Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 14. Природа человека и смысл его существования. 4 страница




Б) механического перемещения тел;

В) самодвижения, противоречивости материи; Г) изменение формы с сохранением содержания.


 

7. Какие из перечисленных положений являются аргументами в пользу концепции большого взрыва:

А) кривизна пространства; Б) теория относительности; В) расширение Вселенной; Г) теория относительности.

 

8. В каком суждении выражено диалектико-материалистическое понимание принципа единства мира:

А) единство мира состоит в его материальности; Б) единство мира состоит в его существовании;

В) единство мира состоит в том, что во всех его частях действуют одни и те же законы;

Г) мир един, поскольку в его основе лежит единая субстанция?

 

9. В механистической картине мира материя – это А) масса делимых до бесконечности атомов;

Б) вещество; В) субстанция;

Г) неделимые атомы, обладающие постоянной массой.

 

10. Понятие субстанция означает: А) материю;

Б) предельное основание бытия;

В) массу делимых до бесконечности атомов; Г) совокупность неделимых атомов.

 

11. Переход от механистической к органической картине мира положили открытия:

А) А. Эйнштейна, Э. Резерфорда; Б) И. Ньютона, Р. Декарта;

В) Ф. Энгельса; Г) Р. Декарта.

 

12. Современной наукой физическому пространству приписываются определенные характеристики:

А) протяженность; Б) двухмерность; В) однородность, Г) неподвижность.


  13. Релятивистская физика отказывается от; А) фундаментальных знаний о закономерностях            существования неорганической материи; Б) принципов рационализма; В) моделей и принципов механистического детерминизма; Г) теории относительности.

 

14. Основные идеи и принципы квантовой физики были сформулированы: А) И. Ньютоном;

В) М. Планком, А. Эйнштейном, Э. Резерфордом; В) Н. Лобачевским, Б. Риманом.

Г) А. Эйнштейном.

 

15. Элементами структуры микромира выступают: А) адроны;

Б) лептоныг; В) частицыг;

Г) микрочастицы.

 

Рекомендуемая литература Основные источники

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Издательский центр

«Академия», 2012. - 256 с. (с хрестоматией);

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - М., 2009. - 188 с.

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Универсальная книга; Логос, 2010.

- 286 с

Дополнительные источники

1. Краткий очерк истории философии. - М.: Проспект , 2005. – 318 с.

2. Наука глазами гуманитария / Отв. Ред. В.А. Лекторский. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 688 с.

3. Лебедев, Сергей Александрович. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории) / С. А. Лебедев. - М. : Академический Проект, 2008. - 692 с.

4. Философский энциклопедический словарь. - М.: Университетская книга, 2010 – 528 с.

Тема 11. Человек и его сознание











План изучения темы

1.Сознание как объект философского размышления

2.Предпосылки и условия возникновения и развития человеческого сознания

3.Структура, признаки, функции сознания.

 

Основное содержание темы


Сознание - особое состояние, которое свойственно общественному человеку и в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание - это чувства, мысли, переживания и эмоции, в которых отражается окружающая действительность. Сознание - это духовный внутренний мир человека, его ценностные установки, имеющие способ формирования. В философской мысли можно выделить и две плоскости решения проблемы сознания: идеалистическую и материалистическую. В основе материалистического подхода реализован принцип, заключающийся в том, что сознание есть продукт деятельности мозга человека, отражение окружающего мира.

В эпоху нового времени человек признается началом и причиной всего. Единственной реальностью признаются индивид и его сознание. Р. Декарт (XVII в.), следуя этому, объявляет, что акт «я мыслю» является самым простым и самым очевидным существованием человека. И. Кант (XVIII в.) полагает, что существуют особые, доопытные знания о том, что мир имеет пространство и время, что в мире есть добро и зло и т. д. Эти данные и способности к логическому мышлению, к языку дают возможность человеку делать выбор, чувствовать красоту. Рассуждения Канта можно сформулировать кратко: разум не способен познавать предметы чисто априорно, т. е. без опыта, однако он может определять волю человека и его практическое поведение. Особое место в исследовании сознания принадлежит Гегелю (XIX в.) - сознание социально и исторично, движение индивидуального сознания повторяет историю общества. Сознание становится самосознанием. Самосознание - это такое состояние человека, когда ему доступен и внешний мир, и он сам. К. Маркс (XIX в.) и Ф. Энгельс (XIX в.) сформулировали и обосновали идею вторичности сознания, его зависимости от внешних обстоятельств. Бытие определяет сознание; сознание есть осознанное бытие.

