Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формы и виды насилия в обществе: значение для социального управления




По своим формам насилие проявляется как прямое, или открытое, и может быть скрытым, косвенным, «мягким». Между этими полюсами можно разглядеть различные степени насильственной интенсивности: от предельно слабых до максимально чудовищных видов насильственного принуждения. По направленности насилие может, вероятно, проявлять себя как прогрессивное (при всей неоднозначности понятия – «прогресс»), помогающим движению общества вперед, к более совершенным формам социальной организации, и может быть регрессивным, отталкивающим общество назад, в прошлое. Насилие по сфере осуществления может реализовываться как в природе, так и в человеческом обществе, последнее принято называть социальным насилием.

Социальное насилие имеет широкий спектр разновидностей и может проявляться как принуждение экономическое, политическое, идеологическое, духовное, судебно-законодательное. Социальное насилие может проявляться и в других видах и формах, все из которых перечислить трудно. В силу ощутимых последствий особое место в социальной структуре общества занимает вооруженное насилие. В эпоху террористических угроз и противодействия им необходимо остановиться на нем. Вооруженное насилие чаще выступает как прямое. Но не всегда. Важно подразделить насилие также на первичное и ответное. Порой кажется, что оправдать воз-можно только ответное насилие. Но это не всегда так, ибо первичное (даже прямое) насилие нередко приводило к положительным результатам в истории общества. В то же время и ответное насилие способно служить как деструкции и разрушению, с од-ной стороны, так и конструктивному развитию, с другой.

Насилие может быть не только прямым, физическим, как, например, нанесение раны, – средством насилия может выступать также язык: внесение смуты, соблазнение и все способы извлекать преимущества из своего языкового, интеллектуального превосходства над тем и теми, кто обладает меньшим словесным могуществом. Языковое коварство – наиболее распространенный и проверенный в своей внешней эффективности вид социального насилия. В широком смысле такой вид насилия можно назвать интеллектуальной нечестностью. Разновидностью скрытого, косвенного насилия может выступать реклама, эта неотъемлемая спутница маркетинга и менеджмента

 

Справедливость как теория «частичного согласия»: значение для управления.

Ролз вычленяет два аспекта справедливости: «Каким должно быть идеально справедливое общество?» и «Как следует обращаться с несправедливостью?» Первому соответствует теория строгого согласия, второму – теория частичного согласия. Дж. Ролз говорит о том, что пока мы не ответим на первый вопрос: «Каким должно быть идеально справедливое общество?», нет смысла искать ответ на второй вопрос: «Как следует обращаться с несправедливостью?»

Вторая теория исследует принципы, говорящие нам, как мы должны обращаться с несправедливостью. Это включает такие темы, как теория наказания, доктрина справедливой войны и оправдание способов противодействия несправедливым режимам, от гражданского неповиновения и военного сопротивления до революции и восстания. Сюда также включаются вопросы компенсационной справедливости и сопоставление одной формы институциональной несправедливости с другой.

Ясно, что проблемы теории частичного согласия являются неотложными, важными проблемами. Это вещи, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Причина, по которой следует начинать с идеальной теории, заключается в том, что она дает, как полагает Роуз, единственное основание для систематического осмысления этих более неотложных проблем. От такой теории зависит, например, об-суждение проблем гражданского неповиновения. Роулз полагает, что более глубокое понимание может быть достигнуто именно в этих рамках, и что природа и цели совершенно справедливого общества являются фундаментальной частью теории справедливости.

Принцип справедливости в управлении

Справедливость – это человеческий идеал оптимальных общественных отношений, в которых у каждого индивида есть реальная возможность воспользоваться максимальной свободой, не ущемляющей свободы других людей, для достижения своих собственных целей. Справедливые общественные отношения позволяют человеку реализовать свои творческие потенции, максимум дарованных ему природой возможностей. Управление также сводится к отношениям людей в обществе. Управление – это персонально возглавленные (то есть имеющие руководителей) общественные отношения, созданные для благополучного существования каждого индивида.

Важно при этом заметить, что правовые и моральные нормы, обеспечивающие справедливость, не всегда вполне успевают за социальной жизнью. Поэтому пока остается противоречие между нормами справедливости и реальными, практическими путями земного общества, будут востребованы и люди (часто называемые праведниками), возвышающие свой голос и призывающие социальное управление и политическую власть к ответу и к изменениям, реформам. Это те, кто, нередко рискуя жизнью, ради общественной справедливости и всеобщего блага обличают нравы, попирающие справедливость.

Справедливо ли вообще руководство, управление людьми? Общество представляет собой поле взаимодействующих индивидов, личностей, и борьба между ними является неизбежной. Но какими должны быть права, полномочия, обязанности руководителей, политической власти? Ответ на этот вопрос мы в сущности дали, рассмотрев «этику социальной ответственности» как философию поведения и поступков руководителя в главе «Управление и социальные силы». Поэтому в завершение следует лишь подчеркнуть, что ностальгию по совершенно истребленной справедливости нельзя реализовать в истории, как резюмирует Ф. Хайек. И именно поэтому современные люди не принимают на веру, как иногда бывало, расплывчатую «максиму», что «у каждого, мол, своя справедливость». Ибо на практике такая формула означает несправедливость и разрушение общества. В значении этики социальной ответственности справедливость и управление обретает силу и смысл обеспечения максимально возможной свободы в структурированных общественных отношения

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...