Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пояснительная записка к программе учебного курса «Дидактика высшей школы» 7 страница




 Использование такого представления о коммуникативных ситуациях и доминирующих стратегиях может помочь при проведении рефлексии, при проведении самими участниками анализа предыдущей деятельности

 

 

V. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Занятие 10

СФОРМИРОВАННОСТЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

Часть I

 

     Стадия «вызова» данного занятия организуется таким образом, чтобы студенты вспомнили как можно больше способов оценки результатов обучения, с которыми они сталкивались в реальной практике обучения. Работа происходит в подгруппах по 3-4 человека. Сначала вспоминают положения, которые можно считать результатами обучения. Преподаватель записывает их на доске в одну колонку. Далее в другу колонку напротив каждого результата обучения записывают способы оценки каждого результата. В ходе работы выясняется, что такие результаты, как знания и умения, имеют достаточное количество довольно надёжных и распространённых способов оценки в виде пяти-, семи- и т.д. балльной оценки устного, письменного ответов, контрольных работ, самостоятельных работ; в виде оценки с помощью тестов; в виде рейтинговой оценки защиты курсовых и выпускных работ членами экспертных комиссий и др.

     Постепенно выясняется, что пока недостаточно примеров возможной оценки каких-либо компетенций, особенно общекультурных и общепрофессиональных. Обсуждение данного вопроса выносится на стадию «осмысления». На примере формирования общекультурной компетенции – учебно-познавательной – которую в последнее время большинство исследователей признаёт одной из наиболее важных, вследствие её постоянного использования в ходе реализации культурного принципа "образование через всю жизнь», предлагается алгоритм работы над оцениванием сформированности той или иной компетенции.

     В любой компетенции вначале выделяются основные действия, по которым можно судить о её формировании. Иначе их называют дескрипторы (или подкомпетенции, или индикаторы). В учебно-познавательной компетенции, которая формируется в ходе учебно-познавательной деятельности, выделяют следующие дескрипторы:

- вызов и поддержание интереса к познавательной деятельности;

- умение ставить конкретную цель;

- умение выполнять необходимые учебные действия для достижения цели;

- умение контролировать учебные действия;

- умения самостоятельно оценивать свои учебные действия и обосновывать полученный результат.

     Далее каждый дескриптор разделяется на уровни по степени его выраженности. Чаще используется 4 уровня:

- умения не развиты совсем (не соответствуют ожиданиям);

- умения развиты недостаточно и требуется их дальнейшее развитие;

- умения развиты для достижения определённой цели (целевой уровень); - умения превосходят требования цели (превосходят ожидания).

     В отношении учебно-познавательной компетенции для каждого дескриптора прописаны 6 уровней выраженности (Приложение 29). Тексты с описанием уровней дескрипторов данной компетенции раздаются каждому участнику занятия. Преподаватель комментирует каждый дескриптор и его уровни выраженности и при необходимости отвечает на вопросы студентов.      Для определения сформированности компетенции необходимо выявить % дескрипторов или индикаторов, которыми владеет оцениваемый, и степень (или уровень) владения ими.

     На стадии «рефлексии» каждому обучающемуся предлагается оценить сформированность учебно-познавательной компетенции у себя. 

 

Часть II

 

     Во второй части занятия проводится обсуждение шаблона рабочей программы дисциплины (модуля) (Приложение 30).

     В начале поясняются основные требования по заполнению титульного листа. В строке «Факультет» пишется тот факультет, для которого создается программа. Если разрабатывается рабочая программа по экономике, но для биологического факультета, то в данной строке указывается биологический факультет. В строке «УТВЕРЖДАЮ» - декан биологического факультета.

     Наименование дисциплины пишется полностью, это же наименование фигурирует в учебном плане и других сопровождающих документах. Не допустимо, чтобы одна и та же дисциплина называлась по-разному. Там, где указывается направление подготовки, кроме наименования направления (у нас «Биология») пишется цифровой код направления.

     В случае, если программа предназначена для всех профилей подготовки, указывается «все профили», если для определённых, конкретизируется, для каких. Остальное заполняется, как отмечено в подстрочной записи.

     Сама рабочая программа также заполняется в соответствии с подстрочными рекомендациями. При этом необходимо придерживаться ряда соответствий. Если в требованиях к результатам освоения дисциплины прописываются необходимые компетенции, то должны быть заполнены и позиции, что должен «Знать», «Уметь» и «Владеть» обучающийся в результате освоения дисциплины. Позиция «Владеть» по сути раскрывает основные дескрипторы компетенций. Определённая дисциплина может быть направлена на овладение не всех составляющих одной компетенции, а только одной или нескольких. Другие составляющие при этом могут быть представлены в рабочих программах других дисциплин.

