Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пс/терапия: суицидальные намерения – это болезнь, лечится внушением.




Психологическое консультирование. «Мишень» - межличностные конфликты (развод, измена, увольнение, наказание); соматические заболевания. Наиболее известные методики:

1. Рациональная психотерапия (P. Dubois)

2. Логотерапия (V. Frankl)

3. Психология самореализации (A. Maslou)

4. Позитивная психотерапия (N. Peseschkian)

5. Когнитивная терапия (A. Beck)

6. Рационально-эмотивная терапия (А. Ellis)

 

Хоть в названиях и есть термин психотерапия – эти методики консультативны. Почему? 1) Влияем на мировоззрение. 2) Основной метод - информирование. 3) «Мишень» - миропонимание, а вторично уже - психологические проблемы и невротические симптомы.

Патогенетическая психотерапия В.Н. Мясищева: осознать свои отношения, осознать связь психогенных факторов и невротических расстройств, осознать меру своего участия и глубину переживаний, способы реагирования, научить пониманию и вербализации своих чувств, обучить саморегуляции.

Логотерапия. Главное – (V. Frankl) помочь найти человеку смысл жизни. Нашёл – восстановился духовно. А. Эйнштейн: «Человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, он вообще едва ли пригоден для жизни». Вернуть утраченный смысл можно методом убеждения.

Психология саморегуляции.Следует максимально использовать личностный потенциал. В него A. Maslou включал: внутреннюю природу человека («самость» – потребности, способности, особенности), потенциальные возможности, аутентичность (способность познать свои истинные потребности и возможности), способность понимать себя и потребность в любви.

Позитивная психотерапия (N. Peseschkian) – принцип «Человек обладает способностями к саморазвитию и «гармоничности». Цели: изменить представления о себе, расширить цели жизни. Использует:

1) Транскультуральный подход: даётся информация об отношении к проблеме в других культурах. Пример: «Человеку с облысением – облысение, а не густая шевелюра, в некоторых африканских племенах считается эталоном красоты». Вырабатывается понимание относительности жизненных ценностей.

2) Положительную интерпретацию любых проблем и признаков болезни («Импотенция – способ избегания конфликтов в сексуальной сфере», «Фригидность – способность телом сказать «нет», «Анорексия – способность обходиться минимумом пищи»).

Когнитивная терапия (A. Beck) –эмоциональные феномены возникают в связи с «систематическими предубеждениями»: отклонениями в оценке реальной действительности. Среди них выделяются:

· Сверхгенерализациянеоправданное обобщение на основании единичного случая.

· Катастрофизацияпреувеличение последствий каких-либо событий.

· Произвольность умозаключений – бездоказательность и противоречивость при вынесении умозаключений.

· Персонализация – склонность интерпретировать события в контексте личных значений.

· Дихотомичность мышления – склонность к использованию в мышлении крайностей.

· Выборочность абстрагирования – описание ситуации в целом на основе мелкой незначительной детали.

 

Цель – исправить ошибочную переработку информации, создать убеждения здравого смысла.

Рационально-эмотивная терапия (А. Ellis) –близка к когнитивной терапии А. Бека. Цель – искоренение «когнитивных искажений» (иррациональных искажений и мыслей). Автор описал 12 основных искажений:

1. Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.

2. Есть проступки порочные, скверные. И повинных в них следует строго наказывать.

3. Это катастрофа, когда всё идёт не так, как хотелось бы.

4. Все беды навязаны нам извне – людьми или обстоятельствами.

5. Если что-то пугает или вызывает опасения – постоянно будь начеку.

6. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.

7. Каждый нуждается в чём-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.

8. Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным.

9. То, что сильно повлияло на Вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на неё.

10.  На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать всё, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.

11.  Плыть по течению и ничего не предпринимать – вот путь к счастью.

12.  Мы не властны над своими эмоциями и не можем не испытывать их.

Цель – отказ от требований к действительности и самому себе в связи с неразумными установками. Иррациональные установки делятся на 4 группы:

· Долженствования («люди должны быть честными»; «супруг должен быть верным»).

· Катастрофические – («всё ужасно и непоправимо»).

· Обязательной реализации своих потребностей («я должен быть счастлив»).

· Оценочная установка

Основной способ терапии – «сократовский диалог».

    Метод рациональной психотерапии.Цель – обучить правильному мышлению, избеганию логических ошибок и заблуждений с целью предотвращения невротических симптомов.

    Психотерапия «здравым смыслом».Это рациональная психотерапия (переубеждение человека на основании логики) + становление многовариантного способа осмысления действительности.Одновариантный (ригидный) – часть патологического мышления. База личностной позиции – «антиципационная состоятельность». Это способность прогнозировать варианты исходя из прошлого опыта. Формирование гармоничной личности возможно при соблюдении следующих принципов:

· Отказ от претензий – «мне никто ничего не должен».

· Отказ от однозначности – «это может значить всё, что угодно».

· Отказ от фатальности в истолковании будущих событий – «всё возможно». 

 Психологическая коррекция.

Цель –оптимизация, исправление и приведение в норму психических функций человека. Выделяют 5 видов ПК по Ю.С. Шевченко:

1. ПК отдельных психических компонентов психики (внимание, память, мышление…), либо коррекция личности.

2. Директивная или недирективная стратегия психокоррекционного воздействия. 

3. Коррекция, направленная на индивида или сконцентрированная на семье.

4. ПК в форме индивидуальных или групповых занятий.

5. ПК как компонент клинической психотерапии.

 

Роль клиента при ПК не столь активна как при консультировании, даже более пассивна («лишь желание измениться»). Тренинг > выработка адекватных, выгодных навыков. Человек вручает себя психологу, который восполняет недостатки, устраняет отклонения и прививает новые навыки. ПК – это научение принимать себя и реальность.

Основные методы ПК: манипулирование, формирование и управление человеком. Заданы эталоны (идеалы). Человек – материал из которого лепится идеальный (для человека и общества) образ. Ответственность исключительно на психологе. Классическим является спектр манипулятивных методик: от Д. Карнеги до НЛП, других тренингов (женского обояния, личностного роста, сексуальный тренинг).

Чаще ПК используется при проблемах, связанных с личностными особенностями, невротических психосоматических расстройствах.

Виды тренингов:

· аутотренинг; поведенческая (бихевиоральная) терапия; НЛП; психодрама; трансактный анализ (Е. Bern).

 

Аутотренинг. Цель – овладеть навыками психической саморегуляции с помощью релаксационных способов. Релаксация (расслабление) - состояние бодрствования, характеризующееся пониженной психофизиологической активностью, ощущаемое во всём организме, либо в любой его системе. Снятие эмоционального напряжения достигается контролем за состоянием мышц и вызыванием релаксации. Вырабатывается «привычка отдыхать».

Поведенческая психотерапия.Вырабатывается условный рефлекс с целью снятия болезненных признаков или навыков адекватных привычек взамен неадекватным. Наиболее известны для ПК навязчивых страхов:

· методика систематической десенсибилизации(погружение человека в ситуацию, вызывающую страх с формирование новой адекватной реакции на ситуацию и затуханием старой, болезненной);

· методика парадоксальной интенции(переворачивание ситуации и доведение её до абсурда (при эрейтофобии, страхе покраснеть научение выглядит так: «Ну, покажи-ка всем, как ты умеешь краснеть. Пусть все увидят, как это тебе удаётся»). Задача её – лишить страхи эмоционально-негативного подкрепления.

НЛП(нейролингвистическое программирование) – психологическое манипулирование на основе изучения лингвистической мета-модели человека. Суть – у каждого человека «лингвистический шаблон» познания мира и самого себя, выражения чувств и решения проблем. Модальность – наиболее характерный способ восприятия и отражения окружающей реальности. Их 3 типа: визуальная, аудиальная и кинестетическая. Принцип: выявляй модальность > корректируй поведение. Коррекция может не осознаваться или осознаваться человеком (первое – это управление человеком, второе – манипулирование с помощью различных методов). Цель – выработка поведения, желательного для человека или его окружения. Техники НЛП: «якорение», «взмах», «взрыв», «метафора». Основным же является «рефрейминг» - переформирование личности (придать ей новую форму). Базовые положения:

· любое поведение (реакции) носит защитный характер и поэтому полезно; вредным оно может быть при использовании в несоответствующем контексте;

· у каждого существует своя модель мира, которую можно изменить;

· каждый обладает ресурсами, чтобы изменить субъективные: восприятие, опыт, модель мира.

