Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КАК ПРОВЕРИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ




Анализ инициатив детей (общее количество идей, количество детей-инициаторов, направленность инициатив). Такая информация дает представление об инициативности детей, как присущем им качестве личности. Анализ и осмысление идей одного ребенка за определенный период времени создает прецедент для выдвижения гипотез (или подтверждения гипотез) о его лидерских качествах, об избирательности его интересов, о его сильных сторонах, о ведущем способе его учения, о его социальном статусе в группе. Анализ планов за несколько лет позволяет сделать вывод о том, как менялась групповая динамика в отношении детской инициативности, какие изменения произошли в наборе информационных средств, к которым обращаются дети, как меняются типы деятельности, и какое место каждая из них занимает в инициативах детей.

Положительной динамики можно ожидать только тогда, когда стимулирование инициативы и обсуждения идей, совместное планирование и обеспечение условий для реализации плана были системой, а не эпизодом.

Анализ эффективности педагогических действий

Метод проектов позволяет каждому ребенку реализовать свое право на инициативу и самостоятельность, приобрести и проявить начала ключевых компетентностей, развить навыки рефлексивности, получить личностно-значимые знания, собственный опыт учения. Для оценки результатов педагоги могут проанализировать содержание планов, разработанных совместно с детьми. Предметом анализа будут: общее количество предложений (инициатив), полученных от детей; направленность инициатив; количество детей-инициаторов; изменения в наборе учебных действий, источников информации, к которым обращаются дети, изменения типов деятельности и место каждой из них в инициативах детей. Преобладание инициатив взрослых вполне объяснимо в начале работы с использованием технологии «План-дело-анализ», но в конце года эта ситуация должна измениться в пользу детей. Отсутствие такой динамики является поводом к осмыслению ситуации в их развитии, к анализу эффективности действий взрослых, их готовности вести образовательную деятельность в недирективных формах. В качестве примера приведем выборки из тематических планов двух групп.

Младшая группа (3–4 года), начало года, начало работы по технологии «План-дело-анализ». Тема «Лошадки»

Общее количество инициатив – 5

Центр искусства Центр математики Центр книги

Центр игры

Центр движения

Центр науки Центр кулинарии
1 - 1

2

-

- 1

Содержательная направленность инициатив, имена детей-инициаторов

Рисовать травку (Аня)   Почитать книжку (Аня) Помыть лошадку (Влад)

 

 

Приготовить угощение лошадке (Оля)
                 

 

Младшая группа (3-4 года), конец учебного года. Тема «Животные»

Общее количество инициатив – 16

Центр искусства Центр математики Центр книги Центр игры Центр движения Центр науки Центр кулинарии
4 2 3 4 2 - 1

Содержательная направленность инициатив, имена детей-инициаторов

Нарисовать кошку и собачку (Женя) Слепить мисочку (Уля) Раскрасить картинки про животных (Аня) Нарисовать барашка (Сема) Посчитать, сколько зверей (Аня) Посчитать домики, в которых они живут (Сема) Почитать книжки про зверей (Дима) Рассказать про волка и про лисичку (Оля) Сделать книжку про мою собачку (Денис) Сделать домик для мишки (Лена) Построить зоопарк (Олег) Сделать из песка норку (Сим) Угостить всех (Уля) Научиться прыгать как зайчик (Аня) Поиграть в игру «У медведя» (Денис)   Приготовить угощение из ягодок (Лена)

 

Для младшей группы характерно небольшое общее количество инициатив (5 на начало и 16 на конец года), тем не менее, динамика заметна даже в пределах одного года. В основном дети проявляют инициативу в продуктивных видах деятельности и в игре. Характерно небольшое количество детей, инициирующих действия (4 ребенка на начало) и увеличение количества детей-инициаторов к концу года (9 детей).

