Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психогигиена зрелого возраста⇐ ПредыдущаяСтр 78 из 78
Зрелый возраст, в котором начинается систематический труд, в том числе использование его современных форм, связанных с необходимостью общения с автоматическими устройствами, порождает многие сложности для психической деятельности. Они могут оказывать как благотворное, так и разрушительное воздействие на человека. Последнее зависит от того, будет ли такая сложность новых видов труда «психогигиенически осмыслена» и будут ли разработаны мероприятия на адаптацию человека к ним. Сможет ли этот труд быть использован для совершенствования психики, а не для её повреждения? В результате чрезвычайной специализации форм трудовой деятельности и сложнейшей механизации, автоматизации и специализации внутри психогигиены труда сформировались её специфические разделы (психогигиена инженерная, военная, авиационная, космическая). Не менее существенно произошедшее разделение психогигиены труда на психогигиену умственного, физического труда и психогигиену творческого процесса. Творчество типично как для физического, так и для умственного труда. Однако в настоящее время все еще сохраняются различия между некоторыми видами творческого труда, умственным и физическим трудом. В настоящее время психогигиена труда должна сохранять дифференцированный подход к разработке мероприятий, направленных на сохранение психического здоровья при разных формах физического, умственного и творческого труда. Особенности семьи как коллектива определяются также единством жилья, быта, своеобразием индивидуальной собственности на предметы домашнего обихода и др. Семья представляет собой такую специфическую ячейку коллектива, которая отличается многими, свойственными только ей особенностями. Это обусловлено историей взаимоотношений в семье мужа и жены, кровной близостью родственных связей внутри семьи, особенностями традиционно сложившихся отношений между родителями и детьми, матерями и дочерями, отцами и сыновьями и др. Существенную роль играют особенности взаимоотношений близких семей (семья родственников) и семей территориально близких (далеких по крови). Вопрос психологии семьи чрезвычайно сложный и до настоящего времени не полностью разработан. Психогигиена семьи представляет собой один из важнейших разделов психогигиены, который направлен на разработку и регламентацию мероприятий, упорядочивающих жизнь семьи и создающих благоприятные условия для формирования психической индивидуальности каждого ее члена. В последние десятилетия в ряде европейских стран наметились неблагоприятные тенденции - значительно увеличилось число разводов, неудачные сохраняющиеся браки становятся «поставщиком» алкоголиков, наркоманов, преступников, увеличивается число неполных семей. Вместе с тем известно, что дети, воспитываемые в неполных семьях (в распавшихся семьях) одним родителем, находятся в сложных обстоятельствах, которые часто отрицательно сказываются на их формирующейся психике. Факты убедительно показывают, что многие пограничные формы патологии в неполных семьях возникают значительно чаще, чем в гармоничных семьях. Появилась настоятельная необходимость правильной подготовки к браку, созданию условий для гармоничных браков, разработки системы мероприятий, направленных на упрочение гармонии семьи. Психогигиена пожилых людей Интерес к проблеме пожилых связан с прогрессивным постарением населения, особенно выраженным в промышленно развитых странах. К примеру, за 30 лет (с 1950 по 1980 г.) численность населения от 60 лет и старше в Европейском регионе возросла с 11,6 до 15,0%. Наряду с увеличением средней продолжительности жизни населения отмечается значительное улучшение состояния здоровья старших возрастных групп. Поэтому, в настоящее время ставится вопрос о праве пожилых людей продолжать трудовую, в том числе профессиональную деятельность, играть активную роль в различных сферах социальной жизни. Это подтверждается и выдвинутым в 1982 году девизом ВОЗ: «Полноценная жизнь в старости». Сущность его заключается в необходимости удовлетворять специфические потребности пожилых и старых людей, коренным образом изменить отношение к ним социального окружения. Привлечение пожилых людей к активной деятельности требует соблюдения психогигиенических мероприятий. Это объясняется тем, что у людей в этом периоде ухудшаются процессы приспособления психики к новым обстоятельствам, труднее изменяются привычки и стереотипы поведения, снижается память и внимание. Смену привычной работы, изменение условий труда пожилого человека следует производить только при адекватной оценке его возможностей, с учетом производственной целесообразности такого перевода. В пожилом возрасте не рекомендуется продолжать работу при наличии сильных раздражителей. Учитывая изменившуюся подвижность психики в этом возрастном периоде, нецелесообразна работа в разных сменах, особенно по ночам, так как это приводит к нарушениям сна. Желательно привлекать пожилых к работе с неполным рабочим днем, использовать их знания в подготовке кадров, стараться развивать полезные для здоровья увлечения рыбной ловлей, физическими упражнениями, художественными поделками. Необходимо уделять внимание выполнению режима труда и отдыха, рациональному питанию. Важно понимать, что меры психогигиены практически совпадают с конкретными формами психопрофилактики применительно к тем или иным жизненным обстоятельствам и возрастным периодам.
Основы психопрофилактики.
Психопрофилактика представляет собой раздел общей профилактики, который включает мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний. Между психикой человека и соматическим состоянием имеется тесная связь. Устойчивость психического состояния оказывает влияние на телесные кондиции. Известно, что при большом эмоциональном подъеме редко возникают соматические (телесные) заболевания (примером могут служить годы Великой Отечественной войны) либо они протекают с меньшими негативными последствиями.
Например, во время второй мировой войны врачи, изучавшие восприятие боли, заметили, что солдатам, раненым в бою, реже требовался морфин, чем гражданским лицам, выздоравливающим после операций. Раненый солдат испытывал облегчение и благодарность судьбе за то, что остался жив на поле боя. Для гражданских лиц серьёзная хирургическая операция была источником депрессии и пессимизма. Состояние соматического здоровья также определяет состояние психики человека. Оно может вести к возникновению тех или иных расстройств или препятствовать им. Этим сегодня определяется приоритетность формирования здорового образа жизни. В.А. Гиляровский писал, что роль «нервного подъема» в преодолении трудностей для организма должна быть использовала в планировании работ психопрофилактического характера. Задачами профилактики являются: 1) предотвращение действия на организм болезнетворной причины; 2) предупреждение развития заболевания путем ранней диагностики и лечения; 3) предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы. В профилактике психических заболеваний большую роль играют общепрофилактические мероприятия, такие, как устранение инфекционных заболеваний, интоксикаций и других вредных воздействий внешней среды. Под первичнойпсихической профилактикой принято понимать систему мероприятий, направленных на изучение психических воздействий на человека, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных (вызванных психическими травмами) и психосоматических болезней (когда телесные проявления болезни возни кают в связи с эмоциональным состоянием человека). Все психопрофилактические мероприятия должны способствовать повышению выносливости психики к вредным воздействиям. К ним относятся: · правильное воспитание ребенка; · борьба с детскими инфекционными заболеваниями и психогенными воздействиями, которые могут вызвать задержку психического развития, асинхронию развития, психический инфантилизм, сделать психику человека неустойчивой к внешним воздействиям. Первичная психопрофилактика включает: · охрану здоровья будущих поколений; · изучение и прогнозирование возможных наследственных заболеваний; · гигиену брака и зачатия; · охрану матери от возможных вредных влияний на плод и организацию качественного родовспоможения, · раннее выявление пороков развития у новорожденных; · своевременное применение методов лечебно-педагогической коррекции на всех этапах развития. Под вторичной психической профилактикой принято понимать систему мероприятий, направленных на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания. Вторичная психопрофилактика включает: · раннюю диагностику, прогноз и предупреждение опасных для жизни больного состояний; · раннее начало лечения и применение адекватных методов коррекции с достижением наиболее полной ремиссии, длительной поддерживающей терапии, исключающей возможности рецидива болезни.
Третичная психическая профилактика - это система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инвалидности при хронических заболеваниях. В этом большую роль играют правильное использование лекарственных и других средств; применение лечебной и педагогической коррекции; систематическое использование мер реадаптации. Таким образом, психопрофилактика как раздел общей профилактики - это предупреждение развития психических заболеваний. Это профилактика личностных и профессиональных кризисов, являющихся следствием деформирующего влияния профессиональной деятельности (для врача) и деформированного специалиста (для больного).Для большинства людей проблема болезни и излечения замыкается следующим алгоритмом: больной-врач-лекарство-лечение-здоровый. Психология больного и психология здорового человека существенно различаются. Здоровый человек воспринимает здоровье как некую данность, с которой ничего случиться не может. Психопрофилактика имеет для него не большее значение, чем писк комара, от которого можно отмахнуться. Больной – это уже куча вопросов… Что со мной? Перспектива болезни? Хороший ли доктор? Кто виноват? Сегодня у людей сложилось двойственное отношение к профилактике: 1) желание быть здоровым, страх перед болезнью; 2) страх перед профилактическими мероприятиями. Поэтому важно уже с детства формировать у ребёнка нейтральное отношение к медучреждениям (не как к месту, где причиняют страдания!). В конкретном практическом плане психопрофилактика среди медицинского персонала включает в себя отбор будущих специалистов; профилактика профессиональной деформации; «психологизация» медицинского образования; тренинги выхода из кризисных ситуаций; профилактика утомления и СЭВ; регулярная физическая нагрузка, хобби, арттерапия (музыка, картины, скульптура). Психогенные заболевания. Роль индивидуальных особенностей. Виды психических травм. Психогениями принято называть заболевания, вызванные психическими травмами. Термин «психогенные заболевания» принадлежит Зоммеру и вначале применялся только для истерических расстройств. В.А. Гиляровский для обозначения этих состояний использовал термин «пограничные состояния», подчеркивая этим, что указанные расстройства как бы занимают пограничное место между психическим заболеванием и психическим здоровьем или соматическими и психическими заболеваниями. Проведенные исследования показали, что в возникновении психогенных расстройств играют роль: · преморбидные (доболезненные) особенности личности пациента; · степень зрелости его основных личностных структур; · наличие или отсутствие соматической отягощённости; · особенности высшей нервной деятельности, её тип, темперамент; · характер, длительность и значимость психической травмы для больного. Все психические травмы, вызывающие психогенное заболевание, можно разделить на три группы: 1) психические травмы, называемые условно как «эмоциональное лишение». При этом человек лишается объекта привязанности или оказывается вне ситуации, вызывающей положительную эмоциональную реакцию (например, вдали от Родины, тюремное заключение);
Больная С., 34 лет, узнав о смерти матери, впала в состояние двигательного возбуждения, металась по квартире, выбежала на лестницу, бегала по этажам, громко кричала, звала мать. С трудом была приведена домой, уложена в постель и через некоторое время уснула. В дальнейшем не помнила о периоде возбуждения. Возникшая затем депрессия содержала истерические компоненты, проявляющиеся в демонстративности и театральности поведения, стремлении обвинять других в своих несчастьях, требовании к себе особого внимания. Она обижалась и плакала, если врач, входя в палату, не подходил к ней первой, капризничала, «дулась», говорила детским голосом. Такое состояние продолжалось около 6 мес.
2) всевозможные конфликты; 3) психические травмы, представляющие реальную угрозу для жизни (землетрясение, наводнения, крушения и др.). Для некоторых личностей патогенными могут оказаться только ситуации «эмоционального лишения» и никакие конфликтные ситуации не приводят к болезненному состоянию. В результате «эмоционального лишения», как правило, возникают болезненные симптомы, укладывающиеся в картину реактивной депрессии. Конфликты различной выраженности и глубины могут вызывать болезненные состояния психики широкого диапазона и картина проявлений болезни при этом более разнообразная — от реактивных психозов до невротических симптомов. Тяжелые внезапные психические травмы, связанные с угрозой для жизни больного, обычно ведут к возникновению аффективно-шоковых расстройств, которые могут выражаться психогенным ступором (обездвиженностью), аналогичным мнимой смерти, или двигательным возбуждением в виде «двигательной бури». Психическая травма может не только служить причиной психогенного заболевания, но и спровоцировать приступ шизофрении, маниакально-депрессивного психоза, развитие сосудистого криза или острого нарушения мозгового кровообращения; сделать более выраженными особенности личности (возможна декомпенсация психопатической личности). Картина психических нарушений во всех указанных случаях будет разной и различно поведение врача в отношении этих больных. Так, при эндогенной депрессии, спровоцированной психической травмой, наряду с высказываниями больного о психотравмирующей ситуации и реакции на нее будут иметь место симптомы, характерные для эндогенной депрессии: витальная тоска, «безысходность состояния», суицидальные мысли и тенденции, суточные колебания настроения (ухудшение по утрам), отсутствие слез. Такой больной нуждается в немедленной госпитализации, так как в связи с суицидальными тенденциями может быть опасен для себя. При усилении патологических особенностей личности наряду с невротическими симптомами, такими, как нарушение сна, аппетита, слезливость, понижение работоспособности, могут наблюдаться выраженные психопатические формы поведения, взрывчатость, демонстративность, тревожность, затрудняющие контакт с окружающими. Необходимо помнить, что у таких личностей легко возникают вегетативные и соматические расстройства. Эти реакции у истерических личностей могут носить характер подражания и проявляться теми симптомами болезни, какие существуют в представлении больного о том или ином заболевании. Поэтому врач должен очень внимательно изучать историю развития заболевания. При «ядерных» (конституционных) психопатиях решающая роль принадлежит предрасположению, а внешние факторы, часто в виде житейских неудач, только способствуют выявлению особенностей психопатической психики. При «краевых» психопатиях (О. В. Кербиков) предрасположение не играет такой решающей роли, внешние факторы, длительные и тяжелые психотравмирующие ситуации могут привести к изменениям характера и личности, достигающих выраженности психопатии. Для отграничения психогенных расстройств от психических нарушений другой природы К. Ясперс сформулировал следующие критерии: 1) психогенные заболевания развиваются непосредственно вслед за психической травмой; 2) в содержании переживаний при них находит отражение психическая травма, вызвавшая болезнь; 3) с исчезновением психической травмы или с ее дезактуализацией для больного психические нарушения исчезают.
Исследования показывают, что структура психогенных заболеваний всегда характеризуется единством клинической картины. Ее обычно объединяют аффективные (сильные эмоциональные) расстройства. Психогенные заболевания могут проявляться в виде психосоматических болезней.
Экспериментальными исследованиями показано, что важнейшим патогенетическим звеном висцеральных расстройств является изменение функционального состояния промежуточного мозга, который регулирует нейрогуморальные процессы в организме, контролирует вегетативные, гормональные и висцеральные функции и тесно связанного с железами внутренней секреции. Особую роль в этой регуляции играет гипоталамус, который является своеобразным «переключателем» эмоциогенных и соматогенных влияний. Гипофиз должен рассматриваться как один из важнейших элементов системы, обеспечивающей психосоматическое единство. Часто наблюдаемое сходство между психогенными и соматогенными расстройствами объясняется тем обстоятельством, что ретикулогипоталамические образования участвуют в интегративных ответных реакциях организма на различные стрессовые ситуации как эмоциональные, так и соматические. Реабилитация и ресоциализация. Большую роль играют мероприятия, направленные на восстановление здоровья и трудоспособности больного, которые принято называть реабилитацией. Это обозначает не только возвращение к жизни, но и возвращение в общество, т.е. ресоциализацию.
Реабилитация имеет конечную цель - восстановление личного и социального статуса больного (полное или частичное). Её проведение связано с обращением к личности больного, партнерством его с врачом в реализации целей реабилитации, разносторонности усилий, направленных на разные сферы жизнедеятельности больного и на изменение его отношения к себе и к своей болезни (Кабанов М.М., 1979).
Задача реабилитации заключается в том, чтобы с помощью сохранившихся способностей и функций поврежденного болезнью органа путем использования и тренировки этих функций приспособить больного к прежним или изменившимся условиям труда и быта.
Успех реабилитации зависит от того, насколько адекватно будут учтены функции и способности пациента, которые у него сохранились. Именно на них больной будет опираться в процессе реабилитации. О медицинской реабилитации говорят в тех случаях, когда при помощи лекарственных средств, психотерапии, физиотерапевтических процедур, физкультуры, массажа и др. стремятся восстановить трудоспособность больного. Под профессиональной реабилитацией понимают стремление использовать сохранившуюся трудоспособность, приспособить больного к прежнему или иному (менее сложному) виду трудовой деятельности. Социальная реадаптация – это создание соответствующих условий в семье (улучшение жилищных условий, материальное обеспечение), восстановление утраченных контактов с окружающими, которые дают возможность больному вернуться в общество, т.е. приводят к восстановлению его общественного положения. В результате болезни может остаться более или менее выраженный дефект. Принято выделять две формы его компенсации: · высокий уровень компенсации (активное преодоление дефекта); · низкий уровень (приспособление к дефекту). Уровень компенсации зависит от: · характера самого дефекта; · особенностей личности больного; · успешности психотерапевтической работы с ним; · умения врача найти контакты с больным и создать новую жизненную доминанту. М.М. Кабанов, учитывая наличие в литературе множества терминов, используемых для обозначения задач по социальному и трудовому восстановлению больных, для предупреждения путаницы в понятиях предложил термин «ресоциализация» (предложение касается душевнобольных, но с успехом может применяться и в общей медицине). Этапами ресоциализации являются: · восстановительная терапия; · реадаптация; · собственно ресоциализация. Восстановительная терапия направлена на предупреждение дефекта. Реадаптация имеет своей целью приспособление больного к условиям среды. Реабилитация заключается в комплексе усилий, направленных на восстановление социальных связей больного и его индивидуальной и общественной ценности. Она требует большого напряжения воли и врача, и больного. Наиболее сложной психологической проблемой для больного является состояние, которое возникает в связи с болезнью или травмой. Нередко именно психогенная реакция больного на дефект вызывает большую потерю трудоспособности, чем сам дефект. Не каждый больной может легко смириться с дефектом, привыкнуть к нему, найти для себя пути компенсации. Для успешной работы с такими больными необходимо использовать все виды психического воздействия: книги, журналы, кино, психотерапевтические беседы. При этом крайне необходимо учитывать возможности больного, его интересы, интеллектуальный уровень и жизненную установку. Основная литература: 1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине: Учеб. пособие. – М.: ЛПА «Кафедра-М», 1998. – 272 с. 2. Банщиков В.М., Гуськов В.С., Мягков И.Ф. Медицинская психология. – М., 1967. – 239 с. 3. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. 239 с. 4. Зюбан А.Л. Основы медицинской психологии. – Л., 1972. – 71 с. 5. Исаев Д.Н. Детская медицинская психология: Психологическая педиатрия. - СПб.: Речь, 2004. - 381 с. 6. Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. - Л.: Медицина, 1980. 7. Клиническая психология / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2006. - 959 с. 8. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. - СПб.: Питер, 2002. 9. Клиническая психология в социальной работе: Учеб. пособие / Под ред. Б.А. Маршинина. - М.: Академия, 2002. - 219 с. 10. Коммер Р. Клиническая психология. - СПб., 2002. 11. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – Прага: Авиценум, Медицинское изд-во, 1983. – 405 с. 12. Королева Е.Г. Медицинская психология: Учебн. пособие / Е.Г. Королева – Гродно: ГрГМУ, 2004. – 243 с. 13. Лакосина Н.Д. Клиническая психология: учебник для студентов медицинских вузов / Н.Д. Лакосина, И.И. Сергеев, О.Ф. Панкова. - М.: МЕДпресс-информ, 2003. - 416 с. 14. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. - М., 1994. 15. Медицинская психология для медсестер и фельдшеров / Косенко В.Г., Смоленко Л.Ф., Чебуракова Т.А. - Р н/Д.: Феникс, 2002. - 416 с. 16. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. - М.: Медпресс, 2001. - 592 с. 17. Мягков И.Ф. и др. Медицинская психология: пропедевтический курс. - М.: Логос, 2003. - 320 с. 18. Платонов К.К. Методологические проблемы медицинской психологии. – М., 1977. – 95 с. 19. Сидоров П.И. Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. В 2-х т. - М., 2000. 20. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: Учебник. - 2-е изд., дополн. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. - 864 с. 21. Современный психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. – 490 с. 22. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. – М., 1984. 23. Тодд Дж., Богарт А.К. Основы клинической и консультативной психологии. - СПб, 2001. 24. Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии: Методы исследования личности. - СПб.: Питер, 2004. - 331 с.
