Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пояснительная записка к программе учебного курса «Дидактика высшей школы» 3 страница




- технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций, выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

- функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учащегося и педагога на договорной основе с использованием принципов индивидуализации и дифференциации, использование диалога, общения;

- поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны воспроизведены любым педагогом, а, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми обучающимися, но разного уровня в зависимости от личностных возможностей, способностей и ценностных ориентаций на данный период обучения;

- органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности учащихся.

     Преподавателем обращается внимание на необходимость использования как воспроизводящего, так и инновационного обучения. Процесс и результат поддерживающего (воспроизводящего) обучения направлен на поддержание, воспроизводство существующей культуры, социального опыта, социальной системы. Такой тип процесса обучения обеспечивает преемственность социокультурного опыта. Именно он и является традиционным.

    Процесс и результат инновационного обучения стимулирует инновационные изменения в существующей культуре, социальной среде. Такой тип обучения помимо поддержания существующих традиций стимулирует активный отклик на возникающие перед человеком и обществом проблемы.

     Практика убеждает в том, что необходимы оба типа обучения, что возможно при сочетании способов обучения, обеспечивающих и усвоение знаний, умений, и развитие обучающихся. 

     Противоречие, которое было обозначено в начале занятия, оказывается несуществующим в силу того, что, не смотря на чёткую процессуальную заданность в педагогических технологиях, результат обучения всегда в развитии. Заданность результата может проявляться на разных уровнях в зависимости от личностных характеристик обучающегося.

 

Занятие 6

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Часть I

 

    Для осуществления стадии «вызова» проводимого занятия студентам предлагается назвать признаки, по которым можно судить о том, что обучение ведётся с использованием

- традиционных или

- инновационных технологий.

     Ведущий-преподаватель записывает ответы на доску.

     Для более полного знакомства с некоторыми инновационными педагогическими технологиями предлагается организовать подгруппы составом 3-4 человека. В каждую подгруппу дается текст с описанием какойто одной технологии, в настоящее время наиболее востребованной. Предлагается текст прочитать, обсудить, зафиксировать вопросы, которые оказались наиболее интересными при обсуждении и зарисовать схему технологии на листе бумаги формата А3, причём каждому члену подгруппы.    После выполнения предложенного задания подгруппы переорганизуются. В первоначальной группе (её можно назвать экспертной) её члены рассчитываются по порядку. Первые номера всех подгрупп составляют новую рабочую подгруппу, вторые номера – свою рабочую подгруппу и т.д. Количество рабочих подгрупп определяется числом человек в первоначальных экспертных подгруппах. В каждой рабочей подгруппе собираются представители из каждой экспертной подгруппы. Каждый член рабочей подгруппы знакомит всех остальных с той технологией, которую они подробно обсуждали в экспертной подгруппе, заостряя внимание на тех позициях, что вызвали наибольшее внимание в экспертной подгруппе. Таким образом каждый знакомится со всеми предлагаемыми к обсуждению педагогическим технологиями.

     В зависимости от состава целой группы к обсуждению предлагаются 46 педагогических технологий: 

- технология проведения учебных дискуссий (Приложение 15);

- технология модульного обучения (Приложение 16);

- технология проектного обучения (Приложение 17);

- технология проблемного обучения (Приложение 18)

- технология учебной деловой игры (Приложение 19);

- технология casestudy (производственных ситуаций) (Приложение 20)   На стадии «рефлексии» возвращаются к вопросу, который был предложен на стадии «вызова». Ответы были записаны на доске. Предлагается в подгруппах добавить к записанному и обобщить некоторые позиции. При обобщении получаются примерно следующие обобщения.

Традиционныетехнологии Личностно ориентированные технологии
В большей степени предметное обоснование Более слабое представление содержательного компонента
Отсутствует психологическое и обще-дидактическое обоснование  Более выражено психологическое и обще-дидактическое обоснование
Отвечает на вопрос «Чему?», «Зачем?» и «Как?» учить Чаще отвечает на вопрос «Зачем?», «Как?» и «Как учить эффективно?»

 

Часть II

   Во второй части данного занятия обучающиеся знакомятся с понятием «критическое мышление» и педагогической технологией «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Осознание и обсуждение понятия «критическое мышление» проводится в стратегии, которая используется в данной технологии и называется стратегией «Бортового журнала». В качестве ключевых слов занятия используются следующие слова: логическое мышление, интуиция, творчество, предубеждение, сознание, самостоятельность, противоречие, настойчивость, критическое мышление.

     Обучающимся предлагается записать в свой «Бортовой журнал» (Приложение 21) приведённые выше ключевые слова и придумать предложения с данными ключевыми словами, чтобы выявить определённую взаимосвязь между ними. Преподаватель просит озвучить некоторые предложения по желанию присутствующих на занятии. На основе высказанных предложений преподаватель отмечает про себя необходимые акценты, которые ему предстоит сделать в ходе проводимого занятия.       После озвучивания предложений обучающимся предлагается с теми же ключевыми словами составить вопросы по теме «Критическое мышление», на которые учащиеся хотели бы получить ответы от преподавателя. Эти вопросы записываются в индивидуальных бортовых журналах. 

     Далее занятие проводится в подгруппах по 4-6 человек. В созданных подгруппах обсуждаются все придуманные вопросы и отбираются 3-4 вопроса, наиболее интересные и важные для раскрытия темы с точки зрения участников подгруппы. Общее количество вопросов колеблется в пределах 12-17. Преподаватель каждый вопрос записывает на листе бумаги формата А4, чтобы написанное было видно издали. Листы с записанными вопросами прикрепляются магнитами к доске, чтобы их можно было перемещать. Перемещение потребуется для выстраивания логики изложения темы занятия. Далее преподаватель выстраивает необходимую логику занятия, а учащиеся из всех предложенных на доске вопросов в свой «Бортовой журнал» заносят 5 вопросов, за ответами на которые они будут следить особенно пристально.

     Лекция читается как ответы на поставленные вопросы, основой ей служит текст, представленный в приложении 22. По окончании лекции обучающиеся зарисовывают или схематизируют каждый в своём бортовом журнале содержание лекции.

     Разбирая формат занятия на основе «Бортового журнала», преподаватель знакомит студентов с технологией «Развития критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП), представляя в ней, прежде всего, три основные стадии; «вызова», «осмысления» и «рефлексии». Обращается внимание студентов на то, что все предыдущие занятия проходили с использованием данной технологии.

      На первой стадии – «вызов» - учащиеся самостоятельно актуализируют имеющиеся знания и смыслы в рамках заданной учебной темы и самостоятельно определяют направления в изучении этой темы. При этом от преподавателя требуется именно организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом и создание ситуации, способствующей пробуждению познавательной активности в связи с изучаемой темой. Этого можно достичь путём вовлечения обучающихся в действия по созданию образов и ассоциаций, формулировки гипотез и предположений, систематизации имеющихся представлений. Обсуждение результатов выполненных действий сначала индивидуально, затем в парах, группах и на аудиторию приводит к созданию ситуации неопределённости, связанной с необходимостью поиска компромисса между разными представлениями или поиска нового знания. Таким образом, все предпринимаемые на данной стадии действия должны привести к осознанию потребности («Что это значит для меня лично?») и формированию мотива учебной деятельности («Зачем мне необходимо это знать?»).

     Вторая стадия – «осмысления» - направлена на реализацию смыслов, полученных на первой стадии, и самостоятельное сопоставление изучаемого материала с уже известными данными или представлениями. При этом от преподавателя требуется организация активной работы учащегося с новой информацией посредством предложения специфических способов, помогающих обучающемуся отслеживать своё собственное понимание. Уже на этой стадии у учащихся возникает закономерное желание своё собственное понимание с пониманием других.

     Возможность соотнести разные личностные смыслы, возникающие на основании изучения нового материала, а также обсудить эффективность использованных средств обучения предоставляет третья стадия технологии – «рефлексия» (или «размышление») – направленная на «встраивание» нового материала в систему прежних представлений учащегося. От преподавателя при этом требуется создание условий для того, чтобы учащиеся смогли самостоятельно систематизировать новый материал и определяться в дальнейшем его изучении. Следует отметить, что в данной технологии не ставится окончательная точка в изучении определённого объёма материала.

Стадия рефлексии способствует созданию новой ситуации неопределённости, требующей поиска новых смыслов и способов их достижения (Приложение 23).

 

Занятие 7

МЕТОДИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Часть I

 

     На стадии «вызова» предлагается методический приём «верноневерно»: на доске записываются определённые положения по теме, студентам предлагается в малых группах по 3-4 человека обсудить эти положения и дать им оценку правильности. По данной теме обсуждаются следующие положения:

• В методической системе методы выступают способами реализации целей и содержания, а также воплощением психологических механизмов обучения и учения.

• Основная цель обучения – формирование знаний, передаваемых в готовом виде: фактов, оценок, законов, принципов.

• Просмотр телепередач, кино- и телефильмов, прослушивание аудиозаписей, радиопрограмм – все разновидности медиаобучения – являются эффективной развивающей методической системой.

• В программированном обучении усиливается индивидуализация.