В «рефрейминге»6 этапов: 1) определение симптома, 2) расщепление себя на части, представленные здоровой и больной, ответственный за симптом, контакт с больной частью и осмысливание механизма возникновения симптома 3) отделение симптома от первоначального мотива (намерения), 4) обнаружение новой части, способной удовлетворить это намерение с постановкой «якоря» (ассоциативной связи между событиями или мыслями), 5) – 6) формирование согласия «Я» на новую связь.

 

Психодрама.Это разыгрывание ролей с целью изучения внутреннего мира и выработки навыков оптимального социального поведения. Используется если есть комплекс неполноценности. Игра > новые стереотипы поведения в разных ситуациях > выбирает оптимальный для себя стереотип, тем самым решая свои проблемы коммуникации.

 

Трансактный анализ.Личность рассматривается как совокупность 3-х состояний «Я»: Родитель, Взрослый и Ребёнок. Суть – генетически запрограммированное поведение и эмоции: отношение к реальности – Ребёнок инфантилен, Взрослый зрел, Родитель нормативен (оценочный стереотип поведения). Происходит диадный контакт (трансакция) при использовании тех или иных ролей. Цель – дать понять индивиду особенности его взаимодействия с окружающей средой, обучить его оптимальному поведению.

 

Психотерапия.

 

Психотерапия (ПТ) – вид психологического воздействия (помощи) на пациента с целью устранения болезненных проявлений. Это уже сфера медицинской деятельности:

· сочетает психологические знания в отношении показаний и противопоказаний;

· накладывает ответственность за неквалифицированное использование методов и способов ПТ (в том числе и уголовную).

Традиционно выделяют 3 подхода к ПТ: психодинамический, поведенческий и феноменологический.Цель ПТ в узком смысле слова – исцеление пациента от болезненных проявлений. Выбор методики определяется субъективными и объективными факторами. Из объективных выделяют:

· характер психопатологического (болезненного) синдрома;

· этиопатогенез (причину, развитие) психических расстройств;

· индивидуально-психологические особенности пациента.

 

Из субъективных выделяют: индивидуально-психологические особенности психотерапевта; широту его знаний и навыков; ситуационные моменты (наличие времени, места для ПТ…). Ориентировка идёт на проявления болезни, эффективность при них отдельных методик, личного опыта психотерапевта.

        

В психотерапии существует понятие«психотерапевтических отношения».Они относятся к разряду «близких» отношений. От других отношений психотерапевтические отношения отличают следующие моменты:

· время;

· цель;

· служба;

· деньги.

Время – это значит, что время психотерапевтических отношений заведомо задано. Как только работа будет выполнена, психотерапевт и клиент расстаются, т.е. в их отношениях определён конец. Кроме того, обычно принято, что время отдельной психотерапевтической встречи также задаётся заранее.

Цель – определяет, что в самом начале психотерапии врач-специалист должен знать цель, с которой обратился клиент. Терапия заканчивается, когда психотерапевт и клиент согласны, что эта цель достигнута. Цели в процессе психотерапии могут меняться, и это проговаривается. Важно, чтобы цель имела позитивную формулировку (например, «я хочу быть здоровым», а не «я не хочу быть больным») и была реалистичной. Важно понимать, что существуют пациенты, которые неспособны ставить реалистичные цели. Они неспособны понять, чего они хотят. Для них обучение способности ставить цели может быть одной из целей психотерапии. «В курсе терапии клиент взрослеет за счёт того, что происходит переход от использования нездоровых стратегий (при помощи которых он пытается манипулировать окружением для получения поддержки) к использованию здоровых стратегий» (Korb, 1989).

Служба – исходит из того, что во время психотерапевтического процесса психотерапевт «служит» целям клиента. Клиент определяет цели, а мы даём некоторые гарантии, что эти цели будут достигнуты (если эта работа входит в нашу компетенцию). Во время психотерапии психотерапевт акцентирует своё внимание на проблемах клиента.

Деньги – указывает на факт, что психотерапевтические отношения – это отношения за деньги. Деньги – это гарантия того, что психотерапевт будет достаточно внимателен к проблемам клиента. Цена должна быть достаточной, чтобы психотерапевт был заинтересован в работе с проблемами клиента. Она не должна быть слишком высокой, чтобы чрезмерно напрягать психотерапевта выполнять нереальные цели. Психотерапевт не должен чувствовать, что должен «отдаться» клиенту полностью.

Деньги стимулируют клиента выносить для психотерапевтической работы важные проблемы, а не просто болтать о незначительных вещах. Работа за деньги - это гарантия, что клиент не должен быть с психотерапевтом «хорошим мальчиком или девочкой». Он не обязан его любить. Т.е. оплата гарантирует, что врач можем работать не только с положительными переживаниями, но и со злостью, агрессией, другими различными «запретными» чувствами, в том числе по отношению к психотерапевту.

 

Наиболее известны следующие методы ПТ:

 

1. Суггестивные (гипноз и другие формы внушения).

2. Психодинамические (психоаналитические).

3. Поведенческие.

4. Феноменологически-гуманистические (гештальт-терапия).

5. Психосинтез.

 

Суггестивные методы – это прямое или косвенное внушение с целью создания у человека определённого состояния или побуждения к определённым действиям. Изменяется сознание и создаётся настрой для восприятия слов психотерапевта. Человек должен быть внушаем и гипнабилен.

 

Внушаемость – это способность некритично (без участия воли) воспринимать получаемую информацию и легко поддаваться убеждению.

 

Гипнабельность– это психофизиологическая способность легко и беспрепятственно входить в гипнотическое состояние (поддаваться гипнозу) с формированием переходных состояний между сном и бодрствованием.

Выделяют 3 стадии гипноза:

 

1. Летаргическая (сонливость).

2. Каталептическая (признаки каталепсии – «восковидной гибкости», ступора (обездвиженности), мутизма).

3. Сомнамбулическая (полная отрешённость от реальности, снохождение).

 

Гипнотерапия хороша при истерии, диссоциативных (конверсионных) и личностных расстройствах. Внушение может производиться другим лицом (гетеросуггестия), в виде самовнушения (аутосуггестия).

 

Психодинамические (психоаналитические) методы.Исходит из бессознательного механизма формирования психопатологической симптоматики. Направлена на перевод бессознательных влечений в сознание человека, их переработку и отреагирование.

Основная методика в классическом психоанализе - метод свободных ассоциаций, реакции переноса и сопротивления (человек продуцирует мысли из воспоминаний детства без критики и анализа, а психотерапевт сортирует их, стараясь выявить вытесненные детские переживания. Затем от пациента требуется отреагирование (катарсис) этих переживаний с целью избавления от их негативного влияния на психическую деятельность. Сходен анализ сновидений, ошибочных действий (описок, оговорок) за которыми стоят символически обозначенные проблемы, вытесненные из сознания.

Основное показание для этого метода – анализируемостьпациента, зависящая от личных особенностей, желания потратить время, возможность снять контроль над своими мыслями и чувствами. Нельзя проводить истерическим личностям.

Поведенческая психотерапия – это научение, это тренинг (см. раздел психологической коррекции).

Когнитивная терапия – справедливее отнести к методам консультирования, чем к терапии. Так как личностная позиция формируется в большей степени методом диалога и партнёрства между пациентом и терапевтом.

Феноменологически-гуманистические методы- гештальт-терапия (близка к консультированию): упражнения, направленные на расширение осознания с использованием принципа «здесь и сейчас»; формирование завершённых гештальтов с помощью интеграции противоположностей, работа с мечтами и др.

