Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 14. Природа человека и смысл его существования. 2 страница





Науку принято дифференцировать на фундаментальную и прикладную. Наука явление историческое, т.е. она возникла на определенном этапе развития общества. В основе периодизации науки лежат открытия в области физики как самой фундаментальной науки. Первый этап – преднаука (вплоть до 16 в.) Древние цивилизации накапливали материал и опыт познания для будущей науки, исходя, прежде всего из практики сегодняшнего дня. В Античности преобладало умозрение, накапливался опыт логических рассуждений о мире и себе в нем. В Средние века человек параллельно развивал способность к умозрению через теологию. Второй этап – классическая наука (XVII-XVIII вв). Происходит специализация наук. Наука стала самодостаточной частью жизни общества и потребовала его внимания. Наукой занялось государство, превратив её в социальный институт. Ученый стал официальной профессией, с высоким социальным статусом и постоянным, гарантированным материальным доходом. Третий этап – неоклассическая наука (первая половина ХХ в.). Четвертый период – постклассическая наука (вторая половина ХХ в.). Остро встал вопрос о конечной цели получаемого знания.

Каждая из стадий развития науки имеет свою парадигму – совокупность теоретических и методологических установок, с помощью которых познается действительность. Так, для современного периода развития науки характерна парадигма становления и самоорганизации – синергийная парадигма.

Противоположности и сложности развития научного знания породили две позиции в его оценке: сциентизм и антисциентизм.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятия «наука».

2. Расскажите о формах бытия науки (наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры).

3. Назовите критерии научности.

4. Какие классификации науки вы знаете?

5. Какие периоды в развитии науки вы можете назвать?

6.Расскажите о возникновении дисциплинарно организованной науки

7. Философия и наука.

8. Какова роль и значение научного сообщества?

9. Какие аргументы выдвигают сторонники сциентизма в защиту своей точки зрения на науку?

10. Наука и обыденное познание.

Также возможны следующие и другие темы для самостоятельной подготовки сообщений, исходя из темы семинара и интересов студента:

1. Роль науки в культуре современной цивилизации.

2. Сциентизм и антисциентизм.

3. Наука и паранаука.

4. Идеалы и нормы естественнонаучного и социально-гуманитарного познания.

5. Наука и этика.

6. Проблема классификации наук.

7. Современные процессы дифференциации и интеграции наук.

8. Идея развития в современной науке.

9. Проблема взаимосвязи науки и техники.


10. Наука и искусство.

 

Глоссарий

Антисциентизм– позиция по отношению к науке, утверждающая вненаучные формы и способы постижения действительности.

Гипотеза- это научное предположение, основанное на определенных фактах или теоретических положениях.

Наука– а) социальный институт: коллективная форма добычи, классификации, хранения и трансляции нового знания о природе; б) форма общественного сознания: освоение мира человеком при ведущей роли разума, через эксперимент и доказательство.

Научный законесть определенная устойчивая, повторяющаяся связь

явлений или процессов.

Парадигма –изначальная установочная система взглядов, на основе которой развиваются все формы общественного и индивидуального сознания.

Парадигма научная –это признанные всеми научные достижения, которые определяют модели постановки научных проблем и способы их решения, являются источником методов, проблемных ситуаций, стандартов решения задач.

Синергетика– современная теория самоорганизующихся систем, основанная на принципах целостности мира, общности закономерностей развития всех уровней материальной и духовной организации; нелинейности и необратимости, глубинной взаимосвязи хаоса и порядка, случайности и необходимости.

Сциентизм– позиция по отношению к науке, утверждающая, что наука в будущем не просто станет доминировать, но поглотит все другие сферы духовной культуры.

 

Тесты для самоконтроля

1. Чем отличается философия от науки? Ваши варианты ответов: А) она не имеет четко обозначенного предмета исследования;

Б) она не доказывает своих выводов;

В) она не изучает мир в частностях, ее интересует его целостность; Г) она не оперирует точными понятиями.

 

2. Мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире, называется:

А) провиденциализм; Б) эмпиризм;

В) сциентизм; Г) рационализм.

