Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Время – деньги» как социальный феномен, его значение для менеджмента




Метафора современного мира «время – деньги» не случайна. Она имеет конкретное историческое происхождение, связанное с переходом человеческой истории от традиционного общества к индустриальному. Индустриальное общество сформировало новый человеческий тип буржуа. Именно в бюргерской, буржуазной среде впервые возникла мысль о возможности пересчитывать время на деньги, что было совершенно немыслимым в предшествующем, традиционном обществе. Именно буржуа, по существу создавшие этику менеджмента Нового времени, впервые сформировали и представления о связи богатства и праведности (пуританскую этику), о том, что кредит есть мерило добродетели. Именно они вывели фундаментальную истину, что не разбой, а мирное приобретательство способно принести богатство. Так родился феномен профессионального долга, связанного с неустанным повседневным трудом, лежащим в основе этически верных, справедливых социальных отношений и связей. Вот как о формуле «время-деньги» говорит согражданам Бенджамин Франклин, американский ученый и политик XVIII века: «Помни, что время – деньги; тот, кто мог бы ежедневно зарабатывать по десять шиллингов и тем не менее полдня гуляет и лентяйничает дома, должен, если он расходует на себя только шесть пенсов — учесть не только этот расход, но считать, что он истратил или, вернее, выбросил сверх того еще пять шиллингов».

«Время-круг» при этом не исчезает из деловой жизни совсем. Промышленные циклы, сезонные колебания спроса и предложения, туристических сезонов, повторения учебных семестров и школьных «четвертей» – все говорит о том, что «время-круг» осталось в деловой жизни, но только как составная, внутренняя часть понятия «время-стрела». Индустриальная эпоха, словно заново формирует феномен времени. Ощущение единого времени обретает массовый смысл с развитием железных дорог и становится полноценным явлением общественного сознания с вхождением в повседневный быт массовой прессы. С тех пор у человека возникает представление о своей жизни как о биографии. Индивидуальность планируется и воплощается в карьере. Жизненный цикл личности представляется теперь в последовательной смене этапов, которые отныне лишаются или почти лишаются прежних ритуальных от-меток (вроде многочисленных российских праздников). Путеводной звездой с тех пор становится сама жизнь.

 

Понятия исторического, социального, психологического времени, их значение для менеджмента

«Историческое время» — то есть писаная история человечества, составляет не более 10 тысяч лет. Здесь появляется календарь, положивший начало современной человеческой жизни в деловом времени. Суть состоит в том, что люди сразу не могли заглянуть в готовый календарь природы, чтобы узнать число, месяц и год. Надо еще было научиться считать до 30 и до 365. Этому их учило небо. 1 и 2 – одно и другое светило. Ночное небо: 7 – число подвижных светил на нем, и 12 – число периодически появляющихся в своем созвездии месяцев. 10 – число пальцев на человеческих руках. Так рождался деловой счет времени. Историческое время – время памяти человеческого общества о своем прошлом. (Появляется феномен календаря.)

Социальное время – это время существования человека как социального животного, наделенного разумом, способного управлять и думать о будущем. Социально-историческое время – синтез социального и исторического времени в совокупности характеристик каждого.

Психологическое время – характер протекания психических процессов в мозгу человека. Например, непомерная длительность двухминутного ожидания в переполненном вагоне метро. Или, наоборот, мгновенность пролетания счастливых часов прогулке с любимым человеком по парку.

 

Феномен времени, его значение в управлении организацией

Фактором управления, стоящим в особом ряду, является время. Жесткие условия времени – одна из самых характерных особенностей работы ума руководителя-практика. Философский анализ управления позволяет глубже рассмотреть феномен времени, его дух и смысл, что открывает большие возможности верного, адекватного использования времени в организационно-управленческой деятельности. Время – это необратимая направленность изменений, происходящих в космосе, и, как следствие, в природе, обществе и психике разумных существ. Другими словами, время – это однонаправленность процессов, текущих во Вселенной от прошлого к будущему.

Антропологам известно, насколько сильно отличаются между собой представления различных культур о времени. В одних культурах время циклично – история состоит из бесконечных повторений одной и той же цепи событий. Встречаются такие культуры, в которых человеческая жизнь считается стационарной во времени: не мы приближаемся к будущему, а будущее приближается к нам. В третьих культурах, включая и нашу культуру, время представляется как дорога, построенная между прошлым и будущим. По этой дороге идет современный человек европейской ментальности. Человек именно этого типа первым задумался о рациональном использовании времени и создал в итоге менеджмент – технологию разумной координации во времени групп деловых людей, объединенных в организацию и устремленных к успеху как результату, достигаемому за планируемый отрезок времени.

Время – это сложное, многообразное явление, имеющее, как космические, так и социальные основания и характеристики. Для эффективного управления необходимо знать, что на сегодня известно науке о времени. Сколь бы сильным ни было искушение вечностью в наших фантазиях, остановка во времени или путешествие назад означало бы отрицание реальности. Изумительную зарисовку этому находим мы в новелле Хорхе Луиса Борхеса «Новое опровержение времени»: «И все же, и все же… Отрицание временной последовательности, отрицание себя, отрицание астрономической Вселенной – все это акты отчаяния и тайного сожаления… Время – это субстанция, из которой я состою. Время – это река, уносящая меня, но я сам ре-ка; это тигр, пожирающий меня, но я сам тигр; это огонь, поглощающий меня, но я сам огонь. Мир, к сожалению, реален; я, к сожалению, Борхес».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...