Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 14. Природа человека и смысл его существования. 5 страница




суждение.

Эксперимент– метод научного познания – наблюдение за объектом познания в искусственных условиях.

Эмпиризм– направление в гносеологии, признающее ведущую роль чувств в познании (Ф. Бэкон, Локк – XVI–XVII вв.) (сравни: рационализм).

 

Тесты для самоконтроля

1. Непосредственное отражение в сознании человека объективного мира с помощью органов чувств – это:

А) практика; Б) политика;

В) логическое познание; Г) чувственное познание.


2. Опосредованное, обобщенное отражение в сознании человека объективного мира – это:

А) практика;

Б) чувственное познание; В) идеология;

Г) логическое познание.

 

3. К формам (ступеням) логического познания относится: А) понятие;

Б) восприятие;

В) представление; Г) практика.

 

4.Первой ступенью чувственного познания является               : А) понятие;

Б) представление; В) суждение;

Г) ощущение.

 

5. Первой фазой логического мышления является: А) понятие;

Б) представление; В) суждение;

Г) умозаключение.

 

6. Знания, совпадающие с действительностью – это: А) правда;

Б) истина; В) теория; Г) гипотеза.

 

7. Факт того, что истина отражает объективную реальность, которая не зависит от сознания познающего субъекта, называют:

А) относительностью истины; Б) субъективностью истины; В) конкретностью истины;

Г) объективностью истины.

 

8. Факт того, что истина не существует «вне» и «до» человека и выражается в сознании конкретного субъекта познания, называют:

А) относительностью истины; Б) субъективностью истины; В) конкретностью истины;

Г) объективностью истины.

 

9. Точное, проверенное практикой отражение действительности в сознании – это:

А) практика;


Б) истина;

В) диалектика; Г) гипотеза.

 

10. Метод научного познания, заключающийся в соединении ранее выделенных частей в целое, – это:

А) анализ; Б) синтез;

В) обобщение; Г) индукция.

 

11. Метод исследования, при котором общий вывод делается на основе частных посылок, – это:

А) аналогия; Б) индукция; В) дедукция;

Г) моделирование.

 

12. В философии «агностицизм» понимается как: А) рассмотрение процесса познания;

Б) рассмотрение объектов познания;

В) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;

Г) сомнение в возможности познания.

 

13. Научная проблема – это: А) все, что связано с наукой;

Б) любой вопрос конкретной науки; В) вопрос, требующий разрешения; Г) неразрешимая проблема.

 

14. Философские методы исследования относятся: А) к общенаучным методам;

Б) к методам обыденного познания; В) к методам частных наук;

Г) к методам всеобщим.

 

15. Критерием истинности знаний является: А) ясность мысли;

Б) общезначимость знания; В) практика;

Г) полезность знания.

 

Рекомендуемая литература Основные источники

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Издательский центр

«Академия», 2012. - 256 с. (с хрестоматией);


2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - М., 2009. - 188 с.

3. Кохановский В.П., Жаров Л.В., Матяш Т.П., Яковлев В.П. Основы философии. Учебное пособие для студентов СПО. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 264 с.

 

Дополнительные источники

1. Лешкевич Т. Г. Философия и теория познания: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 408 с.

2. Микешина Л. А. Философия познания. Проблемы эпистемологии гуманитарного знания. – М.: Канон+ , 2009. – 560 с.

3. Н. Мудрагей. Рациональное и иррациональное. - М.: Наука, 1985. – 526

с.

4. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Под ред. В.С. Стёпина и др. –

М.: Мысль, 2000.

 

Тема 13. Диалектика и метафизика.








План изучения темы

1. Диалектика как учение о развитии мира и мышления.

2. Законы и категории диалектики.

 

Краткое изложение теоретических вопросов:

Термин «диалектика» появляется в Древней Греции. «Отцом» диалектики называют Гераклита. Суть его учения: 1) не только в мышлении, но в природе есть противоречия; 2) в мире все меняется и все постоянно; 3) бытие мира находится в постоянном изменении и остается тождественным самому себе. Сократ понимал под диалектикой искусство ведения спора. Искусство спора состоит из двух частей: разложение объекта спора на составные элементы и выявление общей истины на основе частных определений. В философии Платона диалектика есть метод мышления

В философии Платона и Гераклита заложены основы двух видов диалектики. 1) Диалектика мышления – как универсальный метод познания. 2) Диалектика бытия – учение об универсальных всеобщих принципах существования природы, общества и сознания.

Основные законы диалектики сформулированы Г. Гегелем. Закон есть выражение существенных, устойчивых, всеобщих, повторяемых и объективных связей и отношений предметов и явлений действительности. Основной закон диалектики – закон единства и борьбы противоположности. Этот закон раскрывает источник движения. Второй закон – закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Закон показывает, как происходит процесс развития и изменения. Граница между количественными и качественными изменениями называется мерой. Переход от одного качественного состояния к другому называется скачком. Скачки могут быть медленными (эволюционными) и быстрыми (революционными). Третий закон – закон отрицания отрицания. Закон показывает, в каком направленности происходит изменение и развитие.


Категории диалектики. Категория – предельно общее понятие, отражающее свойства и отношения природы, общества и мышления. Категории диалектики: сущность и явление; необходимость и случайность; причины и следствия; возможности и действительность; содержание и форма. Основные законы и категории диалектики выражают основные стадии и отношения процессов развития.

Метафизика – это учение о сверхчувственных вечных, неделимых, неизменных началах бытия. В отличие от диалектики, метафизика отрицает саморазвитие бытия через противоречия. Она старается выбрать один метод, в рамки которого включается все исследование. Метафизика и диалектика изучают мир в разных аспектах и взаимодополняют друг друга.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какого философа называют «отцом» диалектики и почему?

2. Как понимал диалектику Сократ?

3. Когда диалектика приобрела вид науки о наиболее общих законах развития материи и духа?

4. Что такое диалектика?

5. Что такое противоречие и какова его функция?

6. Что такое противоположности?

7. Тождественны ли понятия «изменение», «движение», развитие»?

8. Расскажите об основных законах диалектики.

9. Назовите основные категории диалектики. 10.Определите сущность метафизики.

Также возможны следующие и другие вопросы для самостоятельной подготовки сообщений, исходя из материала лекции и интересов студента:

1. Диалектика как искусство рассуждать в Античности.

2. Диалектика как искусство спора в Средние века.

3. Вклад в развитие идеи развития философов Нового времени.

4. Диалектика в учении Гегеля.

5. Что означает термин «снятие» в гегелевской диалектике?

6. В чем преимущества диалектики как метода познания?

7. Опираясь на современную науку, покажите универсальность первого закона диалектики.

8. Расскажите о диалектике количественных и качественных изменений.

9. Возможен ли прогресс без регресса?

10. Являются ли законы диалектики универсальными?

 

Глоссарий

Диалектический материализм– философская теория К. Маркса и Ф. Энгельса, соединяющая в себе материалистическую и диалектическую методологии.

Диалектика– философское учение о всеобщих связях, движении и

развитии.

Закон – объективная, устойчивая, повторяющаяся, существенная, необходимая связь явлений и предметов.

Качество – философская категория, отражающая внутреннюю определенность вещи, явления.


Количество– философская категория, отражающая внешнюю определенность вещи, явления.

Мера– граница, за которой количественные накопления переходят в качественные изменения.

Общее– философская категория, отражающая совокупность одинаковых признаков явлений и выражающая однородность последних (сравнить: единичное).

Преемственность– удержание элементов прошлого в настоящем.

Противоречиедиалектическое – единство двух противоположных сторон целого.

Противоположностьдиалектическая – сторона диалектического противоречия.

Причина– это явление, вызывающее к существованию другое явление –

следствие.

Редукция– возвращение к истокам: методологический принцип сведения высшей формы развития объекта к низшей, сложного к более простому, нескольких факторов к одному.

Случайность –философская категория, отражающая внешние, необязательные, эпизодические связи предметов и явлений. Любая случайность

– чья-то необходимость.

Следствие– философская категория, отражающая явление, возникшее в результате причины. У каждого явления есть причина, которую не следует путать с временной последовательностью или с основанием для умозаключения.

Содержание– философская категория, отражающая совокупность всех внутренних элементов и свойств явлений и предметов.

Суждение– вторая ступень логического познания (мышления) – мысль, которая через связь нескольких понятий что-то утверждает или отрицает.

диалектика, метафизика, майевтика, законы диалектики, категории диалектики: необходимость и случайность, содержание и форма, причина и следствие.

Явление– философская категория, отражающая внешние свойства явлений, предметов; внешнее обнаружение сущности (противоположное – сущность).

 

Тесты для самоконтроля

1. Основные законы диалектики разработаны: А) Аристотелем;

Б) Бэконом; В) Кантом; Г) Гегелем.

 

2. Какое из характеристик отражает сущность гегелевского закона перехода количественных изменений в качественные:

А) соотношение единичного и общего;

Б) отражение общего результата и направленности процесса развития;

В) описание механизма саморазвития, порядка изменений в процессе развития;


Г) раскрытие внутреннего источника, импульса, побудительной силы в развитии.

 

3. Какое из высказываний наиболее полно отражает современное содержание понятия диалектики?

А) диалектика есть всестороннее учение о развитии;

Б) диалектика есть умение развивать беседу, искусство спора; В) диалектика есть системное учение о развитии мышления; Г) диалектика – это майевтика.

 

4. С течением реки Гераклит Эфесский сравнивал: А) прерывистость движения;

Б) постоянный ход развития;

В) развитие населяющих водную среду микроорганизмов, приспосабливающихся к условиям, возникающим при движении водяных потоков;

Г) течение времени.

 

5. Материалистическая диалектика основывается А) на тождестве бытия и мышления;

Б) на тождестве бытия и познания; В) на единстве бытия и мышления; Г) на единстве мнений.

 

6. Переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое называется:

А) скачок; Б) мера; В) объём; Г) грань.

 

7. Какой закон диалектики можно образно проиллюстрировать спиралью? А) тождества материи и сознания;

Б) перехода количественных изменений в качественные; В) сохранения материи;

Г) отрицания отрицания.

 

8. Основными законами диалектики являются (укажите все правильные варианты):

А) закон единства и борьбы противоположностей; Б) закон неба (Ли);

В) закон взаимного перехода качества и количества; Г) закон отрицания отрицания.

 

9. Какой закон диалектики наглядно иллюстрирует таблица химических элементов Д.И. Менделеева?

А) тождества материи и сознания;

Б) перехода количественных изменений в качественные;


В) сохранения материи; Г) отрицания отрицания.

 

10. Прогресс и регресс – это две формы: А) существование;

Б) развития; В) движения;

Г) детерминизма.

 

11.Диалектика — это:

А) учение о всеобщих связях и законах развития природы, общества, мышления;

Б) учение, считающее источником и завершающей целью всех изменений в природе Бога;

В) совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности;

Г) учение о всеобщей причинно-следственной связи.

 

12. Установите последовательность в развитии диалектики: А) диалектический материализм;

Б) стихийная диалектика (Гераклит);

В) идеалистическая категориальная диалектика (Платон);

Г) абсолютный идеализм (Гегель).

 

13. Альтернатива диалектики: А) софистика;

Б) догматизм;

В) консерватизм; Г) метафизика.

 

14. «С прибавление какого зерна, образуется куча? С выпадением какого волоса человек становится лысым?» – так вопрошал Евбулид из Милета в V в. до н.э. и выразил таким образом проблему:

А) зависимости массы от скорости;

Б) взаимосвязи качества и количества; В) отношения бытия и сознания;

Г) связи пространства и времени.

 

15. Гегель создал диалектическую систему: А) идеалистистическую;

Б) материалистическую; В) дуалистическую;

Г) плюралистическую.

 

Рекомендуемая литература Основные источники

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Издательский центр


«Академия», 2012. - 256 с. (с хрестоматией);

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - М., 2009. - 188 с.

3. Кохановский В.П., Жаров Л.В., Матяш Т.П., Яковлев В.П. Основы философии. Учебное пособие для студентов СПО. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 264 с.

 

Дополнительные источники

1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 337 с.

2. Балашов В.Е. Занимательная философия. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. - 172 с.

3.Краткий очерк истории философии. - М.: Проспект , 2005. – 318 с.

4. Философский энциклопедический словарь. - М.: Университетская книга, 2010 – 528 с.

 

Модуль 2. Человек и общество






Тема 14. Природа человека и смысл его существования.

План изучения темы

1. Предмет философской антропологии.

2. Философское осмысление природы человека.

 

Основное содержание темы

Философская антропология – это философское учение о природе, сущности и предназначении человека. Предметом философской антропологии является система знаний о человеке. Проблема человека стала обсуждаться в философии с ее возникновения.

В понятии «человек» отражаются черты, свойственные человеческому роду, человек предстает как существо биологическое и социальное. Индивид - это отдельный человек, единица человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества, разума, воли, потребностей, интересов, ценностей и т.д. Индивид - это всегда «один из». Это всегда самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что человек является природной особью. Понятие «индивид» отражает характеристики, признаки человека как целого на уровне отдельного человека, это своего рода атом, первокирпичик человеческого рода, неделимый и конечный.

Каждый индивид обладает индивидуальностью. В понятии

«индивидуальность» фиксируется особенное, самобытное, отличающее одного индивида от другого. Это могут быть физиологические, психологические, культурные и другие особенности. Личность, с философской точки зрения, - это отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых представлений. Личность – это совокупность социальных черт или качеств человека, проявляющихся в его социальной деятельности. В современной философии под природой человека понимают «врожденные биологические свойства человека, или биопсихическую конституцию,  близкую


всем людям. Природа человека – это универсальные характеристики человеческого поведения, остающиеся неизменными для всех времен и народов».

Соотношение естественного (природно-биологического) и общественного (социального) в человеке представляет собой проблему, решение которой всегда вызывало споры в философии XIX-ХХ веков. В частности, она выступала в форме дилеммы биологического либо социологического подходов к трактовке человеческой природы. Впервые поставил проблему соотношения биологического и социального в человеке Аристотель, которому принадлежит мысль: человек есть «политическое животное», т. е. человек есть существо социальное. Природой человек предназначен обществу. По мысли Аристотеля, кто живет вне государства, тот неразвит в нравственном отношении.

Социологический подход к человеку и его природе представлен в концепциях, где человек рассматривается в контексте более широких общественных связей, продуктом которых он выступает; человеческая природа формируется обществом и меняется в ходе истории (К. Маркс, О. Конт и др.). В К. Маркс определяет человека как «совокупность общественных отношений». В данном определении обращается внимание на социальные и духовные качества человека, формирующиеся в ходе его участия в социальной жизни.

Наряду с социальным подходом не менее активно развивается биологический подход, представленный в современной философии, в частности, биологическим детерминизмом (Э. Уилсон, К. Лоренц, З. Фрейд).

В современной научной литературе человек понимается как биосоциальное существо, представляющее собой единство, в котором социальные качества являются ведущими и определяющими. Данный

«биосоциальный» подход предполагает, что структурными элементами, подсистемами и процессами, от особенностей которых зависит поведение, деятельность и, в конечном итоге судьба человека являются следующие:

1. Доминирующий инстинкт и другие инстинкты. Инстинкт – это фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим, включающая в себя индивидуальный стиль адаптации и первичную социализацию человека. 2. Темперамент это система врожденных особенностей поведения человека, формы его реактивности (реагирования) на воздействие среды. 3. Характер это ядро психосоциальных и наиболее устойчивых и резко выраженных свойств личности, проявляющихся в ее поведении и деятельности. Характер представляет собой органическое единство биологического и социального. 4. Конституция (телосложение). 5. Доминирующие эмоции (индивидуальный стиль эмоционального восприятия и реагирования). 6. Половая принадлежность.