Психосинтез.Автором психосинтеза является Роберто Ассаджиоли (1888-1976). Первоначально Ассаджиоли занимался психоанализом и Зигмунд Фрейд считал его одним из своих последователей в Италии. Позднее Ассаджиоли счёл, что предлагаемое психоанализом исследование глубин психики является недостаточным для гармонизации личности, хотя и позволяет познакомиться с «тёмными силами» подсознания, обуславливающими наши проблемы, страхи, внутренние конфликты.

    Ассаджиоли определил психосинтез «как динамическую, даже драматическую концепцию нашей психической жизни, предстающей как непрерывное взаимодействие и борьба множества разных, в том числе противодействующих, сил с объединяющим центром, который постоянно пытается управлять ими, согласовывать их между собой и использовать». Психосинтез нацелен в первую очередь на развитие и совершенствование личности, а затем – на гармонизацию её отношений с «Я», всё более полное объединение с ним.               

    В отличие от предшествовавших психологических школ, например психоанализа, психосинтез сосредотачивается прежде всего на положительных чертах человека, таких как радость, любопытство, любовь. Он стремится получить доступ к этим качествам, необходимым для того, чтобы иметь дело как с личным страданием человека, так и со страданием общества, планеты, мира. Психосинтез сосредотачивает внимание не на проблеме человека, а на его цели, на его позитивной мотивации, на том, к чему он хотел бы прийти.

        Основная трудность психосинтеза, так же как и психоанализа, состоит в том, что работа с пациентом в основном идёт на уровне его бессознательного.

        Ассаджиоли ввёл концепцию о структуре личности, которая отличается от подобных концепций Фрейда и Юнга. Она состоит из низшего бессознательного, среднего бессознательного, высшего бессознательного, поля сознания, сознательного «Я», высшего «Я» и коллективного бессознательного. Упрощённо говоря, в центре структуры среднего бессознательного находится наше сознательное «Я» (центр «чистого самоосознания»). В ходе повседневной деятельности мы испытываем разные эмоции (гнев, грусть, восторг), чувства, играем различные «социальные роли» - так называемые «субличности». Суть психосинтеза в том, что человек должен научиться осознавать эти «субличности» и управлять ими, а не наоборот. Например, часто можно услышать «Я совершил акт агрессии в порыве ревности….», т. е. «субличность» управляла сознательным «Я». Задача психосинтеза в том, чтобы сознательное «Я» осознавало и контролировало различные «социальные роли» человека.

      Таким образом, основными задачами психосинтеза являются постижение своего истинного (высшего) «Я»; достижение на основании этого внутренней гармонии; налаживание адекватных отношений с внешним миром, в том числе и с окружающими людьми.

Лекция № 21. Тема: «ПСИХОГИГИЕНА И ПСИХОПРОФИЛАКТИКА».

Вопросы:

   1. Основы психогигиены. Понятие о психогигиене лечащего и больного.

2. Основы психопрофилактики.

3. Психогенные заболевания. Роль индивидуальных особенностей. Виды 

психических травм.

4. Реабилитация и ресоциализация.

 

     Основы психогигиены. Понятие о психогигиене лечащего и больного.

 

О сохранении психического здоровья задумывались ещё древние. Ещё Демокрит подчёркивал, что для психики человека имеет значение «хорошая уравновешенная жизнь». Эпикурназывал это «атараксией», спокойствием мудрого человека. Сегодня функции сохранения психического здоровья граждан взяли на себя здравоохранение, образование и церковь. Понятие «психическая гигиена» возникло ещё в начале 19 века. Начало психогигиены связывают с выступлением К. Бирса, пациента психиатрической клиники, который попытался разобрать недостатки в поведении врачей по отношению к психически больным.

Филипп Пинель (1745-1826), освободив психически больных от цепей, которыми их привязывали к стенам в парижской психиатрической больнице, способствовал развитию этого направления в психиатрии.

Термином «гигиена» обычно обозначают учение о здоровье, науку о сохранении и поддержании здоровья. Это раздел профилактической медицины, который занимается изучением влияния физических факторов внешней среды на здоровье человека и разрабатывает мероприятия по предупреждению её болезненного влияния.

Средой человеку служит не только природа, но и человеческий коллектив, человеческое общество, т. е. среда общественных социальных влияний.

Человеческие взаимоотношения настолько многообразны, что для их изучения сформирован специальный раздел гигиены, который получил название психогигиены.

Психогигиеной называют науку об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья, иными словами, систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья человека.

Психогигиена со времени ее зарождения была непосредственно связана с психопрофилактикой - предупреждением возникновения, формирования и развития психических болезней. Она также «переплетается» с психотерапией, поскольку последняя содержит многие приемы и методы, способствующие коррекции качеств нормальной индивидуальности или лечению возникших заболеваний.

Таким образом, тесно сосуществуя с психопрофилактикой и психотерапией, непосредственно вытекая из гигиены, психогигиена представляет собой самостоятельный раздел медицинской науки со своими целями, задачами и приемами исследования.

Сегодня выделяют возрастную психогигиену, психогигиену физического или умственного труда, психогигиену обучения, психогигиену быта, психогигиену семьи и половой жизни, психогигиену больного человека, специальные разделы психогигиены типа космической, инженерной и др.

Наиболее полной систематикой разделов психогигиены может быть лишь такая, которая строго учитывает сравнительно-возрастные особенности формирования психики на разных этапах жизни человека.

Кроме того, условно психогигиену можно разделить на психогигиену лечащего и больного. Замечательный врач-психиатр ещё в начале 20 века Е. Блейер говорил: «Цельного человека должен понимать и лечить только цельный врач».Профессия медработника может нести как «психосозидающий», так и «психотравмирующий» потенциал.

Психогигиена медработников включает:

· удовлетворение содержанием и результатами своей деятельности;

· оптимальные условия труда;

· возможность релаксации в течение работы (сон, отдых в течение рабочего дня, индивидуальные способы расслабления и концентрации);

· распределение ответственности между всеми членами коллектива;

· комфортный микроклимат в коллективе, когда взаимоотношения с коллегами определяются общей целью, доверием, взаимопомощью.

Психогигиена больногозависит от многих моментов. Так, В. Вондрачек указывает: «Лечение не должно быть более неприятным, чем сама болезнь». Не менее существенную роль играет прошлый опыт пациента, его личностная установка к медработникам и медицине. В общении с пациентом важны корректные вопросы. Нельзя сознательно пугать пациента вопросами типа:

1. Почему Вы не пришли раньше? Разве можно так запускать болезнь?

2. Если Вы не будете выполнять все предписания, Вы никогда не поправитесь!

Гардиуказывает на свой подход к проблеме «правды» в отношениях врач-больной: «правда по чайной ложке».  По его мнению, надо применять формулировки, которые приближают «сообщение» к «правде», практически не скрывая её. Например, «Это опухоль, но если своевременно начнём лечение, то возможно полное выздоровление».

Можно следующим образом классифицировать различные аспекты психогигиены.

 

Психогигиена детства

В детстве возрастает роль впечатлений, что наглядно прослеживается до 12-14-летнего возраста. В этот период ребенок живет главным образом впечатлениями, а психическая деятельность его формируется в первую очередь на основе впечатлений объектов и явлений непосредственной деятельности.

В отличие от этого подросток, начиная с 12-14-летнего возраста, строит свои суждения и умозаключения уже не только на основе непосредственных впечатлений действительности, но и на пересочетании образов непосредственных впечатлений с образами памятных представлений.

В связи с этим субъективное оперирование такими образами становится более типичным для подростков и юношей. Этим их психика и отличается от психики ребенка.

 Психогигиена детства строится на особенных качествах психики ребенка и обеспечивает гармонию её формирования.

Главная особенность деятельности ребенка сводится к тому, что она всегда проявляется в играх. Ни в каком возрасте игра не имеет такого значения для формирования психики, как в детском. Именно поэтому правильная, последовательно усложняемая организация игровой деятельности ребенка — залог более последовательного и строгого формирования психики.

