Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вовлечение родителей в образовательную деятельность




В современных условиях, когда экономические задачи, которые необходимо решать родителям, становятся все сложнее, у многих из них не хватает времени и сил на то, чтобы реально практическими действиями участвовать в образовательной работе детского сада. Задача воспитателя способствовать тому, чтобы родители получали наглядно-представленные результаты развития детей, лучше понимали их интересы детей, поддерживали их начинания. Например, у родителей может вызывать беспокойство тот факт, что их ребенок «не занимается важными делами, предпочитает играть». Воспитатель может снять это беспокойство, познакомив родителей с образцами высказываний и рассказов ребенка, примерами того, как он скопировал буквы, слова, цифры. Просмотрев образцы и выслушав комментарии воспитателя, родители могут понять, что развитие ребенка идет успешно, могут поделиться с своими домашними наблюдениями. К тому же, перестав волноваться, родители не станут давить на своего ребенка, изнуряя его тренировками дома или походами на дополнительные занятия, рискуя отбить всякую охоту учиться. Информация, полученная от родителей, помогает педагогу понять, проявляет ли ребенок то, чему научился в детском саду, в домашних условиях. Например, когда группа детского сада № 82 «Малыш» приступила к работе над проектом «Шестиногий народец», пятилетний Артем давил всех кузнечиков, которые попадались ему под ноги. Однако, через какое-то время его мама, написала воспитательнице записку, чтобы сообщить, что отношение ее сына к насекомым изменилось: «У нас на даче живет множество кузнечиков... Теперь Артем ходит их навещать. Он говорит мне: «Мамочка, я пойду схожу к моим друзьям»

 

Наглядная демонстрация педагогического мастерства

Во многих дошкольных учреждениях и школах принято формировать Портфолио. В данном случае, мы говорим о Портфолио педагога, в котором концентрируются материалы, свидетельствующие об успешном овладении им современными развивающими технологиями.

Так как для нас принципиально важно видеть то, что педагог не просто знаком (знает) метод проектов, но активно пользуется им в работе с детьми, понимает сущностное отличие метода проектов от тематического подхода к организации образовательного процесса, то документирование материалов обязательно содержит практические свидетельства соблюдения паритета инициатив детей и взрослых в выборе тем, содержания, форм работы; достаточно обширные (не единичные) примеры результатов действий воспитанников группы.

Конечно, это далеко не полный перечень всех возможных способов документирования. Существует столько же разных способов, сколько путей постичь окружающий мир у активных, заинтересованных людей.

 

 

VI ГЛАВА

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ ПРОЕКТА

В этой главе мы предъявляем описание нескольких образовательных событий и предлагаем вам самостоятельно определить свое отношение к представленным материалам.

Попробуйте ответить на вопросы: можно ли назвать эти работы «тематическим образовательным проектом»? Насколько актуальна и доступна для детей предложенная взрослыми информация? Адекватны ли интересам и возможностям детей способы получения и использования информации по теме? Соответствуют ли они принципам открытости, практической направленности, диалогичности, рефлексивности?

Попытайтесь самостоятельно применить все полученные выше знания об использовании метода проектов в работе с дошкольниками.

Проект «Фотография»

(автор проекта Р. Налбалдян, воспитатель МДОУ № 1 «Тополек», ст. Незлобивая, Георгиевский р-н, Ставропольский край)

Раздел программы Учебный блок Блок совместной работы
1 Речевое развитие   Составление рассказов по фотографиям Составление альбома детских рассказов Составление алгоритма рассказов для защиты проекта Обогащение и активизация словаря по теме
2 Социальный мир. Краеведение Занятие «Моя родина-Россия» Беседы о малой и большой родине Рассматривание фотографий Незлобивой, Геогиевска, городов, природных зон России, Москвы Составление фотоальбомов «Города России», «Гергиевск», «Окрестности Незлобивой»
  Социально-нравственное воспитание     Составление рассказов на тему «Моя семья» Рассматривание семейных и групповых альбомов: Установление родственных связей, Традиции семей, Общий ход возрастного развития человека и обобщение изображений по возрастному признаку Многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми Элементарные представления о многообразии народов мира Проявление интереса к эмоциям и чувствам людей, осознание связи между настроением взрослых и поведением детей, понимание необходимости учитывать настроение сверстника Оформление фотоальбомов, фотомонтажа «Я расту», «Я и мои друзья», «Наши эмоции» Оформление генеалогического дерева
  Ознакомление с предметным миром   Рассматривание различных фотоаппаратов, предметов, помогающих создать фотографию Классификация по времени изготовления, по материалу, по размеру
3 Мир природы   Знакомство с профессией фотографа, фотожурналиста Встреча с фотографом
4 Исследова-тельская деятельность   Рассматривание фотографий с изображением объектов природы Сравнение фотографий с живописью Создание фотовыставки «Чудное мгновение» Опыты-эксперименты изготовление простейшего фотоаппарата из коробки, фотоаппарат в валенке, изменение цвета с помощью света, путешествие по реке времени
5 Изобразительная деятельность Рисование семейных портретов Создание рисованных фильмов Ознакомление с архитектурой. Разными видами архитектуры: промышленной, общественной, жилой, мостами и т.д.
6     Сюжетно-ролевые игры «Фотосалон» «Киностудия», «Фотожурналисты»
7 Математическое развитие   Рассматривание фотоальбомов: Ориентировка в пространстве Сравнение множеств Ориентировка во времени Сравнение по росту
8 Ознакомление с художественной литературой   Чтение энциклопедий, специальной литературы, заучивание стихов, загадывание загадок

      

 Форма защиты проекта (итоговое мероприятие): «Заседание клуба исследователей «Открываем мир».

Цель: развивать способности к поисковой деятельности: выделять проблему, определять задачи, планировать этапы своей работы в соответствие с поставленной целью, аргументировать свой выбор определять поиск и выбирать методы поиска, материалы.

Формировать умения систематизировать полученные сведения, составлять план – алгоритм отобранной для сообщения информации, развивать аналитическое мышление. Совершенствовать стиль партнерских отношений в детском коллективе, поддерживать стремление активно вступать в общение, высказываться.

Развивать качества личности детей: самостоятельность, любознательность, произвольность, креативность, свободу поведения, самосознание и самооценку.

Способствовать освоению культуры общения с незнакомой аудиторией, умению в новой обстановке, в непривычных условиях выбирать линию поведения, отвечать на поставленные вопросы.

Вызвать желание узнать новые интересные сведения о фотографии, фотоаппаратах, их видах, об истории возникновения и развития. Формировать желание участвовать в практической деятельности.

Совершенствовать и расширять словарь, формировать навыки грамматического строя речи, монологическую речь, умение задавать вопросы, развивать образность, выразительность речи, творческое воображение, образное и логическое мышление, память.

Воспитать ответственность, чувство самоуважения, собственного достоинства.

Ход заседания:

Заседание начинает президент клуба: Уважаемые гости! Вы помните, как вас в детстве упрашивали «посидеть спокойно» во время фотографирования. Фотограф, показывая на объектив фотоаппарата, говорил: «Сейчас вылетит птичка!». И вот на детской фотографии вы видите себя с распахнутыми от удивления глазами, замершими в ожидании птицы, живущей почему-то в темном скучном гнезде фотоаппарата. А может в этом домике с круглым окошком вовсе не темно и не скучно? Может быть, там живут какие-то умелые человечки, умеющие быстро рисовать? Мы решили все узнать о фотографии, фотоаппарате в своем исследовательском клубе «Открываем мир». Сегодня мы проводим заключительное заседание клуба, на котором расскажем, как мы изучали фотографию.

С планом исследования вас познакомит заместитель президента клуба Ксения Швецова.

Заместитель президента клуба: Уважаемые гости, я познакомлю вас с основными этапами нашего исследования. Итак, что же мы изучали о фотографии:

- что такое фотография, история ее возникновения и развития;

- жанры фотографии;

- фотоаппараты;

- фотографии в жизни человека.

Материал по теме был собран из энциклопедий, Интернета, из специальной литературы при помощи родителей и воспитателей.

В процессе работы нами была оформлена фото-выставка «Чудные мгновения». По фотографиям детьми придуманы рассказы и записаны воспитателями в специальный альбом.

В процессе исследования мы оформили 15 альбомов, путешествовали по «реке времени», создали генеалогическое дерево семьи, оформили несколько семейных альбомов в специальный альбом.

Президент клуба: Приступаем к обсуждению первого этапа нашего исследования: фотография, история ее возникновения. Слово предоставляется исследователю.

Первый исследователь: Фотография это получение рисунков с помощью света. Человек всегда хотел изобразить то, что видит. Давным-давно придумали такой ящик, который назвали камера-Обскура, что означает – темная комната. На одну сторону ящика прикрепили увеличительное стекло, а на противоположной поставили лист бумаги. Свет проникал через увеличительное стекло и отражался на листе бумаги. Он показывал точный рисунок того, что хотели изобразить. Карандашом обводили полученное на бумаге изображение.

Второй исследователь: Такой способ получения изображения был очень долгим. Нужно было придумать такой способ, чтобы изображение нарисовалось самостоятельно. В этом человеку помогли вещества, которые изменяли цвет предмета при помощи света. Французский ученый Жозеф Ньепс придумал оловянные пластинки, которые вставлялись в камеру Обскура вместо бумаги. Через 10 лет французский художник Луи Даггер эти пластинки покрыл серебром, а еще через 10 лет появилась фотопленка и негативы.

Третий исследователь: Увеличенное с пленки изображение стали переносить на плотную фотобумагу. Появились первые фотографии на фотобумаге. Появились первые фотографы. Они открыли мастерские и стали фотографировать людей, но только при ярком свете. Ночью и вечером фотографировать они не могли. Это было очень неудобно, и люди придумали лампу- вспышку. Теперь фотографы стали фотографировать в любое время суток. Сначала фотографии были черно-белые. Цветные появились позже.

Президент клуба: Уважаемые члены клуба, наши исследователи готовы ответить на ваши вопросы.

Члены клуба задают вопросы. Исследователи на них отвечают.

Вопросы:

Кто рисует быстрее всех в мире? Быстрее всех в мире рисует фотоаппарат – надо только зарядить его фотопленкой, направить на объект и нажать кнопку. Свет сразу нарисует изображение.

Почему фотография получила название «живопись для бедных»? Раньше только богатые люди могли заказать художникам свои портреты, а с появлением фотографии, портреты стали доступны и бедным. За это художники и дали название фотографии «живопись для бедных».

Что такое «живая фотография»? Живая фотография – это кино, где несколько фотографий склеиваются друг с другом и быстро прокручиваются.

Президент клуба: Переходим к обсуждению второго этапа нашего исследования: «Жанры фотографии».

Заместитель президента клуба: По этому вопросу выступят (называет их).

Четвертый исследователь: Я расскажу о пейзажном жанре. Самая первая фотография представляла собой вид на городские крыши. Это и был архитектурный пейзаж. С помощью архитектурного пейзажа мир увидел архитектуру Древнего Египта, Древней Греции. Если архитектурный пейзаж у фотографов получился сразу, то снимки с изображением природы не получались из-за движения листвы, травинок на воздухе.

Пятый исследователь: Я исследовала жанр фотографии натюрморт. Этот жанр появился с первыми фотографиями. Предметы. Которые фотографировали фотографы, стояли неподвижно. Совсем мало перемен произошло в развитии этого жанра. Современные фотографии почти не отличаются от сделанных давным-давно.

Жанр натюрморт в настоящее время широко используется в рекламе. Фотографы фотографируют для рекламы продукты питания, детские игрушки, одежду, обувь, машины и многое другое. Рекламная фотография имеет большое значение для человека.

