Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Самоорганизация и управление.
Самоорганизация отличается от процесса организации тем, что сущность процесса здесь объясняется уже природой самой системы (а не действием внешних факторов). То есть, организация как система называется самоорганизующейся, если она без дополнительного воздействия извне, обретает определенную пространственную, временную или функциональную структуру. Самоорганизацию как явление открытых систем изучает синергетика. Синергетика – это одна из самых молодых наук, которая сформировалась на рубеже 1960-70 годов. Самоорганизация – это свойство всех открытых систем. (В отличие от управления, которое – свойство и феномен только человеческих систем). Самоорганизация существует в живой и неживой при-роде, в живых системах и в системах неживой природы. В человеческих объединениях, даже при всей управляемости этих объединений, доля самоорганизации велика. Но исходная коллективная природа людей для выживания человека как биологического вида потребовала когда-то и требует также сегодня от человека чего-то еще, дополнительного – управления. Так человек создает (первоначально очень робкие) элементы рациональной координации усилий со-братьев по виду – создает управление. Управление появляется в объединении людей там и тогда, где и когда самоорганизация не справляется с регулированием совместного поведения индивидов, стремящихся выжить в природе. Управление – это человеческая «надстройка» на природном «здании» самоорганизации. Это «надстройка», ставшая возможной в результате роста рационального сознания человека как способа адекватного отражения действительности и, вследствие этого, столь же адекватной способности вмешиваться в регулирование поведения, в координацию действий, деятельности людей. Управление рождается как рациональное регулирующее воздействие, как разумное вмешательство индивида в коллективное взаимодействие людей, объединенных до той поры самоорганизованным, спонтанным порядком. Управление, выполняя своего рода антиэнтропийную функцию относительно природной самоорганизации, восстанавливает естественный порядок, нарушенный какими-то внешними возмущениями. Первые признаки рациональности как антиэнтропии в совместном поведении людей и создают основы для зарождения феномена управления первоначально лишь в качестве вспомогательной, дополняющей детерминанты человеческого взаимодействия. Антропосоциогенез и генезис управления. Потребность в управлении, а вслед за ним и сам феномен возникли с началом коллективной преобразовательной практики человека и даже предчеловека, когда самоорганизация, спонтанная организация гоминидов перестала в достаточной мере отвечать потребностям их сохранения как биологического, природного вида. Однако рефлексия управления как явления началась много позже его фактического возникновения. Человек должен был подняться еще до уровня понимания, анализа самого себя, дойти до рубежа хотя бы первичной саморефлексии, вслед за которым он смог задаться вопросом также и о природе и сути своих отношений, взаимодействия с другими людьми. Несмотря на то, что управление человеческими коллективами на-считывает многие тысячелетия, действительная история научной теории организации и управления началась только в XX-м столетии.Однако история общественной мысли и самой науки начиналась много раньше, и уже библейские тексты говорят о трудных поисках рациональной организации общества, с сегодняшней точки зрения часто нелепых, но порой гениальных, закладывающих основы цивилизации и всей теперешней современности. Отдельные исследователи ведут отсчет генезиса управления от священников древних цивилизаций, превращавшихся в касту религиозных функционеров, своего рода первых «деловых людей». Ведь жрецы помимо соблюдения ритуальных почестей, заведовали сбором налогов, управляли гос казной, распределяли госбюджет, ведали имущественными делами. Различить государственно-политическое управление от хозяйственно-делового управления того времени невозможно, т. к. и самостоятельных или попросту еще не было, или существование их могло проявляться в едва развитом виде. Однако систематизировать экономические отношения стремились и руководители той эпохи, потому побочным результатом управленческой деятельности шумерских жрецов стало появление письменности. Вавилонский правитель Хаммурапи создал на основе единых законов, эффективную административную систему, понадобившуюся для управления обширными территориями. Однако говорить об анализе управления и его природы современниками той эпохи возможным не представляется.
Факторы антропосоциогенеза, их значение для генезиса управления. Факторами АСГ стали: 1. «Орудийная деятельность» — практическая, преобразующая природу деятельность чел. с помощью специально созданных им орудий труда. В последующем человек изготавливал орудия труда для изготовления других орудий труда. Когда появляются хотя бы две таких ступени (изготовление каменно-го рубила для изготовления древка копья), тогда можно сказать, что «орудийная деятельность» как способ строго и только человеческого существования состоялась. 2. Возникновение языка как оперирование словом, понятием. Благодаря языку человек приобретает понятийное мышление в отл. от мышления животных. Орудийная деятельность в процессе АСГ способствует генезису, созданию языка, а формирование языка делает коллективную орудийно-преобразовательную деятельность более эффективной. Здесь закладываются основы управления. 3. Формирование первой нравственности (табу, особое значение имеет запрет на эндогамные (внутри) половые отношения). Кара за нарушение установленного табу, носящего сакральнорелигиозный характер вырывала предчеловекаиз природного в первоначальное уже социально состояние, правило в котором регулировались надприродными нормами. 4. «Рациональное разделение пищи» — стая охотников, убившая зверя, набрасывалась на его мясо со страстью голодного зверя, не сдерживали себя. Но надо было рационально разделить добычу, чтобы хватило не только охотникам, но и женщинам, детям, старикам и пр. Такая необходимость не могла не закладывать основы рационального регулирования и управления в человеческой среде. И сама среда, от-ношения между индивидами становились именно человеческими, социальными. 5. Формирование первобытно-родовой общины и «дозревание» труда. Преобразовательная орудийная деятельность человека стала полноценной, «дозревшей», как и формы отношений между индивидами, ставшие в полной мере социальными, когда слились воедино все названные факторы АСГ, образовав собой новое эмерджентным образом появившееся качество. Таким новым свойством в отношениях стало управление как социальное регулирование трудовой деятельности и самих взаимосвязей между людьми. Управляемое разделение труда, начинавшееся как горизонтальное, стало в последующем обретать формы и черты разделения социальных отношений в их вертикальном спектре (вертикальное разделение труда).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 339. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |