Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Свобода личности и управление.
Все организации в обществе – это управляемые организации, отношения людей в которых неизменно затрагивают вопросы свободы. Свобода – это какие-то отношения между людьми, какая-то форма социальных отношений. Свобода – это социальное явление. Оно связано с отношениями людей в обществе. Степень свободы в этих отношениях измеряется степенью независимости данного человека, социального слоя. Свобода каждого человека – вот мерило общественной свободы в целом. Свобода как заложенный природой потенциал воплощается в жизнь человека по мере восходящего развития общества. Люди первобытных племен очень похожи друг на друга, потому что живут в полустаде и фактической несвободе, где масса обычаев жестко очерчивает жизнь, указывая каждый шаг. Самостоятельности нет, потом почти нет. Первыми личностями становятся вожди, они определяют путь рода-племени, они отличаются даже и внешне, выраженной индивидуальностью, более осознанным выражением лиц. В них есть свобода. Личность начинается с волеизлияния. Без свободной личности немыслимо свободное общество. И, наоборот, без свободного общества, основанного на творчестве, свободе образования, предпринимательства в большинстве жизненных сфер невозможна и свободная личность. Свободный человек инициирует новые культурные, экономические, социальные связи, товары, знания, образовательные идеи, людские потребности и тем творит саму жизнь. Свободный человек – величайшая сила. Человек в той же мере есть порождение свободы, как и ее создатель. Свобода – это ткань отношений между людьми, которые реализуются в чем-то – в государстве, на предприятии, где работает человек, в семье. Свобода личности предполагает какой-то регулирующий принцип отношений между индивидами и, следовательно, какой-то регулирующий орган, облеченный полномочиями регулирования и управления. Таким регулятором в самую первую очередь является государство его важнейшие правовые документы – Конституция, Гражданский кодекс и др. Однако свобода не состоится в полном ее значении, если она ограничиться двумя этими аспектами, так как она – это еще и возможность что-то сделать, создать что либо по собственному усмотрению. Свобода – это тип отношений, созданных для чего-то. Главное из этих «для» – созидание, творческая деятельность человека.
Управление и самозванство Самозванство – это присвоение права решать задругих, насилие «во имя» («великой идеи»), нетерпимость к чужому мнению. Самозванец хочет, чтобы его любили, чтобы его хотели любить, тогда как сам он любит абстракцию, а не конкретных людей, любит отвечать за других помимо их воли, но от их имени, самозванец использует других. Действуют самозванцы в социальном пространстве, в ко-тором нет или почти нет еще структур гражданского общества, очерчивающих правила общественных отношений и заставляющих государство служить целям и задачам общества. Такое общество потенциально ожидает два выхода: 1.тоталитаризм, т.е. государство во главе с «суперсамозванцем», который покажет всем «истинную дорогу в светлое завтра». 2. выход: подлинная свобода в сочетании с ответственностью в структуре гражданского общества. Управление и национальный язык Управление – настолько разнообразный феномен, что рядом с ним как термином неизменно стоят его «близкие родственники»: «правление», «регулирование», «координация», «руководство», «администрирование», «командование», «менеджмент» и некоторые другие. Терминологическое разнообразие в проявлениях управленческой деятельности имеет место во всех современных языках. Обусловленная социальным разнообразием видов деятельности, проблема эта существовала уже в Древнем Риме и его языке – латыни. Не менее интересен в этом смысле и самый распространенный язык современного мира – английский. Три его слова и их значения представляются для анализа управления важнейшими. Первое – govern– глагол, означающий, во-первых, управлять, править (здесь, рядом, просматривается и его синоним – контролировать,control); во-вторых, влиять; руководить, направлять; в-третьих, определять, обусловливать; в-четвертых, сдерживать, ограничивать. Не трудно заметить, что фактически за каждым из переведенныхотgovernтерминов стоит какая-то функция управления, правления. Второе слово rule, образующее заимствованные русские – руль, рулить, воз-можно, также и – руководить. Как существительноеruleозначает прежде всего правило, норму.Rule– это также принцип, уклад; привычка, обычай, имеющий отношение к регулированию поведения и в этом смысле – к управлению.Rule– это также стандарт; критерий; типичное положение вещей, норма. Но самое, пожалуй, важное,rule– это также правление; владычество, господство; время правления. Не менее интересенruleи как глагол, который означает править; господствовать. Третье английское слово по значимости для анализа управления занимает фактически первое место. Это manage, что означает руководить, управлять, заведовать, а также стоять во главе. Синонимомmanageможет также выступать глаголcontrol, контролировать.Manageозначает также и управлять в смысле уметь обращаться с чем- или кем-либо; или уметь справиться с чем- или кем-либо. Наконец,manageпонимается и как усмирять, укрощать; выезжать (лошадь). И это, последнее, его значение стало решающим для распространения самого без преувеличения популярного слова современности – ибо нынешнее английскоеmanagement, менеджмент в силу ряда экономических и социальных причин с необычной экспрессией проникло фактически во все языки, хоть как-то связанные с цивилизацией. Управление и сила. Под силой в самом широком смысле понимают какое-либо энергетическое действие или способность к действию (потенциальное действие). Так определяет французский исследователь Жанн Госс. Сила может быть разной социально-нравственной направленности. Очень часто ее ассоциируют с насилием, то есть силой, как правило, разрушающей, силой отрицательной моральной направленности. Но даже если в управлении и есть компонент насилия, то само насилие – это такое многообразное, сложное явление, в котором необходимо разбираться отдельно и основательно, чтобы ответить на вопрос, а какой именно компонент насилия и в каком виде, на каком уровне управления допустим. И по той причине, что управление – это, по определению, сознательное воз-действие, то есть сознательное энергетическое, силовое воздействие на людей для достижения каких-то целей организации, общества в целом, то рассмотрение, первоначально явления насилия, а затем и других векторов силы, воздействия, представляется очень важным для понимания сущности управления и менеджмента. Что мы понимаем под насилием? Убийство, терроризм – это насилие. Ограбление – очевидно тоже. Все кажется ясным. Но обыденное представление способно объяснить далеко не все и даже нередко способно запутать суть дела. Является ли насилием, к примеру, реклама о распродаже товара «по самым низким ценам»? Можно ли назвать насилием требование родителей «хорошо учиться», предъявляемые ребенку? Ответы нуждаются в определении понятия. Считается, что насилие есть не вообще принуждение, не ущерб жизни и собственности как таковой, а такое принуждение и такой ущерб, которые осуществляются вопреки воле того или тех, против кого они направлены. В самом широком смысле, под насилием принято понимать любое посягательство на свободу человека, производимое вопреки его воле. В таком случае нужно задаться вопросом: нравственно ли насилие? Имеет ли руководитель моральные основания использовать труд и мотивы поведения других людей для достижения собственных целей и целей организации? Может ли учитель применять меры принуждения к ученику? Корректно ли насилие в действиях администратора, менеджера? Можно ли вообще насилием достичь добра? – Вот серьезнейший вопрос социального управления. Очевидно, здесь нет однозначных ответов. Степень посягательства одних людей на свободу других, может быть очень разной.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 420. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |