Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система работы по формированию речевой компетенции посредством речевых задач на уроках русского языка




Формирующий эксперимент проводился в 3-В классе на каждом уроке в с сентября по февраль 2018 года. В экспериментальную группу вошли 20 учеников, имеющие наиболее низкие показатели по диагностикам, проводимым на констатирующем этапе.

Эксперимент направлен на формирование речевой компетенции учеников. 

Целью формирующего эксперимента является подбор комплекса упражнений и разработка уроков, направленных на формирование Речевая культура у младших школьников. 

Методы обучения учащихся начальной школы являются важнейшей составляющей всей методической системы. Идеи развивающего обучения требуют совершенствования методов обучения русскому языку в начальной школе. В системе методики обучения родному языку имеется целый ряд классификаций. Оптимальной классификацией применительно к обучению речи как деятельности признана дидактическая классификация И. Я. Лернера.

Классификация методов речевого развития учащихся представлена в следующем виде:

Рецептурный метод (делай, как я) используется при формировании понятий, знаний о речи, о способах речевой деятельности. Включает следующие приемы: рассказы учителя, беседы, чтение правил и памяток, наблюдения над языком и речью (показ текстов – образцов).

Репродуктивный (подражание) направлен на овладение алгоритмами порождения и восприятия речи, используется при формировании речевых умений и навыков. Включает следующие приемы: изложения и пересказы текстов; составление словосочетаний и предложений; работа с деформированным предложением или текстом; подбор и вставка слов по смыслу; толкование слов по словарю; анализы слов и текстов согласно алгоритму (памятке); 

3.Продуктивный (творческий) обеспечивает развитие умений в речевой деятельности и творческих речевых способностей учащихся: сочинение по заданной теме и плану; подбор текстов на одну тему, но разных стилей и типов, сочинение сказок, загадок; сочинение продолжения известной сказки, исходного текста.

Приемы, направленные на развитие восприятия, слушания:

эмоциональное и интонационное вслушивание;

акцентное выслушивание воспринимаемого на слух художественного текста, рассказа учителя;

знакомство с художественно - профессиональным и театральным исполнением ( с помощью аудио - и видеозаписи);

иллюстрирование жестами воспринимаемого на слух текста;

« живые картинки»

-первичное слуховое восприятие речевых высказываний;

эвристическая беседа;

речевой эксперимент;

наблюдение за реальностью, явлениями, предметами окружающей жизни.

Приемы, направленные на развитие говорения:

устные речевые высказывания по аналогии с прочитанным, на основе личных впечатлений и опыта, на основе моделей;

- устные сочинения по иллюстрациям книг, тексты которых дети не знают;

пересказы (полные, краткие, творческие, с перестановкой текста, на основе анализа текста)

коллективные этюды;

составление различных диалогов;

работа со скороговорками и чистоговорками;

работа над средствами выразительности устной речи;

пересказ по ролям;

переконструирование повествовательных текстов драматические и их инсценирование;

обсуждение детских работ;

авторская устная презентация;

Приемы, направленные на развитие чтения:

акцентное вычитывание текста;

сравнение мира реальности и мира поэзии;

содержательный, структурный, языковой стилистический анализ художественного и научного текстов;

словесное описание на основе линейных и лучевых моделей;

« стол находок» (поиск и анализ удививших нас слов и

словосочетаний);

« ларчик волшебных слов» (анализ роли изобразительно – выразительных средств языка в создании художественных образов); - чтение наизусть;

Приемы, направленные на развитие письма:

свободные и творческие диктанты;

« корреспондентские блокноты»;

рабочие листы;

различные виды изложений ( подробные, выборочные, сжатые, на основе языкового анализа текста, на основе прогнозирования, творческие и

др.);

реставрация текста;

сочинения различных жанров, типов текста;

сочинения на основе различных источников информации;

сочинения – миниатюры; - моделирование текстов.

Подобран комплекс упражнений, направленных:

1.На развитие логической последовательности речи:

деление текста на логически законченные части в соответствии с моделями;

составление плана готового текста, опираясь на ключевые слова или этапные предложения текста, а также планирование собственных речевых высказываний;

определение и установление основных лексических и синтаксических средств в определенном тексте;

перестраивание текста в соответствии с речевой задачей.

2. На развитие содержательной стороны речи:

понимание темы текста и определение ее границы;

понимание основной мысли текста и использование ее в собственном речевом высказывании;

понимание заголовка текста и прогнозирование на его основе содержания, а также оглавление текста в соответствии с темой или основной мыслью речевого высказывания;

выделение в тексте ключевых слов, словосочетаний и предложений и определение с их помощью основного содержания текста.

