Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Деонтологические аспекты экспериментально-психологического исследования.




Успешное проведение экспериментально-психологического исследования во многом зависит от отношений, складывающихся в процессе общения между исследующим и больным. Здесь неприемлемы «стереотипы» поведения экспериментатора, «шаблоны» при использовании диагностических методик. Особенно это касается пациентов, впервые в жизни попавших в необычную для себя ситуацию. Существенную роль в проведении экспериментально-психологического исследования играют следующие факторы:

· особенности личности и психическое состояние испытуемого;

· задача исследования и отношение к нему обследуемого;

· особенности личности психолога, его культура, такт, внимание к обследуемому;

· место проведения психологического исследования, интерьер и оборудование кабинета психолога.

Важно понимать, что психолог не может в достаточной мере влиять на факторы, обусловленные состоянием больного и его индивидуальными свойствами. Они могут лишь учитываться им при выработке тактики поведения в ходе исследования. В то же время требования к личности психолога могут быть сформулированы достаточно четко. Он должен быть:

  • высококультурным человеком.;
  • с широким кругом интересов (помимо своей профессиональной эрудиции);
  • тактичным, выдержанным, деликатным;
  • терпимым к чужому мнению, доброжелательно настроенным по отношению к обследуемому.

Исследование ни в коей мере не должно носить характер экзамена, при котором экзаменатор не скрывает удовольствия при виде допущенной экзаменуемым ошибки. Чаще всего в процессе опыта исследующий должен сохранять невозмутимость, бесстрастность. Допускаемые больным ошибки могут анализироваться в беседе с ним, но только в порядке обсуждения мотивов, которыми руководствовался в своем суждении обследуемый.

Принципиально неправильно лишь регистрировать ошибки и не искать обусловившую их причину. Часто во время исследования психолог убеждается в том, что ошибочное суждение было случайным и не находит подтверждения в материалах дальнейшего проведения эксперимента. Поспешно ориентируясь на подобного рода ошибочные решения, психолог рискует составить неверное заключение о течении у обследуемого психических процессов (исключением может быть исследование «уровня притязаний», когда бывает необходимо создать у обследуемого впечатление об ошибочности решения).

Иногда исследующий помогает больному выполнить задание наводящими вопросами, подсказыванием, одобрением или неодобрением отдельных его суждений, показом решения аналогичных заданий. При этом представляет интерес эффективность помощи исследуемого, возможность коррекции ошибочных решений, допущенных обследуемым.

Сохранение психологом во время обследования невозмутимости, беспристрастности обязательно. Даже при явно нарочитом поведении обследуемого не следует внешне проявлять свое неудовольствие, раздражение, так как отрицательными эмоциональными реакциями на поведение обследуемого никогда не удается изменить характер его поведения в ситуации исследования.

В то же время излишняя беспристрастность исследующего также может отрицательно сказаться на результатах исследования. Уловив в тоне и манерах исследующего проявления безразличия, обследуемый также изменяет свое отношение к исследованию и показывает значительно худшие результаты (например, запомнить меньше слов, чем может в пробе на запоминание). Это, прежде всего, касается обследования детей, когда создаваемые игровые ситуации ставят целью активизацию пациента. 

Важнейшую роль играет уровень профессиональных знаний психолога. Он должен быть хорошо подготовлен теоретически и практически, глубоко знать основы психологической науки и быть достаточно сведущим в вопросах психиатрии. Багажа знаний, полученных в ВУЗе, бывает мало. Чтобы не стать ремесленником в своем деле, психолог должен постоянно следить за новой научной литературой по проблемам психологии и психиатрии.

В текущей работе важно использовать лишь достаточно апробированные и хорошо известные (в том числе и самому исследователю) экспериментально-психологические методики. Знание как можно большего их количества позволяет специалисту овладеть техникой проведения исследований, проявлять при этом известную тактическую гибкость, изменять направленность проведения эксперимента в соответствии с обнаруживаемыми в его ходе данными. 

Наивысшей проверкой качества работы психолога является его умение дать заключение по полученным материалам, обобщить в нем обнаруженные у пациента данные. «Культура диагностики» - это своеобразное искусство, требующая постоянного повышения профессионального уровня психолога (Л.С. Выготский, 1935).

К деятельности медицинских психологов полностью применимы деонтологические требования, предъявляемые обычно к психиатрам. Одно из них – это сохранение профессиональной тайны. Свои результаты и диагностические соображения психолог сообщает только психиатру, направившему больного на исследование. Он не может делиться своими предположениями относительно диагноза, лечения и прогноза с родственниками пациента.

Психолог не должен забывать и об ответственности, которую накладывает на него профессия, так как неверное заключение может способствовать нанесению ущерба больному как при неправильно назначенном лечении, так и в случаях принятия неадекватных мер социально-правового порядка.

Патопсихологическое исследование не должно быть ятрогенным. После проведения исследования у больного не должны возникать мысли о своей психической несостоятельности в связи с поведением исследующего. Напротив, психолог всегда должен сохранять в беседе с больным максимальную психотерапевтичность, способствовать оптимистическим тенденциям и установкам больного в прогнозе течения заболевания и результатов лечения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...