 

3. Укажите правильное, на Ваш взгляд, суждение:

А) научные законы – порождения человеческого разума;

Б) связи, научные законы придуманы, изобретены искусственно; В) связи, научные законы существуют в самом объективном мире.


Г) научные законы предписываются действительности самим человеком.

 

4. Антисциентизм – это:

А) позиция по отношению к науке, утверждающая вненаучные формы и способы постижения действительности;

Б) позиция по отношению к науке, утверждающая научные формы и способы постижения действительности;

В) критическая позиция по отношению к философии, отрицающая ее возможности познания мира;

Г) позиция по отношению к науке, ограничивающая ее возможности.

 

5.Чем отличается философия от науки? Ваши варианты ответов: А) она не имеет четко обозначенного предмета исследования; Б) она не доказывает своих выводов;

В) она не изучает мир в частностях, ее интересует его целостность; Г) она не оперирует точными понятиями.

 

6. Мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире, называется:

А) провиденциализм; Б) эмпиризм;

В) сциентизм; Г) рационализм.

 

7. Наука как социальный институт складывается: А) в ХХ в.;

Б) в VI-V вв.;

В) на заре человечества; Г) в XVII-XVIII вв.

 

8. Высшим научным учреждением в России является: А) НИИ;

Б) МГУ;

В) РАН;

Г) РАСХН.

 

9. Социальная функция науки направлена на: А) исследование проблемы истины;

Б) решение глобальных проблем современности;

В) разработку планов социального и экономического развития;

Г) формулировку гипотез об общих тенденциях развития общества.

 

10.К основным критериям научности относятся: А) проверяемость;

Б) спонтанность; В) уникальность; Г) обоснованность.


11.  Коллектив     исследователей,     объединенный      общей исследовательской программой, единым стилем мышления и возглавляемый выдающимся ученым, называется:

А) нацией;

Б) научной школой; В) стратой;

Г) классом.

 

12.Основными делениями наук по классификации видов знания Ф. Бэкона были                   и            науки:

А) светоносные; Б) пойетические; В) социальные; Г) плодоносные.

 

13.Какое из определений философии наиболее полное и правильное?

A) философия – это логика языка науки; Б) философия – это наука наук;

В) философия – это система наиболее общих понятий о мире, теоретической основе мировоззрения;

Г) философия – это наука о сущем.

 

14. Теория (модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач; стиль мышления ученых данной эпохи называется:

А) концепцией; Б) парадигмой;

В) интерполяцией;

Г) научной картиной мира.

 

15. Форма познавательной деятельности, возникающая в виде альтернативы науке, несоответствующая общепринятым критериям построения и обоснования научных теорий, называется:

А) мифология; Б) паранаука; В) искусство; Г) лженаука.

 

Рекомендуемая литература Основные источники

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Издательский центр

«Академия», 2012. - 256 с. (с хрестоматией).

2. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Универсальная книга; Логос, 2010.

- 286 с.

3. Кохановский В.П., Жаров Л.В., Матяш Т.П., Яковлев В.П. Основы


философии. Учебное пособие для студентов СПО. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 264 с.

Дополнительные источники

1. Балашов В.Е. Занимательная философия. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. - 172 с.

2. Вальяно, Михаил Васильевич. История и философия науки: учеб. пособие для студентов вузов / М. В. Вальяно ; Фин. ун-т при Правительстве РФ. - М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2012. - 208 с.

3. Краткий очерк истории философии. - М.: Проспект , 2005. – 318 с.

4. Лебедев, Сергей Александрович. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). – М.: Академический Проект, 2008. – 692 с.

 

Тема 5,6. Представления о бытии в античной философии.






План изучения темы

1. Понятие «картина мира»

2. Древнегреческие натурфилософы о первоначалах мира.

3. Платоновская система бытия.

4. Учение Аристотеля о материи и форме.

 

Основное содержание темы

Научная картина мира это система представлений об общих закономерностях в природе, возникающая в результате синтеза знаний, полученных в рамках различных научных дисциплин. Картина мира обусловливает специфический способ восприятия мира.

Картина мира обладает следующими характеристиками: 1) целиком определяет специфический способ восприятия и интерпретации событий и явлений; 2) представляет собой основу, фундамент мировосприятия, опираясь на который человек действует в мире; 3) имеет исторически обусловленный характер, что предполагает постоянные изменения картины мира всех её субъектов. Субъектом или носителем картины мира является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этнонациональные или религиозные общности.

Картина мира - сложная целостность, включающая три главных компонента - мировосприятие, мировоззрение, и мироощущение. Мировосприятие (то есть чувственно-образная часть) - это совокупность наглядных образов культуры, человека, его места в мире, взаимоотношений с миром и другими людьми и т.п. Мировоззрение – это концептуальная часть, представленная общими категориями пространства, времени, движения и т. п. Основные элементы картины мира представляют собой набор исходных принципов или представлений, фундаментальных допущений о мире. Они могут и не осознаваться человеком, но встроены в картину мира, ибо необходимы для интерпретации любой жизненной ситуации, для определения смысла и для оценки того, что происходит. Некоторые из них, такие как движение, причинность, намерение, тождество, эквивалентность, время и пространство, возможно, даже основываются на врождённых свойствах человека. Другие, такие как добро и зло, отношение к жизни и смерти, к себе в мире, к другим людям и т. п., явно порождаются и осваиваются в процессе воспитания и


развития. Мироощущение представляет собой особый склад мышления, систему своих категорий или особое соотношение понятий.

Обычно переход от одной стадии общественного развития к другой сопровождается резким изменением или ломкой общественной картины мира, утверждением новых эталонов объяснения мира. Новое мировоззрение формирует новое мировосприятие и мироощущение и, в конечном счёте, - новую картину мира.

Картина мира в эпоху античности.

Древнегреческие натурфилософы о первоначалах мира. Натурфилософия

это философия природы. Понимание мира строилось на простых наблюдениях за природой. Мыслители пришли к выводу, что в мире мало что меняется: в нем меняются события, но процессы остаются теми же. Жизнь природы и общества осуществляется в виде круговорота. Стоит взять в этом круговороте какую-нибудь точку отсчета и мы получим постоянное возвращение к первоначалу. Признавая одно первоначало, материалисты создали своеобразный способ рассмотрения мира – монизм, который исходит из признания одного первоначала многообразных явлений мира. Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит считали, что началом мира была стихия (вода, воздух, огонь, апейрон). Стихийные материалисты (натурфилософы) наделяли первоначало следующими свойствами: 1) вечность первоначала – бесконечность его существования во времени; 2) неизменность и непроницаемость (стихии как простые первоначала не могут быть проще); 3) способность к движению (движение понимается как способность менять форму при сохранении содержания); 4) движение есть самодвижение, возникающее через борьбу противоположностей; 5) антопоморфность.

Атомистическое учение Демокрита. Первоначалом мира считал атом

(первокирпичик бытия). Есть атом – бытие и пустота – небытие.

Демокрит переходит к дуализму – учению о двух первоначалах мира. Характеристиками атома, по Демокриту, являются: 1) неделимость; 2) непроницаемость; 3) способность к движению; 4) источником движения являются противоборствующие силы притяжения и отталкивания. Движение и гибель мира происходит по следующей схеме. Атомы носятся в пустоте, стакиваются – так происходят тела. Когда притяжение ослабевает, - тела распадаются и гибнут. Учение Демокрита означало переход от непосредственных наблюдений за природой к умозрительным построениям о невидимых атомах, т.е. от конкретного к универсальному.

Родоначальником идеализма считают Пифагора. Первоначалом мира считал число – единицу.

Парменид (VI в.д.н.э.) плагает, что любое конкретное первоначало ограничивает пределы мира. По Пармениду, бытие обладает следующими характеристиками, оно: 1) едино и неделимо; 2) неподвижно; 3) присутствует везде; 4) вечно.

Сократ (V в.д.н.э.) переориентировал философию с вопросов внешнего бытия на вопросы внутреннего человеческого бытия.

Платон – ученик Сократа – создал развернутую систему идеализма. Ввел в философию понятие «материя» для обозначения некоего первоначала, из которого состоят все вещи. Материя – это вся природа в целом. Бытие мира у Платона трехчленно: 1) мир эйдосов (идей) подлинное бытие; 2) мир людей


(кажущееся бытие); 3) материя (небытие) как материал, из которого создается весь мир. Характеристики мира идей: 1) он постоянен; 2) вечен; 3) активен; 3) находится в постоянном движении, чтобы соприкасаться с материей, из которой создаются вещи.

Ученик Платона – Аристотель вводит в философию понятие

«первоматерия», т.е. первая материя, которая является началом мира. В мире есть два начала: материя и форма. Материя может существовать только в какой-ибо форме. Форма может существовать без материи. Следовательно, форма является бытием. Форма предшествует материи. Аристотель вводит в космос форму, которую называет Перводвигателем, иногда Богом. Это чистый бестелесный ум, активная сила, которая подталкивает мир к развертыванию материи в цепочку различных форм.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте смысл понятия «бытие».

2. Раскройте основные черты античной натурфилософии.

3. Мудрость Античности как путь от мифа к Логосу.

4. Предпосылки оформления основных философских концепций античного периода.

5. Расскажите об основных философских школах раннего

(досократовского) периода.

6. Материализм Милетской школы.

7. Атомизм Демокрита.

8. Диалектика Гераклита.

9. Пифагор как родоначальник идеализма.

10. Раскройте содержание и смысл мифа о пещере Платона.

 

 

Также возможны следующие и другие вопросы для самостоятельной подготовки сообщений, исходя из материала лекции и интересов студента:

1. Космоцентризм как основная философская парадигма античного периода.

2. Наивный материализм и диалектика раннего периода античной философии.

3. Расскажите о главных проблемах ранней греческой философии.

4. Этический рационализм Сократа.

5. Учение об «Идеях» Платона.

6. «Метафизика» Аристотеля.

7. Расскажите об античной космологии.

8. Раскройте смысл понятия «логос».

9. Как определяется движение в натурфилософии?

10. Как решает проблему бытия Парменид?

 

Глоссарий

Бытие –реально существующая действительность.


Дуализм– философское учение, признающее равноправие двух первоначал: материи и сознания в процессе происхождения и развития мироздания (Платон, Декарт).

Космоцентризм– принцип отношения к миру, согласно которому мироздание есть единый, самодостаточный космический организм без деления на лидеров, без внутренних приоритетов (Античность).

Метафизика– учение о сверхчувственных, нематериальных началах бытия.

Монизм- философское учение, признающее одно первоначало: материи и

сознания в процессе происхождения и развития мироздания.

Натурфилософия– это философия природы.

Стихийный материализм- форма материализма, отождествляющая материю с её непосредственными проявлениями в форме стихий.

 

Тесты для самоконтроля

1. Формированию философии в античной Греции способствовали следующие факторы:

А) кризис мифологического сознания; Б) распад рабовладельческого строя;

В) влияние философии ближайших соседей; Г) появление новой религии – монотеизма.

 

2. Натурфилософия стремится постичь истину через познание: А) Бога;

Б) мироздания (природы, космоса); В) сознания;

Г) процесса познания.

 

3. Основным вопросом ранней греческой философии был А) вопрос о соотношении души и тела;

Б) вопрос истинности наших знаний;

В) вопрос о причинах и исходных началах Космоса;

Г) вопрос о предельных основаниях человеческого существования.

 

4. Родоначальником античной диалектики считают: А) Гегеля;

Б) Демокрита; В) Гераклита; Г) Аристотеля.

 

5. Мысль о том, что все сущее надо мыслить как подвижное единство противоположностей, принадлежит:

А) Фалесу;

Б) Демокриту; В) Гераклиту; Г) Платону.

6.Началом всего сущего пифагорейцы полагали:


А) огонь; Б) число; В) воздух; Г) апейрон.

 

7. Восстановите справедливость в авторстве по вопросу о том, что есть первооснова мира:

А) Пифагор;                                   А) число;

Б) Платон;                                      Б) вода;

В) Аристотель;                               Б) идея;

Г) Фалес;                                        В) воздух;

Д) Гераклит;                                   Г) апейрон;

Ж) Анаксимен;                               Д) атом;

З) Демокрит;                                  Ж) огонь;

Е) Анаксимандр.                            З) материя.

 

8. Основателем идеализма в европейской философии называют: А) Аристотеля;

Б) Сократа; В) Платона; Г) Пифагора.

 

9. Именем Сократа назвали период в развитии Античной философии в силу значимости его вклада в осмысление сущности:

А) природы; Б) богов;

В) человека; Г) разума.

 

10. Фразы Гераклита: «Все течет, все изменяется», «В одну реку нельзя встать дважды» – отражают способ познания мира с позиции:

А) гносеологии; Б) материализма; В) теологии;

Г) диалектики.

 

11. Целью спора Сократ считал: А) установление истины;

Б) доказательство своей правоты;

В) тренировка в ораторском искусстве; Г) удовольствие от процесса беседы.

 

12. По мнению Аристотеля, всякая вещь есть:

А) сложное единство мельчайших частиц – атомов; Б) чувственный образ идеи;

В) единство материи и формы; Г) создано из воды.


13. Целью философского познания Сократ считал: А) борьбу с религией;

Б) познание человека; В) познание космоса;

Г) преобразование природы.

 

14. Платон рассматривал мир идей как: А) непознаваемый;

Б) абсолютный; В) вторичный; Г) изменчивый.

 

15. Согласно Пармениду, мы впадаем в заблуждение, когда мыслим: А) небытие;

Б) первоначало; В) бытие;

Г) божество.

 

Рекомендуемая литература Основные источники Учебные пособия

1. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - М., 2009. - 188 с.

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Универсальная книга; Логос, 2010.

- 286 с.

3. Кохановский В.П., Жаров Л.В., Матяш Т.П., Яковлев В.П. Основы философии. Учебное пособие для студентов СПО. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 264 с.

Дополнительные источники

1. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 2001. – 320 с.

2. Богомолов А.С. Античная философия. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1985. – 485 с.

3. Краткий очерк истории философии. - М.: Проспект , 2005. – 318 с.

4. Мир философии. Книга для чтения. Ч. 1 и 2. – М.: Политиздат, 1991.

5. Философский энциклопедический словарь. - М.: Университетская книга, 2010. – 528 с.

 

Тема 7, 8. Средневековая философия и философия эпохи Возрождения






О сущности бытия

План изучения темы

1. Учение Августина Блаженного о бытии бога.

2. Доказательства бытия бога Фомы Аквинского.

3. Пантеизм Н. Кузанского.

 

Основное содержание темы


Распространение христианства существенным образом повлияло на всю культуру Средневековья, которая датируется историками с V по XV вв. Радикальным изменениям подверглась и философия. Особенностями средневековой философии становятся: 1) резкое противопоставление веры и разума; 2) включенность этических категорий в решение любых вопросов. Средневековая философия прошла в своем развитии три этапа: апологетика, патристика, схоластика.

Апологетика ранние христианские учения, защищающие принципы христианства от критики нехристианских учений. Апологетики требовали заменить науку христианскими догмаи и верить только библии. Представитель апологетики Тертуллиан (II в.) провозгласил принцип: «Верую, ибо это нелепо». С его точки зрения, постичь христианские положения невозможно в силу ограниченности человеческого разума. В них можно только верить. Складывается концепция теоцентризма – учение, согласно которому бог есть центр мира и все сущее от него зависит.

Патристика – философские учения «отцов церкви». Августин Блаженный (IV в.) сформировал философию нового типа теологию – богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в форме идеалистических доказательств на основе текстов, воспринимаемых как божественное откровение. Августин создает креационизм учение о творении богом мира из ничего. Сверхъестественный акт творения мира Августин считает онтологическим доказательством Бога.

Третий период развития философии Средневековья - схоластика (VIII в.)

система образования, в рамках которой философия была подчинена теологии. Фома Аквинский создает онтологические доказательства бога. Суть первых трех доказательств сводится к тому, что причина, следствие, движение имеют свою причину. Но каждая причина имеет свою причину. Следовательно, необходимо дойти до некоторого перводвигателя, который может двигать все, оставаясь неподвижным. Доказательство четвертое о различных степенях прекрасного. Пятое – доказательство – телеологическое (о цели и целесообразности существования мира).

В эпоху Возрождения (XV-XVI вв.) философия вновь возвращается к изучению природы. Николай Кузанский (XV в.) обосновал философское учение пантеизм – учение о тождестве бога и природы. Кузанский приходит к выводу, что в бесконечности «совпадают противоположности». Если рассмотреть окружность с бесконечным радиусом, то она станет минимально кривой и максимально прямой. Любая точка может быть ее центром; дуга и хорда совпадут – и вообще все совпадет со всем. Аналогично треугольник превратится в прямую, если одну из его сторон продолжить до бесконечности. Бог бесконечен, в нем совпадают противоположности. Он представляет собой

«макрокосм». Человек же является «микрокосмом», в котором больше, чем в любом другом существе, просвечивает совершенная цельность универсума.

Н. Коперник (XVI в.) проводя астрономические наблюдения, доказал, что Земля вращается вокруг собственной оси; Земля вращается вокруг Солнца; Вселенная безгранична. Идеи Коперника ограничивали влияние бога, меняли модель мироздания с геоцентрической на гелиоцентрическую.

 

Вопросы для самоконтроля


1. Общая характеристика эпохи Средневековья.

2. Расскажите  о  социальных предпосылках становления религиозно-идеалистической концепции бытия.

3. Имеет ли религиозно-идеалистическая философия предпосылки в античной философии?

4. Назовите основные направления средневековой философии.

5. Как решается проблема бытия в патристике?

6. Как Фома Аквинский доказал бытие Бога?

7. Расскажите об особенностях эпохи Возрождения.

8. В чем сущность пантеизма?

9. Какую роль в изменении картины мира сыграли идеи Н. Коперника?

10. Раскройте основные идеи Дж. Бруно.

Также возможны следующие и другие вопросы для самостоятельной подготовки сообщений, исходя из материала лекции и интересов студента:

1. Ориген – первый толкователь Библии.

2. Проблема свободы выбора в философии Средневековья. 3.Расскажите об Ансельме.

4.Расскажите о Юстине-мученике.

5. Каково положение человека в средневековой картине мира?

4. Как Августин решал вопрос о соотношении веры и разума, религии и науки.

5. Ф. Аквинский – систематизатор схоластики.

6. Научные открытия как основа новой картины мира в эпоху Возрождения.

7. Расскажите об известных вам мыслителях Возрождения.

8. Как понимал человеческую личность Пико делла Мирандола?

9. Расскажите о жизни т творчестве Леонардо да Винчи.

10. Почему мировоззрение эпохи Возрождения называют антропоцентричным?

 

Глоссарий

Абсолютное– совершенное, завершенное, ничем не обусловленное, ни с чем не сравнимое

Апологетика – защита через философское или идеологическое обоснование.

Гелиоцентризм- это концепция, согласно которой Солнце является центром, вокруг которого обращаются планеты, в т. ч. и Земля.

Геоцентризм - это концепция, согласно которой Земля является неподвижной, а все остальные небесные тела вращаются вокруг нее.

Догматизм– признание своей идеи истинной, завершенной, не требующей развития.

Ересь – особое религиозное вероучение, отступающее от официально признанного в ту или иную эпоху.

Креационизм –учение о сотворении богом мира из ничего.

Натурфилософия– философия, объектом которой является природа. (Античность – природа как космос; Возрождение – природа как среда, окружающая человека; Новое время – природа как мастерская, в которой работает человек).


Пантеизм   –       направление  натурфилософии  Возрождения, отождествляющее Бога и природу (Н. Кузанский, Б. Спиноза).

Патристика– философские учения «отцов церкви».

Секуляризация –освобождение всех сфер жизни от влияния религии и церкви.

Схоластика –официальная философия позднего средневековья (XI–XIV вв.), решающая вопросы о соотношении значения в жизни человека религии и науки, веры и разума в пользу религии и веры.

Телеология -учение о цели и целесообразности существования мира.

Теология -совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в форме идеалистических доказательств на основе текстов, воспринимаемых как божественное откровение.

Теоцентризм– принцип отношения к миру, который усматривает центр и высшую цель мира в Боге.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 353.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...