Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Диагностика сформированности уровня речевого развития детей младшего школьного возраста




 На первом этапе исследования был проведен констатирующий эксперимент.   

Цель констатирующего эксперимента - выявить уровень сформированности речевой компетенции у младших школьников.

В ходе констатирующего исследования учащимся были предложены задания, направленные на определение речевой компетенции.К ним мы отнесли следующие показатели: 

1. Логическая последовательность речи  

2. Развитие содержательной стороны речи (последовательность, использование различных частей речи и сложных предложений).

3. Точность употребления слов.

4. Активный словарный запас учащихся.

Мы выделили следующие уровни:

Высокий уровень, говорит о наличии у ребенка содержательной речи, учащийся выстраивает предложения, которые достаточно последовательны, логичны, точны передают мысли, а также в речи присутствуют выразительные слова, словосочетания; учащийся отвечает на вопросы целесообразно и ясно.

Средний уровень – в речи ребенка наблюдается коммуникативная целесообразность, ясность, однако нет содержательности, логичности, последовательности.

Низкий уровень – в речи нет необходимой точности. В рассказе ребенка отсутствуют следующие качества: логичность, ясность, коммуникативная целесообразность, языковая правильность речи, выразительность, ясность. А также в своей речи ребенок употребляет в основном простые предложения, отсутствуют распространенные предложения.

Исследование уровней развития речевой компетенции (логическая последовательность, содержательность, точность речи, активный словарный запас) проводилось по следующим методикам:

1. Методика логической последовательности речи. Автор А. Н. Бернштейна.

В этой методике ребенку предлагались следующие наборы слов:

Автомобиль, молоток, газета, зонт, сумка, звезда, кружить, оторвать, откусить, мелкий.

Вертолет, скрепка, дневник, палатка, мех, друг, ехать, объединяться, ударить, твердый.

Велосипед, гвоздь, журнал, кеды, чешуя, герой, убегать, закрывать, толкать, колючий.

Поезд, кнопка, письмо, шапка, мех, ябеда, вертеться, складывать, стукнуть, режущий.

Скутер, прищепка, билет, сапоги, шкура, враг, подпрыгнуть, поднять, ударять, жесткий.

Перед тем как начать диагностику, учащимся предлагается инструкция:

«Посмотри на эти наборы слов. Ты должен представить, что тебе встретился человек, который не что означают данные слова. Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например слово «поезд». Как бы ты объяснил это?»

После этого учащемуся предлагается дать определение последовательности слов, которую он выбирает наугад из пяти предложенных наборов. За каждое правильное определение учащийся получает 1 балл. В случае, когда предложенная ребенком формулировка оказалось не вполне точной, то за это определение ребенок получает промежуточную оценку - 0,5 балла. При абсолютно неточном определении, ребенок получает 0 баллов. Для формулировки каждого определения ребенок думает не более 30 секунд. Если после указанного количества времени учащийся затрудняется с определением, ему зачитывается следующее по порядку слово.

При проведении эксперимента наблюдалось, что при определении некоторых слов дети испытывали трудности (герой, качаться, соединяться, вертеться, спотыкаться) некоторые из учащихся, принимавших участие в исследовании, не смогли точно охарактеризовать эти слова.

Большинство учащихся с заданием справились достаточно быстро, не испытывая значительных затруднений.

 2. Методика содержательности речи. Методика Эббингауза.

В методике содержательности речи для учащихся были подготовлены аналогичные наборы слов. Проведение данной методики немного отличалось от предыдущей. Экспериментатор зачитывал учащемуся первое слово из десяти (Например - «велосипед») и предлагал из следующих рядов выбрать слово, которое подходит к данному по смыслу, и может составить с ним одну группу, определяемую общим понятием. Следующий набор слов педагог зачитывал, выдерживая интервал между словами в 1 сек. При прослушивании, ребенку необходимо было указать на слово, синонимичное предложенному.

Если ребенок испытывал затруднение в выборе слова, допускалось прочтения группы слов второй раз, но без использования пауз.

В случае, когда учащийся после первого раза указывал слово и ошибался, необходимо было зафиксировать ошибку и переходить к следующему набору слов.

Когда для поиска необходимых слов ребенку были прочитаны все четыре ряда, педагог переходил ко второму слову первого ряда и повторял данную процедуру до тех пор, пока ребенок не примет попыток отыскать все слова из последующих рядов, подходящие ко всем словам из первого ряда.

Оценка результатов происходила по следующей системе: если испытуемый находил правильно значения - от 40 до 50 слов, то в итоге получает 10 баллов; от 30 до 40 слов - 8 - 9 баллов; от 20 до 30 слов - 6 -7 баллов; от 10 до 20 слов - 4 - 5 баллов; меньше 10 слов - не более 3 баллов.

Результаты 9,5 - 10 баллов свидетельствуют об очень высоком уровне развития пассивного словарного запаса, 8 - 9 баллов - о высоком уровне развития и 4 - 7 баллов – о среднем уровне.

Необходимо обратить внимание на то, что в начале исследования некоторые учащиеся затруднялись при выборе слов, этим объясняется нулевое количество ответов на первое слово. 

Данное исследование вызвало у некоторых испытуемых участников значительные затруднения, однако выяснилось, что они не достаточно поняли инструкцию, при повторном объяснении инструкции, более подробном, практически все учащиеся поняли и справились с заданием, на основании чего можно сделать вывод об их высоком уровне развития речи.

 3. Методика точности определения слов. Авторы методики Рукавишников А. А., Соколова М. В.

Учащимся, участвующим в эксперименте были предложены рисунки (Приложение 1), с изображением людей и различных предметов. В течение некоторого времени, примерно 2 - 4 минут, учащиеся должны были подробно рассказать, что изображено и что происходит на этом изображении. Речь каждого учащегося была зафиксирована в специальном протоколе, а затем проанализирована.

В ходе эксперимента мы подсчитали итоговый балл полученный учащимися за определения всех 10 слов из предложенного набора.

Результаты 9,5 - 10 баллов свидетельствуют об очень высоком уровне развития речи, 8 - 9 баллов - о высоком уровне развития речи и 4 - 7 баллов - о среднем уровне.

Зафиксированные результаты устных ответов испытуемых, во время их рассказа по картинкам были внесены в таблицы.

10 баллов - Очень высокий уровень развития речи; 8-9 баллов - высокий уровень; 4-7 баллов - средний уровень; 2-3 баллов - низкий уровень; 0-1 балла - очень низкий уровень.

При анализе данных исследования активного словарного запаса испытуемых, экспериментаторы сделали следующие выводы:

20% испытуемых обладают очень высоким уровнем развития речи.

60%– испытуемых имеют высокий уровень развития речи.

20% - испытуемых имеют средний уровень развития речи.

В речи учащихся больше половины всех слов это существительные и глаголы (дети, девочка, велосипед, делали, ломали и т.д). Также много прилагательных (удобный, активный, хороший, приветливый, трудный и др.).Местоимения (он, они, она и т.д.) употребляются учащимися достаточно часто. Экспериментаторы обратили внимание на использование детьми большого количества разнообразных предлогов (от, в, на, и др.) и союзов, чаще всего употреблялся соединительный союз и. Не все дети использовали в речи наречия, числительные и прилагательные в сравнительной степени (больше, меньше, лучше). В речи учащихся отсутствовали причастия, деепричастия и прилагательные в превосходной степени. Лишь у трех испытуемых присутствовали сложные предложения и конструкции, а также был упомянут один фразеологический оборот (протянул руку помощи).

Таким образом, учащиеся справились с данным заданием, однако на данном этапе уже заметны некоторые недостатки в развитии речи учащихся третьих классов.

4. Методика определения активного словарного запаса. Немов Р.

Для определения активного словарного запаса испытуемых, были использованы тексты речевых образцов, т.е. сочинения на определенную тему. Нами были взяты сочинения на тему «Что я люблю».

Затем были подсчитано:

1.Общее количество слов в речевом образце.

2.Количество слов, которые были употреблены только один раз.

Все данные этого исследования занесены в таблицы (Приложение)

При анализе образцов речи участвующих в эксперименте, было замечено различие в общем количестве слов. Следует отметить, что большее количество слов не обеспечивает лучшего результата и меньшего повторения одних и тех же слов. Кроме этого в работах присутствуют стилистические и грамматические ошибки, кое-где обрывки фраз и предложений.

 Исследуемое сочинение было написано учащимися в начале учебного года, а исследование проводилось в   конце    учебного года.     Соответственно, результаты    исследования определения понятий, логической последовательности речи и точности употребления слов оказались лучше, чем определение активного словарного запаса.

Ниже мы приводим результаты развития речевой компетенции по данным показателям в каждой группе - экспериментальной и контрольной.

 1. Логическая последовательность речи 

Задание: распределите самостоятельно карточки с предложениями в их логической последовательности (предложения можно дополнить своими словами) (Приложение ).

Выделены следующие уровни сформированности данного показателя:

Высокий уровень, говорит о наличии у ребенка содержательной речи, учащийся выстраивает предложения, которые достаточно последовательны, логичны, точны передают мысли, а также в речи присутствуют выразительные слова, словосочетания; учащийся отвечает на вопросы целесообразно и ясно. 

Средний уровень - в речи ребенка наблюдается коммуникативная целесообразность, ясность, однако нет содержательности, логичности, последовательности. 

Низкий уровень - в речи нет необходимой точности. В рассказе ребенка отсутствуют следующие качества: логичность, ясность, коммуникативная целесообразность, языковая правильность речи, выразительность, ясность. А также в своей речи ребенок употребляет в основном простые предложения, отсутствуют распространенные предложения. 

После проверки задания в классах были получены следующие результаты (рис. 2.1):

В 3-В высокий уровень имеют 5 учеников (20%), средний уровень - 11 учеников(44%), низкий - 9 учеников(36%).

В 3-Г классе: высокий уровень - 4 ученика(18%), средний уровень -

11 учеников (50%), низкий уровень - 7 ученика(31%).

Рис.2.1. Уровень сформированности логической последовательности речи

На данном этапе нашего исследования мы наблюдаем, что в экспериментальном и контрольном классах преобладает средний уровень развития логической последовательности речи. В 3-В классе он составляет 44%, а в 3-Г - 50%. Высокий уровень развития в 3-В составляет 20%, а в контрольном классе - 18%.

2. Развитие содержательной стороны речи

Задание: проверяющий зачитывает часть рассказа. После прочтения учителем ребенок должен пересказать этот отрывок и продолжить свою мысль (Приложение).

Оценка результатов:

Высокий уровень - ребенок пересказывает отрывок и продолжает свою мысль;

 Средний уровень - ребенок пересказывает отрывок;

 Низкий уровень - ребенок затрудняется пересказать отрывок.

После проверки задания в классах были получены следующие результаты (рис. 2.2):

В 3-В высокий уровень имеют 6 учеников (24%), средний уровень - 10 учеников(40%), низкий - 9 учеников(36%).

В 3-Г классе: высокий уровень - 5 учеников (23%), средний уровень - 11 учеников (50%), низкий уровень - 6 учеников (27%).

Рис.2.2. Уровень сформированности содержательной стороны речи

В двух классах преобладает средний уровень развития содержательности речи. В экспериментальном классе средний уровень составляет 40%, в контрольном классе - 50%. Высокий уровень развития содержательности речи в 3-В - 24%, а в 3-Г составило 23%. В экспериментальном классе больше детей находятся на низком уровне развития содержательной стороны речи (36%).

 3. Точность употребления слов

Задание: перед тобой тест с подробной инструкцией (Приложение). Прочитай ее, если тебе что-то не понятно, то можешь спросить. Если все понятно, то приступай к выполнению задания. На чтение инструкции дается 2 минуты. На выполнение задания дается 5 минут.

Оценка результатов:

Высокий уровень - ребенок правильно отметил 16 - 20 пар слов;

Средний уровень - ребенок правильно отметил 10 - 15 пар слов;

Низкий уровень - ребенок правильно отметил 0 - 9 пар слов. 

В 3-В высокий уровень имеют 7 учеников (28%), средний уровень - 11 учеников (44%), низкий - 7 учеников (28%).

В 3-Г классе: высокий уровень - 5 учеников (23%), средний уровень - 11 учеников (50%), низкий уровень - 6 учеников (27%).

Рис.2.3. Уровень сформированности точности употребления слов речи

Таблица 2.1. Частота употребления слов учащимися экспериментального 3-В класса

  сущ глагол причаст дееприч Прил в нач форме Прил в сравн степ Прил в прев степ наречие местоим союзы предлоги числит Слож предл Кол. слов баллы
1.Саша А. 1 7     0                 6  
2.Маша В. 8 4                       4  
3.Месроп Г. 1                         5  
4.Алеша Г. 0 4                       0  
5.Лена З. 3                         3  
6.Исмет И. 9 1                       8  
7.Даша И. 8 4                       1  
8.Маша К. 3 1                       3  
9.Кристина К. 7 1                       2  
10. Лена К. 8 4                       4  
11. Оля К. 3 1                       3  
12. Ира К. 5 4                       8  
13. Денис М. 4                         5  
14. Настя М. 9 0                       5  
15. Света О. 3 1                       3  
16. Рома П. 1                         5  
17. Миша Р. 3                         3  
18. Руслан Р. 7 0                       5  
19. Катя С. 7 0                       1  
20. Кристина С. 1                         7  
21. Никита С. 4 1                       0  
22. Кристина Т. 1 7                       6  
23. ОляТ. 5 0                       1  
24. Антон У. 9 4                       3  
25. Дима Ц. 5 4                       8  

 

 

Таблица 2.2. Частота употребления слов учащимися 3-Г класса

(контрольная группа)

  сущ глагол причаст дееприч Прил в нач форме Прил в сравн степ Прил в прев степ наречие местоим союзы предлоги числит Слож предл Кол. слов баллы
1.Маша А. 1 7     0                 6  
2.Регина А. 8 4                       4  
3.Давид А. 1 7                       6  
4.Муслим А. 0 4                       0  
5. Вера Б. 3                         3  
6.Саша В. 9 1                       8  
7.Денис В. 8 4                       1  
8.Максим Д. 3 1                       3  
9.Даша Е. 7 1                       2  
10. Рома К. 8 4                       4  
11. Света К. 3 1                       3  
12. Олег К. 5 4                       8  
13. Ира К. 4                         5  
14. Алина К. 9 0                       5  
15. Катя М. 8 4                       4  
16. Лена П. 1                         5  
17. Эльвира С. 3                         3  
18. Даша С. 7 0                       5  
19. Глеб Т. 7 0                       1  
20. Элина Ф. 1                         7  
21. Вадим Ф. 4 1                       0  
22.Маша Ш. 1 7                       6  

 

На данном этапе исследования речи учащихся третьих классов мы видим, что в 3-В классе (экспериментальная группа) на высоком уровне находятся 28%, на среднем уровне 44%, на низком уровне 28%. В 3-Г классе (контрольная группа) высокий уровень показали 23% учащихся, средний уровень - 50%, а низкий уровень показали 27% учащихся.

Определение активного словарного запаса

Задание: перед ребенком в беспорядке кладут четыре картинки, на которых изображена определенная последовательность событий (Приложение). 

Проверяющий просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и составить рассказ. Результаты фиксирования устной речи испытуемых, во время их рассказа занесли в таблицы (Приложение), из которых хорошо видны наличие и частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкции предложений. 

В 3-В высокий уровень имеют 10 учеников (40%), средний уровень - 14 учеников (56%), низкий - 1 ученик (4%).

В 3-Г классе: высокий уровень - 11 учеников (50%), средний уровень - 11 учеников (50%), низкий уровень - нет учеников (0%).

