Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание и формы образовательной работы




Содержание и формыотличаются вариативностью и многообразием. Взрослым необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы привлечь детей к активному выдвижению собственных идей, обсуждению возможных вариантов, выбору темы, свободному высказыванию мнений по поводу своей деятельности в разных Центрах. При этом педагоги и родители не должны критически относиться к предложениям любого ребенка, оценивать их с точки зрения приемлемости, важности, должны приниматься даже самые нелепые с точки зрения взрослых идеи. Тем самым поддерживаются инициатива и креативность как значимые качества личности. Постепенно у детей формируется критичность в отношении предложений, они начинают оценивать возможность или невозможность их выполнения.

Согласование идей, инициатив детей и взрослых организуется в виде диалога. Тем самым устанавливается партнерский стиль взаимоотношений, характеризующийся позитивным эмоциональным настроем всех участников, комфортностью, предвкушением успеха, признанием ценности совместных действий.

Свободная деятельность детей осуществляется в Центрах активности после того, как ребята сделают выбор, спланируют свои действия, выберут место работы, партнеров. Принятие решения об участии/не участии в проекте, индивидуальной работе или сотрудничестве с другими детьми или взрослыми остается за ребенком. Исключением может быть ситуация, когда выбранная ребенком работа в Центре совпадает со временем работы специалиста, деятельность которого обусловлена определенными временными рамками (логопеда, психолога, медсестры, воспитателя по физвоспитанию, инструктора по плаванью и пр.). Когда это возможно, педагог, ведущий углубленные занятия, может наравне со всеми принять участие в обсуждении темы, предложить идеи всем детям или конкретному ребенку. В случае, если идеи были предложены всей группе, право выбора остается за детьми – не вся группа, а только желающие дети будут работать с педагогом, чтобы научиться тому, что предлагает взрослый. Право самоопределения в партнерствах способствует приобретению ребенком опыта установления и расширения социальных контактов с людьми, опыта договоренностей, распределения полномочий в сложившейся подгруппе, управления действиями других людей (в случае их согласия), опыта достижения общего результата и его презентации. В старших группах подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, психологом или плановые оздоровительные процедуры могут быть обозначены как равнозначный Центр активности. Смысл такого подхода в формировании у дошкольников осознанного отношения к оздоровительным и коррекционным занятиям как необходимому усилию, определенной ответственности. В этом случае подгруппа будет работать по плану специалиста.

Такой способ организации работы внутри проекта позволяет добиться значительных результатов посредством объединения общих усилий и эффективности использования коммуникативных умений.

Выбор темы проекта

Все, что происходит в детском саду и за его стенами, может дать толчок для выбора темы – строящийся по соседству с детским садом дом, возвращение из путешествия с родителями, полученная в подарок книга, приближение праздника. В ходе утреннего обмена новостями взрослые могут услышать высказывания, отражающие мир детей, их желания, увлечения. Интересы детей весьма разнообразны, и в одно и то же время ими могут предлагаться сразу несколько тем («Дельфины», «Футбол», «Путешествие по Австралии» и т.д.). Задача взрослых заключается не в том, чтобы самим выбрать (назначить) одну из предложенных тем, а в том, что бы помочь детям сделать согласованный выбор самостоятельно. Для этого можно прибегнуть к подсчету голосов: «Алина, у тебя замечательная идея. Ребята, кто за то, чтобы нашей новой темой стала тема «Дельфины», поднимите руки. Алина, считай. Семь детей. А кто за Денискину тему «Путешествие по Австралии»? Денис, считай поднятые руки. Одиннадцать. Что больше: 7 или 11? Давайте договоримся: сейчас нашей общей темой будет «Путешествие по Австралии», а следующей – «Дельфины».Но, может быть, мы с вами сделаем удивительные открытия и узнаем, что дельфины живут в море у берегов Австралии.

Выбор темы можно направить в нужное русло или вовсе предопределить, используя способы «культурного продавливания». Для этого взрослые прибегают к таким приемам, как мотивация на основе подхватывания и проговаривания пока еще не оформленных детских идей: «Мальчики, я слышала ваш разговор о машинах и очень удивилась – вы знаете столько моделей! Может быть, вы расскажете всем детям об этом?». Другие способы связаны с формированием зрительного образа предстоящей темы (использование наглядной информации, скомпонованной в определенном месте), чтением, экскурсиями или с использованием специальной методики – «модели трех вопросов». В случае использования накануне выбора новой темы «модели трех вопросов», воспитатель в свободное время (вечером, утром) инициирует разговор с желающими детьми о том, что они знают по предполагаемой теме (назревающей соответственно сезону, или проявляющейся в группе «как фон»). Все идеи (высказывания) детей записываются печатными буквами на специально подготовленном бланке (расчерченном листе). Возле каждой записанной идеи ставится имя ее автора.

В «модели трех вопросов» разговор с детьми об Австралии выглядит так:

Что мы знаем Что мы хотим узнать Что сделать, чтобы узнать
Это такая земля (Арина) Там живут негры. Это где-то в Африке (Кирилл) Наверное, там очень жарко (Даша) Там живут кенгуру (Денис) Надо узнать, живут ли там гепарды (Лиза) Почему там такая красная земля (Рома) Какая погода в Австралии (Ваня) Какие там есть реки (Лана) Выяснить, по каким деревьям лазает коала (Денис) Как люди научились кататься на доске по волнам (Денис) Дикобразы похожи на наших ежиков или нет (Степа) Сколько там овец (Никита) Найти фотографии или картинки в Интернете (Денис) Найти Австралию на карте (Арина) Прочитать об Австралии в энциклопедии (Денис) Попросить взрослых рассказать то, что они знают об Австралии (Рома)

 

Заполненная «модель трех вопросов» вывешивается в приемной, где ее хорошо видят родители. В этом случае взрослые невольно продолжат разговор с детьми – будут удивляться их знаниям или вопросам, расскажут о том, что знают сами, вместе посмотрят нужные книги или телепередачи. Таким простым и естественным способом члены семей будут включены в образовательную работу группы, а воспитатели получат подкрепление в определении содержания, в организации деятельности, в ресурсном обеспечении проекта.

Совместное планирование

В ходе и в результате совместного обсуждения идей дети и взрослые вырабатывают совместный план действий. Это серьезная часть работы, соответственно и вопросы звучат по-деловому: Какие интересные дела мы с вами решили выполнить? Что мы с вами уже успели сделать (узнать, чему научиться)? Что ты хочешь сделать? Когда у тебя появилась эта идея (этот план)? Что ты предполагаешь сделать сегодня? Что ты хочешь узнать/чему научиться? Какие материалы тебе понадобятся? Как ты считаешь, тех материалов, которые есть в центре, тебе достаточно? Какие инструменты тебе могут понадобиться? С чего ты начнешь? Кого бы ты хотел видеть своим партнером? Как вы распределите работу? Кто будет ответственным за выполнение этой работы? Сколько нужно времени, чтобы выполнить весь план?

Идеи и предложения детей вносятся в план непосредственно в момент их выдвижения – записываются на большом листе бумаги, вывешиваются на самом видном месте и сохраняются как общее достояние группы.

Есть несколько правил ведения записей:

- записи выполняются печатными буквами;

- обязательно фиксируется имя автора идеи;

- предложения детей не подвергаются литературной обработке, что позволяет сохранить логику мышления и стиль речи автора;

- идеи детей и идеи взрослых записываются фломастерами разного, единожды выбранного цвета (например, идеи детей – синим, а идеи взрослых – зеленым);

- по договоренности устанавливаются особые пометки о выполненных пунктах плана.

Совместное планирование имеет большую ценность:

1. Оно представляет собой самостоятельно, осознанно и ответственно выбранные детьми дела и действия, то есть – взрослым не нужно будет придумывать мотивацию для того, чтобы организовать их деятельность.

2. Дети знают, чем они могут заняться сами и чем планируют заняться другие, что придает предстоящему дню и проекту в целом определенность и продуманность.

3. Накапливается содержание, подтверждающее индивидуализацию образовательной работы с детьми и примеры индивидуальной работы.

4. Всегда можно обратиться к записям и посмотреть, что из намеченного выполнено, что осталось нереализованным.

5. Даже малыши понимают, что взрослые записывают их идеи, их высказывания, то есть придают им значение. Это воспитывает у детей чувство собственного достоинства.

6. Записанные печатными буквами слова побуждают детей учиться читать, а затем и писать.

Помимо перечисленных достоинств, совместное планирование свидетельствует о профессиональной состоятельности воспитателей – умении вести диалог со своими воспитанниками, следовать за их инициативой, учитывать их интересы, раскрывать содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов, индивидуализировать работу.

Уже в самом начале (в момент выбора темы и первичного планирования работы на групповом сборе) план имеет несколько идей:

Нарисовать кенгуру (Ваня) и пальмы (Катя)   Найти картинки и фотографии (Настя) Пригласить папу – вдруг он был в Австралии (Леня)
Узнать, какие города, реки и моря есть в Австралии (Денис) Мы путешествуем по Австралии Играть в «австралийские» игры (Женя)
Построить корабль, самолет (Тим) Играть в путешествие (Ваня) Сделать море и остров (Ваня)

 

В этот же день во время дневного отдыха детей все взрослые члены команды (воспитатели, старший воспитатель, специалисты) собираются вместе для того, чтобы обсудить выбранную тему и идеи, предложенные детьми. Возможные вопросы для обсуждения: Что послужило побудительным мотивом для выбора темы? Как в теме проявляются личные интересы детей? Как проявляются индивидуальные особенности познавательной деятельности? Какие способы организации познавательной, творческой деятельности детьми не заявлены? Какими могут быть «австралийские» игры? Какие виды деятельности можно предложить дополнительно. Как решать (и какие) индивидуальные задачи развития? Какие ресурсы необходимы для обеспечения и развертывания темы. Кто в чем видит свое место (берет на себя ответственность). Как и в чем будет реализована активность родителей. Какие материалы нужно приготовить на следующий день, как будет проведена презентация центров на утреннем групповом сборе.

В результате обсуждения первоначальная форма плана дополняется инициативами взрослых, которые также вписываются в общий план печатными буквами с обязательным указанием автора идеи. На обороте плана или в отдельной тетради записываются общие для группы, индивидуальные задачи развития и ресурсы (материалы, необходимые для развертывания темы).

После доработки взрослыми план принимает следующий вид:

Нарисовать кенгуру (Ваня) и пальмы (Катя)какаду (Женя); нарисовать австралийские города (Кирилл);сделать коллективную работу «Вечерний Сидней», маски аборигенов, создать коллаж «Коралловые рифы», нарисовать портреты путешественников (Е.В.) Сосчитать, сколько всего животных и птиц живет в Австралии (Лена); решить примеры, составить задачи (Кирилл); найти одинаковых или похожих животных, птиц, рыбок; написать цифры от 0 до 20; сосчитать овец, коал, дома и еще что-нибудь (Сеня) Найти картинки и фотографии (Настя); составить рассказ про Австралию, про животных (Кирилл); прочитать слова по теме, дописать буквы (Стас); выучить стихи (Дима); придумать загадки, решить кроссворды (Ваня); Пригласить папу (Леня)
Узнать, какие города, реки и моря есть в Австралии, найти их на карте (Денис); как называются люди, которые там живут (Ваня); исследовать мир птиц, растений и животных, чтобы узнать живут ли там гепарды, почему земля красного цвета, по каким деревьям лазает коала и пр. (Е.В.) Мы путешествуем по Австралии Играть в разные «австралийские» игры (Женя); запускать бумеранг (Е.В.)
Построить корабль, самолет (Тим); аэродром, порт (Ваня); город (Дима); сделать батискаф из большой коробки и акваланги (Е.В.); научиться завязывать морской узел; сделать макет Австралии или острова (О.Г.-папа Лени) Играть в путешествие (Илья); сделать заповедник для зверей; собирать паззлы (Дина); придумать праздник встречи с жителями Австралии; пригласить их в гости (А.И.) Сделать море и острова (Егор); найти сокровища и составить список (Стас); поймать морских обитателей и составить список (Ваня); сделать морскую воду (Е.В.)

 

ФОТО – папка «Австралия»

 

Ежедневные обсуждения на утреннем и итоговом сборах запланированных и выполненных дел могут рождать новые идеи и инициативы детей и взрослых, которые будут внесены в план. Если на листе бумаги не достаточно места, дополнения можно выписывать на отдельные листочки с клеевым краем и подклеивать к основному плану.

Дополненный идеями взрослых вариант плана, тем не менее, еще не окончательный, не завершенный. Ежедневные обсуждения на утреннем и итоговом сборах запланированных и выполненных дел могут рождать все новые идеи. Инициативы детей и взрослых будут вновь и вновь внесены в план. Если на листе бумаги не достаточно места, дополнения нужно выписать на отдельные листочки с клеевым краем (стикеры) и подклеить к основному плану. Такая форма плана структурирует идеи детей и взрослых по видам деятельности (исследование, чтение, игра, рисование, строительство, кулинария и т. д.), но не устанавливает временной и пространственной закрепленности для реализации того или иного содержания, то есть оставляет ребенку свободу выбора: когда это делать; сколько раз к этому возвращаться; с кем в партнерстве; где организовать эту деятельность. А взрослым дает возможность в разное время оказывать детям помощь, планировать и организовывать индивидуально-коррекционную работу «внутри» той деятельности, которую выбрал сам ребенок.

Совместное планирование работы позволяет придерживаться основных принципов организации проектной деятельности – открытости, диалогичности, рефлексивности.