Подготовительная группа (6–7 лет), третий год работы по технологии «План-дело-анализ». Тема «Путешествие по Австралии»

Общее количество инициатив – 39

Центр искусства Центр математики Центр книги Центр игры Центр конструи-рования Центр науки Центр кулинарии
5 7 8 7 5 5 2
Нарисовать кенгуру (Ваня) и пальмы (Катя)какаду (Женя); нарисовать австралийские города (Кирилл);сделать подарки для австралий-цев (Оля)     Сосчитать, сколько всего животных и птиц живет в Австралии (Лена); решить примеры, составить задачи (Кирилл); найти одинаковых или похожих животных, птиц, рыбок; написать цифры от 0 до 20; сосчитать овец, коал, дома и еще что-нибудь (Сеня); работать с карточками (Миша) Найти картинки и фотографии (Настя); составить рассказ про Австралий-ских животных (Кирилл); прочитать слова по теме, дописать буквы (Стас); выучить стихи (Дима); придумать загадки, решить кроссвор-ды (Ваня); Пригла-сить папу (Леня) Играть в путешест-вие (Илья); сделать заповедник для зверей; собирать паззлы (Дина); сделать море и острова (Егор); найти сокрови-ща и составить список (Стас); поймать морских обитате-лей и составить список (Ваня); играть в «австра-лийские» игры (Женя) Построить корабль, самолет (Женя); аэродром, порт (Ваня); город (Дима)   Узнать, какие города, реки и моря есть в Австралии найти их на карте (Денис); как называют-ся люди, которые там живут (Ваня); узнать живут ли там гепарды (Лиза) почему земля красного цвета (Рома) по каким деревьям лазает коала (Денис) Приготовить салатики для гостей (Ира) Научиться делать австралий-скую еду (Рома)  

 

Общее количество инициатив – 39; предложения есть во всех видах деятельности; детьми инициируются учебные действия (сосчитать, работать с карточками, записать слова, составить список, выучить стихи, прочитать, найти на карте и пр.); учебные действия включают, в том числе, и традиционно детские виды деятельности – игру, конструирование; значительно увеличивается количество детей, проявляющих инициативу (18). Идеи и инициативы детей выходят за рамки привычного содержания: если бы эту тему и содержание спланировали взрослые, правомерно было бы говорить о «забегании вперед». В ситуации, когда тема и формы работы исходят из интересов детей, правильнее говорить о «соответствии образовательного процесса интересам и потребностям детей». Количественный анализ предложений дает, с одной стороны, представление об инициативности детей, как присущем им качестве личности, а, с другой, об адекватности поведения воспитателя, как «стимулятора» инициативности. Анализ и осмысление идей одного ребенка за определенный период времени дает основание для выдвижения или подтверждения гипотезы о его лидерских качествах, направленности и избирательности его интересов, сильных сторонах, ведущем способе учения, социальном статусе в группе.

Важным источником получения информации и надежным дополнением к анализу документации служат педагогические наблюдения. Наблюдения позволяют сделать выводы о стартовом объеме информации, имеющейся у ребенка в начале и изменениях выражающихся в точности, детализированности, объеме информации в конце проекта; избирательности в выборе содержания, видов и способов деятельности, особенностях становления и проявления начал ключевых компетентностей, зависимости проявления компетентности от персональной значимости содержания, видов, способов выполняемой деятельности.

Общим эффектом использования технологии «План-дело-анализ» можно считать:

· формирование у детей активной позиции;

· приобретение ими навыка самоопределения и самоорганизации в деятельности (готовности делать выбор, нести ответственность за свой выбор и его последствия);

· принятие детьми и взрослыми различий в интересах, потребностях, способах и скорости достижения поставленной цели;

· воспитание чувства независимости от прямой опеки взрослых;

· развитие познавательных интересов и потребностей, склонностей к определенному виду деятельности, общеучебных умений, готовности учиться самостоятельно.

 

Анализ тем и содержания проектов. Можно отметить, что идеи детей относительно тем и содержания  проекта могут быть вполне традиционными для их возраста и дошкольного образования (транспорт, игрушки, животные, явления природы). Вместе с тем, темы и содержание могут выходить за рамки ожидаемого и привычного. Например, по инициативе детей возникали темы  «Инопланетяне», «Отражение», «Велосипеды». Такие темы отражают реальные интересы и познавательные потребности конкретной группы детей.

Как в традиционных, так и в не традиционных темах интересы детей включают внимание к объектам, их признакам, действиям, назначению, связям и зависимостям. Например, в теме «Динозавры» в зоне внимания детей оказалось разнообразие видов, особенности внешнего вида (строения), питания, способов передвижения, образа жизни динозавров, характер взаимоотношений между разными видами динозавров и другими животными, причины их исчезновения. В теме «Чай» любопытство распространилось на разнообразие видов чая (рассыпной, пакетированный, в брикетах; черный, зеленый, желтый, красный, белый; травяной, цветочный, лечебный и пр.; на способы приготовления разных видов чая, изучение стран, в которых растет чай и др.).  Главный результат анализа содержания инициированного детьми заключается в том, что взрослые (педагоги и родители) получают своего рода срез представлений детей о мире. Это могут быть вполне конкретные точные обширные знания и знания фрагментарные, искаженные, «неявные» (по определению Н.Н.Поддъякова). Результат анализа содержания проекта дает педагогам и родителям основание для того, чтобы пересмотреть и перераспределить свои усилия. Вместо того, чтобы преподносить детям знания, которые в данное время не занимают их сознание или известны им, придать проекту то направление познавательного поиска, которое будет реально актуально для детей. Анализ тем и содержания проектов дает основание для понимания того, что ни в одну образовательную программу, более того, ни в один перспективный и даже календарный план невозможно извне заложить содержание, которое однозначно заинтересует детей. Идти от реальных интересов и потребностей детей, значит вместе выбирать тему, содержание, планировать способы познания.    

 

Анализ готовности детей к планированию (умение определять цель или желаемый результат, необходимые действия). Педагогические наблюдения позволят увидеть, что есть дети, которые в основном генерируют идеи, инициируют действия; есть дети, предпочитающие принимать и выполнять идеи других; есть дети, умело организующие свою деятельность и деятельность других. Одни дети пробуют свои силы в различных видах деятельности, в тоже время другие, отдают предпочтения определенному виду деятельности и избирательно относятся к партнерам. Эти факты позволяют сделать выводы об избирательности в деятельности, об особенностях становления и проявления ключевых компетентностей, о ситуации в развитии конкретного ребенка, о зависимости проявлений компетентности от социальной ситуации, значимости содержания, видов, способов выполняемой деятельности для самого ребенка. Так развитие интеллектуально-познавательного компонента компетентности (знаний) проявляется в свободно выбираемом содержании образовательной деятельности, материалов, способов исследования, источников приобретения ЗУНов. Развитие аффективного компонента компетентности (интеллектуальных эмоций) проявляется в избирательном отношении к деятельности, партнерам, к своим достижениям и перспективам. Развитие волевого компонента – в стремлении преодолеть трудности и преграды на пути достижения поставленной цели.

В ходе наблюдений за детьми и на основе анализа документации проекта можно сделать вывод о том, какие организационно-педагогические условия (создание предметно-развивающей среды, поддержка инициатив детей, умение педагогов встроить их в образовательный процесс, поддержка детей в ситуации выбора, обеспечение прав ребенка как субъекта деятельности) помогали и какие явились факторами дестабилизации.

В целом, в результате проектной деятельности,  дети  избирательно проявляют инициативу в познании, в установлении и поддержании социальных контактов, в организации и реализации собственной и партнерской деятельности, их инициатива обусловлена внутренними мотивами (узнать, понять, сделать и т.п.), личными ценностями и ценностями социального окружения (прежде всего семьи), осознают свои достижения, затруднения и открывающиеся перспективы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...