Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологические теории депрессии. Роль социальных факторов в развитии депрессии.




В возникновении депрессивных состояний играют роль многие факторы, что имеет своё отражение в различных теориях возникновения депрессии. В поисках генетических причин этого явления изучаются родословные больных и исследуются близнецовые пары.

Анализ родословных людей, страдающих депрессией показал, что 20,0% их родственников имели её проявления. В то время, как в общей популяции населения в целом эта цифра не превышает 10,0%.

 Исследования близнецов также показали роль наследственности при возникновении депрессии. Так, у однояйцевых близнецов, при наличии депрессии у одного из них, другой был подвержен такому же расстройству в 46,0% случаев. У разнояйцевых близнецов вероятность депрессии у другого близнеца равнялась только 20,0%.

Изучение биохимических причин генеза депрессии показало существенную роль следующих нейротрансмиттеров (медиаторов), передающих сигналы от одного нейрона на другой: норэпинефрина (норадренлина) и серотонина. При уменьшении их активности, нарушении взаимодействия, в том числе и с другими медиаторами, развиваются признаки депрессии. Доказательствами послужили результаты лечения больных артериальной гипертензией, когда на фоне гипотензивной терапии развивались признаки этого расстройства, а также открытие антидепрессантов (и в том, и в другом случае речь идёт о вмешательстве в обмен норэпинефрина и серотонина).

В развитии депрессии задействованы и гормоны человеческого организма. Доказано, что депрессивные пациенты имеют повышенный уровень кортизола крови (неудивительно, так как расстройство связано со стрессами) и мелатонина («гормона Дракулы», выделяется только ночью). Отмечается повышенный уровень мелатонина у больных депрессией, страдающих ею в зимнее время, ввиду того, что больше гормона у них выделяется по мере уменьшения светового дня.

Из психологических моделей описания возникновения депрессии чаще применяются психодинамическая, поведенческая и когнитивная. Первые две не имеют надёжных экспериментальных подтверждений, третья (когнитивная) подтверждена и имеет широкое клиническое применение.

Психодинамическая модель.З. Фрейдуи его ученику К. Абрахаму удалось подметить ряд сходств между депрессией и горем, переживаемым людьми, которые потеряли любимого человека: постоянный плач, потеря аппетита, трудности с засыпанием, утрата интереса к жизни и отрешённость от происходящего. По их мнению, когда у нас умирает любимый человек, в действие приводится серия неосознанных процессов. Не смиряясь с потерей, скорбящие люди сначала возвращаются к оральной стадии развития, периоду полной зависимости, когда младенцы не способны отделить себя от своих родителей. Скорбящие начинают идентифицировать себя с человеком, которого они потеряли, и, тем самым, символически вновь обретают умершего. Все их чувства направлены к любимому, включая печаль и гнев, на себя. Обычно этот процесс кратковременен. Если он затягивается, люди впадают в депрессию.

Фрейд и Абрахам считали, что в депрессию впадают 2 типа людей: 1) те, чьи потребности в оральной стадии родители не сумели удоволетворить; 2) те, чьи потребности в оральной стадии родители удовлетворяли чрезмерно. Оба эти типа могут посвящать свою жизнь другим, добиваясь их признания и любви. Чувство их утраты любимого человека глубоко.

Почему впадают в депрессию люди, чьи родственники не умирают?Известно, что только 10,0% людей, переживших утрату, впадают в депрессию. Почему?.

Фрейд предложил концепцию символической (воображаемой) утраты.

Например, студентка колледжа может относиться к своему провалу на экзамене по математике как к утрате собственных родителей, полагая, что они любят её только тогда, когда она хорошо успевает в учёбе.

У психоаналитиков есть ещё одна теория на этот счёт – теория объектных отношений. Депрессия случается у людей в том случае, когда отношения с окружающими вызывают у них ощущения незащищённости и неуверенности. Люди, родители которых способствовали их чрезмерной зависимости, либо такой же уверенности в себе, скорее впадут в депрессию, когда прекратятся значимые для них отношения. Утрата, перенесенная в ранние годы жизни, может закладывать основу для будущей депрессии.

Поведенческая (бихевиористская) модель.По мнению приверженцев этой теории, депрессию вызывают изменения в вознаграждениях и наказаниях, которые люди получают в своей жизни. Питер Левинсон, психолог, чья точка зрения общеизвестна, предполагает, что в жизни некоторых людей происходит уменьшение числа позитивных вознаграждений. Соответственно, они совершают всё меньше и меньше конструктивных действий, что порождает депрессию. Например, спортсмен, теряющий спортивную форму или стареющий работник, совершающий ошибки в работе. Меньше вознаграждений – меньше позитивных моделей поведения! Что делать? Надо заполнять жизнь иными видами вознаграждений!

Когнитивная модель.Причина депрессииоценка событий в негативном ключе. Наибольшей популярностью пользуются следующие объяснения:

1. Теория выученной (приобретенной) беспомощности (автор Мартин Селигман, разработал в середине 60-х годов 20 века).

2. Теория аберрации мышления (негативная триада Бека).

(1) Выученная беспомощность – основанное на прошлом опыте представление, что человек не контролирует свои подкрепления. Кроме того, её характеризует то, что люди сами несут ответственность за это состояние беспомощности.

М. Селигман проводил эксперименты с собаками. В 1-й день привязанная собака получала периодические удары. Во 2-й день она помещалась в ящик, разгороженный барьером на две части. В той части, где находилась собака, она продолжала получать удары, в другой (за барьером, который она могла преодолеть) – нет. Собака продолжала лежать и получать удары «ложилась и тихо скулила»). Днём ранее, собака убедившись в том, что она не контролирует подкрепление, продолжала в это верить и исключала возможность облегчения своей участи. Автор заметил, что свойство выученной беспомощности очень напоминают симптомы депрессии у людей. Его вывод: Люди впадают в депрессию, когда понимают, что не контролируют подкрепления в собственной жизни.

В последние 20 лет положение о выученной беспомощности несколько пересмотрено. Считается, что если события находятся вне контроля людей по какой-то внутренней причине («Я ни на что не гожусь и останусь таким навсегда»), то они могут посчитать себя не способными предотвратить будущие негативные события и впасть в депрессию. Если же события подконтрольны, то развитие депрессии маловероятно. Поясним на примере:

Студента бросила девушка. Первый вариант объяснения произошедшего внутренней причиной: «Это моя вина, я порчу всё, так будет всегда!». Это ведёт к потере контроля в будущем. По вышеприведенной теории – студент «готов» к депрессии. Второй вариант объяснения конкретными или внешними причинами : «Я её обидел. Обычно я так не поступаю. Она не знает, что ей нужно.». Этот вариант не приведёт к беспомощности и депрессии.

(2) А. Бек полагает, что основой депрессии является негативное мышление. Он выделяет когнитивную триаду – три направления негативного мышления, которые, согласно А. Беку приводят людей в состояние депрессии: негативная оценка своего опыта, самого себя и своего будущего.

Согласно Беку, у некоторых людей в детстве формируются установки на собственную неадекватность. Имеют место рассуждения типа: «Мои достоинства зависят от того, насколько успешно я справлюсь с этим заданием..». В активной жизни неудач просто не избежать и такая установка вредит человеку. В дальнейшем, неприятные ситуации в жизни таких людей вызывают у них негативные мысли, развивается депрессия. Свой жизненный опыт они интерпретируют как бремя, причину поражений. Себя считают нежеланными, никчемными, некомпетентными. Будущее видится безрадостным.

Согласно Беку, депрессивные люди допускают ошибки в мышлении. Они делают произвольные выводы: негативные умозаключения имеют под собой мало оснований.

Например, идущий по парку прохожий проходит мимо женщины, которая смотрит на растущие рядом цветы, и делает заключение: «Она отворачивается от меня».

Кроме того, у лиц с депрессией отмечается преуменьшение значимости позитивного опыта или преувеличение значимости негативных событий:

Например, студентка получает «отлично» на экзамене и считает, что это результат не её знаний, а великодушия преподавателя. Через неделю она пропускает семинар по этому предмету. Возникают мысли, что она уже никогда не сможет наверстать упущенное.

Наконец у депрессивных больных возникают автоматические мысли - неприятные мысли, которые продолжают напоминать человеку, что он некомпетентен, а ситуация безнадёжна. Они возникают сами (поэтому названы автоматическими), рефлекторно. Их может быть сотни в течение часа: «Я всех подвожу…», «Я никчемная личность…», «Я плохой родитель…».

Социокультурная модель.Социальная структура, в которой живут люди, может вызывать депрессию. Играют роль внешние стрессоры, культурная среда, половая и расовая принадлежность, социальная поддержка.

Эпизоды депрессии могут быть вызваны внешними стрессовыми событиями. Исследования показали, что в жизни людей страдающих депрессией, в течение месяца, непосредственно предшествующего началу расстройства, происходит значительно больше стрессовых событий, чем у среднестатистического человека за тот же период времени.

Культурная среда играет значительную роль. Депрессия интернациональна, ей подвержены люди, живущие во многих странах. С другой стороны, её картина изменяется от одной культурной среды к другой. В странах Востока депрессия чаще включает физические проявления (усталость, слабость, расстройство сна, потеря веса), у их жителей реже бывают самообвинения и чувство вины. В странах Запада депрессия носит более психологический характер.

Пол и раса. У женщин депрессия встречается в 2 раза чаще, чем у мужчин. До 37,0% депрессивных больных выявляется в индейской деревне в США.

Социальная поддержка. Главное здесь – её доступность. В США депрессия в 3 раза чаще встречается среди живущих раздельно и разведенных, чем среди женатых, и в 2 раза выше, чем среди людей, ранее не состоявших в браке.  

Малая социальная поддержка и повышенная конфликтность способствует депрессии. С другой стороны, обстановка любви и тепла играет профилактическую роль в возникновении этого расстройства. Верные друзья также снижают вероятность депрессии. 

Живущие обособленно предрасположены к депрессии в период стресса. Женщины, воспитывающие 3-х детей и более, не имеющие близкой подруги и не занятые на работе вне дома чаще, чем другие женщины, впадают в депрессию после того, как в их жизни имели место какие-то неприятные события.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 349.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...