Формирование психики ребенка направляется не стихийно, не просто пересочетанием переживаемых им непосредственных жизненных ситуаций. Такое формирование обеспечивается исторически сложившимися системами воспитания, которые используются в воспитательном потенциале семьи. 

Повседневная практическая жизнь, обилие человеческих индивидуальностей, возможности возникновения аномалий в формировании психики — все это свидетельствует о том, что воспитание ребенка не может быть неорганизованным, оно направляется семьей и воспитателями дошкольных учреждений и основывается на принципах последовательности, этапности.

Воспитание становится действенным орудием в формировании гармонической личности и психического здоровья при строгом учете всех достижений психогигиены.

Воспитание представляет собой непрерывный процесс, который уже на ранних этапах жизни ребенка включает элементы обучения. Однако с началом посещения школы главным воспитателем ребенка становится уже вся система обучения. Последняя не только обогащает его знания и навыки, но, что более важно, при правильной организации оздоровляет психику, обеспечивает ее гармонию.

Наоборот, дефекты обучения могут легко сказаться на надломе отдельных, еще не развитых, элементов психики ребенка, могут облегчить ретардацию (отставание, задержку развития одной или нескольких функциональных систем) или акселерацию (те случаи развития, в которых одна или несколько функциональных систем развиваясь, значительно обгоняют типичную для них хронологию) развития отдельных элементов и, следовательно, привести к формированию аномальных черт личности.

Иными словами, психогигиена обучения — один из ведущих и чрезвычайно существенных разделов психогигиены, обеспечивающий в особенно ранимом и подверженном разнообразным влияниям подростковом возрасте сохранность формирования психики.

Сравнительно-возрастное рассмотрение психогигиены позволяет разграничить психогигиену полового чувства и собственно психогигиену половой жизни.

Известно, что именно в подростковом возрасте, в пубертатном периоде развития, появляются первые, нередко «темные чувства» происходящих в организме изменений в связи с половым созреванием и началом половой зрелости.

У девочек, кроме того, этот период сопровождается иногда неожиданным для них появлением менструаций со всеми вытекающими из этого психологическими последствиями.

Сложные биологические изменения, начинающиеся у подростка, всегда сказываются на оценке им действительности, семьи, коллектива, общества. Однако, жизненная практика свидетельствует о том, что все эти изменения протекают значительно менее болезненно и не нарушают гармонии формирующейся психики подростка,

· если последний разумно подготовлен к их началу,

· если ему оказана помощь со стороны взрослых,

· если мироощущение его корригируется по мере возникновения неосознанных и непонятных в самом начале чувств.

Этим оправдывается выделение психогигиены полового чувства, которая, с одной стороны, исследует, а с другой — разрабатывает мероприятия, направленные на поддержание формирующейся гармонии психики в пубертатном периоде развития ребенка.

 

Психогигиена юношества

Юношеский возраст по систематике возрастов разными исследователями далеко не всегда четко отграничивается от подросткового, однако его отличают столь существенные особенности по сравнению с подростковым (отрочеством), что он нуждается в самостоятельном выделении.

Юношество в отличие от отрочества — это переход

· к формированию общественного сознания, общественного самосознания,

· к пониманию того, что любой элемент деятельности индивидуума, любое качество, свойственное ему, не является уделом жизни и деятельности самого индивидуума, а порождается коллективной, общественной деятельностью, общественной принадлежностью.

Юношеский возраст (17—21 год), в отличие от отрочества, это период, когда человек выходит на арену самостоятельной жизни и самостоятельной деятельности.

Это период, когда человек впервые приобретает права гражданства, качества полноценного члена общества, впервые начинает отрываться от семьи, сложившихся традиций в ней и формировать новое мировоззрение, представление о семье, а позднее и новую семью.

Все эти особенности нуждаются в специфической коррекции, специфическом управлении ими для сохранения и поддержания наиболее передовых, совершенных, гармоничных, будущих качеств психики.

Именно поэтому правомерно выделение психогигиены юношества как самостоятельного раздела.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...