Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

АНАЛИЗИРУЕМ МАТЕРИАЛЫ ПРОЕКТОВ ВМЕСТЕ




Предлагаем вам вместе с нами провести анализ двух тематических проектов, представленных в виде презентаций: проект «Моя Родина – Россия» и проект «Мой город».

Для того, чтобы проанализировать представленные проекты, просмотрите их, а затем сформулируйте свое понимание отличий и сходств.

Для анализа тематического проекта используйте следующие вопросы:

1. История возникновения проекта. Что явилось мотивом для начала проектной деятельности по данной теме?

2. Первые действия педагогов. Предпринимается ли попытка определить имеющиеся у детей представления по теме, выясняются ли их ожидания или осуществляется традиционное планирование, основанное на отстраненном от детей отборе содержания и форм работы?

3. Какую проблему решали (могли решить) дети и взрослые в рамках проекта? Все вместе и каждый в отдельности.

4. Насколько задачи, сформулированные воспитателями, совпадают с реальными интересами и потребностями детей?

5. Какие способы используются для того, чтобы сохранить «историю» проживания проекта конкретными детьми: ведется ли запись высказываний, идей и предложений, фиксируется ли выбор, отслеживаются ли результат выбора?

6. Как обеспечивается индивидуализация образовательной деятельности?

7. Каким образом в проект вовлечены родители воспитанников?

8. На что направлены основные усилия педагогов?

9. Какое событие стало финалом проекта?

10. Как можно оценить эффективность проекта?

11. Какие ресурсы потребовались для осуществления проекта?

 

Проект «Моя РодинаРоссия» (авторы проекта А.Смолина, З.Соломина, И.Рыжеченкова, воспитатели МАДОУ № 19 п. Панковка, Новгородского р-н)

1.Возникновение проекта связано с желанием педагога соответствовать традиции и «современным требованиям» – нужно «возродить» (усилить) патриотическое воспитание – отразим тему в современной форме. Дети в выборе темы проекта не участвовали. Актуальность темы описана с позиции воспитателя.

2.Первые действия педагога – традиционное отстраненное планирование образовательного процесса, основанное на линейности содержания (наборе форм). Дети участия в планировании не принимают. Стартовый уровень представлений о своей семье, о Родине, особенности восприятия детьми родного края, чувства детей не изучались. Возможности поработать на рефлексию (осознание) таких понятий как Родина, «малая Родина», родной край, семья не использовались. Ожидания и желания детей не учитывались.

3. В ходе проекта педагоги могли активизировать имеющиеся у детей представления о своем поселке и о мире и расширить их в том направлении, которое для них актуально, но сделали это только условно.

4. Цель сформулирована следующим образом: «формировать у детей представления о России, воспитывать любовь к семье, родному городу, краю». Закономерно предположить, что, не выявив стартового уровня представлений по теме, можно говорить только о наборе случайных (традиционных) знаний, которые могут быть совершенно не актуальны для развития детей.

Задачи проекта:

Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Не решена.

Формировать представление детей о семье, родном городе – как малой Родине. Практически не решена. Семье посвящена подборка семейных фотографий и рисование; формированию понятия «родной город» осталось без внимания, так как место жительства детей и место нахождения детского сада – поселок Панковка.

Дать представление о достопримечательностях, культуре, традициях и многонациональности нашей страны. Формулировка не сообразна первой задаче про «предпосылки поисковой деятельности». Задача частично решена в залоге традиционного подхода «дать», то есть дети проинформированы.

5. Какие способы используются для того, чтобы сохранить «историю» проживания проекта конкретными детьми? Фотоснимки, запечатлевшие отдельных детей во время деятельности, инициированной педагогами, рассказы детей по темам косвенно относящимся к проекту (прилете птиц весной, жителях планеты Земля, поздравления родителям с праздниками).

6. Как обеспечивается индивидуализация образовательной деятельности? Индивидуализация не прослеживается.

7. Каким образом в проект вовлечены родители воспитанников? В качестве наблюдателей и источника получения семейных фотографий.

8. На что направлены основные усилия педагогов? На организацию различных событий – занятий, экскурсий; оформление стендов и плакатов.

9. Какое событие стало финалом проекта? Финальное событие отсутствует.

10. Эффективность проекта. Эффективность можно оценить как условную, не очевидную.

Проект «Мой город»(авторы проекта И. Храпунова, В. Афанасьева, воспитатели МАДОУ № 1 «Калинка», г. Великий Новгород)

1.Как возникла идея проекта? Движущей силой проекта стало общее настроение «идея витала в воздухе» – все готовились к празднованию 1150 города и волевое решение, принятое воспитателями.

2. С самого начала воспитатели провели индивидуальный опрос детей и выяснили, что дети знают, что хотят узнать и что предполагают сделать в ходе проекта. Так, например, очевидным стало то, что детям не нужно рассказывать о том, сколько городу лет, чем он богат и славен, как называется протекающая по городу река. Интерес для детей представляют такие виды деятельности, как экскурсии и прогулки, получение точных сведений о численности населения и количестве памятников, домов, деревьев. Можно скептически отнестись к этой идее детей, так как такие числа явно за пределами их восприятия, но не отреагировать на эти потребности нельзя. Идеи детей о способах получения нужной информации в основном связаны с семьей. С одной стороны, это служит свидетельством поддержки действий педагогов со стороны родителей, с другой демонстрирует реалистичность и адекватность оценки детьми возможностей детского сада…

3. В ходе проекта воспитатели планировали дать детям, прежде всего, возможность применить имеющиеся у них знания, воплотить их в реальных делах, а одновременно с этим уточнить имеющиеся представления.

4. Какие способы используются для того, чтобы сохранить «историю» проживания проекта конкретными детьми: ведется ли запись высказываний, идей и предложений, фиксируется ли выбор, отслеживаются ли результат выбора? Все высказывания, рассказы, работы детей (книжки-самоделки, гербарии, рисунки, поделки и др.) бережно хранятся и составляют предметно-развивающую среду. С одной стороны, такая «рукотворная среда» является отражением действий детей и взрослых, с другой стороны, является двигателем проекта. То, что сегодня сделал (над чем трудился) один ребенок, завтра становится примером (образцом, стимулом) для другого.

5. Как обеспечивается индивидуализация образовательной деятельности? В ходе проекта дети выполняют те действия, которые интересны именно им – нет обязательных массовых занятий, обязательных общих дел. Предъявляя каждый день результат (продукты) своего выбора, дети получают информацию о разнообразии интересов, дел, увлечений; практикуются в тех действиях, на которые внутренне мотивированы. Работы детей вывешиваются в приемной для родителей, постепенно наполняют интерьеры группы, спальни, коридоров и рекреаций детского сада.

6. Каким образом в проект вовлечены родители воспитанников? В основном, как люди сопереживающие интересам своих детей. Эпизоды включения членов семьей в ход проекта – сбор гербария (скорее всего это было школьное задание старшей сестры), возможные поездки, походы с детьми, последующее обсуждение увиденного.

7. На что направлены основные усилия педагогов? На создание условий, в которых дети имели бы возможность выбирать и активно действовать.

8. На что направлены основные усилия педагогов? На поддержание интереса детей к теме проекта, на сбор и демонстрацию достижений каждого ребенка. К сожалению, остались без внимания такие идеи детей, как подсчет количества памятников, деревьев, людей проживающих в Новгороде. За очевидной сложностью для восприятия детей этой информации, тем не менее, можно и нужно было найти приемлемые варианты этого вида деятельности. Например, предложить сосчитать и записать количество деревьев на участке группы (или детского сада), выбрать для себя «любимое» дерево; посчитать памятники, на которых изображены люди (это сузило бы задачу).

9. Какое событие стало финалом проекта? Не предусмотрено или не отражено.

10. Как можно оценить эффективность проекта? В ходе проекта большинство детей нашли для себя интересное дело, о чем свидетельствуют многочисленные примеры рассказов, рисунков, фотографий.

 

«Мир насекомых»

(автор проекта Н.Смотрова, воспитатель МОУ детский сад № 176, г. Волгоград)

Проблема:Дети смотрят на окружающий их мир, но зачастую не замечают его мелких представителей – насекомых. Не видят ни разнообразия насекомых, ни их особого мира, ни их прелести. Для того, чтобы дети увидели, им надо помочь узнать этот мир насекомых, а, узнав, они полюбят его и будут оберегать. Предлагается пригласить детей в «Мир насекомых». В этом «мире» с помощью игр, наблюдений, занятий, чтения художественной литературы, различных конкурсов и заданий познакомить детей с насекомыми.

Подготовительный этап: Подбор художественной и научно-популярной литературы, иллюстраций и картин с изображением различных насекомых; изготовление настольно-печатных и дидактических игр, приобретение магазинных игр о насекомых; продумывание и написание конспектов занятий по ознакомлению детей с насекомыми; составление примерного плана всех мероприятий проекта «Мир насекомых» (этот план обязательно будет корректироваться в процессе работы).

Исследовательский этап:

1. Психологическая подготовка детей к «посещению» мира насекомых.Создать радостное настроение, вызвать желание больше узнать о насекомых.

 2. Наблюдения за насекомыми на прогулке. Привлечение детей к наблюдению за жизнью насекомых может сыграть большую роль в воспитании их чувств, черт характера; заложить основы понимания живой и неживой природы.

Во время прогулок или экскурсий необходимо отмечать присутствие насекомых в разных, иногда самых неожиданных местах. Они обитают не только за городом, но их много и в самом городе – они ползают на дорогах, залетают в комнаты, их много в садах, цветниках, на деревьях. Нужно привлекать внимание детей к ярким представителям насекомых – гусеницам, жукам-бронзовкам на цветах, фиолетовым жужелицам, живущим в листве под деревьями, камнями, бабочкам, стрекозами и др. На примере увиденных насекомых знакомить детей с основными особенностями этих живых существ: показывать, какие у них крылья, усики-антенны, лапки. Это поможет сформировать у детей общее представление о насекомых, и в то же время продемонстрирует поразительную непохожесть разных насекомых друг на друга. Важно учить детей различать насекомых: бабочек (капустница, лимонница, крапивница, радужница, ленточник и др.), жуков (майский, навозник, усач, божья коровка, пожарник и др.), комаров, мух, ос, шмелей, пчел, стрекоз и других.

Встреченных насекомых тщательно рассматривать вместе с детьми: за их манерой передвигаться, чиститься, притворяться мертвыми. Направлять процесс ознакомления с насекомыми, давая детям задания: понаблюдать, как питаются бабочки и жучки, как жук переставляет лапки, когда ползет; просить их рассказать о том, что они наблюдали. Поручать разным детям наблюдать за каким-нибудь насекомым и затем рассказывать об увиденном. Знакомить детей с некоторыми наиболее примечательными особенностями жизни насекомых, например, с защитной окраской. Во время наблюдений, рассказывать детям о связях каждого насекомого со своим кормом, местообитанием, укрытием. Например, личинки комаров живут в воде, комары улетают, когда выводятся, а затем прилетают отложить яйца в воду, где будут жить личинки. Это можно видеть в аквариуме (у нас в группе огромный аквариум), если рыбок кормить мотылем, т.е. личинками комаров. Та же связь бабочек с растением состоит в том, что бабочка узнает «свое» растение «по запаху». Все это объясняет уязвимость насекомых, их зависимость от своего местообитания. Важно, чтобы дети понимали это. Необходимо также подчеркивать хрупкость, недолговечность, маленькие размеры насекомых. Обращать внимание на то, как легко бабочки теряют пыльцу и т.п. Параллельно с исследованиями дети могут участвовать и в посильной практической деятельности: разбивка цветников, уход за деревьями, уборка мусора, посадка травянистых растений и др.

3. Рассматривание вместе с детьми иллюстраций и картин с изображением насекомых, чтение художественной литературы о насекомых.

4. Проведение цикла занятий(6 занятий).На первых двух занятиях формируем обобщенное понятие о насекомых, учимся с детьми моделировать существенные признаки насекомых. На 3 и 4-ом занятии знакомим с основными видами насекомых и их различиями по внешнему виду, образу жизни, месту обитания и т.д. На 5-ом занятиирешаем логические задачи на усвоение детьми понятий разной степени обобщенности о насекомых. На 6-ом занятии дети сталкиваются с проблемой защиты насекомых и предлагают варианты их защиты.

5. Настольно-печатные игры.Многие настольно-печатные игры нетрудно сделать вместе с детьми. На ватманском листе рисуем кружки – дорожку змейкой. Например, в игре «Муравьи спешат домой», в «дороге» встречаются различные препятствия (ручьи, пауки, кроты и т.д.), и приятные неожиданности. С помощью кубика и разноцветных фишек с изображением пяти муравьев, дети с удовольствием совершают эти путешествия.

6. Дидактические игры.  В ходе игры «Хорошо – плохо»предлагается назвать, что в мире насекомых хорошо, а что плохо (с точки зрения людей). Игра «Четвертый лишний» проводится в два этапа. На первом этапе предлагается брать три картинки с изображением насекомых и одну – другого вида животных; на следующем этапе все картинки – насекомые, но три из одной группы, а одна – из другой. Игра«Кто где живет?» проводится по типу парных картинок. Выкладываются на стол одна часть картинок лицом вверх, другие картинки дети берут по одной и ищут к ней пару. Выигрывает тот, кто наберет больше пар; для усложнения картинки перевернуть изображением вниз. «Мозаика» проводитсяпо типу разрезных картинок, одна из которых разрезана на 6 –10 частей, а по другой картинке (образец) собрать. Игра «Следопыт»предполагает выполнение заданий типа «Узнай бабочку по контуру крыльев»; «Узнай насекомого по силуэту», «Найди, чье украшение». Дидактическая игра    «Сравни и назови»,например, предлагается каждому насекомому подобрать пару, сначала находя сходство, затем отличия. В ходе игры «Что неправильно нарисовал художник?» детям предлагается найти несоответствия. В игре «Путаница» предлагается назвать 4–6 насекомых, силуэты которых при рисовании наложены друг на друга. Игра «Расшифруй насекомого» ориентирована на тех детей, которые умеют читать. Для не умеющих читать, используются картинки. Например: Морковь, Утюг, Хлеб, Арбуз, сложив первые буквы, получим слово «муха»;

7. Лабиринты: «Помоги муравьям попасть в муравейник»; «Помоги бабочкам найти свой цветок»; «Помоги пчелке долететь до улья» и много других.

8. Кроссворды о насекомых (авторские). Для детей, не умеющих читать следует подготовить кроссворды с картинками, для читающих детей – без картинок.

9. Варианты подвижных игр: «Бабочки». По команде «день», «бабочки» плавно летают, по команде «дождик» – прячутся, по команде «ночь» – присаживаются на корточки и «засыпают». Игра «Кузнечик» проводится аналогично «Бабочкам», только дети после первой команды прыгают.

10. Насекомые «Красной книги».Обзорное знакомство с рассматриванием иллюстраций и показом части фильма на DVD из «Красной книги Волгоградской области. Животные. Растения. Фотогалерея».

11. Придумывание загадок о насекомых: описание их внешнего вида с опорой на сравнение с другими животными (рога, как у оленя, но не олень – жук-олень); описание их действий в сравнении с другими животными (ловко прыгает, но не заяц – кузнечик) и т.д.

12. Театрализованные представления. Отрепетировать с детьми сценки «Загадки – представления» и «Спор насекомых». Добиваться выразительности в передаче образов насекомых. Привлечь родителей к пошиву соответствующих костюмов. Организовать показ театрального представления детям других групп.

13. Пословицы и поговорки о насекомых. Следует познакомить детей с пословицами и поговорками о насекомых. Поддерживать желание использовать в речи сравнения, пословицы и поговорки.

15. Письма насекомым. Необходимо вместе с детьми написать письмо, например, пчелке. Как его отправить? Соорудить почтовый ящик для писем и повесить его на самом большом дереве на участке детского сада. Предложить ребятам порадовать и других насекомых – также написать им письма. Каждый ребенок может выбирать своего адресата–насекомого, и, если умеет писать – пишет письмо сам, если нет, то вместе с родителями или воспитателем. Затем во время прогулки следует проверять почтовый ящик, ожидая «ответов» от насекомых.

 16. Конкурс художников. Объявить заранее о конкурсе. Детям предлагается придумать, каких насекомых и как они их будут рисовать и обговорить с каждым ребенком композицию его будущего рисунка. Предложить на выбор различные материалы: гуашь, акварель, пастель, уголь, фломастеры. Во время конкурса создать у детей настроение праздника, включить тихую музыку, например, «Ночные цикады» Моцарта. Для оценки работ раздать ребятам по одной звездочке, которую они могут положить возле понравившейся картины. Пригласить для оценки экспертов – ребят параллельной старшей группы. Троих–пятерых детей, чьи работы набрали большее количество звездочек, наградить «медалями» «Лучший художник насекомых».

17. Выставка рисунков «художников – энтомологов».Лучшие рисунки использовать для украшения группы, оформить выставку и пригласить на нее всех желающих.

19. Праздничное занятие «Мир насекомых». На праздник приглашаются родители и дети другой группы. Группу или музыкальный зал украсить шарами и рисунками с изображением насекомых, нарисованными детьми.

Результат проекта

Дети в доступной и интересной форме узнали очень многое о насекомых. У детей появились четкие знания, они уже не перепутают основные понятия, как раньше (например, животные, значит звери, а насекомые – это насекомые). Теперь дети хорошо знают, кого называют насекомыми, кто к ним относится, могут назвать по 4–5 конкретных насекомых каждого вида. Так, увидев на прогулке возле дома или в парке насекомого, ребенок чаще всего теперь будет знать, как он называется, какой образ жизни ведет и т. д. Дети стали добрее и гуманнее, они знают, что нет вредных и некрасивых насекомых (в природе все нужны друг другу). У детей появился активный интерес к насекомым, стремление узнать о них больше, как-то помочь им, защитить их, если возникнет такая необходимость. Кроме того, благодаря экологии – развитое логическое мышление. Плюс, они получили максимум удовольствий от процесса познания насекомых и поняли, что узнавать новое – это очень интересно. Теперь с нетерпением ждут нового путешествия – в «Подводное царство».

Рефлексия проекта:

Работать было интересно и детям, и воспитателям, и даже родителям. Родители не только помогали шить костюмы, но и делали со своими детьми творческие работы, например, семья Тишиных вместе со своим сыном Денисом сделали прекрасную поделку с изображением бабочки, с использованием глины, пластилина, бумаги и других материалов. Сколько было поисков в различных энциклопедиях сведений о выбранном своим ребенком насекомом! Была удивлена, как активно и с удовольствием родители вместе с детьми писали письма насекомым. С удовольствием вспоминаю ту таинственность при передаче мне писем от «насекомого» для своего ребенка. Ощущение праздника надолго сохранилось и у детей, и у воспитателей.

«Шестиногий народец»

(авторы проекта Т.Петрова и И.Иванова, воспитатели МАДОУ № 82 «Малыш», г. Великий Новгород).

Педагоги заметили, что часть детей боится насекомых. Другая часть – стремится, во что бы то ни стало поймать их не заботясь о последствиях. Есть дети (и не мало), которые безжалостно их уничтожают. Взрослые вместе с детьми приняли решение поработать над проектом «Шестиногий народец». Цель проекта – содействие в расширении и систематизации представлений о разнообразии насекомых, в установлении взаимосвязей и зависимостей, существующих в природе; пробуждение интереса и чувства восхищения насекомыми, стремления если не защищать, то не обижать их.

Воспитатели организовали неформальное обсуждение того, что

Дети знают Что хотят узнать Что можно сделать
Муравьи – это насекомые (Лиза) Они очень маленькие (Варя) Бывают даже дома (Олег) Живут в муравейнике (Ася) Куда они идут все время (Лиза) Как построили свой муравейник (Олег) С кем они дружат (Варя) Посмотреть (Лиза) Узнать у взрослых (Варя) Посмотреть в книжке или спросить у кого-нибудь, кто знает (Олег)

Взрослые вместе с детьми спланировали работу. В общий план вошли: наблюдение за жизнью насекомых на участке детского сада (Алина), обследование пенька (Ася); изучение «превращений» бабочки; устройство инсектария для наблюдения; поиск информации о различных видах насекомых (Боря, Олег); создание альбома «Шестиногий народец»; подсчет количества насекомых увиденных на участке (Ксюша); измерение, сравнение величины насекомых (Кирилл); составление модели «Насекомые» рисование «Шестиногий народец», «А у нас во дворе»; создание аппликаций, коллажей по сказкам С.Маршака «Муха-Цокотуха», «Тараканище»; зарисовки наблюдений; разучивание стихотворений (Саша), песенок о насекомых (Тимур);

составление кроссворда «Насекомые»; составление ребусов, загадок, придумывание сказок вместе с родителями; драматизация отрывков сказок С.Маршака и др.

Педагоги, сообщив родителям о проблеме, попросили содействия в этой работе:

Нам нужны – книги (не только энциклопедии), фотографии, иллюстрации и картинки с изображением насекомых, информация, которую ваши дети могут получить у вас; пожалуйста, понаблюдайте вместе с детьми за насекомыми во время прогулок или на даче.

Исследования, проведенные детьми: Что любят муравьи? Где селятся пауки? Есть ли пауки в нашем доме? Как «получаются» бабочки? Сколько видов насекомых живет в траве нашего детского сада? Почему у бабочек ярко окрашены крылышки?

 

 

ФОТО – папка «Насекомые»










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...