• Система проективного обучения может быть использована только в высшей школе.

• В реальных системах обучения методы обучения применяются в определённых комбинациях.

 

     Ведущий против каждого положения прописывает «+» или « - » от каждой подгруппы. Затем раздаёт каждому в подгруппе таблицу «Характеристики основных методических систем разных типов организационной культуры» (Приложение 24). Обсуждение происходит последовательно с каждой методической системой. Сначала обсуждают в подгруппах. На аудиторию выносят те вопросы, на которые в подгруппе никто не сумел ответить. При обсуждении сначала выясняют, знаком ли кто в подгруппе с обсуждаемой методической системой на практике. Если находится, кто знаком с обсуждаемой системой, просят рассказать о ней подробнее всей аудитории.

   На стадии «рефлексии» предлагается сначала найти место в таблице для технологии «РКМЧП», а затем каждому выбрать методическую систему для разрабатываемой программы.

     Выбранная методическая система обсуждается в подгруппе, а затем предлагается к рассмотрению в аудитории.

 

Часть II

Во второй части данного занятия магистрантам предлагается обсудить в подгруппах разрабатываемые рабочие программы. Особое внимание при обсуждении необходимо обратить на соответствие сформулированных целей обучения по разрабатываемой программе отобранным содержанию и методам или технологиям обучения.

Для такого обсуждения в подгруппах назначается очерёдность выступления и договариваются об активности обсуждения. К примеру, можно договориться, что каждый выступающий со своей рабочей программой отмечает для себя наиболее удачные с его точки зрения вопросы участников обсуждения, которые позволили ему по-новому взглянуть на свою программу и определить её доработку, совершенствуя её. Для этого все вопросы при обсуждении необходимо записывать. По окончании обсуждения всех рабочих программ выявляется тот участник, кто был наиболее активным и задавал не формальные вопросы, а по существу, которые в наибольшей степени оказали влияние на совершенствование разрабатываемых рабочих программ.

После обсуждения всех программ в подгруппах по желанию можно представить некоторые программы для обсуждения всей группой.

 

 


 


Приложение 13

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ И ТРАДИЦИОННОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

Цели (ценности) (Для чего учим?)

• Усвоение ЗУНов по предмету, которые потребуются в будущей взрослой жизни. Развитие – желаемый результат, но достигаемый попутно, не целенаправленно; • Подготовленный человек, работник – главный ресурс общества; • Образование на всю жизнь • Раскрытие способностей учащихся к самоизменению, раскрытие природного дара, самоизменение; ЗУНы также необходимы, но не в качестве цели, а в качестве средства для развития. «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем хорошо наполненный» (Монтень) • Непрерывно развивающийся человек – главный ресурс общества; • Образование через всю жизнь  

Участники образовательного процесса и их позиции (Кого учим и кто учит?)

• Ученик – объект обучающих действий учителя. Должен усваивать знания и умения, передаваемые учителем; • Позиция ученика (родителя): я пришёл в школу – учите меня; • Учитель (школа) в ответе за то, как происходит обучение, он «снабженец» предметных знаний, норм поведения, руководит действиями ученика, тянет за собой • Ученик – субъект учения, своей деятельности. Осмысленное отношение (критическое) к изучаемому, к товарищам, к учителям и самому себе; • Позиция ученика (родителей); я пришёл в школу – помогите мне учиться, помогите мне сделать это самому; • Учитель (школа) обеспечивает условия, средства, образовательную среду для развития учащихся, придает процессу развития культурные формы  

Содержание образования (Чему учим?)

• Предметные знания, умения и навыки, которые когда-то были добыты учёными (учащиеся повёрнуты в прошлое). Знания – багаж; • Изучаемый материал структурирован вокруг основных научных идей, развивающих её (науку). Много частностей, добытых наукой, но ещё не нашедших свое место в системе научного знания • Предметные знания в органическом единстве с методологическими, рефлексивными, культурологическими знаниями: важны механизмы самоизменения, техники мышления (учащийся повернут на самого себя в будущем) • Изучаемый материал организован вокруг ключевых идей, методов познания. Частности приведены в систему и рассматриваются с точки зрения всеобщего, «вечного».  

 

 

Методы, формы, организация образования (Как учим?)

    Преобладает объяснительноиллюстративный метод: объяснение, показ действий, усвоение в упражнениях, воспроизведение, контроль; Преобладает общеклассная, фронтальная форма занятий; Педагог ведёт к только ему известной цели, не посвящая учащихся в процесс движения. А если и говорит о каких- целях, то только о ЗУНах; Знания любой ценой, важен результат в виде прочных знаний • Преобладает поисковоисследовательский метод: выявление недостаточности ранее усвоенных знаний и способов действий, понимание необходимости нового знания (проблематизация), совместная поисковая деятельность, вариативное повторение и закрепление, оценка найденного способа действий (рефлексия); • Работа в малых группах, диалог, дискуссии, индивидуальные формы, дидактические игры • Педагог заботится о понимании целей и задач, принятия их учащимися, учит самостоятельной постановке задач, в том числе и по самоизменению; • Важны не только прочные ЗУНы, но и процесс движения к ним, способы усвоения, способы переработки знаний.  
 

Контроль и оценка (Что и как проверяем?)

    Опора и механизмы восприятия и памяти; Знания      одинаковы для        всех и рассчитаны на среднего ученика; В контроле – упор на запоминание и        воспроизведение        результата. Творчество – для олимпиады; Ориентация на отметку, она и «кнут», и «пряник». Учение ради отметки • Учитель опирается на осмысление деятельности, самоанализ и самооценку (рефлексию) учащегося; • Знания разноуровневые: для каждого учащегося трудные, но посильные; • В контроле – упор на применение знаний, на выяснение способов, методов, процесса добывания знаний, на оценку собственного способа действий; • Ориентация на получение удовольствия от собственного «роста»  
 

Общение (Каков стиль отношений?)

     Авторитарность; Управление и исполнение, руководство и подчинение; Постоянная оценка действий ученика; Воздействие прямое; Поток информации от педагога к учащемуся. В основном связан с • Демократичность, доверительность; • Партнёрство, сотрудничество. Умение слушать и слышать друг друга. Опора на положительное. • Самооценка совместных действий; • Воздействие опосредованное через взаимодействие; • Диалог    учащихся,      дискуссии, в
   учебной информацией, дополненной воспитательными посылами; Преобладает рациональнологическая сторона над эмоционально-чувственной; Ученик боится отвечать без гарантии правильности ответа; Несогласие учащегося с педагогом, недоверие к его словам рассматривается как сопротивление, которое непременно надо сломить которых педагог помогает учащимся формулировать высказывания; • Не только поток знаний, но и чувств, личностных переживаний; • Право на ошибку, на собственное мнение, открытая демонстрация своих способностей. Ошибки учащихся используются педагогом для корректировки собственных действий; • Сопротивление – естественный результат, следствие различного понимания реальности, различных ценностей и установок учащегося и педагога  
 

Итог (Что в «осадке»?)

В хороших образцах: грамотный, дисциплинированный исполнитель заданных программ, функционер, успешно действующий в стандартных ситуациях. Личностно не всегда зрелый и реализовавшийся; В худших образцах – противодеятельность или псевдодеятельность Саморегулирующаяся, саморазвивающаяся личность с гибкими осознанными знаниями. Субъект (активный) своей жизни.

 

Приложение 14

ПОНЯТИЕ «ТЕХНОЛОГИЯ» В ПЕДАГОГИКЕ

     В словаре иностранных слов даётся следующее определение понятия «технология» В переводе с греческого Techne – искусство, мастерство, умение и logos - логос – как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы объекта.

     В толковом словаре этот термин определяется как совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве.

Технология – категория процессуальная; она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта. Технология направлена на проектирование и использование эффективных и экономических процессов (М. Чошанов).

Педагогическая технология – есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов (П. Митчелл).

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических приёмов, методов обучения, воспитательных средств. Она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв).

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей (В.М. Монахов).

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Образовательная технология -  это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

     Любая образовательная технология включает в себя:

• Целевую направленность;

• Научные идеи, на которые опирается; системы действий учителя и ученика (в первую очередь в категориях управления);

• Критерии оценки результата;

• Результаты;

• Ограничения в использовании.

 

 

Приложение 15

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСКУССИЙ

 

Целью технологии проведения учебных дискуссий является развитие критического мышления учащихся, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры.

На первых порах использования учебной дискуссии усилия педагога необходимо сосредоточить на освоении основных действий для организации дискуссии, а именно на постановке вопросов (понятных и кратких, но разного уровня глубины), на формулировании аргументов и поиске доказательств для различных точек зрения. На освоение таких, казалось бы несложный действий, порой уходит несколько месяцев.

На последующем этапе усилия педагога направлены на освоение непосредственно дискуссионных процедур. Для разных видов дискуссий они разные. Важно усвоить, что выполнение этих организационных процедур является необходимым условием достижения целей дискуссии. Одной из самых первых и важных процедур является формулировка темы дискуссии. Тема дискуссии должна предполагать альтернативные точки зрения на её освещение.

Впоследствии в центре внимания педагога оказывается не только выявление различных точек зрения, позиций, способов аргументации, их соотнесение и сопоставление более объёмного и многопланового видения явлений, но также сопоставление интерпретаций сложных явлений, выход за пределы непосредственно данной ситуации, поиск личностных смыслов. Чем больше учащиеся приучаются мыслить, исходя из контрастных сопоставлений, тем значительнее становится их творческий потенциал.

Применение дискуссии рекомендуется в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности в приобретении знаний и формулировании проблем, в подборе и чётком представлении собственных аргументов, в предметной подготовке к теме дискуссии.

Сущностной чертой учебной дискуссии является диалогическая позиция педагога, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях, задаёт тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.

Учебная дискуссия уступает изложению по эффективности передачи информации, но высокоэффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций.

 Задачи, которые решаются в ходе дискуссии, обычно делят на две группы:

- конкретно-содержательного плана (осознание учащимися противоречий, трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой; актуализация ранее полученных знаний; творческое переосмысление возможностей их применения, включение их в новый контекст и т.д.);

- организационного взаимодействия в командах (распределение ролей в группах-командах; выполнение коллективной задачи; согласованность в обсуждении проблемы и выработка общего группового подхода; соблюдение специально принятых правил и процедур совместной поисковой деятельности).

Педагогически важными являются результаты, получаемые на «пересечении» конкретно-содержательной деятельности и деятельности по взаимодействию в группе. Среди таких результатов:

- переработка сведений, информации специально для убедительного изложения;

- представление своей точки зрения как позиции, её аргументация;

- выбор и взвешивание подходов к решению проблемы;

- возможное применение подхода или точки зрения как результат осознанного выбора и т.д.

В мировом педагогическом опыте получили распространение ряд приёмов организации обмена мнениями, которые представляют собой свёрнутые формы дискуссий. К их числу относятся:

• «Круглый стол» - беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа учащихся (обычно около пяти человек), во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так и с «аудиторией» (остальной частью класса или студенческой группы).

• «Заседание экспертной группы» («панельная дискуссия») - обычно 4-6 учащихся с заранее назначенным председателем готовят материалы по теме заранее. На самом заседании вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы (класса). Затем каждый из «экспертов» излагает свои позиции всей группе (или классу) о освещением и тех мнений, которые были высказаны в начале заседания, поддерживая или опровергая их. При этом каждый «эксперт» выступает с сообщением, которое не должно перерастать в долгую речь.

• «Форум» - обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы, в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с «аудиторией» (группой или классом).

• «Симпозиум» - более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории».

• «Дебаты» - явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд, - и опровержений.

• «Судебное заседание» - обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела)

Несколько особняком стоит форма «Техника аквариума». Такое название получил особый вариант организации коллективного взаимодействия. Эта разновидность дискуссии обычно применяется при работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласиями.

Процедурно «техника аквариума» выглядит следующим образом:

1. Постановка проблемы, её представление всем исходит от педагога.

2. Педагог делит собравшихся на подгруппы. Обычно они располагаются по кругу.

3. Выбираются представители от каждой подгруппы, которые будут представлять позицию подгруппы всем.

4. Группам даётся время, обычно небольшое, для обсуждения проблемы и определения общей точки зрения.

5. Педагог просит представителей подгрупп собраться в центре аудитории, чтобы высказать и отстоять позицию своей подгруппы в соответствии с полученными от неё указаниями. Кроме представителей никто не имеет права высказаться, однако участникам подгрупп разрешается передавать указания своим представителям записками.

6. Педагог может разрешить представителям, равно как и подгруппам, взять тайм-аут для консультаций

7. «Аквариумное» обсуждение проблемы между представителями подгрупп заканчивается либо по истечении установленного времени, либо после достижения решения.

8. После обсуждения проводится критический разбор дискуссии всей группой (классом).

 

Другой вариант дискуссии, так же акцентирующий внимание на процесс представления точки зрения и её аргументации, - это «Перекрёстная дискуссия». Для её проведения группа (класс) разбивается на три подгруппы: п/группа 1, п/группа 2 и жюри. Сначала объявляется тема дискуссии. Подгруппа 1 отстаивает точку зрения, поддерживающую тему. Подгруппа 2 отстаивает противоположную точку зрения. Подгруппы рассаживаются таким образом, чтобы не мешать друг другу и поработать над своими аргументами и доказательствами своей точки зрения, проранжировав аргументы по силе их убедительности. Жюри тем временем договаривается относительно критериев, по которым будут судить и выявлять победителя, и о количестве баллов за соблюдение каждого критерия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 159.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...