    В пункте 4 «Структура и содержание дисциплины (модуля) прописывается наименование дисциплины и общая трудоёмкость и в зачётных единицах, и в часах. При этом не должно быть расхождения с учебным планом.

     При заполнении таблицы необходимо обратить внимание на виды учебной работы. Если в совокупности предлагаемых видов учебной работы указаны только лекции и семинары, вряд ли данная дисциплина будет способствовать формированию полноценных компетенций, формироваться будут только знания в определённой области. Необходимо предусмотреть и другие виды учебной работы, в ходе которых осваиваются и демонстрируются определённые умения по применению этих знаний. Обязательно заполняется графа «Самостоятельная работа», которая обязательно предусматривает соответствующие формы текущего контроля успеваемости, а также формы промежуточной аттестации.

     Должно быть соответствие видов учебной работы, видов самостоятельной работы и форм текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Продолжая анализировать приведённый выше пример, при использовании только лекций и семинаров при организации дисциплины в графе «Самостоятельная работа» не должно стоять более 4 часов, т.к. на подготовку к семинару вряд ли уходит больше. В графе «Формы текущего контроля и промежуточной аттестации» должно стоять выступление на семинаре (или обсуждение на семинаре).

     Если в ходе семинаров предусмотрена на определённой неделе промежуточная аттестация в виде выполнения тестовых заданий, то в графе «Самостоятельная работа» должна быть предусмотрена трудоёмкость в часах больше, чем при подготовке к семинару. Для подготовки рефератов, коллоквиума, курсового проектирования также требуется более трудоёмкая работа. Курсовой проект является одним из самых трудоёмких видов самостоятельной учебной работы. Для его выполнения необходимо предусмотреть не менее 3-х консультаций с педагогом (I консультация – для выбора тем и распределения ролей в выполнении проекта; II консультация – для обсуждения плана выполнения проекта; III консультация – для корректировки хода выполнения проекта).

     При заполнении пункта 5 «Образовательные технологии» необходимо обратить внимание на следующие положения. Использование активных и интерактивных форм более приемлемо для групп численностью не более 2530 человек. Если дисциплина предназначена для потока студентов, на котором обучается 50 и более человек могут использоваться активные формы, в которых предусмотрена активность преподавателя и лишь изредка студентов в виде ответов на некоторые вопросы преподавателя. Использование интерактивных форм, в которых предусматривается активность и преподавателя, и студентов, на потоковых занятиях вряд ли оправданно.

     Следующий пункт 6 «Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины» предусматривает соответствия видов самостоятельной работы и средств (не форм, как в пункте 4) для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Это означает, продолжая разбирать тот же пример, что если в дисциплине были предусмотрены семинары, то в данном пункте должны быть прописаны вопросы для семинаров. Если были предусмотрены тесты или коллоквиумы, то в данном пункте необходимо прописать демонстрационные примеры тестовых заданий или вопросы для подготовки к коллоквиуму.

     В случае, если средства для организации самостоятельной работы прописаны в опубликованном учебно-методическом пособии по данной дисциплине, то необходимо привести ссылку на данное пособие.

     Таким образом, пункты 3 (Требования к результатам освоения дисциплины, особенно подпункт «Владеть»), 4 (Структура и содержание дисциплины) и 6 (Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов) должны соответствовать друг другу. Именно самостоятельная работа студентов обеспечивает возможность использовать полученные на лекциях знания, т.е. овладевать знаниями через подготовку к семинару, коллоквиуму, зачёту и другим традиционным формам обучения, а также через выполнение проектных работ, курсовых проектов, подготовку к ролевой или деловой игре, разбору конкретных производственных ситуаций, которые пока можно считать инновационными. Результаты и традиционных, и инновационных форм организации самостоятельной работы должны постоянно контролироваться со стороны преподавателя.

     В пункте 7 прописывается учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) в виде основной рекомендованной для обучения литературы и дополнительной. Отдельным подпунктом указываются при необходимости программное обеспечение и Интернетресурсы.

     Пункт 8 предусматривает перечисление средств материальнотехнического обеспечения дисциплины или модуля.

 

Занятие 11

ЗАЩИТА РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 

 

     На последнем занятии предусмотрена защита разработанных рабочих программ учебных курсов или дисциплин. Для этого каждым разработчиком готовится выступление на 7-10 минут, котором необходимо отразить название, основные цели программы, её адресность (для кого предназначена программа) и основные педагогические идеи, её обеспечивающие. При необходимости можно рассказать об условиях возникновения данной программы, о подходах и принципах отбора и структурирования содержания, особенностях организации обучения, основных методах и педагогических технологиях, способствующих достижению необходимых результатов при освоении данной дисциплины.

     Все заслушивающие выступление делятся на подгруппы по 2-3 человека и каждая подгруппа получает своё задание:

- отслеживание формальных позиций в выступлении (отражение основных положений программы);

- отслеживание формальных позиций в рабочей программе (заполнение всех пунктов в программе и отражение всех необходимых соответствий в ней);

- выделение положительных аспектов программы;

- рекомендации по улучшению программы;

- рекомендации по распространению программы.

     Прежде, чем группа приступит к формулированию своего задания, сначала слушателями задаются вопросы к выступающему по предлагаемой к обсуждению рабочей программы. После обсуждения прослушанной программы вместе с преподавателем выносится заключение о том, зачтена или не зачтена защищаемая рабочая программа, и предоставляется слово следующему выступающему.

     При заслушивании следующего выступающего подгруппы обмениваются своими заданиями. Таким образом, все в подгруппах побывают в разных ролях при обсуждении рабочих программ.

После защиты рабочих программ следует рефлексия всего изученного курса. Для её осуществления преподаватель предлагает всем магистрантам список того, чему они хотели научиться в ходе изучения данного курса, который они составили на самом первом занятии. Работают с этим списком индивидуально, а затем в подгруппах, выявляя, что не удалось выполнить. Если что-то остаётся невыполненным, для знакомства с этим материалом преподавателем предлагается соответствующий список литературы. Чаще всё-таки удаётся выполнить все пожелания из списка, но только в разном объёме и с разной степенью глубины.

 

 


 


Приложение 29

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Интерес Целеполагание Учебные действия Контроль Оценка
Отсутствие интереса. Исключени е – реакция на яркий и забавный материал. Отсутствие цели. Предъявляемое требование осознаётся лишь частично. Принимает лишь частичные требования. Не может выполнять учебные действия. Может выполнять лишь отдельные операции без внутренней связи. Может копировать внешнюю форму действия. Учебные действия не контролируют ся. Ошибки не замечаются и не исправляются. Не умеют и не испытывают потребности в оценке своих действий даже по просьбе педагога.
Положительные реакции возникают только на новый материал в виде фактов. Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется. Содержание действий и их операционный состав осознаётся, приступает к выполнению действий, однако довести их до конца один не может. Контроль на уровне непроизвольно го внимания. Может заметить ошибку, но не может обосновать своих действий. Не пытается оценить свои действия, но испытывает потребность в получении внешней оценки со стороны педагога.
Положительная реакция возникает на новый материал, но не на способы решения (любопытство) Принимает познавательную задачу, осознаёт её требования, но в процессе решения подменяет познавательную задачу практической. Принимает усвоенный способ действия к решению новой задачи, однако не способен внести в него даже небольшие изменения, чтобы приспособить их к условиям конкретной задачи.  При выполнении нового действия введённая схема осознаётся, однако затруднено одновременное выполнение учебных действий и их соотнесение со схемой, ошибки исправляет и объясняет. Умеет самостоятельн о оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой.
Интерес возникает к способам решения новой частной Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь Умеет обнаруживать несоответствие новой задачи и усвоенного способа решения, В процессе выполнения действий ориентируется на усвоенную им схему и Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности,
единичной задачи (но не к системам задач) - ситуативны й учебный интерес. процесс их выполнения; чётко выполняется требование познавательной задачи. пытается перестроить неизвестный ему способ, но делает это с посторонней помощью. успешно соотносит с ней процесс решения задачи, почти не допуская ошибок. относительно её решения, однако при этом учитывает лишь факт её знакомства или незнакомости, а не возможности изменения известных ему способов действия.
Интерес возникает к общему способу решения задач (но не выходит за пределы изучаемого материала) – устойчивы й учебно- познавательный интерес. Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действия в  соответствии с ней. Решая новую задачу, самостоятельно строит новый способ действия или модифицирует известный, делая это постепенно и без какой-либо помощи извне правильно решает задачу. Решая новую задачу. Применяет к ней старую схему, с помощью извне обнаруживает неадекватность схемы новым условиям, пытается внести коррективы. Приступая к решению новой задачи может с помощью извне оценить свои возможности в её решении, учитывая возможные изменения известных ему способов действия.
Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Непременн о ориентиров ан на общие способы решения системы задач. Самостоятельно формулирует познавательные цели, цели выходят за пределы требований программы. Опирается на принципы повторения способов действия и решает новую задачу «сходу», выводя новый способ из этого принципа, а не из модификации известного способа. Самостоятельн о обнаруживает ошибки, вызванные несоответствие м схемы и условий задачи, и вносит коррективы в схему. Приступая к решению новой задачи, может самостоятельн о оценить свои возможности в её решении, учитывая возможное изменение известных ему способов решения.

 

 

Приложение 30 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 168.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...