Дополнительная литература: 25. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. - М.: Медицина, 1993. - 400 с. 26. Березин Ф.Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. – М., 1976. – 186 с. 27. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. – Л., 1980. 28. Буль П.К. Основы психотерапии. – Л. «Медицина», 1985. – 235 с. 29. Васильченко Г.С. О некоторых системных неврозах и их патогенетическом течении. - М.: Медицина, 1969. - 184 с. 30. Вегетативные расстройства. Руководство для врачей / Под ред. проф. А.М. Вейна. - М., 1998. 31. Волков В.Т. и др. Личность пациента и болезнь. - Томск, 1995. - 328 с. 32. Гайдук Ф.М. Практическое пособие по основам психосоматической медицины и психотерапии. – Минск: МГИ, 1996. – 127 с. 33. Герасименко В.Н., Тхостов А.Ш. Реабилитация онкологических больных. - М.: Медицина, 1988. 34. Гиндикин В.Я. Соматогенные и соматоформные психические расстройства: клиника, лечение, диагностика. - М.: Триада-Х, 2000. - 256 с. 35. Грачев Ю.М. с соав. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. – Л., 1976. 36. Дроздова М.С. Психосоматические взаимоотношения в гастроэнтерологии. – Витебск, ВГМУ, 2003. – 194 с. 37. Евсегнеев Р.А. Психиатрия для врача общей практики. – Мн.: Беларусь, 2001. – 426 с.: ил. 38. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. - СПб., 1996. - 454 с. 39. Истаманова Т.С. Функциональные расстройства внутренних органов при неврастении. - М.: Медгиз, 1958. - 262 с. 40. Карвасарский Б.Д. Неврозы. - М.: Медицина, 1980. - 448 с. 41. Ковалев В.В. Психические нарушения при пороках сердца. - М.: Медицина, 1974. - 190 с. 42. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия: Учебное пособие. – Мн.: Выш. шк., 1993. – 464 с. 43. Королева Е.Г., Карпюк В.А. Психотерапия: Учебн. пособие, Гродно: ГрГМУ, 2004. – 94 с. 44. Крейндлер А. Астенический невроз. - Бухарест, 1963. - 410 с. 45. Лежепекова Л.А., Якубов Б.А. Вопросы психогигиены и психопрофилактики в работе практического врача. - Л.: Медицина, 1977. - 160 с. 46. Личко А.Е. Психопатии и акцентуация характера у подростков. – Л., 1983. – 254 с. 47. Лурия А.Р. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания. - М.: Медицина. 1977. - 112 с. 48. Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. Научная автобиография. Под. ред. Е. Д. Хомской. – Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 184 с. 49. Магазаник H.А. Искусство общения с больными. – М.: Медицина, 1991. – 87 с. 50. Михайлов Б. В., Сердюк А. И., Федосеев В. А. Психотерапия в общесоматической медицине. - Харьков, 1999. 51. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. - 426 с. 52. Мясищев В.Н. Основы общей и медицинской психологии. – Л.: Изд-во Медицина, 1968. – 215 с. 53. Наталевич Э.С., Королев В.Д. Депрессии в начальных стадиях гипертонической болезни: клиника, диагностика, лечение. - Минск: Наука и техника, 1988. - 135 с. 54. Нервно-психические расстройства экзогенно-органической природы / Под ред. Р.Г. Голодец. - М., 1975. - 595 с. 55. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. - М.: Медицина, 1987. - 168 с. 56. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. - М.: Академия, 2006. - 319 с. 57. Рудестам К. Групповая психотерапия. – М.: Прогресс, 1990. – 367с. 58. Cавченко В.И. Психофизиологические процессы и закономерности. Вестник Белорусской психиатрической ассоциации. № 6, 2000, 49-51. 59. Семке В.Я. Ипохондрические состояния в общесоматической практике. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1991. - 168 с. 60. Скугаревская Е.И. Клиническая психиатрия. Детский возраст. – Минск, «Вышэйшая школа», 2006. – 463 с. 61. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. - М.: Аргус, 1995. - 359 с. 62. Судаков К. Эмоциональный стресс и артериальная гипертензия. – М., 1976. 63. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. – М. «Медицина», 1986. – 374 с. 64. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. - М.: Медицина, 1978. - 400 с. 65. Харди И. Врач, сестра, больной. – Будапешт, 1973. – 280 с. 66. Хомская Е.Д. Нейропсихология: 4-е издание. – СПб.: Питер. 2007. – 496 с. 67. Целибеев Б.А. Психические нарушения при соматогенных заболеваниях. - М.: Медицина, 1972. - 280 с. 68. Церковский А.Л. Избранные лекции по медицинской психологии. Курс лекций: учебное пособие / А.Л. Церковский, В.С. Федосеенко, О.И. Гапова. – Витебск, ВГМУ, 2009. – 109 c.
