Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологические концепции возникновения личностных расстройств.




Психоаналитическая теория З. Фрейда:Личность рассматривается в единстве 3-х основных структурных компонентов души: Ид (оно), Эго и Суперэго. Ид – это всё унаследованное, т. е. инстинкты. Это первоначальная базисная структура личности. Содержание Ид – бессознательное. Эго – часть психического аппарата для контакта с внешней реальностью. Внешняя задача Эго - самосохранение посредством бегства, адаптации, и деятельности. Внутренняяконтроль инстинктов в виде подавления, ослабления, сублимации исходя из обстоятельств внешнего мира. Суперэго - это судья (цензор) деятельности и мыслей Эго. Это хранилище моральных установок, норм поведения. Базисными функциями Суперэго являются совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

        По З. Фрейдустановление личности происходит на основе принципов удовольствия, реальности и постоянства.

Принцип удовольствия – психика стремится к достижению удовольствия и избегания боли.  Принцип реальности – направленность к приведению бессознательных стремлений к получению удовольствия в соответствии с требованиями внешнего мира. Принцип постоянства – психический аппарат обладает тенденцией удерживать возбуждение на возможно постоянном уровне.

     

Теория аналитической психологии К. Юнга:Личность – совокупность архетипов. Архетип – связь наследуемых первичных прообразов и структур психики, обеспечивающих поведение. У него их пять: самость, анима и анимус, тень, эго и персона. Самость –архетип порядка и целостности личности.

Анима и анимус –интерсексуальные связи в душе личности: анима – у мужчин, анимус – у женщин. Тень –центр личного бессознательного (то, что вытеснено из сознания в бессознание как неприемлимое для человека. Эго –возникает из бессознательного (граница между ним и сознанием).Персона –тождественна характеру.

По мнению К. Юнга человек рождается не только с биологическим набором, но и с психологическим наследством в виде «коллективного бессознательного». Это способствует формированию личностных качеств.

Индивидуальная психология А.Адлера.

Личность формируется под влиянием стремления к совершенствованию и превосходству. Люди со слабостью органов пытаются это компенсировать развитием другой деятельности. Почти у всех выдающихся людей было несовершенство органов, тяжёлые болезни, но они боролись и преодолели свои трудности. Это гиперкомпенсация дефекта. Жизненная цель здесь – мост между неудовлетворяющим настоящим и ярким будущим.

Гештальтпсихология. Личность рассматривается через призму перехода от опоры на среду к опоре на себя. Условие гармонии организм/среда – сознавание иерархии потребностей. Основа сознавания – понимание организма как целого, принципы «здесь и сейчас» и «как и почему».

Принцип «Здесь и сейчас» - жизнь в настоящем (признак личностного здоровья). Принцип «Как и почему» - процесс совершения поступков. Каждый элемент существования можно понять как часть одного или нескольких гештальтов. Принцип иерархии потребностей всегда действует в человеке и важная незаконченная ситуация всегда проявится.

    Бихевиоризм.

Личность – сумма паттернов поведения генетической природы. Любой поступок – выработанная привычка, сформированная по механизмам рефлексов. Выделяют два способа становления поведения и возникновения личностных черт: обусловливание и подкрепление. Обусловливание производится до поступка, подкрепление – после него. Например, делать человека честным можно вознаграждая его или лишая чего-то в зависимости от проявления или непроявления данного качества. При обусловливании награда или наказание будут до поступка, а при подкреплении – по его завершению.

Гуманистическая психология Э. Фромма.

Параметры личности объясняет с точки зрения понятий «обладания» и «бытия». Обладание – присвоение себе каких-либо свойств или качеств и получение удовлетворения от обладания ими. Бытие – процесс получения удовлетворения от жизни. Цель человека – одна из систем («У меня есть…», «Я есть…»). Обладание и бытие – два способа существования человека, распределение их в человеке определяет черты характера, которые индивидуальны. Они проявляются в центральной проблеме человеческого существования – отношении к жизни и смерти.

Автор выделил две стратегии, определяющих формирование личностных качеств: 1) страх смерти; 2) утверждение жизни. Отношение к смерти и жизни может рассматриваться как через призму обладания, так и через призму бытия. В первом случае, страх смерти – это страх потерять то, что имеешь. Во втором – смерть не так страшна в связи с мировоззренческой позицией бытия. Суть – бытие существует только «здесь и сейчас», обладание ориентируется на любое время (прошлое, настоящее, будущее). При ориентации на обладание человек привязан к тому, что накоплено в прошлом. Нацеливаясь на будущее, он думает чем сможет обладать в перспективе. В то же время такие установки не давлеют над бытием.

        

Виды, патопсихологическая характеристика и диагностика расстройств личности.

Параноидное расстройство личности.

Чаще встречается у мужчин. Его отличают недоверчивость к окружающим, повышенная подозрительность, стремление видеть в действиях других людей угрозу своему благополучию, поиски скрытого смысла в повседневных событиях, в высказываниях и поведении окружающих, упорство в отстаивании своих целей, бескомпромиссность, неспособность прощать обиды и унижения, обострённая чувствительность к ущемлению своих прав. Примером могут быть патологические ревнивцы, жалобщики-кверулянты, непреклонные критики, недоверчивые скептики, фанатичные борцы за осуществление своих идей.

Их «слабые» черты, затрудняющие социальную адаптацию: завышенная самооценка, отсутствие гибкости, обидчивость, плохая коммуникация, постоянная уверенность в своей правоте, неспособность видеть свои недостатки и прощать другим обычные человеческие слабости, учитывать всё многообразие взглядов окружающих и чувствовать оттенки человеческих взаимоотношений, стремление подмечать недостатки окружающих.

Их «сильные» черты – упорство, уверенность в себе, стремление к независимости, отстаивание своих интересов, жизненная стойкость, преданность делу и убеждениям, развитые критические способности, чувствительность к социальной несправедливости.

Рекомендации врачу и психологу по общению с пациентами:

o устанавливать отношения постепенно, шаг за шагом завоёвывая доверие (не пытаться быстро «сократить дистанцию»);

o избегать критики пациента, демонстрации собственного превосходства, что вызывает ответную агрессию;

o не пытаться защищаться, если пациент проявит агрессию, нужно его выслушать, частично соглашаясь, и привести свои аргументы (но не оправдания!);

o постоянно демонстрировать серьёзность, уважение к пациенту, внимательно его слушать, избегать шуток, иронии, сарказма в его адрес;

o не допускать приказного тона, предоставлять пациенту определённую независимость, подчёркивать равноправие с ним в принятии решений и разделять ответственность;

o при проведении интервью особенно важна способность к активному слушанию, прояснению ожиданий пациента, а также умение руководить ходом беседы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 298.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...