала как Западного, так и Восточного миров.

Идеократическое государство- это государство, в котором идея (и производные от нее этика и право), сформулированная на языке религии, философии или идеологии, лежит в основе всей жизни общества и политики всех властных структур.

Западничество- это направление общественной и философской мысли 19 в., представители которого выступали за отмену крепостного права и признание необходимости развития России по западноевропейскому пути развития.

Славянофильство– это философское течение русской общественной мысли XIX в., ориентированное на выявление самобытности России, представители которого выступали с обоснованием особого, отличного от Запада, пути развития.

Соборность- понятие русской философии, означающее свободное духовное единение людей как в церковной жизни, так и в мирской общности, общение в братстве и любви.

Мессионизм- религиозное учение о грядущем пришествии в мир божьего посланца - мессии, призванного установить справедливость, мир, покой на земле.


Почвенничество - течение русской общественной мысли, родственное славянофильству, противоположное западничеству. Почвенники признавали особую миссию русского народа спасение всего человечества, проповедовали   идею   сближения    «образованного    общества» с народом («национальной почвой») на религиозно-этической основе.

Провиденциализм- историко-философский метод, рассмотрение исторических событий с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения, высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека.

Русская Идея - совокупность понятий, выражающих историческое своеобразие и особое призвание Русского народа.

 

Тесты для самоконтроля

1. У кого из русских мыслителей XIX в. идея соборности является центральной?

А) у просветителей; Б) у западников;

В) у славянофилов;

Г) экзистенциалистов.

 

2. В теории монаха Филофея «Москва – третий Рим» (XVI в.) назначение светской власти понимается как:

А) установление безбожного государства;

Б) сохранение православия как истинного учения; В) игнорирование религии и церкви;

Г) в отделении церкви от государства.

 

3. Идея русского религиозного мессианства берет свое начало: А) в идеях славянофилов (XIX в.);

Б) в теории «Москва – третий Рим» (XVI в.); В) в «Поучении» Владимира Мономаха;

Г) в философии всеединства В. Соловьева (XIX в.).

 

4. Историософские взгляды П. Чаадаева отражают идеи: А) славянофилов;

Б) западников; В) евразийства;

Г) не совпадают ни с теми, ни с другими.

 

5. Центральное место в философии П. Чаадаева занимает философия: А) Бога;

Б) истории; В) человека; Г) познания.

 

6. Тема «Русской идеи» как поиска истинного пути развития России стала основной для разногласий таких направлений, как:


А) материалисты – идеалисты; Б) оисифляне – нестяжатели; В) гностики – агностики;

Г) славянофилы – западники.

 

7. Славянофилы считали основой будущего развития России: А) идеалы «Святой Руси»;

Б) опыт Западной Европы;

В) традиции преобразований Петра I:

Г) революционно-демократическую идеологию.

 

8. Принцип соборности в учении А.С. Хомякова означает утверждение: А) индивидуализма;

Б) вседозволенности во имя развития личности; В) казарменного коммунизма;

Г) общности людей, объединенных свободой и любовью.

 

8. По мнению славянофилов, «святая Русь»: А) противостоит инертному Востоку;

Б) идет европейским путем;

В) противостоит «гнилому Западу»; Г) близка к Востоку.

 

9. Сторонники идей евразийства: А) выступали против европоцентризма;

Б) считали европейскую культуру образцом для подражания;

В) полагали, что западная цивилизация поддерживает духовную жизнь людей;

Г) отстаивали превосходство восточной культуры.

 

10. Западники:

А) выступали против развития капитализма;

Б) не признавали за православием никаких особых достоинств; В) отрицали реформы Петра I;

Г) восхищались православием.

 

11. Добровольное соединение индивидов на основе любви к Богу и друг к другу Н. Бердяев определял термином:

А) государственность; Б) религиозность;

В) соборность; Г) духовность.

 

12. Сторонники идей евразийства полагали, что:

А) революция в России – результат ее «европеизации»; Б) революция в России – проявление ее «азиатчины»; В) Россия должна избрать восточный путь развития;

Г) прогрессивное развитие возможно лишь по западному пути.


13. Понятию «соборности» в русской религиозной философии ХIХ в. соответствует ее понимание как:

А) зримого соединения людей в каком-либо месте, как условия организационного единства;

Б) духовной общности, проявляющейся во всех сферах жизнедеятельности человека в церкви, в семье, в обществе;

В) гармонического сочетания индивидуальной религиозности с церковной организацией;

Г) как безусловного результата духовных исканий людей.

 

14. Понятие соборности является ключевым для: А) западников;

Б) революционных демократов; В) народников;

Г) славянофилов.

 

15. К русским славянофилам относится: А) Хомяков;

Б) Ломоносов; В) Чаадаев;

Г) Чернышевский.

 

Рекомендуемая литература Основные источники

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Издательский центр

«Академия», 2012. - 256 с. (с хрестоматией);

2. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Универсальная книга; Логос, 2010.

- 286 с.

3. Кохановский В.П., Жаров Л.В., Матяш Т.П., Яковлев В.П. Основы философии. Учебное пособие для студентов СПО. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 264 с.

 

Дополнительные источники

1. Емельянов-Лукьянчиков М. А. Иерархия радуги. Русская цивилизация в наследии К. Леонтьева, Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. - М., Русский мир, 2008. - 700 с.

2. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. Е.Д. Жаркова. - М.: Рольф, 2001. - 640 с.

3. Трубецкой Н.С. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока // Классика геополитики, XX век: Сб. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 348 с.

4. Философский энциклопедический словарь. - М.: Университетская книга, 2010 – 528 с.

 

Тема 20, 21 Особенности русской философии








План изучения темы

1. Особенности развития философской мысли в России, её ведущие представители, основные, объединяющие идеи.

2. Общая характеристика русской религиозной философии конца XIX

– начала XX вв.

 

Основное содержание темы

Русская философия («русская идея») развивалась в сотворчестве, но и в определенной «оппозиции» к философии Запада. Противопоставили идеалу потребительства идею целостности, идею всеединства. Разум, логика составляют существенную черту человеческою духа, но не исчерпывают его.

Начальный период становления русской философии XI–XVII вв. - древнерусская философия. Ее особенности - отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения. Несмотря на общее единство этого исторического типа философии, внутри него можно вычленить и более конкретные периоды: 1) XI–XIV вв. процесс формирования древнерусской философии; 2) XV–XVI вв. эпоха ее расцвета; 3) XVII в. – начало постепенной смены философии средневекового типа новоевропейским.

Основными особенностями русской философии. 1) С самого начала своего зарождения русская философия характеризуется связью с мировой философией, но вместе с тем ей присуща и самобытность. Она возникает в Киевской Руси и тесно связана с процессом христианизации. 2) Характерной особенностью развития русской философии является то, что оно идет через развитие всей русской культуры. Воплощение и выражение многих философских идей осуществляется через образы литературы, изобразительного искусства, архитектуры. Философское знание выполняло не только мировоззренческую функцию, но и функцию мудрости, в том числе житейской мудрости, праведности мыслей и поступков людей. Смысл истории раскрывается через борьбу двух начал Бога и дьявола, олицетворяющих силы добра и зла, света и тьма. Уже в сочинении первого древнерусского философа киевского митрополита Илариона (XI в.) «Слово о Законе и Благодати...» содержит глубокие размышления о судьбе России, о большом значении и предназначении русского народа и русского государства в мире. Сопоставляя Ветхий и Новый заветы (закон и благодать), он построил богословско-историческую теорию, согласно которой русская земля включалась в процесс творчества божественного «света». Набором правил практической философии является










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 301.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...