Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Какие права и возможности должны быть у воспитателей?




В традиционном обучении воспитатель – эксперт, человек, который передает знания, умения и контролирует их присвоение детьми, наставник, поучающий ребенка. В открытом для инициатив ребенка образовании, воспитатель занимает позицию помощника, поддерживающего инициативу ребенка, облегчающего решение выбранных им задач, он является одним из источников информации, удерживающим культурную рамку, ограничивается статусом «ресурсной личности». Следовательно, у воспитателя должно быть право на импровизацию, на следование за инициативой детей, на проживание темы вместе с детьми в том темпе и в той направленности, которую задают дети.

У воспитателя должно быть право на привлечение к реализации проекта других членов команды. Традиционно в российском дошкольном образовании специалисты реализуют свои парциальные программы (это может быть раздел общеобразовательной программы или авторская программа). Метод проекта предполагает (и основывается) на сотворчестве всех участников образовательного процесса. 

Какие права и возможности должны быть у детей в группе?

Право свободного общения.

Возможность проявления инициативы, самоорганизации и самостоятельности.

Возможность свободы выбора и ответственности за результаты принятого решения.

Возможность сотрудничества с разными людьми.

Немного подробнее?

Общение друг с другом означает открытость для дру­гих и желание учиться. В этом случае дети услышат раз­ные мнения об одном предмете, разные версии события, явления, высказывают свои идеи, ожидания, опасения. Чтобы высказывать свои идеи, мнение нужно доверие, ощущение и твердое знание равноценности каждого. Это созда­ет пространство свободы для индивидуальных взглядов детей и педагогов, и в тоже время, дает возможность договариваться о всеобщих правилах поведения в группе.

Потребность в самостоятельности опирается на тот факт, что дети стремятся к автономности, по природе своей они активны и склонны к за­нятиям, способствующим самооткрытию. Оптимальное использование самостоятельности требует систематичес­кого развития этого качества. Самостоятельность означа­ет то, что дети учатся нести ответственность за собствен­ные планы и занятия, за свои поступки. Это предполагает, что дети должны уметь и иметь право делать выбор, опре­делять собственные цели, знать, чему они хотят научить­ся, вносить предложения, не бояться брать на себя иници­ативу, разрабатывать и выполнять планы, распределять обязанности, не бояться обращаться за помощью, знать, что они могут. Таким образом, дети получают возможность самостоятельного решения проблем, благодаря чему они учатся думать, поступать творчески. Самостоятельность означает свободу. Свобода непосредственно связана с ответственностью. То есть, у свободы есть границы. Границы свободы заложены в совместно выбранной теме интегрированного комплексно-тематического проекта, в согласованном плане действий, в выбранном задании, в ожидаемом результате, в следовании правилам группы.

В ходе проектной работы ребенок учится быть свободным:

в выборе вида деятельности, а так же материала, способа, места работы

в определении последовательности своей работы.

в использовании разнообразных источников.

в сотрудничестве с другими детьми или взрослыми.

в использовании и распределении своего времени, благодаря чему создается возможность более длитель­ное или более короткое время работать над темами.

Не все дети способны справляться с одинаковой сте­пенью свободы и поэтому будут неодинаково работать самостоятельно. Кто-то инициирует тему, способ действия, а кто-то принимает. Кто-то действует сам, путем проб и ошибок, а кто-то изначально просит помощи взрослого. Кто-то предпочтет коллектив сверстников, кто-то будет тя­нуться за воспитателем, а кто-то чувствует себя комфортно, работая в одиночку. В этой связи чрезвычайно важно, чтобы взрослые были готовы и обеспечивали и свободу, и индивидуальную поддержку, и помощь.

Совместная работа, сотрудничество

Для каждого человека важно научиться жить рядом и вместе с другими людьми. Любое общество строится на совместной работе, сотрудничестве. В большом обществе, где возможна большая избирательность, и тем более в ма­леньком, нужно уметь работать в коллективе, в команде.

Важно, чтобы дети с раннего возраста учились уста­навливать контакты с другими людьми: и детьми, и взрос­лыми, учились считаться друг с другом, помогать, распре­делять работу, приходить на помощь, понимать возмож­ности и потребности других людей.

Совместная работа способна оказывать стимулирую­щее воздействие на мыслительный процесс и нередко при­водит к новым идеям и решениям, вследствие этого, действия становятся более эффективными, а учебный результат значительнее. У детей появляется осознание того, что они связаны с другими в своей работе, что успеха они могут достигнуть только тогда, когда и другие достигнут успеха.

И вновь к началу: в совместной работе важно, чтобы постоянно осуществлялось личное взаимодействие – об­щение. Во время общения в совместной деятельности раз­виваются способности к адаптации в разных социальных ситуациях, социальные навыки.

 Все это может привести:

К взаимному оказанию целенаправленной помощи и поддержки.

К совместному поиску, обмену и обработке информации.

К умению критично относиться к противоречивой информации.

К активной поддержке целей группы.

К оказанию влияния и принятию влияния.

Приобретению и оказанию доверия.

Желанию достижения общего успеха, реализации общих интересов.

Чувству внутреннего комфорта и отсутствию  стрессовых состояний.

Свобода, самостоятельность, совместная работа – три принципа, на которых должна строиться работа в группе.

Вместе с тем, эти «три принципа» и «три составные части» хороши в том случае, если чем-то объединены. Например, общей темой (содержанием) или общей задачей.

Общее содержание, общая задача, в рамках, в ко­торых каждый ребенок свободен и самостоятелен, может привести, например, к следующим эффектам:

Для успешной проектной работы, значимых учебных достижений каждого ребенка, важно, чтобы у детей были: коммуникативные навыки; организационные способности; решительность; доверие; умение обходиться с конфликтами. Это навыки, которые и проявляются, и приобретаются в совместной работе при условии доверия, самостоятель­ности, свободы и ответственности.

 

ФОТО – папка «Обсуждение и планирование»

Вопросы, которые часто задают воспитатели

Есть несколько вопросов, которые традиционно задают воспитатели на семинарах, посвященных методу проектов: 1) Как можно «пройти» образовательную программу, если вместо выверенной системы знаний и разработанных учеными методик обучения дошкольников, предлагается использовать «спонтанное, практически не программируемое действо»; 2) Где гарантия того, что дети «не уведут» нас в такие темы, которые не предусмотрены образовательными программами; 3) Сколько тем должно/ может пройти за учебный год и нужно ли заранее определять тематику проектов; 4) Как можно подготовить детей к школе, если они не занимаются каждый день «учебными делами». Будут ли дети успешны в школе; 5) Как обеспечить занятость в проекте каждого ребенка? Что будет показателем его развития?

Начнем с вопроса об успешности в школе.

Успешным в школе, скорее всего, будет тот ребенок, ко­торый хорошо адаптирован в социальных отношениях – умеет устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками, не стесняется и умеет задать вопрос, умеет организовать свое место и время, умеет связно высказывать свои мысли, работать с книгой и другими источниками информации.

Как вы считаете, будут ли обладать ваши дети, прошедшие «школу» инициирования и активного участия в проектах, такими способностями?

С другой стороны, стереотипные ожидания части роди­телей и части учителей в отношении показателей го­товности ребенка к обучению в школе, давно и твердо под­вергаются справедливой критике: что будут делать учите­ля начальных классов, если ребенок приходит в первый класс уже читающим, решающим задачи?

Конечно, мы ориентируемся и на эти ожидания родите­лей, особенно в том случае, если ребенок  сам проявляет инте­рес к чтению, письму.

Посмотрите, как помогают подобранные формы рабо­ты ненасильственному освоению букв, цифр, чтения и пись­ма. Более того, мы с вами даем возможность овладения этими важными способностями не только детям старшего, выпускного возраста, но и более младшим. У них посте­пенно и раньше будет формироваться интерес, потреб­ность к овладению чтением и письмом, так как эти дей­ствия «пронизывают» каждый день, все темы, но не зас­тавляют заниматься этим формально, обязательно.

А вот ответ на один из главных вопросов: Как можно «пройти» образовательную программу, если вместо выверенной системы знаний и разработанных учеными методик обучения дошкольников, предлагается использовать «спонтанное, практически не программируемое действо».

Детство, по общепринятому убеждению и утверждению – самоценная пора, пора счастья и открытий, пора само­познания, вдохновенной игры и учения с удовольствием.

В нашем случае дети играют, потому что у них ЕСТЬ вре­мя для игры, и ЕСТЬ обширное содержание для игр, которое они черпают из содержания тематических проектов. Играют, потому что никто не обязывает их в «определенное время обязательно садиться за столы/парты и заниматься». Тему выбирали /или обсуждали все вместе, что будет происходить заранее известно, так как и планировали работу вместе. А вот работа на каждый день – право выбора самого ребенка. Взрослый напоминает/помогает детям вспомнить что (кем, как, когда) уже сделано, рассказывает, какие материалы и где подготовлены на сегодняшний день, поясняет, где и чем будет сегодня занят он сам, НО не распределяет детей «по рабочим местам», оставляет за ними право самостоятельного принятия решения. Часть детей, совершенно правомерно, выбирают игру, а не какие-либо действия в рамках темы проекта. Свобода выбора и самостоятельность в принятии решений позволяет дошкольникам переходить от игры к работе в центрах тогда, когда у них возникнет желание. Многие воспитатели знают такую особенность своих воспитанников: даже если они играют в игры не связанные с темой проекта/занятия, как ни странно, оказываются «в курсе» того, что происходит вокруг – ушки у них, что называется «на макушке». А в игре, как известно, ребенок учится не просто не менее, но заведомо более эффективно, чем на занятиях, к которым взрослый привлекает их «через не хочу».

Если помнить о том, что образовательная программа детского сада это, прежде всего, ценностно-целевые ориентиры для взрослых (а не документ для исполнения детьми), то профессионально грамотный педагог знает, что реализовать задачи развития можно на любом содержании. Так, например, чтобы научить ребенка сравнивать вовсе не нужно усаживать его за стол, выкладывать перед ним карточки с двумя полосками и подбирать две группы предметов. Можно практиковаться в сравнении количества глубоких тарелок на обеденном столе и ложек к ним, количества детей и кроваток, больших и маленьких машин в строительном уголке.

В «спонтанном, практически не программируемом действии» в рамках тематического проекта все концентрировано на том, чтобы дети учились главным жизненным навыкам – инициативе (познавательной, деловой, сотруднической), самостоятельности и ответственности за принятое решение, управлению свободой, практическим действиям. Но происходит это самым естественным образом.

Опытные педагоги вносят ремарку в вопрос: «группы разные». Разные не только по возрасту, но и по уровню «готовности к свободе и самостоятельности», «познавательной активности», направленности и проявленности интересов. Действительно так. Но эти «разные группы» всегда состоят из отдельных детей, а дети, как известно, тоже разные. Проблема (если она есть), как правило, не в детях, а во взрослых, которые переносят на детей свою собственную неготовность меняться, свое нежелание импровизировать, быть собранным постоянно, а не только на краткое время занятий. Отсюда перенос проблемы с больной головы на здоровую – «дети не могут». Наш пятнадцатилетний опыт работы убедил нас в том, что дети могут и хотят. Меняться надо (и это правильно!) взрослым.   

Следующий вопрос: где гарантия того, что дети «не уведут» нас в такие темы, которые не предусмотрены образовательными программами?

Дети живут «здесь и сейчас», то есть и их, и нас окружают одни и те же предметы, явления, события, так что слишком далеких от здравого смысла тем, ожидать не приходится. Есть темы неожиданные, оригинальные, это правда, но они не частые гости. Кроме того роль воспитателя как фасилитатора в том и заключается, чтобы (при крайней необходимости) слегка перенаправить внимание детей. Неожиданными могут показаться, например, такие темы: «Толпа», «Отделение», «Волосы», «Киты», «Зернышки». Но они, что называется, контекстные – возникшие в ходе и вследствие конкретной ситуации в конкретной группе.

Какой бы ни была тема, она развивается по определенному «сценарию». Сначала нужно понять, что привлекло внимание детей, что они думают по этому поводу, что именно хотят узнать, что предполагают для этого сделать; затем вместе спланировать работу и уже дальше вместе на совесть работать.

Следующая группа вопросов – как увидеть «динамику развития темы»; как обеспечить занятость в проекте каждого ребенка; что будет показателем развития детей?

Возникновение новой темы, начало проекта, а тем более его апогей увидеть очень легко – в группе (даже если это малышовая группа) должны появиться модель трех вопросов, выработанный совместно детьми и взрослыми план работы; слова, картинки, фотографии, рисунки, тексты и т.п. продукция, отражающая действия детей (прежде всего) и взрослых (во вторую очередь). Тема, что называется, должна быть видна с порога, а не со слов воспитателя.

Второй способ – проанализировать планы от темы к теме. Для этого нужно взять план проекта, реализованный на старте проектной деятельности и план, сформированный детьми и взрослыми, например, в конце года (более короткий период едва ли будет показательным, так как дети и взрослые должны научиться думать и действовать вместе).

Оба плана анализируем по таким аспектам, как 1) общее количество инициатив детей; 2) направленность инициатив; 3) количество инициатив, полученных от конкретных детей; 4) баланс инициатив (соотношение предложений, полученных от детей и взрослых); 5) участие специалистов детского сада, родителей воспитанников в планировании проекта.

В том случае, когда за год (за несколько лет) нет динамики в количестве идей, полученных от детей, нет изменений в содержании инициатив, можно говорить о том, что проекты не работают, педагогами осуществляется простой тематический подход к организации образовательной работы с детьми.

Наличие динамики, даже не большой, уже можно обсуждать.

Фальсифицировать результаты, схоластически отчитаться «бумажными планами» не удастся. Если проект реализован – он неминуемо оставит основательный материальный след в виде все тех же написанных детьми слов, текстов самодельных книжек, отработанных карточек, рисунков, фотографий и пр.

И главное: если дети действительно участвуют в выборе темы проекта, в планировании и осуществлении работы, то они зрительно (зримо) видна их независимость, уверенность, увлеченность, самозанятость. 

 

IV Глава










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...