Вопросами структуры сознания занимался основатель психоанализа З. Фрейд (ХХ в.). В своих трудах он в человеке выделяет «бессознательное», или, как он его называет, «Оно». В основе «Оно» лежат либидо (бессознательные влечения, инстинкты, желания, страсти). Кроме этой стихийной, биологической силы, в психике человека присутствует «Сверх – Я» - общественные нормы, традиции, социальные установки, своего рода социальные фильтры. То, что не проходит через эти фильтры, «вытесняется» из сознания, становясь впоследствии причиной психических расстройств. Третий уровень духовного опыта человека - это «Я» (сознание) - сфера сознательного, посредник между бессознательным и внешним миром; здесь действует принцип реальности. Человеческому «Я» следует найти баланс между «Оно» и «Сверх – Я», что дает возможность «Я» свободно и разумно конструировать самое себя, быть жизнеспособным. .

Характер толкования проблемы сознания. 1) Философы, обращаясь к проблеме сознания, изучали духовность человека своего времени и только после этого строили свое понимание сознания. 2) Духовный опыт человека был напрямую связан с господствующим для данного общества типом мировоззрения (космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм и др.). Изменение мировоззрения вело к изменению представления в понимании сознания. 3) Внутренний опыт, личностный мир человека, его психические составляющие были подвергнуты детальному анализу на научной основе в философии психоаналитиков.


Выделяют следующие четыре фактора, обусловливающие содержание сознания. 1) Внешний предметный и духовный мир, природные социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно - чувственных и понятийных образов. 2) Источником сознания является социокультурная среда, общие понятия, эстетические, этические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания и т.д. 3) Источником сознания выступает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. 4) Источник сознания - мозг как макроструктурная природная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на клеточном (или клеточно - тканевом) уровне организации материи осуществление общих функций сознания. Не только условно - рефлекторная деятельность мозга, но и его биохимическая организация воздействует на сознание, его состояние.

Индивидуальное сознаниеотдельных людей - это прежде всего индивидуальные особенности восприятия ими различных явлений общественной жизни. Главным элементом сознания является самосознание.

Общественное сознаниене просто следует за общественным бытием, а осмысливает его, раскрывает суть общественных процессов. Функции сознания:1) Познание как верное, адекватное отражение действительности. С помощью сознания человек проникает в сущность явлений, получает необходимую информацию. 2) Конструкторско - творческая функция, заключающаяся в мыслительном конструировании принципиально нового. 3) Мировоззренческая функция.

Вопросы для самоконтроля

1.Основы философского учения о бытии: структура бытия, проблема иерархии типов реальности, бытие и мышление.

2.Диалектическое учение о бытии.

3.Отношение к бытию в разных картинах мира (научное, религиозной, философской).

4.Понятие материи в истории философии. 5.Диалектико-материалистическое учение о материи. 6.Учение о строении материи.

7.Атрибуты материи (движение, пространство, время).

8.Общество, труд, язык как  предпосылки и условия возникновения сознания.

9.Структура и признаки сознания.

10. Функции сознания.

 

Также возможны следующие и другие вопросы для самостоятельной подготовки сообщений, исходя из материала лекции и интересов студента:

1. Сознание как основа морально-психологических состояний.

2. Сознание, самосознание, свобода.

3. Сознательное и бессознательное.

4. Естественнонаучные основы теории о сознании.

5. Единство языка и сознания. Магия слова.

6. Проблема «Я» и сознания в философии Нового времени.


7. Роль сознания в научно-техническом творчестве.

8. Общественное сознание: уровни (обыденное и теоретическое), формы и принципы разграничения.

9. Диалектика общественного и индивидуального сознания.

10. Проблема бессознательного как результат развития сознания.

 

Глоссарий

Бессознательное– природное, автономное, безличное начало человеческой психики, влияющее на поступки человека вне рационального осознания.

Идеал– задача, принципиально не реализуемая.

Мышление– элемент сознания – процесс познавательной деятельности.

Мышление предметное– способность решать задачи в предложенной ситуации, свойственная высшим животным, низшая ступень познавательной возможности человека.

Мышление логическое– познавательная способность человека к обобщенному, опосредованному отражению действительности, высшая ступень познавательной возможности человека.

Общественная идеология– форма теоретического общественного сознания – система взглядов устойчивых групп людей, теоретически отражающая социально-политический строй, структуру, потребности и интересы общества.

Общественное бытие– материальные условия жизни устойчивых групп людей.

Общественное сознание– устойчивая совокупность экономических, политических, этических, эстетических, религиозных взглядов и теорий, отражающих общественное бытие.

Обыденное сознание– низший уровень общественного сознания, формирующийся в процессе каждодневной житейской практики при опоре на чувственное восприятие реальности.

Память– элемент сознания – способность удерживать информацию.

Разум– способность человека к абстрактному мышлению, теоретическому решению задачи, к целеполаганию; человекообразующий признак как компенсация за природную неспециализированность.

Рассудок– способность к чувственному эмпирическому познанию, к решению задачи в предложенных обстоятельствах – к «мышлению предметному».

Рефлексия– направленность человеческого сознания и познания на самого себя, позволяющая не только быть, но и знать, что ты есть; не только чувствовать, но и знать, что ты чувствуешь.

Сознание –высший, свойственный человеку уровень развития психики, способность отражать мир в духовных образах.

Субстанция– основа, основание, носитель свойств, субстрат.

Теоретическое сознание– осмысление реальности через поиск сущности, внутренних связей посредством логического мышления.

Утопия– нереальные цели и планы, стремление реализовать идеал здесь и сейчас.


Тесты для самоконтроля

1. Биологической предпосылкой сознания не является: А) труд;

Б) вторая сигнальная система; В) общение;

Г) высокоорганизованный головной мозг.

 

2. Смысл труда:

А) приспособление к природе; Б) преобразование природы;

В) саморазвитие субъекта труда;

Г) сохранение стабильности субъекта труда.

 

3. Диалектический материализм полагает, что сознание – это: А) свойство всей материи;

Б) свойство высокоорганизованной материи; В) проявление Мирового Духа;

Г) материальный объект.

 

4. Идеализм полагает, что сознание – это; А) продукт развития материи;

Б) свойство всей материи;

В) сознание может существовать «до» и «вне» развития материи; Г) виртуальная реальность.

 

5. К функциям членораздельной речи относится: А) выражение мысли;

Б) передача информации;

В) общение людей и животных; Г) общение между людьми.

 

6. К категориям, отражающим структуру сознания, не относится: А) цель;

Б) речь; В) голос; Г) память.

 

7. Философское направление, исходящее из принципа первичности сознания по отношению к материи в процессе возникновения и развития мира – это:

А) материализм; Б) идеализм;

В) агностицизм; Г) гносеология.

 

8. Наиболее общая, абстрактная категория, фиксирующая диалектическое единство мира – это:


А) материя; Б) сознание; В) бытие;

Г) общество.

 

9. К материализму как философскому направлению не относится: А) физикализм;

Б) вульгарный материализм;

В) диалектический материализм; Г) пантеизм.

 

10. Осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека, – это:

А) воля; Б) память; В) цель; Г) мечта.

 

11. Осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого не направлены действия, – это:

А) память; Б) воля; В) цель; Г) мечта.

 

12. Задача, принципиально невыполнимая, – это: А) цель;

Б) мечта; В) идеал; Г) утопия.

 

13. Осознанное регулирование человеком своих поступков, способность мобилизации себя на достижение цели – это:

А) цель; Б) воля; В) ум;

Г) мышление.

 

14. Способность удерживать информацию – это: А) память;

Б) воля; В) знание;

Г) мышление.

 


 

это:


15. Осознанная значимость элементов действительности для человека –

 

А) знание; Б) ценность;


В) мышление; Г) ум.

 

Рекомендуемая литература Основные источники

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Издательский центр

«Академия», 2012. - 256 с. (с хрестоматией);

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - М., 2009. - 188 с.

3. Кохановский В.П., Жаров Л.В., Матяш Т.П., Яковлев В.П. Основы философии. Учебное пособие для студентов СПО. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 264 с.

 

Дополнительные источники

1. Балашов В.Е. Занимательная философия. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. - 172 с.

2. Исаков А. Н., Сухачев В. Ю. Этос сознания. - СПб.: Республика, 1999. – 252 с.

3. Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема //

Вопросы философии. 1990. № 10. – С. 26-32.

4. Микешина Л. А. Философия познания. Проблемы эпистемологии гуманитарного знания. – М.: Канон+ , 2009. – 560 с.

5. Философский энциклопедический словарь. - М.: Университетская книга, 2010. – 528 с.

 

Тема 12. Общие философские проблемы познания









План изучения темы

1. Познание как процесс.

2. Логическая и чувственная ступени постижения мира.

2. Истина и её критерии

 

Основное содержание темы

Гносеология, или теория познания, - это раздел философии, в котором изучается природа познания и ее возможности, отношения знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Познание - специфическая деятельность, обусловленная общественно-исторической практикой, направленной на приобретение и развитие знания, его углубление и совершенствование. Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Вопрос о познаваемости мира, о путях и способах его познания является предметом дискуссий между представителями скептицизма и агностицизма. Первые сомневаются и отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Вторые не отрицают познаваемости мира, утверждают познаваемость истины. Методы познания - это система принципов и правил практической и теоретической деятельности. В


современной науке выделяют три основные группы методов: 1) философские (диалектический, феноменологический, герменевтический методы; 2) общенаучные (анализ, синтез, сравнение, опыт и т.д.); 3) частнонаучных.

В структуре научного познания выделяют эмпирический и теоретический уровни. Первый связан с накоплением, предварительной классификацией и осмыслением фактов. Второй предполагает окончательную классификацию и объяснение фактов. Соответственно наука опирается на две группы методов научного познания: эмпирические (опытные) и теоретические (рационально-логические) 1. Эмпирические методы: а)  Наблюдение                                                   - целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств. б) Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. в) Сравнение - познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта). г) Описание - познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке. д) Измерение - совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения. 2. Теоретические методы: 1) Формализация - отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке). Последний создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). 2) Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения - аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства. 3) Гипотетико-дедуктивный метод - метод научного познания, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утвержения об эмпирических фактах. 4) Восхождение от абстрактного к конкретному - метод теоретического исследования и изложения, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции.

Процесс познания осуществляется в формах чувственного и рационального (логического) отражения всей действительности. Чувственное познание - отражение предметов и процессов с помощью органов чувств. Оно осуществляется в трех формах: ощущениях, восприятиях, представлениях. Ощущение - это начальная и элементарная форма чувственного познания. С помощью ощущений физиологический процесс превращается в психологический. Существуют многообразные виды ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные, температурные, болевые, равновесные, органические. Восприятиеесть целостный и вместе с тем структурированный символ (образ), который состоит из нескольких ощущений и зависит от накопленного опыта и индивидуальных способностей. Представление - это образ ранее воспринятого или созданного воображением явления, который служит связующим звеном между чувственным и рациональным познанием.


Рациональное или логическое познание осуществляется в форме понятия, суждения, умозаключения. Понятие- это логический образ, форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. Посредством понятий функционирует абстрактное мышление. Суждение- это мысль, с помощью которой отражаются многообразные отношения и свойства познаваемого объекта и осуществляется взаимосвязь нескольких понятий. На основе суждений строятся умозаключения. Умозаключение- это форма логического познания, благодаря которой из нескольких взаимосвязанных суждений, называемых посылками, выводятся новые суждения, называемые заключением или следствием. Мышление - это высшая форма активного отражения действительности, объективной реальности, состоящей в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий. Материальным носителем мышления, как и сознания, является мозг человека.

Истина есть процесс приближения субъекта к объекту, относительного знания к абсолютному. Характеристики истины. 1. Объективность истины – в том, что знание всегда отражает объективную реальность в той ил и иной степени полно. Истина объективна по содержанию. 2. Субъективность истины - в том, что знание всегда результат работы отдельного сознания субъекта и как результат познания эти знания зависят от субъекта по форме выражения 3. Абсолютность истины в том, что в знании содержится доля, которая не может быть опровергнута и изменена во времени 4. Относительность истины в том, что знание предполагает изменение и дополнение во времени. 5. Конкретность.

6. Процессуальность.

Критерии истины: 1. практика; 2. критерием истины знания выступает само знание; 3. когерентная концепция истины (от лат. сцепление, связь) - истинно то, что получено по определённым логическим правилам из других знаний, ранее признанных истинными; 4. прагматизм - соответствие идей стремлений личности к достижению успеха, полезность знания; 5. конвенционализм /согласие/ /А. Пуанкаре/ исходит из того, что понятие истины и ее содержание носит условный характер. Это может порождать взгляд на истину как на то, что признано, всеми или многими, с чем все или многие согласны; 6. принцип экономии мышления /С. Мах./ - Истинно знание, удобное по способу получения, просты и экономный для человеческой мыслительной деятельности; 7. ясность, чёткость из темы и формы ее изложения.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Структура познания (эмпирическое и теоретическое познание).

2. Как исторически складывались отношения субъекта и объекта познания?

3. Методы научного познания (эмпирические, теоретические, общелогические).

4. В чем заключаются особенности научного познания?

5. Какие методы научного познания вы знаете?

6. Какие методы познания называются общенаучными?

7. В чем заключается ценность научной рациональности?

8. Определите сущность научной истины, раскройте ее характеристики.


9. Расскажите о критериях истины.

10. Раскройте суть верификации как критерия истины.

Также возможны следующие и другие вопросы для самостоятельной подготовки сообщений, исходя из материала лекции и интересов студента:

1. Уровни научного познания (проблема, гипотеза, теория).

2. Индуктивный метод Ф. Бэкона.

3. Дедукция рационализма Р. Декарта как становление классического типа философии.

4. В чем суть проблемы рациональности в философии и науке.

5. Знание и интуиция.

6. Что такое рефлексия и какова ее роль в интуитивном познании?

7. В чем отличие объектов познания в философии и науке?

8. Сознание и познание.

9. Назовите уровни, формы научного познания.

10. Роль сомнения в познании.

 

Глоссарий

Гносеология –это раздел философии, в котором изучается природа познания и ее возможности, отношения знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания.

Абсолютность истины– исчерпывающее знание о действительности, которое не может быть опровергнуто в будущем.

Абстрагирование– метод научного познания – отвлечение исследователя от ряда свойств изучаемых объектов ради постижения отдельных, наиболее существенных в данном контексте признаков.

Агностицизм– философская позиция, отстаивающая принципиальную невозможность истинного познания мира (противоположное – гностицизм).

Анализ– метод научного познания – процедура мысленного разделения изучаемого объекта на части (сравни: синтез).

Аналогия– метод познания, при котором на основе сходства объектов познания в одних признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках.

Антиномия– противоречие двух одинаково обоснованных суждений.

Восприятие– вторая ступень чувственного познания – способность выделять из окружающего предметного мира отдельный целостный предмет.

Герменевтика– познание уникального, целостного, неприродного объекта путем перевода его признаков в термины «внутреннего» языка исследователя (диагностирование и интерпретация).

Действительность– философская категория, отражающая объективную реальность, возникшую в итоге реализации некоторой возможности.

Дедукция– метод научного познания, ход мысли от общего к частному. (Противоположное – индукция).

Индукция– метод познания, ход мысли от частного к общему (сравни:

дедукция).

Интуиция– метод познания – непосредственный выход на результат познания без специальной подготовки и методики.


Истина– знание, совпадающее с действительностью, которую оно отражает.

Логика формальная– наука о законах и формах мышления.

Ложь– преднамеренное искажение истины (сравни: заблуждение).

Мышление - это высшая форма активного отражения действительности, объективной реальности.

Моделирование метод научного познания – изучение объекта через исследование его копий, искусственно созданных.

Обобщение метод познания – установление свойств и признаков нескольких объектов познания, обеспечивающих их единство, схожесть.

Объект– то, на что направлено познание или действие, пассивное начало, то, что противостоит субъекту в его познавательной и практической деятельности (сравните с предметом познания или деятельности – совокупностью некоторых свойств объекта, выделенных для познания или действия в конкретных условиях).

Ощущение– первая ступень чувственного познания – способность органов чувств выделять отдельные свойства окружающих предметов.

Познаниечеловека – процесс отражения элементов мира в сознании в виде идеальных образов.

Понятие– первая ступень логического познания (мышления) – мысль, выделяющая общие свойства однородных предметов и явлений.

Представление– третья ступень чувственного познания – выделение предмета по памяти, т.е. без его непосредственного воздействия на органы чувств.

Рационализм– философский метод, признающий ведущую роль разума в познании (Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель, Конт, Маркс и др.) (сравни: эмпиризм).

Сенсуализм– философское направление, признающее первичность чувств в познании.

Скептицизм– выражение сомнения в чем-либо.

Субъект– тот, кто совершает действие, активное начало (сравни: объект). Умозаключение– третья ступень логического познания (мышления), в результате               которой через связь нескольких суждений появляется новое










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...