Рис. 2.4. Уровень сформированности активного словарного запаса

По результатам исследования уровня активного словаря учащихся третьих классов, мы можем наблюдать, что в экспериментальном 3-В классе преобладает средний уровень активного словарного запаса (55%) и наблюдается низкий уровень развития речи (4%). В контрольном 3-Г классе уровень высокого развития и среднего развития активного словаря одинаковы (по 50%).

Рис. 2.5. Уровень развития речевой компетенции на констатирующем этапе исследования

Таблица 2.3. Результаты констатирующего исследования

 

Э. 3-В класс

 

К. 3-Г класс

  Логическая последовательность Содержательность речи Точность употребления слов  

Логическая последовательность

Содержательность речи Точность употребления слов
1.Саша А. 3 2 3 1.Маша А.

1

2 1
2.Маша В. 2 2 2 2.Регина А.

2

2 2
3.Месроп Г. 1 1 1 3.Давид А.

1

1 1
4.Алеша Г. 2 3 3 4.Муслим А.

3

3 3
5.Лена З. 1 1 1 5. Вера Б.

3

3 3
6.Исмет И. 2 2 2 6.Саша В.

2

2 2
7.Даша И. 2 2 2 7.Денис В.

1

1 1
8.Маша К. 2 2 2 8.Максим Д.

1

1 1
9.Кристина К. 1 1 1 9.Даша Е.

2

2 2
10. Лена К. 2 2 2 10. Рома К.

2

2 2
11. Оля К. 2 3 2 11. Света К.

2

1 2
12. Ира К. 3 3 3 12. Олег К.

2

2 2
13. Денис М. 1 1 1 13. Ира К.

3

3 3
14. Настя М. 3 3 3 14. Алина К.

1

2 2
15. Света О. 2 2 2 15. Катя М.

3

2 2
16. Рома П. 1 1 1 16. Лена П.

2

3 3
17. Миша Р. 1 1 2 17. Эльвира С.

1

1 2
18. Руслан Р. 2 2 2 18. Даша С.

2

3 3
19. Катя С. 1 1 1 19. Глеб Т.

2

2 2
20. Кристина С. 2 2 2 20. Элина Ф.

1

1 1
21. Никита С. 1 1 1 21. Вадим Ф.

2

2 2
22. Кристина Т. 3 3 3 22.Маша Ш.

2

2 2
23. ОляТ. 1 1 2  

 

   
24. Антон У. 2 2 3  

 

   
25. Дима Ц. 3 3 3  

 

   
Высоки 20% 24% 28% Высокий

18%

23% 23%
Средний 44% 40% 44% Средний

50%

50% 50%
Низкий 36% 36% 28% Низкий

31%

27% 27%
                 

 

 

Вывод:

Уровень развития речевой культуры на констатирующем этапе исследования показал, что в обоих классах преобладает средний и низкий уровень логической последовательности. Это значит, что в речи ребенка прослеживается коммуникативная целесообразность, ясность, но отсутствует содержательность, логичность, последовательность, а также в своей речи ребенок употребляет простые не сложные предложения. Что касается содержательности речи, то в экспериментальном 3-В классе преобладает низкий уровень. Это значит, что дети затрудняются пересказать текст, а также, имеют трудности и в письме по памяти. Точность употребления слов в обоих классах на среднем уровне. Дети могут достаточно точно употреблять слова в речи. Активный словарный запас в обоих классах так же на среднем уровне. Но в экспериментальном классе есть дети, которые показали и низкий уровень активного словарного запаса (4% детей). Это значит, что дети допускают повторения одних и тех же слов. Кроме этого в работах присутствуют стилистические и грамматические ошибки, кое-где обрывки фраз и предложений.

Итак, на этапе проведения первого диагностического среза (констатирующего эксперимента), нами были сформированы две группы: экспериментальная - 3-В класс и контрольная - 3-Г класс. Мы исходили из того, что уровень сознательной дисциплины младших школьников в 3-В классе ниже, поэтому с данным классом целесообразно проводить формирующий эксперимент.

На основании данных, полученных в ходе исследования, был разработан комплекс упражнений формирующего эксперимента, состоящий из нескольких видов, направленных на формирование речевой культуры у младших школьников. 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1426.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...