Шестой исследователь: Раньше, чтобы фотографироваться, нужно было не двигаясь и не моргая просидеть перед фотоаппаратом несколько минут. За это время можно посмотреть целый мультик. Были придуманы даже специальные голово-держатели, чтобы человек мог находиться в неподвижном состоянии. Так появился портретный жанр. Он стал использоваться в различных документах. Портретный жанр запечатлел в памяти людей выдающихся композиторов, художников, писателей, артистов, политиков.

Седьмой исследователь: Одним из видов фотографии является жанровая фотография. Она показывает нам повседневную жизнь. Раньше, чтобы снять жанровую фотографию, фотограф приглашал людей, одевал в специальные одежды, расставлял их по сюжету и фотографировал. Сейчас жанровая фотография делается без специальной подготовки. Даже летящую пулю можно снять с помощью современного фотоаппарата. Жанровая фотография привела к появлению профессии фотожурналиста.

Президент клуба: Уважаемые исследователи, есть ли у вас вопросы по теме «Жанры фотографии»?

Вопросы:

Что такое высотная фотография? Высотная фотография – это фотография, сделанная с высоты птичьего полета, летящего самолета, межпланетной станции в помощь синоптикам, экологам, геологам, подводникам и другим.

Какой жанр самый трудный? Самый трудный фотожанр – портретный, особенно детский, так как ребенок находится в постоянном движении.

Президент клуба: Переходим к обсуждению третьего этапа темы «Фотоаппараты».

Заместитель президента: по данной теме выступят (представляет детей).

Восьмой исследователь: Первый фотоаппарат появился еще в древности. Он назывался камера-Обскура. Потом появились большие фотоаппараты с гармошкой. Гармошка позволяла двигать линзу вперед-назад. Затем появились металлические фотоаппараты с крышкой на объективе. Крышка снималась во время съемок.

Со временем фотоаппараты становились все меньше и меньше. Появились фотоаппараты для воздушных съемок и даже для фотографирования солнечных затмений.

Девятый исследователь: В наше время появились зеркальные цифровые фотоаппараты. В них вместо фотопленки вставляется пластинка и маленький компьютер. Недавно японская фирма «Минолта» выпустила фотоаппарат мыльницу. Он работает под водой на глубине 8 метров. Если нечаянно его уронить, он не утонет, так как у него есть поплавок, с помощью которого фотоаппарат мыльница всплывет. Сейчас даже есть фотоаппараты вмонтированные в сотовые телефоны. У моей мамы есть такой.

Десятый исследователь: Фотоаппаратов на свете очень много, больших и маленьких, простых и сложных. Московский мастер Михаил Маслюк сделал фотоаппарат, который меньше макового зернышка. Фотографии, сделанные этим фотоаппаратом можно рассматривать только под микроскопом. А самый большой фотоаппарат весит 27 тонн. Это как три паровоза вместе.

Президент клуба: Уважаемые члены клуба, прошу задавать вопросы.

Вопросы:

Почему раньше фотоаппарат были в виде гармошек? Потому что так их было удобнее переносить.

Что бы вы сняли скрытой камерой? (Ответы детей).

Президент клуба: Переходим к рассмотрению последней части нашего исследования.

Заместитель президента: По этому вопросу выступят (представляет детей).

Одиннадцатый исследователь: мы не раз слышали о чудо-зеркальце, которое позволяет видеть через расстояние и годы. Мы понимаем, что сказка есть сказка и нельзя ожидать, что все заключенные в нее чудеса. Фотография стала тем зеркальцем, которое позволяет видеть через годы и расстояние.

Двенадцатый исследователь: все знают, что спутники каждый день передают на Землю сотни снимков. Фотоаппараты–автоматы снимают визитки, биологи устанавливают фотоаппараты в теплицах, чтобы изучать расстения, следить за их ростом. Судебные эксперты снимают аварии, преступления.