Принципы соотношения психики и мозга были сформулированы А.Р. Лурияв виде теории системной динамической локализации (мозговой организации) высших психических функций. Термин «высшие психические функции» был введен в психологию Л.С. Выготским*, который различал «элементарные» (или «натуральные») и «высшие психические функции» (произвольное внимание, запоминание, логическая память, логическое мышление, речь и др.). А.Р. Лурия, развивая идеи Л.С. Выготского, дополнил его учение положением о системности. Системное строение высших психических функций проявляется в сложном – одновременно устойчивом и подвижном – составе их компонентов, при котором выполняемая задача остаётся инвариантной, а средства её достижения – вариативными. Человеческий мозг формировался миллионы лет, а история человечества насчитывает лишь тысячи лет. С давних времён люди пытались «связать» психические процессы и мозг человека. Исторически сложилось несколько подходов к объяснению этой непростой взаимосвязи. В исследовании высших психических функций шли 2-мя путями: 1) прослеживали их развитие, 2) изучали их в процессе локальных поражений ГМ. Результатом ряда исследований стало появление новой науки – нейропсихологии. Функциональные системы, обеспечивающие реализацию высших психических функций, помимо более сложного состава обладают и большей пластичностью, гибкостью, взаимозаменяемостью звеньев по сравнению с системами обеспечения физиологических функций. В начале развития психики человека, сенсорные зоны коры ГМ (оценивающие ощущения, восприятия) создают «базу» для развития познавательных процессов, в том числе и речи. В настоящее время основное направление в решении данной проблемы определяет концепция системной динамической локализации психических процессов и функций, которая была разработана Л.С. Выготским и А.Р. Лурия. Согласно данной теории: o психические функции человека представляют собой системные образования, формирующиеся на протяжении всей жизни, являются произвольными и опосредованными речью; o физиологическим основанием психических функций считаются функциональные системы, которые взаимосвязаны с конкретными мозговыми структурами и состоят из афферентных и эфферентных взаимозаменяемых звеньев; o у разных функциональных систем есть общие звенья, которые могут участвовать в осуществлении различных психических функций. Функциональные блоки мозга. А.Р. Лурия разработал общую структурно-функциональную модель мозга, согласно которой весь мозг можно разделить на три основных блока: 1-й блок (блок регуляции уровня общей и избирательной активации мозга, энергетический блок) включает: ретикулярную формацию ствола мозга; диэнцефальные отделы; неспецифические отделы среднего мозга; лимбическую систему; - медиобазальные отделы коры лобных и височных долей ГМ. 2-й блок (блок приёма, переработки и хранения экстероцептивной информации) включает центральные части основных анализаторных систем, корковые зоны которых расположены в затылочных, теменных и височных долях ГМ. 3-й блок (блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности) состоит из моторных, премоторных и префронтальных отделов коры больших полушарий ГМ.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 339. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |