Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА I. Теоретические основы формировании речевой компетенции детей младшего школьного возраста




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего образования

«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Арзамасский филиал

Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра методики дошкольного и начального образования

Выполнила:

Васинькина В. А.,

студентка Vкурса,

заочной формы обучения (5лет)

Педагогическое образование

Направленная (профиль) «Начальное образование»

Даю согласие-__________________________

                                                                              (подпись студента)

Выпускная квалификационная работа

Использование речевых задач как условие формирования речевой компетенции младших школьников

Научный руководитель:

к.ф.н., доцент Жесткова Е. А.

 

Допущен к защите

Заведующий кафедрой методики дошкольного и начального образования кандидат педагогических наук, доцент Гусев Д.А.

________________________________________

(подпись)

«__»__________2018

 

Арзамас , 2018

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...................................................................................................................3

Глава I. Теоретические основы формирования речевой компетенции детей младшего школьного возраста…………………………………………7

     1.1. Речевая компетенция в психолого-педагогической литературе........7

1.2. Речевые особенности детей младшего школьного возраста……....15

1.3. Особенности формирования речевой компетенции младших 

школьников на уроках русского языка……………………………..……21

Выводы по первой главе……………………………………………………...…30

Глава II. Экспериментальное исследование особенностей формирования

речевой компетенции детей младшего школьного возраста..…………....34

2.1Диагностика сформированности уровня речевого развития детей младшего   школьного возраста……………………………………….....34

2.2 Система работы по формированию речевой компетенции посредством речевых задач на уроках русского языка…………………46

2.3 Контрольный эксперимент: анализ и оценка полученных

результатов………………………………………………………...............52

Выводы по второй главе……………………………………………...………....59

Заключение…………………………………………………………….................61

Список использованных источников…………….…………………………......64

Приложение…………………………………………………………………........69

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Постоянно растущие темпы обновления знаний приводят к непрерывному образованию. Повышение качества образования является одной из важных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций (компетентностей), что отмечено в текстах «Стратегии модернизации содержания общего образования» и «Концепции модернизации российского образования». 

Формирование речевой компетенции является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Поэтому, если человек обладает речевой компетентностью, то у него есть ключ к успешной деятельности, да и к успешной жизни в целом, что обуславливает актуальность выбранной нами темы для исследования.

Развитие речевой компетенции детей младшего школьного возраста является на современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем. Возрастная категория детей выбрана неслучайно. Следующий этап в жизни ребенка - подростковый возраст, когда одним из доминирующих факторов являются навыки общения. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал.

Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование речевой компетенции, и как следствие, коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач школы по коррекционно-воспитательной работе с ними, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения.

С именами Львова М.Р., Ладыженской Т.А., Рамзаевой Т.Г., Купаловой Ю.А. связано формирование и развитие коммуникативного направления в обучении русскому языку как средству общения, обучение речевой деятельности.

Теоретические основы формирования речевой компетенции личности в психолого-педагогическом аспекте данная проблема освещена в работах Л.С. Выготского, А.Б. Добровича, А.Н. Гвоздева, И.А. Зимней, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, Е. А.В. Мудрика, и др. Учеными выявлены сущность коммуникативных умений, предложены способы их формирования.

Младший школьный возраст определяется учеными как важный этап социализации и развития речевой компетенции ребенка, рассматривается структура коммуникативных умений, критерии их сформированности. Однако особенностям организации процесса формирования коммуникативных умений не уделяется должного внимания.

Начинать приближение к современному речевому идеалу нужно как можно раньше. Надо, чтобы в урочное и внеурочное время дети осваивали то, что очень важно в жизни каждого человека – умение передавать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать поучительную или смешную историю, найти способ уйти от ссоры во время спора и т.д. Именно на уроках русского языка:

- обогащается речевой словарь учащихся;

- совершенствуется важнейшая форма речевого общения – устная речь;

- происходит развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

- происходит развитие коммуникативных умений;

- осуществляется включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность, связанную с читаемым произведением.

Проблеманашего исследования: осмыслить теоретические основы исследования формирования речевой компетенции младших школьников.

Выявление влияния использования речевых задач на уроках русского языка на формирование речевой компетенции стало целью нашего исследования.

Объект исследования: процесс формирование речевой компетенции младших школьников.

Предмет исследования: речевые задачи как средство формирования речевой компетенции младших школьников на уроках русского языка.

Гипотеза исследования:речевая компетенция младших школьников будет эффективнее формироваться, если уроки будут проводиться с использованием:

а) упражнений, направленных на развитие:

- логической последовательности речи;

- содержательной стороны речи;

- точности употребления слов в речи;

- активного словарного запаса;

б) форм учебного сотрудничества, включая групповые и коллективные.

В связи с проблемой, объектом и целью были поставлены задачи исследования:

1.Рассмотреть речевую компетенцию в психолого-педагогической литературе

2. Изучить речевые особенности детей младшего школьного возраста

3. Выявить особенности формирования речевой компетенции младших 

школьников на уроках русского языка

4. Провести диагностику сформированности уровня речевого развития детей младшего школьного возраста

5. разработать систему работы по формированию речевой компетенции посредством речевых задач на уроках русского языка

6.Провести контрольный эксперимент: анализ и оценить полученные

результаты

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ психологической, педагогической литературы; использована серия методик, с целью диагностировать уровень развития речи; наблюдение; педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ результатов диагностических методик.

Методологической базой исследования являются: положение диалектики общего, особенного и единичного, основополагающие идеи философии и социологии школьного образования. Были использованы следующие подходы: системный, позволяющий рассматривать образовательную систему школьного образования как целостное социокультурное и педагогическое явление; аксиологический подход, выделяющий общекультурные ценности школьного образования и направленный на понимание образования как государственно-общественной ментальной российской ценности; культурологический, раскрывающий социокультурную основу развития детей школьного возраста. В работе использовали труды таких ученых как  Выготский Л.С., Гальперин В.Е., Гвоздев А.Н. и т д.

Практическая база исследования: 47 учеников третьих классов. Экспериментальная группа – 3-В класса (25 человек), контрольная группа – 3-Г класса (22 человека) МБУ «Школа №5» г. Саров.

Практическая значимость исследования заключается в том, что применение разработанной системы заданий позволяет повысить уровень сформированности речевой культуры у младших школьников средствами устной и письменной речи. Материалы исследования могут быть использованы педагогами в практике начального образования.

Структура выпускной квалификационной работыобусловлена логикой исследования и включает введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы.



ГЛАВА I. Теоретические основы формировании речевой компетенции детей младшего школьного возраста










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 250.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...