Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Феномен руководителя в управлении.




Роль руководителя во многом зависит от парадигмы управления. Новая парадигма основана на системном и ситуационном подходах к управлению. При традиционном подходе предприятие рассматривается как \»закрытая система\», цели и задачи которой заданы сверху. Поэтому применялся функциональный тип, управления: четкое расписание функций, команды контроль. Новая управленческая парадигма представляет собой отход от управленческого рационализма, от укоренившегося убеждения, что эффективность работы предприятия определяется внутренней рациональной организацией, снижением издержек, выявлением внутрипроизводственных резервов. Предприятие рассматривается прежде всего как \»открытая система\».

Руководство трудовым коллективом осуществляет официально выбранный коллективом или назначенный вышестоящим органом человек. Это лицо, на которое официально (юридически) возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. При этом он является формальным лидером (если назначен вышестоящим руководством) или одновременно неформальным лидером (в случае избрания его трудовым коллективом). Руководство представляет собой такую деятельность, при которой один человек реально влияет на поведение остальных членов коллектива через механизм власти, обеспечивая движение всего коллектива к поставленной цели. Обеспечение эффективного влияния на подчиненных — основа успешного руководства.

Необходимо отметить, что в отечественной литературе нет общепринятого мнения о содержании деятельности руководителя. Тем более что в условиях перехода экономики на рыночные отношения к современному руководителю предъявляются принципиально новые требования по сравнению с теми, что имели место в условиях административно-командной системы (основным требованием которой был руководитель \»исполнительского\» типа). Предметом труда руководителя социальные психологи считают не информацию, не управленческие решения, не приказы или распоряжения, а систему отношений в трудовом коллективе. На эти аспекты деятельности менеджера как руководителя обращают внимание и ведущие зарубежные ученые в области менеджмента.

 

Социальный институт управления , его характеристика

Стадия кроманьонца 40-35 тыс. лет назад постепенно превращает управление в полноценный феномен. Но проходит еще примерно 20 тыс. лет, когда Homosapiens начинает переходить от охоты к скотоводству, что поднимает производительность труда примерно в 20-40 раз. В это же время начавшийся переход от собирательства к земледелию порождает не только оседлый образ жизни людей, но – самое главное – поднимает производительность их труда в 300-400 раз! Новый период жизни наступал и в человеческой жизни того времени. Численность людей стала расти. Разделение их труда пополнилось не только видами трудовых операций, стали формироваться профессии. От земледелия отделяется ремесло, и появляются различные виды ремесел, начиная с гончарного дела.

Социальный институт управления в полном своем объеме и качестве сформировался на стадии возникновения государств. Социальный институт управления – это рациональное, целеполагающее, систематическое регулирования отношений больших масс людей, не связанных друг с другом непосредственным образом. То есть тысячи, а затем миллионы людей связаны друг с другом своим трудом и его результатами, всей своей деятельностью опосредованно. Такое, в немалой степени обезличенное, регулирование массовой деятельности человеческих индивидов возможно только с помощью государства. Собственно само государство и создается как деловой аппарат такого регулирования, управления. Государство имеет законы как регуляторы социальной деятельности людей. Законы как государственные акты предписывают, что надлежит делать людям и что им запрещается, что не разрешается делать ни при каких обстоятельствах. Для этого у государства имеются силовые методы воздействия на нарушителей законов. Государство имеет право применять насилие в отношении нарушителей.

Но как же возможны законы, право, правовое регулирование? Для этого человечеству понадобились еще два исключительно социальных феномена – письменность и системы счисления. Люди должны были научиться писать и считать, письменно фиксировать результаты подсчетов. И только в этом случае стали возможными письменные законы и распоряжения управляющей власти в лице государственных руководителейавления, его характеристика.

 

Свобода как деятельность, творчество: значение для управления.

«Свобода для…», для реализации возможностей конкретного человека связана с созидательной деятельностью личности. Не случайно Л. Якокка, завершая свою книгу «Карьера менеджера», акцентирует внимание на этом качестве. «Поставь себе цель, — говорит он. — Получи такое образование, какое только можешь, но затем, ради бога, делай что-нибудь! Не жди, пока что-нибудь произойдет само собой. Это нелегко, но если ты станешь работать не покладая рук, то поразишься тому, как в свобод-ном обществе можно достичь всего, к чему ты стремишься».

Свобода реализуется в деятельности. Но степень ее реализации много больше, если эта деятельность – творческая. Русский философ Н.А. Бердяев неоднократно подчеркивал, что свобода есть творчество, создание ранее не бывшего. Свобода есть внутренняя творческая энергия человека. Через нее человек может творить совершенно новую жизнь. В творческий акт человек привносит новое, в этом мире никогда ранее не встречавшееся. Лишь свободный творит, резюмирует Бердяев. И лишь творящий – в полной мере свободен, добавим мы.

Творчество связано с инновациями. Это слово стали употреблять в последнее время так часто, к месту и не к месту, что следует прояснить его смысл. Инновация – это такой вид новации, в котором меняется не только внешнее содержание явления, но и его сущностная структура, суть самого явления.

Таким образом, способность творить и создавать является важной стороной свободы. Нет такой возможности, тогда нет и свободы в полном ее смысле. Творчество – верный критерий свободы, в равной степени касающийся и «управляющего», и «управляемого».

Этот взгляд позволяет понять, что свобода есть простор для поиска и руководителя, и подчиненного: создание нового, не бывшего еще нигде, не созданного еще никем – вот главная сторона свобода. «Люди жаждут возврата к основополагающим нравственным ценностям, — подчеркивает Якокка. — Упорный труд, величие труда, борьба за справедливость — вот что символизирует статуя Свободы и Эллис-Айленд».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 271.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...