Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МЕТОДА ПРОЕКТОВ




Основные компоненты метода проектов одновременно можно назвать и ритуальными (повторяющимися, определяющими смысл и логику, привычными и значит простыми) действиями.

Прежде всего, это обязательное обсуждение будущей темы вместе с детьми.

Второе и такое же обязательное действие – уточнение того, что дети знают – хотят узнать – предполагают сделать, для того, чтобы узнать и ведение записей высказываний детей печатными буквами.

Такой же непреложный компонент – совместное планирование взрослыми и детьми содержания и действий по проекту, ведение записей идей детей (прежде всего) и взрослых (во вторую очередь) с указанием имен.

Четвертый, обеспечивающий действия по проекту, компонент – подготовка и постоянное пополнение взрослыми предметно-развивающей среды (ресурсное обеспечение проекта).

Для того, чтобы удерживать (направлять, поддерживать, корректировать внимание детей) важна ежедневная презентация взрослыми ресурсов (материалов). Презентация – это напоминание о том, какие материалы в каких центрах доступны для работы. Презентация не предполагает диктата обязательных действий – дети могут самостоятельно решить что, как и из чего они будут делать.

В свободном доступе должно быть много самых разнообразных материалов. Предпочтение следует отдать таким, которые можно назвать «открытыми», расходными. Открытые расходные материалы – бумага и различные изобразительные средства, лоскуты ткани, нитки, проволока, коробки разных размеров, камешки, деревянные бруски и прочее доступное для свободной трансформации «имущество». К открытым материалам мы относим и тематические карточки, содержание которых предоставляют широкий диапазон для действий. Так как темп и направленность развития у детей различны, необходимо предусмотреть «подсказки», например, схемы рисования, пооперационные карты, образцы.

Напоминая  о «ресурсной» сути взрослых участников проекта важно отметить, что воспитатели, специалисты детского сада, родители воспитанников являются «живой составляющей» среды развития. В ходе презентации они могут (и должны) сообщить ребятам о том, где и чем сегодня планируют заниматься сами, предоставляя детям право выбора работать вместе с кем-либо из них, предпочесть индивидуальную работу или совместное дело со сверстниками. Эта часть работы по проекту может иметь и несколько иное русло. Так, например, в случае, если педагоги планируют сегодня научить (попрактиковать) кого-либо из детей в деле важном для самого ребенка и для других детей, они могут прямо заявлять об этом: Я предлагаю Соне (Леше, Ире) поработать сегодня со мной в центре математики. Мы будем учиться…, а затем вы сможете научить этому своих друзей. Такое же право предоставляется и специалистам (учителю-логопеду, учителю-дефектологу) – очень важно, чтобы у дошкольников формировалось правильное отношение к специальным занятиям.

Если взрослые обеспечили участие детей в выборе темы и в планировании проекта, если дети реально заинтересованы работой и в группе достаточно материалов, то взрослые получают неоценимый ресурс – время свободное от «управления, руководства» детьми. Это не означает самоустранения воспитателя от работы детей, но позволяет ему вести наблюдения за детьми, приходить на помощь тем и тогда, кому и когда это реально нужно. 

Еще один значимый компонент метода проектов – внимательное отношение к ежедневным результатам работы по проекту и всемерное использование «продукции» для обеспечения активных действий следующего дня. Например, если сегодня несколько детей нарисовали космические ракеты, то завтра эти рисунки могут быть выложены в Центре математики для сравнения, измерения, счета; в Центре книги они могут служить основой для создания книжки-самоделки; в Центре науки дети смогут сопоставить общий вид и детали нарисованных ракет с настоящими космическими ракетами на фотографиях в книгах и журналах; если поместить рисунки в Центр конструирования, то нарисованные ракеты могут быть превращены в схемы для будущего строительства космических кораблей из модулей (коробок, строительного материала).

Таким же принципиально значимым ритуальным действием является внимательное отношение к тем детям, которые включились в проект позже других (пропустили какие-то дни по болезни) и привлечение детей к «введению в курс дела». Это позволяет, с одной стороны, вновь пришедшим дошкольникам быстро сориентироваться и включиться в работу, с другой, дает повод «опытным ракетостроителям» проанализировать свои действия и действия других детей, оценить достижения и перспективы. В целом же говорит об уважении и признании важности каждого участника проекта.

Еще один компонент метода проекта имеет не технологический, а скорее этический смысл. Взрослым нужно научиться доверять детям и не вмешиваться в их действия тогда, когда это не угрожает их жизни и здоровью, не наносит ущерба имуществу, просто идет не так, как этого «хотят взрослые». Дело в том, что у каждого человека формируется свой индивидуальный стиль деятельности, самостоятельно выработается логика успешных действий, происходит самовоспитание ответственностью;

И, наконец, каждый ребенок имеет право не включаться в общий проект, просто играть, или заниматься совершенно другими делами.

Каждый проект, особенно долгосрочный многодневный обязательно предполагает подведение итогов. Для этого существует множество выверенных практикой способов – викторина, выставка, праздник. Кроме того, есть деловая часть подведения итогов: план, некогда совместно выработанный детьми и взрослыми. Если мы делали его вместе, то в нем есть упоминания о детях и взрослых, придумавших то или иное дело. Если мы с интересом работали над проектом, то в ходе накопились интересные детали и «истории». Вот их то мы и будем вспоминать и анализировать.    










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 266.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...