Итоговый компонент дневного цикла образовательной деятельности, основанного на методе проектов  – итоговый сбор. Он проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свой план в каком-либо центре активности (искусства, науки, математики, строительства, игры, песка и воды и т. п.). Задачи итогового сбора: предъявить индивидуальные достижения и общие итоги работы в центрах активности; организовать процесс рефлексии, обсудить, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели; наметить последующие шаги (перспективы развития проекта). Еще одна не менее важная задача состоит в том, чтобы пробудить энтузиазм, вселить в детей чувство уверенности в том, что они могут быть успешными: «Смотри, какие интересные работы получились у Ани, Юры. Если ты захочешь…».

На итоговый сбор дошкольники приносят все то, что они успели сделать – рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями, испеченный пирог или приготовленный салат (коктейль и т.п.). На местах остаются только те виды работ, которые «не перенесут» транспортировки – например, конструкции из крупного строительного материала, постройки из песка. Это вовсе не означает, что они останутся без внимания всей группы. Дети смогут обсудить и оценить плоды деятельности строителей после того, как будут рассмотрены материалы, доставленные на ковер. Все работы раскладываются в центре ковра возле своих мастеров, которым нужно будет представить то, что они сделали. Каждый ребенок может испытать чувство удовлетворения, поскольку его труд важен, отмечен всеми. В данном случае важно чтобы воспитатель умел организовать и активизировать процесс рефлексии, поддержать положительную самооценку детей при анализе своих достижений и перспектив, определить их значимость для всей группы: «Теперь наша группа будет украшена рисунками Иры и Сережи».

Развивающие вопросы для итогового сбора направлены на стимулирование интеллектуальной и коммуникативной активности, на пробуждение рефлексивности: Кто хочет рассказать о своей работе? Что было самое интересное? Ты выполнил большую или меньшую часть своего плана? Получилось ли у тебя то, что ты задумал? Что бы ты хотел завершить и когда? Что бы ты решил изменить? Что легче/труднее всего было сделать? Как тебе удалось включить … (Алешу, маму Игоря) в работу вашей команды? Тебе было трудно или легко справиться с работой? Какой совет ты дал бы тому, кто решит повторить твой план? Планируешь ли ты продолжить работу?

Общее время итогового сбораможет меняться от 5 до 10 минут в зависимости от возрастной группы, обилия «продукции» и энтузиазма участников.

Продолжительность работы по теме. В отличие от учебного занятия работа по теме может длиться столько дней, сколько у взрослых будет сохраняться творческая и методическая готовность поддерживать ее новыми идеями и ресурсами, а у детей – интерес к выбранному содержанию. Продолжительная работа по теме позволяет детям попробовать свои силы в различных видах деятельности именно в то время, когда у них возникает в этом потребность. Иногда ребенок несколько дней подряд только наблюдает за действиями других детей, прежде чем решается включиться в работу. В рамках общей темы он может работать над своим индивидуальным проектом. Некоторые дети могут пропустить несколько дней по какой-то причине или не успевать завершить запланированное, в этом случае длительность темы позволяет включиться в работу в любой момент.

Принцип открытости реализуется за счет безусловного признания выдвинутых детьми идей (можно вносить любое предложение); за счет возможности постоянно пополнять идеи общего плана, привлекая в качестве дополнительного ресурса членов семьи и социальное окружение; за счет права и возможности неоднократного выполнения того или иного запланированного действия (в новых условиях, с новым материалом, в новых партнерствах, на качественно новом уровне); за счет уникальной возможности не пропустить тему в случае отсутствия ребенка в течение нескольких дней; за счет того, что у дошкольника остается право не участвовать в выработанной теме, несмотря на то, что он, возможно, сам ее и инициировал – он может выбрать для себя другое дело; за счет привлечения самых разноплановых дел и действий, направленных на разностороннее раскрытие темы.

Принцип диалогичности проявляется в обсуждении плана, в предложении видов деятельности и способов действий всеми участниками группового сбора.

Принцип рефлексивностираскрывается в том, что и у детей, и у взрослых есть общая тема для обсуждения, создано единое смысловое поле (в противовес ситуациям, когда план полностью составлен воспитателем и ребенок узнает о теме работы только в начале самого занятия).

Даже краткий, далеко не полный анализ показывает, что совместное планирование – план, ориентированный на ребенка, – позволяет говорить о целенаправленном развитии каждого дошкольника как равного партнера совместной деятельности, об активизации инициативы и творческих способностей, о возможности получения детьми широкого круга представлений по выбранной теме без назидания и давления со стороны взрослых, об обеспечении каждому ребенку права выбора вида деятельности, формы познания.

Подведение итогов

Есть еще один компонент дневного цикла «План-дело-анализ» – итоговый сбор. Чем итоговый сбор отличается от утреннего?

Итоговый сбор проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свой план в каком-либо Центре активности (искусства, науки, математики, строительства, игры, песка и воды и т. п.)

Задачи итогового сбора – организовать процесс рефлексии; продемонстрировать общие итоги работы в Центрах активности; обсудить, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели; наметить последующие шаги (перспективы развития проекта). И еще одна, не менее важная, но скрытая от детей задача – заразить энтузиазмом и вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут сделать хорошо, если захотят («Смотри, какие интересные работы получились у Ани, Юры…».)

Во время итогового сбора актуализируется умение воспитателя организовать и активизировать процесс рефлексии, поддержать положительную самооценку детей при анализе своих достижений и перспектив, их значимость для всей группы: «Теперь наша группа будет украшена рисунками Иры и Сережи».

На итоговый сбор дошкольники приносят все то, что они успели сделать – рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями, испеченный пирог или приготовленный салат (коктейль). На местах остаются только те виды работ, которые «не перенесут» транспортировки – например, конструкции из крупного строительного материала, постройки из песка. Это вовсе не означает, что они останутся без внимания всей группы. Дети смогут обсудить и оценить плоды деятельности строителей после того, как будут рассмотрены материалы, доставленные на ковер. Все работы раскладываются в центре ковра возле своих мастеров – им нужно будет представить то, что они сделали.

Развивающие вопросы для итогового сбора направлены на стимулирование интеллектуальной и коммуникативной активности, на пробуждение рефлексивности. Вот примеры вопросов, адресованных одному исполнителю или всей команде: Кто хочет рассказать о своей работе? О чем нам расскажет команда, которая работала в Центре науки? Кто сегодня отчитывается за Центр песка и воды? Какие трудности ты встретил? Что было самое интересное? Что тебе удалось сделать сегодня? Какую часть работы (проекта) ты завершил? Ты выполнил большую или меньшую часть своего плана? Насколько он успешен? Получилось ли у тебя то, что ты задумал? Что из задуманного тебе удалось? Что бы ты хотел завершить и когда? Что бы ты решил изменить? Что легче всего было сделать? Как тебе удалось включить … (Алешу, маму Игоря) в работу вашей команды? Тебе было трудно или легко справиться с работой? Почему ты использовал эти материалы? Почему ты решил начать работу с …? Как ты предполагаешь завершить ее? Какие материалы можно еще использовать? Что можно изменить? Как ее можно улучшить? Где ее можно поместить (повесить)? Эта работа была для тебя интересна? Какой совет ты дал бы тому, кто решит повторить твой план? Планируешь ли ты продолжить работу? Что ты хотел бы посоветовать тем, кто будет работать в Центре науки завтра?

На итоговом сборе каждый ребенок может испытать чувство удовлетворения – его труд важен, отмечен всеми. Он не просто играл, он трудился. Общее время итогового сбораможет меняться, в зависимости от возрастной группы и обилия «продукции» (от 5 до 10 минут).

Принцип открытости по-прежнему реализуется в нескольких направлениях:

ребенок имеет право участвовать или не участвовать; представить или не представлять результаты своего дела; о работе, осуществленной в подгруппе (в партнерстве), говорить одному или по очереди с другими членами команды; предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель; принять решение о продолжении (завершении) начатой работы в другое время.

Принцип диалогичности сохраняет за всеми участниками итогового сбора возможность вхождения в беседу по поводу выполненной работы, полученного результата, перспектив ее продолжения, социальных ситуаций, способствовавших или, напротив, помешавших получить желаемый результат. Состоится диалог, в котором аргументы сторон будут услышаны.

Принцип рефлексивности заложен внутри первых двух и является основой для осознания себя каждым ребенком как субъекта собственной деятельности, социальных отношений, субъекта познания. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности в каких-либо видах деятельности, перспективах или трудностях. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляция поведения.

В итоге совместное планирование и участие детей в открытых учебных тематических проектах ведут к следующим результатам:

формирование у детей активной позиции;

приобретение навыка самоопределения в деятельности;

готовность к самостоятельным действиям и ответственности за свой выбор, достижение/не достижение поставленной цели;

принятие детьми и взрослыми различий в способах достижения поставленной цели;

понимание и принятие детьми и взрослыми разности интересов и потребностей у разных людей;

воспитание чувства независимости от прямой опеки взрослых;

развитие интересов и потребностей, склонностей к определенному виду деятельности;

возможность развития в том направлении и в том темпе, которые свойственны ребенку;

возможности для самовыражения в наиболее успешной области.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 175.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...