Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Развития общества. Модели обучения ЗОЖ.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) –это способ реализации (формы) основных аспектов повседневной жизнедеятельности человека, которые способствуют сохранению и укреплению его здоровья, а также полноценному выполнению социальных функций. Это также – профилактика заболеваний, замедление прогрессирования уже имеющихся, профилактика преждевременной старости и смерти. По преданию, в Древней Индии больного врача сжигали на костре или выгоняли в джунгли. Считалось, что если врач не может вылечить себя, используя опыт и знания, разве он вылечит больного? Во ВКЗ (внутренней картине здоровья) большое значение отводится когнитивным знаниям. Они помогают создавать мотивацию собственной жизни. К ЗОЖ должна быть мотивация. Благоприятные социально-бытовые условия – это лишь предпосылки для ЗОЖ и реализации его принципов. Например, хорошая обеспеченность продуктами питания - условие для рационального, сбалансированного питания, но при отсутствии культуры питания и путь к ожирению (избыточной массе тела) и другим болезням обмена веществ (диабет, подагра, атеросклероз). Наличие стадионов, дворцов спорта, игровых площадок не решают проблему гиподинамии при отсутствии потребности в движении, хотя все знают, что гиподинамия – путь к заболеваниям. Часто бывает и так, что хорошие бытовые условия нередко являются местом для использования саморазрушающего образа жизни (курения, алкоголизма, самолечения и т. п.), а выдающиеся спортсмены часто бывают выходцами из бедных семей. Т. о., у людей должна быть потребность вести здоровый образ жизни.Она не должна появляться при заболевании или ухудшении самочувствия (расстройствах сна, повышении артериального давления, одышке при подъёме по лестнице, сердцебиении при незначительной физической нагрузке), а должна прививаться с детства путём правильного воспитания, корректироваться в течение последующей жизни (учёбы, работы, проведения досуга). Мужчины 40-45 лет только за счёт отказа от вредных привычек (курения и злоупотребления алкоголем), регулирования питания и физической активности могут увеличить продолжительность своей жизни на 15-20 лет. Вместе с тем, в контексте изучаемого вопроса велика роль и экологии: например, бегать кроссы в условиях загрязнения воздуха, повышенной радиации или ультрафиолетового излучения – это не будет способствовать укреплению здоровья, а наоборот ускорит развитие заболеваний. Рекомендации по ЗОЖ должны быть индивидуальными и учитывать специфику труда и отдыха у различных профессиональных групп, пол, возраст, состояние здоровья, национальные традиции и обычаи. Кто должен проводить ЗОЖ в жизнь? Пропагандой ЗОЖ в первую очередь должны заниматься госдеятели, руководители различного рода учреждений, философы, воспитатели, учителя, педагоги, психологи, тренера, медицинские работники и сотрудники оздоровительных комплексов, экономисты, средства СМИ(обладают возможностью воздействия на большое число людей). Какой пример подаёт неряшливо одетый, ожиревший, с сигаретой или стаканом в руке представитель этих профессий или должностей? Задачи пропаганды здорового образа жизни: обеспечить информацией о ЗОЖ все группы населения; госорганам и общественным организациям создать условия и мотивацию населения для реализации ЗОЖ; вовлечь всех медицинских, педагогических, физкультурных и других специалистов в пропаганду санитарно-гигиенических знаний и воспитательную деятельности по формированию ЗОЖ; организовать всенародное движение за ЗОЖ (массовые старты, забеги, заплывы, кроссы; запрещение рекламы сигарет, пива, жевательных резинок, оральных противозачаточных средств); повысить эффективность профосмотров и диспансеризации, усилить борьбу с пьянством, курением, потреблением наркотиков, самолечением. Пропаганда ЗОЖ должна включать рекламу факторов оздоровления и антирекламу факторов риска развития заболеваний. Основная задача сегодня - совершенствование стиля жизни населения и накапливание потенциала здоровья! Выделяют следующие модели обучения ЗОЖ: 1. Медицинская: основана на информировании людей. Другое название «ЗОП» – знание, отношение, поведение. Суть её – человек знает, что такое-то поведение вредно, он от него воздерживается. И наоборот, если он знает о чем-то полезном для здоровья, то знание об этом автоматически приведет к соответственному поведению. На практике такой взгляд не работает, так как он слишком упрощен. 2. Образовательная: цель - оказать влияние на поведение человека в отношении своего здоровья, выработать здоровые навыки. Она включает в себя представленияо своем здоровье как ценности. Эта модель не затрагивает глубинных представлений о здоровье в юношеском возрасте, так как для молодых людей здоровье выглядит как нечто само собой разумеющееся и не связанное с собственными усилиями, как данность, которая есть у человека. Отсюда понятно, почему для подростка курение выступает символом самостоятельности. 3. Радикально политическая: основана на том, что часто нужно изменить внешние обстоятельства, чтобы содействовать правильному принятию решения о здоровье. Она включает создание нормативных актов - законов, указов, постановлений; выдачу субсидий. Применение методов воздействия при этой модели связано с механизмом идентификации молодых людей с носителями тех или иных идеалов социального поведения, которые для них являются доступными. 4. Модель самоусиления: объединяет в себе достоверную медицинскую информацию (1-я модель), требуемые для принятия решения навыки (2-я модель) и дающее психологическую поддержку окружение, поддерживающее здоровый образ жизни (3-я модель). Анализ современных моделей обучения здоровому образу жизни показывает, что, представление о здоровье как непреходящей ценности для каждого человека не является таковым. ЗОЖ –культурно-исторический феномен, требует как конкретного индивидуального подхода, так и работы с отдельными возрастными и социальными группами. В основе обучения здоровому образу жизнилежит идея о том, что человек должен работать. Надо осознавать, что труд есть биологическая необходимость. При отсутствии труда не только мышцы становятся дряблыми, но и интеллект. Мозг приходят в хаос, если его не использовать постоянно для достойных интеллектуальных занятий. Нельзя работать только ради материального достатка и социального положения в обществе. Человек должен создавать себе такое окружение, которое соответствует его предпочтениям (в лице руководителя, жены, работы, друзей), что позволит устранить нужду в постоянной изматывающей реадаптации после общения с неприятными ему людьми. Отличительная черта человека, реализующего свою ВКЗ, состоит в том, что он стремится улучшить свое окружение и себя. Вкус и аромат жизни приносит только общение с близкими по духу людьми. Кроме него, есть ещё виды деятельности, которые обладают целебной силой в борьбе со стрессом. Это любимая работа, полноценный сон, чистый воздух, здоровая пища. Чаще всего люди страдают не от того, что чего-то не имеют, а от того, что у них нет вкуса и желания что-то делать. Сегодня следует «переориентировать интересы широкой публики» на ЗОЖ. Старение или уровень износа организма – итог всех стрессов, которым организм подвергался в течение всей жизни. Это фаза истощения общего адаптационного синдрома. Выдающиеся труженики жили долго: Бернард Шоу, Микеланджело, Альберт Швейцер жили и трудились после 90 лет (труд не был им постыл, работали не только ради куска хлеба…). ЗОЖ должен быть отдалённой (стратегической) целью человека, тогда и мотивация будет устойчивой. Она же должна быть сознательной (осознанной самим человеком). Лекция № 19. Тема: «ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ПСИХОЛОГА». Вопросы: 1. Этика и деонтология: определение, актуальность понятий, теории морали. 2. Этика поведения медицинского психолога: принципы и нормы. 3. Деонтологические аспекты экспериментально-психологического исследования. 4. Этические проблемы на современном этапе развития медицины. Ятрогения. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 269. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |