Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Контрольный эксперимент: анализ и оценка полученных результатов




По окончании формирующего этапа эксперимента был проведен контрольный эксперимент, с помощью которого мы определили влияние комплекса упражнений и приёмов на формирование речевой компетенции у младших школьников контрольной и экспериментальной группы.

Цель: выяснить изменения в уровне речевой деятельности у младших школьников после применения нами на уроках русского языка комплекса приемов и упражнений, направленных на формирование речевой компетенции.

В ходе повторного обследования детей нами были даны и проведены задания, направленные на определение речевой компетенции.

К ним отнесены следующие показатели: логичность речи; развитие содержательной стороны речи (последовательность, использование различных частей речи и сложных предложений); точность употребления слов; активный словарный запас.

На контрольном этапе были использованы задания, аналогичные тем, которые были даны и на констатирующем этапе.

 1. Логическая последовательность речи.

Оценка результатов:

Высокий уровень - в речи ребенка прослеживается содержательность, свои предложения в речи учащийся выстраивает последовательно, логично, точно, а также употребляет в своей речи выразительные слова, словосочетания, отвечая на вопросы целесообразно и ясно. 

 Средний уровень - в речи ребенка прослеживается коммуникативная целесообразность, ясность, но отсутствует содержательность, логичность, последовательность. 

Низкий уровень - в речи отсутствует точность. В рассказе ребенка логичность, ясность, коммуникативная целесообразность, языковая правильность речи, выразительность, ясность не прослеживается. А также в своей речи ребенок употребляет простые не сложные предложения. 

В экспериментальной группе высокий уровень имеют 10 учеников (40%), средний уровень - 10 учеников (40%), низкий - 5 учеников (20%).

В контрольной группе высокий уровень имеют - 7 учеников (32%), средний уровень - 11 учеников (50%), низкий уровень - 6 учеников (27%).

Рис. 2.6. Уровень логической последовательности речи

Положительная динамика наблюдается в двух классах. По построенной нами диаграмме мы видим, что в экспериментальном классе в два раза увеличился высокий уровень логичности речи (на 20%) и значительно уменьшился низкий уровень (на 6%). В контрольном классе высокий уровень повысился на 14%. А низкий уровень снизился на 4%.

 2. Содержательность речи.

Оценка результатов:

 Высокий уровень - ребенок пересказывает отрывок и продолжает свою мысль;

 Средний уровень - ребенок пересказывает отрывок;

 Низкий уровень - ребенок затрудняется пересказать отрывок.

В экспериментальной группе высокий уровень имеют 9 учеников (36%), средний уровень - 13 учеников (52%), низкий - 3 ученика (12%).

В контрольной группе высокий уровень имеют - 7 учеников (32%), средний уровень - 12 учеников (54%), низкий уровень - 3 ученика (14%).

Рис.2.7. Уровень развития содержательности речи

При повторном исследовании содержательности речи учащихся можно наблюдать снижение низкого уровня развития данных умений за счет повышения среднего уровня развития. На данном этапе лучшие результаты показал экспериментальный класс, т.к. высокий уровень развития повысился на 12%, а в контрольном классе на 9%. Низкий уровень развития в экспериментальном классе снизился на 24%, в контрольном классе на 13%. 

3. Точность употребления слов.

Высокий уровень - ребенок правильно отметил 16-20 пар слов; Средний уровень - ребенок правильно отметил 10-15 пар слов; Низкий уровень - ребенок правильно отметил 0-9 пар слов.

В экспериментальной группе высокий уровень имеют 12 учеников (48%), средний уровень - 12 учеников (48%), низкий - 1 ученик (4%).

В контрольной группе высокий уровень имеют - 8 учеников (36%), средний уровень - 10 учеников (46%), низкий уровень - 4 ученика (18%).

 

Рис.2.8. Уровень развития точности употребления слов в речи

 

При построении диаграммы мы видим, что в экспериментальном 3-В классе высокий уровень вырос на 20%, а низкий снизился на 24%. В контрольном классе 3-Г также произошел рост высокого уровня развития, но на 13%, а низкий уровень снизился на 9%. По данным параметрам преобладает средний уровень развития.

4. Определение активного словарного запаса

В экспериментальной группе высокий уровень имеют 16 учеников (64%), средний уровень - 9 учеников (36%), низкий - нет (0%).

В контрольной группе высокий уровень имеют - 13 учеников (59%), средний уровень - 9 учеников (41%), низкий уровень - нет (0%)

 

Рис.2.9. Уровень развития активного словарного запаса

 

По результатам контрольного исследования можно сделать вывод об увеличении активного использования слов в речи учащихся. Особенное увеличение активного словаря произошло в экспериментальном классе. Если в начале нашего эксперимента на высоком уровне были 40% учащихся, то к концу эксперимента - 64%. Увеличение данного показателя произошло на 24%. В контрольном классе на начало эксперимента на высоком уровне находились 50% учащихся, а к концу эксперимента - 59%. Увеличение данного показателя произошло на 9%. Если в экспериментальном классе на первой ступени исследования было 4% на низком уровне развития, то после проведения предложенных нами упражнений детей на низком уровне нет.

Рис. 2.10. Уровень развития речи на контрольном этапе исследования

 

Результаты контрольного исследования:

  Логическая последовательность Содержательность речи Точность употребления слов Логическая последовательность Содержательность речи Точность употребления слов
1. Саша А. 3 3 3 1.Маша А. 1 2 2
2. Маша В. 3 2 3 2.Регина А. 1 1 2
3. Месроп Г. 1 1 1 3.Давид А. 1 1 1
4. Алеша Г. 2 3 3 4. Муслим А. 3 2 3
5.Лена З. 1 1 2 5.Вера Б. 2 3 2
6.Исмет И. 2 2 2 6.Саша В. 2 2 2
7.Даша И. 2 2 2 7.Денис В. 1 2 1
8.Маша К. 2 2 2 8. Максим Д. 3 3 3
9. Кристина К. 2 2 2 9.Даша Е. 2 2 2
10.Лена К. 2 2 2 10.Рома К. 2 2 2
11.Оля К. 3 3 3 11.Света К. 2 3 3
12.Ира К. 3 3 3 12.Олег К. 2 2 2
13. Денис М. 1 2 2 13.Ира К. 3 3 3
14. Настя М. 3 3 3 14.Алина К. 2 2 1
15. Света О. 2 2 3 15.Катя М. 2 3 3
16.Рома П. 1 2 2 16.Лена П. 3 3 3
17. Миша Р. 2 2 2 17. Эльвира С. 1 1 2
18. Руслан Р. 3 2 3 18.Даша С. 2 3 3
19.Катя С. 2 2 2 19.Глеб Т. 2 2 2
20. Кристина  3 3 3 20.Элина Ф. 1 1 1
21. Никита С. 1 1 2 21.Вадим Ф. 2 2 2
22. Кристина  3 3 3 22.Маша Ш. 3 2 3
23. ОляТ. 2 2 2        
24. Антон У. 3 3 3        
25. Дима Ц. 3 3 3        
Высокий  40% 36% 48% Высокий  32% 32% 36%
Средний 40% 52% 48% Средний 50% 54% 46%
Низкий 20% 12% 4% Низкий 27% 14% 18%

 

По данным результатам исследования мы наблюдаем положительные результаты в двух классах. Особенно выросли показатели активного словарного запаса (64% на высоком уровне развития в экспериментальном классе). По данным таблицы и диаграммы мы видим, что необходимо обратить внимание на развитие логической последовательности речи, так как именно по этому показателю больше всего детей находится на низком уровне развития (20% в экспериментальном классе и 27% в контрольном классе).  

По данным сравнительным результатам мы наблюдаем положительную динамику в двух классах, участвовавших в эксперименте. Анализ результатов формирования культуры речевого общения в третьих классах на контрольном этапе эксперимента, позволил отметить значительный рост показателей сформированности речевой культуры в экспериментальной группе, где были созданы условия, стимулирующие формирование речевой культуры, что подтвердило правильность выбора комплекса упражнений и приёмов для формирования речевой культуры у младших школьников.

Выводы по второй главе

Изучение формирования речевой компетентности учащихся третьих классов позволяет сделать вывод, что коммуникативные умения младших школьников находятся на стадии формирования. В начале исследования речи речевые умения учащихся по всем показателям речевых умений находились практически на одном уровне. Основная масса младших школьников владеет речью на среднем уровне. В экспериментальной группе много детей находятся на низком уровне речевого развития (логическая последовательность и содержательность речи -36%; точность употребления слов - 28%). В контрольном классе половина класса владеет речью на среднем уровне.   

В констатирующем эксперименте был выявлен уровень формирования речевой компетентности у младших школьников и рассмотрены следующие критерии речевых умений: содержательность речи; логичность речи; точность использования слов; активный словарный запас учащихся.

На формирующем этапе эксперимента были апробированы условия, необходимые для формирования речевой компетентности. Нужно организовать эффективное обучение, в результате которого дети действительно осмыслят изучаемые явления языка, и речи на доступном их возрасту уровне, будут уметь сознательно пользоваться полученными знаниями в своей речевой практике и тем самым совершенствовать свою речь. Если мы сумеем организовать изучение языка на основе анализа речи, речевой деятельности, то создадим условия для осмысления учащимися самой речи, содержащей языковые элементы. Это устранит искусственный разрыв между работой над языком и речью.

В ходе проведения упражнений, формирующих речевую компетентность, можно говорить о том, что системность проведения данных упражнений существенно улучшает не только речь, но и коммуникативные способности детей. Данные упражнения позволяют детям учиться общаться между собой: умения выслушать точку зрения оппонента, умение дискутировать, умение правильно формировать свою мысль, умение правильно вести диалог. 

Целесообразность систематического выполнения упражнений по формированию речевой компетентности показали результаты проведения контрольного эксперимента. Если в начале эксперимента показатели уровня речевой деятельности в экспериментальной группе были намного ниже, чем в контрольной, то после проведения предложенных упражнений на уроках русского языка, они значительно выросли. О положительной динамике уровня речи можно говорить в двух исследуемых нами классах. 

По данным исследованиям можно говорить о том, что необходимо обратить внимание на развитие логической последовательности речи, т.к. именно по этому показателю больше всего детей находится на низком уровне развития. В целом наше исследование доказало, что необходима систематическая работа по формированию речевой компетентности у младших школьников.
Заключение

Выявление влияния использования речевых задач на уроках русского языка на формирование речевой компетенции стало целью нашего исследования.

Для достижения поставленной цели были намечены основные задачи, которые решены в процессе исследования.

1. Мы рассмотрели речевую компетенцию в психолого-педагогической литературе

2. Мы изучили речевые особенности детей младшего школьного возраста

3. Мы выявили особенности формирования речевой компетенции младших школьников на уроках русского языка

4. Провели диагностику сформированности уровня речевого развития детей младшего школьного возраста

5. Разработали систему работы по формированию речевой компетенции посредством речевых задач на уроках русского языка

6.Провели контрольный эксперимент: анализ и оценить полученные

результаты

 При этом были получены следующие теоретические и практические результаты.

В ходе анализа психолого-педагогической литературы, по проблеме формирования речевой компетенции младших школьников определены сущность и особенности процесса формирования речевой компетенции. Речевая компетентность определяется как умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Она заключается также в умении найти наиболее доходчивое и наиболее уместное, подходящее для каждого конкретного случая средство для выражения своей мысли.

Изучение психолого-педагогической литературы и включенное наблюдение за организацией педагогического процесса в начальной школе позволило обосновать основные педагогические условия формирования речевой компетенции у младших школьников, к которым относятся: потребность общения или коммуникации; создание речевой среды; значимость материала; овладение чтением и письмом; доведение речевых умений детей до определённого минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся, это совершенствование речи, повышение её культуры, всех её выразительных возможностей.

В ходе проведения исследования была проведена опытно-экспериментальная работа по проверке методики формирования речевой компетенции у младших школьников в учебной деятельности. Измерение результатов эксперимента осуществлялось на основе показателей оценки эффективности уровня сформированности речевой компетенции у младших школьников: развитие логической последовательности речи; развитие содержательной стороны речи; точность употребления слов в речи; определение активного словарного запаса. 

Результаты анализа сформированности речевой компетенции привели нас к мысли о необходимости создания комплекса упражнений и приёмов для формирования речевой компетенции у младших школьников в условиях учебной деятельности. 

В соответствии с комплексом, формирование речевой компетенции у младших школьников в условиях учебно-воспитательного процесса осуществлялось на уроках русского языка, на которых мы комплексно формировали все показатели исследуемого нами качества, так как они непосредственно влияют на развитие друг друга и в совокупности на формирование речевой компетенции у младших школьников.

Выделенные этапы раскрывают сущность целостного непрерывного процесса, связанного с созданием педагогических условий, обеспечивающих поэтапное формирование речевой компетенции у младших школьников.

Педагогические условия рассматриваются в нашем исследовании как комплекс взаимосвязанных факторов учебно-воспитательного процесса, оказывающих существенное влияние на эффективность формирования речевой компетенции у младших школьников. 

Эффективность реализации комплекса упражнений и приёмов формирования речевой компетенции у младших школьников в условиях учебно-воспитательного процесса подтверждают результаты экспериментальной работы.

Опытно-экспериментальная работа позволила подтвердить гипотезу исследования в части обоснования основных условий формирования речевой компетенции у младших школьников в учебной деятельности. В результате уровень сформированности речевой компетенции в экспериментальной группе повысился.

Исследование открывает перспективы для дальнейшей работы в этом направлении, предполагающей постановку новых актуальных задач, которые заключаются в изучении условий формирования речевой компетенции у младших школьников. 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 324.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...