7. Интеллектуальные способности. 8. Иерархия потребностей, ценностей, установок. 9. Наличие в той или иной мере осознанной цели и смысла жизни. Из всех названных элементов ведущая роль принадлежит инстинктам, темпераменту и характеру. Они составляют ядро природы человека.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Предмет философской антропологии (сравнить с антропологией)

2. Каковы основные идеи философской антропологии?


3. Можно ли назвать этику Сократа этикой личной ответственности?

4. Как понимает Августин догмат о подобии человека Богу?

5. Почему Возрождение определяют как гуманистическую эпоху?

6. Как понималась сущность человека в эпоху Просвещения?

7. Каково содержание понятия «природа человека»?

8. В чем суть биологизаторской концепции человека?

9. Антропогенез в представлениях материалистической философии.

10. Особенности развития личности в условиях информационного пространства.

Также возможны следующие и другие вопросы для самостоятельной подготовки сообщений, исходя из материала лекции и интересов студента:

1. Изложите учение Сократа о добродетели?

2. Расскажите о теории разумного эгоизма Аристотеля.

3. Раскройте понимание счастья с точки зрения Эпикура.

4. Человек и Бог в средневековой философии.

5. Учение о человеке как микрокосмосе в философии Н. Кузанского

6. Философы Нового времени о проблеме человека

7. Человек – машина, человек – растение в философии Ламетри.

8. Э. Фромм «Искусство любить».

9. Бытие человека и его образ в ХХI веке: прогнозы и опасения.

10. «Одномерный человек» Г. Маркузе.

 

Глоссарий

Адаптация– приспособление.

Альтруизм– направление поиска смысла жизни в служении обществу.

Аксиология– учение о ценностях.

Антропосоциогенез– зарождение и последующее совместное развитие человека и общества.

Антропология философская– философия человека.

Биосоциальные законы– выражают взаимовлияние биологического и социального в развитии человека и общества.

Биологизм – применение понятий и законов биологии для понимания явлений социальной жизни.

Индивидуализм – понятие, обозначающее признание приоритета интересов отдельного человека над коллективными.

Индивид– человек как единичный представитель рода людей, природное начало (сравни: индивидуальность, Личность).

Индивидуальность– духовное начало, отличающее каждого отдельного человека от всех остальных.

Личность– совокупность общественных отношений; человек, способный к социально значимой роли в обществе (К. Маркс).

Природа человека - врожденные биологические свойства человека, или биопсихическая конституция, близкая всем людям.

 

Тесты для самоконтроля

1. Раздел философии, изучающий происхождение и развитие человека называется:

А) гносеология;


Б) онтология;

В) социальная философия;

Г) философская антропология.

2. Антропосоциогенез – это: А) учение о человеке;

Б) процесс формирования личности; В) философия общества;

Г) процесс совместного зарождения и развития человека и общества.

3. Античная философия рассматривала человека как: А) равноправную с другими часть природы;

Б) творение и подобие божие;

В) разумную, волевую, самоценную часть вселенной; Г) «микрокосмос».

4. Антропологический поворот в античной философии связывают с именем:

А) Фалеса; Б) Сократа; В) Платона;

Г) Аристотеля.

5. Философия Средних веков видела сущность человека: А) в свободе его выбора и в ответственности за него;

Б) как пассивную часть Космоса; В) как творение и подобие Божие; Г) как «микрокосмос».

 

6. Понятие «человек» означает:

А) отдельного человека как единицы человеческого рода, конкретного носителя всех социальных и психологических черт человечества, разума, воли, потребностей, интересов, ценностей и т. д.;

Б) биологические свойства человека;

В) черты, свойственные человеческому роду, представление о человеке как существе биологическом и социальном;

Г) человек разумный.

 

7. Понятие «индивидуальность» означает:

А) отдельного человека, характеризуемого со стороны его целостности, осознанно-волевых представлений;

Б) отдельного человека, единицу человеческого рода, конкретного носителя всех социальных и психологических черт человечества, разума, воли, потребностей, интересов, ценностей и т. д.;

В) нечто особенное, самобытное, отличающее одного индивида от другого; Г) биологические свойства человека.

 

8. Личность – это:

А) отдельный человек, единица человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества, разума, воли, потребностей, интересов, ценностей и т. д.;


Б) отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых представлений;

В) конкретный эмпирический человек; Г) человек, способный сказать «нет».

 

9. Впервые проблема социально-биологической природы человека была поставлена:

А) Платоном;

Б) Аристотелем; В) Сократом;

Г) Демокритом.

 

10. Свободное чувство человечности и индивидуальности; освобождение разума от догм религии, развитие философии, науки, искусства, политики характерно для эпохи:

А) Просвещения; Б) Античности; В) Возрождения; Г) Средних веков.

 

11. Рационалистическое понимание сущности человека французскими просветителями XVIII века заключается в понимании человека как:

А) биологического существа;

Б) природного существа, существующего согласно естественным природным законам, определяющим социальное поведение;

В) механизма, состоящего из различных частей со своими функциональными назначениями;

Г) существа, созданного Богом.

 

12. Учение антропологический материализм создал: А) Г.В.Ф. Гегель;

Б) И. Кант;

В) Л. Фейербах; Г) Т. Гоббс.

 

13. Определение о человеке как «совокупности общественных отношений» принадлежит:

А) Л. Фейербаху Б) Г.В.Ф. Гегелю; В) К. Марксу;

Г) О. Конту.

 

14. Сущность биологического подхода к человеку состоит в:

А) акценте на анализе разума, интеллекта, рассудка, идей человека;

Б) сосредоточении на анализе нерационалистических сторон природы человека – инстинктов, аффектов, чувств, влечений, воли;

В) рассмотрении человека в совокупности его социальных качеств. Г) идее взаимосвязи биологического и социального в человеке.


15. Факторами формирования личности являются: А) биологические факторы;

Б) факторы физического окружения;

В) общие культурные образцы поведения; Г) все перечисленные.

 

Рекомендуемая литература Основные источники

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Издательский центр

«Академия», 2012. - 256 с. (с хрестоматией);

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - М., 2009. - 188 с.

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Универсальная книга; Логос, 2010.

- 286 с

Дополнительные источники

1. Алейник Р. М. Философская антропология. Учебное пособие. М.: Академиздатцентр «Наука», 2006 – 428 с.

2. Зайцев П. Л. Социальная и культурная антропология. Учебное пособие для вузов. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. – 362 с.

3. Минюшев Ф.И. Социальная антропология. Курс лекций. М.: Международный Университет Бизнеса и Управления; «Братья Карич», 2004. – 288 с.

4. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник для студентов вузов. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 519 с.

5. Фромм. Э. Душа человека. – М.: Республика, 1992. - С. 109-179.

Тема 15. Иррациональная философия План изучения темы

1. Особенности иррациональной философии А. Шопенгауэра.

2. Философское учение Ф. Ницше.

3. Фрейдизм и неофрейдизм.

 

Основное содержание темы

До середины XIX в. в философии в основном господствовал рационалистический подход в антропознании: делался акцент на анализе разума, интеллекта, рассудка, идей человека. Дальнейшее исследование сущности человека привело к возникновению целостного направления - иррационализма (Шопенгауэр, Кьеркегор, экзистенциализм и т. д.), которое сосредоточилось на анализе нерационалистических сторон природы человека - инстинктов, аффектов, чувств, влечений, воли.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 273.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...