Тринадцатый исследователь: С помощью фотографии мы познакомилисьс интересными уголками нашей страны. Как будто увидели своими глазами столицу нашей Родины Москву, московский кремль, метро, университет, в котором, может быть, кто-то из нас будет учиться через 10 лет. На фотографиях мы увидели различные памятники, здание Большого театра, Останкинскую башню и многое другое. Благодаря фотографиям Москва стала нам ближе и роднее.

Четырнадцатый исследователь: Многие фотожурналисты снимают шаг за шагом события, происходящие в стране и за рубежом. Это строительство заводов, фабрик, электростанций и многое другое. Человек с фотокамерой снимает как люди строят города, добывают нефть из земли, газ, уголь, строят железные дороги и многое другое.

Мы встречаемся с фотоискусством на выставках, в книгах, журналах, газетах.

Президент клуба: Я думаю, по этой теме у нас тоже есть вопросы.

Как в медицине используется фотография? С помощью специальной аппаратуры делаются снимки всех органов человека для того, чтобы определить болезнь и назначить лечение.

Чем отличается глаз человека от фотоаппарата? Глаз человека не может видеть все, а глаз фотоаппарата видит и фиксирует даже маленькие детали и оставляет на долгие годы.

За что мы ценим фотографию? Мы ценим фотографию за информацию, за научные и художественные снимки.

Президент клуба: В заключении заседания нашего клуба исследователи прочтут стихи, посвященные проекту и написанные воспитателем нашей группы Гуровой Н.П.

Наше заседание завершилось, благодарю всех исследователей за проделанную работу. Спасибо взрослым за участие и приглашаю всех сфотографироваться на память.

 

Проект «Киты»

Многие дошкольники в то, или иное время проявляют интерес к китам и оказываются заинтригованными этими большими животными. Заметив, что утром несколько детей говорят о китах, воспитательница предложила им продолжить разговор на утреннем круге. Один из детей сказал, что существуют несколько видов этих животных, в частности, есть голубой кит и кит-касатка. Другой ребенок возразил, говоря, что все киты одинаковы. Третий твердо заявлял, что киты опасны. Опыт четвертого подсказывал ему, что есть и добрые киты. Так завязалась большая дискуссия, в конце которой дети горели желанием расспросить о китах своих родителей или найти какую-то информацию о них в книгах.

На следующий день один ребенок пришел в сад с книгой о китах, а другой сказал, что его мама изучает китов в университете. Дети с большим желанием листали книгу, прислушивались к высказываниям друг друга, рассматривали иллюстрации и затем продиктовали воспитателю приглашение для мамы-ученого с предложением прийти в группу и рассказать об этих животных.

Через несколько дней, дети рисовали картинки для своих книг о китах, делали китов из фольги и пускали их в воду, слушали записи звуков, которые издают киты. Они проявили интерес к проблеме сохранения китов и выражали озабоченность тем, что их продолжают убивать.

Рассказывая о размерах китов, воспитательница предложила детям прикинуть, какую площадь мог бы занять кит. Тогда дети с помощью рулетки измерили комнату и обнаружили, что кит никак не уместится. Затем они обсудили возможность «построить» кита из больших коробок. После сбора коробок дети обнаружили, что собранных коробок недостаточно для заполнения китовых размеров. С помощью воспитателя дети продолжили выяснять длину кита, пользуясь веревками, и, наконец, приняли решение «построить китенка», коробки для которого они продолжат собирать дома. «Китовый проект» завладел вниманием группы, не иссякал более месяца и поддерживался устойчивым интересом трех детей.

Вопросы для анализа:

Как возникла тема проекта?

Можно ли было ограничиться простым информированием детей о китах? Кому из детей может быть предназначена информация в первую очередь? Какую форму информирования вы могли бы предложить?

Какие действия педагога активизировали интерес детей к китам? На какие стороны личности опирался педагог? Какие способности проявили дети? Какие знания и навыки актуализировались в ходе проекта? О проявлении каких компетентностей можно говорить? Что вы можете сказать о плане работы с детьми? Подтверждает ли этот пример, что дошкольники способны к глубокому исследованию предмета?

 

VII ГЛАВА










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 170.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...