3. На развитие точности употребления слов в речи:

- отбор языковых средств в соответствии с таким типом текста  

 (повествование, описание, рассуждение);

различение языкового средства, используемого в разговорном и

художественном, деловом, научно - познавательном стилях речи.

4. На определение активного словарного запаса:

знакомство с новыми словами;

уточнение значений слов; 

активизация слов, находящихся в пассивном словаре.

Источники обогащения словаря младшего школьника по степени влияния на речь детей:

-речевая среда в семье, среди друзей;

-речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение, интернет;

-учебная работа в школе (учебники, речь учителя); -словари, справочники.

Наилучший источник обогащения словаря - живое общение, речь, устная и письменная, литература: слово в тексте всегда как бы высвечивается семантически и художественно.

Приёмы объяснения значений слов (их семантизация) подразделяются на:

а) самостоятельные, то есть без прямой помощи учителя: значение слова выясняется по картинке-иллюстрации или по картинному словарю, по сноске на странице учебной книги, по словарику в конце учебника, словарям - толковому, синонимическому и другим, по контексту - по догадке, в результате анализа морфемного состава слова, для иноязычных слов - по значению слова в языке-источнике;

б) с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов; объяснение значений и оттенков учителем; введение слова в собственный текст, который проясняет его значение; выяснение трудных случаев семантизации этимологическим способом, через словообразование; помощь учителя в поиске слова в словарях; обучение использованию словарей и справочников; помощь в семантизации через иностранный язык.

Учащиеся всегда с удовольствием принимают участие в словарных играх, на уроках русского языка используются: кроссворд (решение и составление своих), ребус, шарада. Игровой характер принимают поисковые задачи: исследование происхождения фамилий, имён, топонимов - названий городов, деревень, рек, озёр и так далее (деревня «Катериновка», «Чёрный Дол», «Камышенка», фамилии «Некрасов», «Кузнецов», реки «Десна», «Шуя», имена Владимир», «Всеволод»).

Обычно выделяют следующие лексико-семантические темы:

работа с синонимами;

работа с омонимами;

работа с антонимами и паронимами;

работа со словами иноязычного происхождения;

работа с устаревшими словами;

работа с многозначными словами;

работа со словами, имеющими оттенки значения и экспрессивность;

работа с новообразованными словами;

работа с фразеологизмами;

работа с тропами;

составление тематических групп слов.

Как правило, каждый из учеников проходит 4 ступени работы:

-обнаружение слова в тексте;

-семантизация -   занесение в   словарик, формирование соответствующего понятия;

выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация синонимов и так далее;

-введение новых слов в текст, в свою речь, то есть их активизация, употребление в коммуникативных целях.

 Данные упражнения и приёмы, если они выполняются систематически, помогают младшим школьникам лучше ориентироваться в своей речевой деятельности, что в свою очередь формирует коммуникативные умения. Общение не может существовать без речевой деятельности. Качественное общение требует высокий уровень владения речью. 

Предложенные нами упражнения будут результативны только в том случае, если они будут проводиться на каждых уроках русского языка, а так же, литературного чтения, если и на других уроках педагог следит за правильной речью учащихся, исправляя их речевые ошибки во время ответов.

Таблица 2.4. Конспект урока

Тема урока и задачи урока урока Методич.прием учит Деят
«Однородные предложения. Закрепление». : Развитие речи школьников. Задачи: знания об однородных членах ; обогащение словарного .   I. Орг.момент. II. Минутка .     III. Словарно-орфографическая .   IV. Упражнения для закрепления.     V. в парах.   VI. Подведение .   VII. Домашнее задание:       выполнив , вы сами определите нашего чистописания. к словам на доске .  доктор - … (ч),   рёв - … (плач),  ураган - … (ч) (слова записываются ) На какую букву все слова, нами? (на ч) - Верно, нашего чистописания - ч. Согласную ч мы напишем с , которые непроверяемыми безударными в словах левого . Найдите их. (о, а) - Какие ещё можно в этих словах? ( согласная в слове рёв - реветь; знак на конце после ). - Итак, запишем: строки сочетание чао и половину в обратном оач.   - Сегодня слово из словаря мы , соединив верно , которые являются в существительных:  ключ, бе, солнце, добро, улов, север, срок - Правильно, получилось ЧЕЛОВЕК. В слове две непроверяемые безударные е и о, парная к. - Человек - это живое , но и животные тоже существа. А чем человек от животного? ( умеет говорить, , трудиться). - Прочитайте . (на доске: “Человека не по словам, а по .”) - Какие слова из отвечают на один и относятся к одному и же слову? (, делам) - Как вы думаете, о именно словах мы говорить сегодня на , как они все называются? ( члены) - Верно, мы будем повторять и всё, что вы узнали об однородных предложения на уроках.     -Запишите :  Ласточки, скворцы и возвращаются с юга. - Что есть в предложении ? (однородные члены) - их. - Какие знаки вы поставили там и почему? их. Работа с . Дети достают , обозначающие члены . - Каким членом являются эти члены. Поднимите карточки. - Верно, , подчеркните. - Запишите предложение: Они , суетятся не ленятся. - Что в этом предложении ? (однородные члены) - однородные . - Каким членом являются здесь члены? Поднимите карточки. () Подчеркните. - Закончите моё : Появились гнёзда под , на … (деревьях, в кустах.) - ли здесь члены? (да) - их. Докажите, что это именно члены. - Каким предложения они ? Поднимите карточки. (). - Объясните свой . Предварительный вывод.  - Так что же однородные предложения? - Какие препинания ставятся при членах? - Какие предложения быть однородными? . - Все встаньте. Я буду читать предложения с членами и без, а вы, услышите однородные , делаете хлопок, а нет – только наклон . - Постарайтесь , сколько предложений с членами я прочитала: На растут цветы. На растут и розы. Над полем бабочки. Над полем бабочки, стрекозы и . Летом светит и греет. - , садитесь. Сколько с однородными членами вы ? - Давайте одно такое и разберём его (подчеркнем и союзы, если ). - Как в устной я показывала однородные предложения? (интонацией). А как это в письменной речи? ()   - Сейчас вы расставлять запятые в , которые вы получили. вы будете в парах, постарайтесь друг другу.     - Над же предложениями мы работали ? - Верно, над предложениями с членами.     - Я вам составить дома 4 с однородными членами о том, что мы на уроке, как работали. - вам за то, что вы хорошо на нашем уроке.       задает вопросы     отвечают
Развитие . Культура . Соблюдение речевого в споре, дискуссии. : учить дискутировать. : повторить уже детям правила этикета; познакомить с поведения во время , дискуссии.   Орг. . II. Речевая разминка.   III. домашнего задания. в тему занятия.   IV. правил этикета.     V. Знакомство с поведения во время , дискуссии.     VI. Подведение занятия:     VII. задание:   - Прочитайте : Перестарался. Вот кто вежливость у нас на деле: Он в полночный час Поднял с постели.. - Что с тобой? - мать.  - Заболел, ? - Я забыл тебе : «Мама, ночи». - Как вы думаете, стихотворение называется «»? Можно ли этого назвать ? Почему? Как он должен был ? - Каким тоном читать слова в этом ? (Ироничным, насмешливым). - тоном надо слова мамы? (, испуганным). - И сына? (Извиняющимся, ). - Прочитайте по ролям.     - тему мы изучали на уроке? С словами познакомились? Что они ? Как нужно вести в театре? - Прочитайте вами . Как вы его оформили на письме? ли об участниках этого сказать, что они вежливые ? Обоснуйте . - Сегодня на уроке мы разговор о вежливости, правила общения друг с , познакомимся с правилами во время спора, учиться дискутировать.   - слова просьбы, благодарности и вы знаете? - Каким их надо произносить? ? - Сочините и разыграйте их в лицах: 1. Вы в библиотеку. Поприветствуйте , обратитесь к нему с выдать вам , поблагодарите и попрощайтесь. 2. Вы по улице и видите с тяжелой сумкой в . Как вы поступите? ей свою помощь. Как она вас за это ? 3. Вы едете в автобусе. Вам прокомпостировать абонемент. с просьбой к стоящему пассажиру. его.   - Как вы понимаете значение «спор», «дискуссия»? ( обсуждение вопроса, в котором отстаивает свое ). - Как вы думаете, зачем спорят, друг с другом? быть, для того, поссориться? Чем отличается от дискуссии, ? (Ссора - состояние вражды, размолвка, ). - Прослушайте рассказ С. «Спор про ». Спор про вежливость полдника у нас был разговор про , - Вот, например, если я в автобусе, - Лиза Петрова, - а старушка, я ей сразу уступаю! - Это каждый знает! - Оганес Суприкян.- А еще сказать: «Садитесь, !» Поняла, ворона? . - Ты что, с ? - закричал Ковалев. - Надо этой старушке: « добры, садитесь, ». Понятно? А так она и не садиться на твое место! - Да пока ты говорить свои ослиные , старушка, может, вылезет из автобуса! - Не ! Старушка не такая . Сам скачет, а на сваливает. Спорили - . И без конца по разговору «» то осел, то козел, то , то баран. По С. . - О чем спорили дети? (О том, как вести себя в вежливый человек). - ли этих назвать вежливыми? ошибки они допустили во спора? Каким они разговаривали с другом? Как обращались к другу? Умеют ли эти спорить, дискутировать? На что похож их : на спор или на ссору? - , что в споре рождается . Может ли истина в таком ? Почему? Смогли ли в конце концов о том, как следует вести вежливому в автобусе? Чем, по-вашему, эта история? - Вежливый во время спора, не обидит, а тем не оскорбит другого. высказать свою зрения и при этом не собеседника, специальные слова и речи. - Прочитайте речи, записанные на . Спишите те из них, которые вежливый может использовать во дискуссии: Я думаю, что ты (не прав)... Ты чепуху... Мне кажется, что ты ... Ты думаешь, когда ?.. Ну что ты говоришь?.. Я согласен (не ) с тобой... Ты что, с ?.. Извини, я не могу с соглситься... Давай вместе... Это каждый знает!.. - вежливый человек , что-то доказывает, он употребляет слова «я », «мне », «по-моему»? «Почему?» ( высказать свою зрения, не навязывая ее , не обижая ). - Каким тоном друг к другу во спора? (Спокойным, ). - Давайте обыграем рассказ С. . «Спор про вежливость», необходимые исправления в детей так, их спор был действительно .   - Какие новые речевого этикета мы узнали? Как вести себя во спора, дискуссии?   небольшой диалог - любых ( сказочных) персонажей. должен быть . Запишите диалог в , правильно его .    
Развитие речи. сочинения.   Цель: письменной речи школьников. : познакомить учащихся с разновидностями ошибок в , учить их редактировать .   Орг. Момент.     II. в тему занятия.   III. редактирование сочинения.   IV. Подведение  итогов:      V. Домашнее .      - Сегодня на мы будем учиться сочинение. - Что значит «»? (Редактировать – это значит и исправлять ). Зачем нужно тексты? (Чтобы текст лучше и , чтобы в нем не ошибок).      - Давайте разберемся какие могут быть в . Ошибки фактические. Это те ошибки, искажают события или в содержании текста. вид ошибок – . Это те ошибки, которые с нарушением последовательности при событий, взаимозамена текста или связей между в тексте. И, наконец, ошибки – это ошибки в слов, и предложений в тексте. (В записываются названия ошибок). -На сегодняшнем мы все вместе исправить одно , потом вы разделитесь на и будете редактировать друг .   - Прочитайте сочинение: В каникулы мы решили на канатной дороге. Владимировна билеты. У нас было радостное сердце, что мы на канатной дороге. И вот мы в кабинки. С нее такое великолепное . Березки стояли , пушистые. На елках такие снежные шапки, что я восхищался. И тут в дупле бельчонок. Ом был такой и пушистый, что я позавидовал ему. Вот я увидел . Там были такие люди. И тут показалась . У нее были . Они были синего и цвета. Я увидел дуб. Он был как . Дуб стоял на склоне, и мне, что он над всем . И вот мы вернулись. Я даже , что путешествие кончилось. - ли в этом сочинении ошибки? (). Да, фактически в содержании все правильно. -Теперь в какой последовательности материал в . Нет ли в нем каких-либо логических ? (Есть: 1. Последнее первой части ко второй . 2. Описание дуба в части сочинения также ко второй ). Как их можно ? - А теперь попробуем речевые ошибки. начало сочинения. в ней речевые . («Покататься на канатной » - вместо предлога «» лучше взять «по»). эту неточность. Прочитайте предложения (1 и 3). (Слово «» в третьем предложении неправильно, оно не со словом «радостное»). словом его заменить? (). Исправьте предложение. вторую сочинения (исправленную). в ней речевые ошибки. (В первого предложения употреблено «с нее». Отсутствует с предыдущим предложением). Как эту ошибку? - Найдите слово в и пятом предложениях части. (Даже). эту ошибку. - Есть ли , которые ? (Был). Как исправить эту ? - Прочитайте последнее , относящееся к описанию . Какая в нем допущена? (Пропущено ). Предложите подходящее по слово и отредактируйте , (...что он над всем городом). - с третьей частью . Правильно ли построено предложение в части? (Неудачно ). Как его исправить? (Мы выехали из , и я увидел город). ли еще ошибки в части? (Повторение «там», «тут», «»). Как исправить эти ошибки? ( 2, 3, 4 можно более распространенными). эту ошибку. - Прочитайте часть сочинения. ли употреблен «вернулись» в этой ? Каким словом его заменить? (Приехали). Как начать это ? (Наконец). Какое будет лишним во предложении? (Даже). предложение.   - Что редактирование текста? Для оно используется?     Какие ошибок встречаются в ? Какие исправления ошибок в вы теперь знаете?   отредактированное.       

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 262.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...