Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Система работы по формированию речевой компетенции посредством речевых задач на уроках русского языка
Формирующий эксперимент проводился в 3-В классе на каждом уроке в с сентября по февраль 2018 года. В экспериментальную группу вошли 20 учеников, имеющие наиболее низкие показатели по диагностикам, проводимым на констатирующем этапе. Эксперимент направлен на формирование речевой компетенции учеников. Целью формирующего эксперимента является подбор комплекса упражнений и разработка уроков, направленных на формирование Речевая культура у младших школьников. Методы обучения учащихся начальной школы являются важнейшей составляющей всей методической системы. Идеи развивающего обучения требуют совершенствования методов обучения русскому языку в начальной школе. В системе методики обучения родному языку имеется целый ряд классификаций. Оптимальной классификацией применительно к обучению речи как деятельности признана дидактическая классификация И. Я. Лернера. Классификация методов речевого развития учащихся представлена в следующем виде: Рецептурный метод (делай, как я) используется при формировании понятий, знаний о речи, о способах речевой деятельности. Включает следующие приемы: рассказы учителя, беседы, чтение правил и памяток, наблюдения над языком и речью (показ текстов – образцов). Репродуктивный (подражание) направлен на овладение алгоритмами порождения и восприятия речи, используется при формировании речевых умений и навыков. Включает следующие приемы: изложения и пересказы текстов; составление словосочетаний и предложений; работа с деформированным предложением или текстом; подбор и вставка слов по смыслу; толкование слов по словарю; анализы слов и текстов согласно алгоритму (памятке); 3.Продуктивный (творческий) обеспечивает развитие умений в речевой деятельности и творческих речевых способностей учащихся: сочинение по заданной теме и плану; подбор текстов на одну тему, но разных стилей и типов, сочинение сказок, загадок; сочинение продолжения известной сказки, исходного текста. Приемы, направленные на развитие восприятия, слушания: эмоциональное и интонационное вслушивание; акцентное выслушивание воспринимаемого на слух художественного текста, рассказа учителя; знакомство с художественно - профессиональным и театральным исполнением ( с помощью аудио - и видеозаписи); иллюстрирование жестами воспринимаемого на слух текста; « живые картинки» -первичное слуховое восприятие речевых высказываний; эвристическая беседа; речевой эксперимент; наблюдение за реальностью, явлениями, предметами окружающей жизни. Приемы, направленные на развитие говорения: устные речевые высказывания по аналогии с прочитанным, на основе личных впечатлений и опыта, на основе моделей; - устные сочинения по иллюстрациям книг, тексты которых дети не знают; пересказы (полные, краткие, творческие, с перестановкой текста, на основе анализа текста) коллективные этюды; составление различных диалогов; работа со скороговорками и чистоговорками; работа над средствами выразительности устной речи; пересказ по ролям; переконструирование повествовательных текстов драматические и их инсценирование; обсуждение детских работ; авторская устная презентация; Приемы, направленные на развитие чтения: акцентное вычитывание текста; сравнение мира реальности и мира поэзии; содержательный, структурный, языковой стилистический анализ художественного и научного текстов; словесное описание на основе линейных и лучевых моделей; « стол находок» (поиск и анализ удививших нас слов и словосочетаний); « ларчик волшебных слов» (анализ роли изобразительно – выразительных средств языка в создании художественных образов); - чтение наизусть; Приемы, направленные на развитие письма: свободные и творческие диктанты; « корреспондентские блокноты»; рабочие листы; различные виды изложений ( подробные, выборочные, сжатые, на основе языкового анализа текста, на основе прогнозирования, творческие и др.); реставрация текста; сочинения различных жанров, типов текста; сочинения на основе различных источников информации; сочинения – миниатюры; - моделирование текстов. Подобран комплекс упражнений, направленных: 1.На развитие логической последовательности речи: деление текста на логически законченные части в соответствии с моделями; составление плана готового текста, опираясь на ключевые слова или этапные предложения текста, а также планирование собственных речевых высказываний; определение и установление основных лексических и синтаксических средств в определенном тексте; перестраивание текста в соответствии с речевой задачей. 2. На развитие содержательной стороны речи: понимание темы текста и определение ее границы; понимание основной мысли текста и использование ее в собственном речевом высказывании; понимание заголовка текста и прогнозирование на его основе содержания, а также оглавление текста в соответствии с темой или основной мыслью речевого высказывания; выделение в тексте ключевых слов, словосочетаний и предложений и определение с их помощью основного содержания текста. 3. На развитие точности употребления слов в речи: - отбор языковых средств в соответствии с таким типом текста (повествование, описание, рассуждение); различение языкового средства, используемого в разговорном и художественном, деловом, научно - познавательном стилях речи. 4. На определение активного словарного запаса: –знакомство с новыми словами; уточнение значений слов; активизация слов, находящихся в пассивном словаре. Источники обогащения словаря младшего школьника по степени влияния на речь детей: -речевая среда в семье, среди друзей; -речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение, интернет; -учебная работа в школе (учебники, речь учителя); -словари, справочники. Наилучший источник обогащения словаря - живое общение, речь, устная и письменная, литература: слово в тексте всегда как бы высвечивается семантически и художественно. Приёмы объяснения значений слов (их семантизация) подразделяются на: а) самостоятельные, то есть без прямой помощи учителя: значение слова выясняется по картинке-иллюстрации или по картинному словарю, по сноске на странице учебной книги, по словарику в конце учебника, словарям - толковому, синонимическому и другим, по контексту - по догадке, в результате анализа морфемного состава слова, для иноязычных слов - по значению слова в языке-источнике; б) с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов; объяснение значений и оттенков учителем; введение слова в собственный текст, который проясняет его значение; выяснение трудных случаев семантизации этимологическим способом, через словообразование; помощь учителя в поиске слова в словарях; обучение использованию словарей и справочников; помощь в семантизации через иностранный язык. Учащиеся всегда с удовольствием принимают участие в словарных играх, на уроках русского языка используются: кроссворд (решение и составление своих), ребус, шарада. Игровой характер принимают поисковые задачи: исследование происхождения фамилий, имён, топонимов - названий городов, деревень, рек, озёр и так далее (деревня «Катериновка», «Чёрный Дол», «Камышенка», фамилии «Некрасов», «Кузнецов», реки «Десна», «Шуя», имена Владимир», «Всеволод»). Обычно выделяют следующие лексико-семантические темы: работа с синонимами; работа с омонимами; работа с антонимами и паронимами; работа со словами иноязычного происхождения; работа с устаревшими словами; работа с многозначными словами; работа со словами, имеющими оттенки значения и экспрессивность; работа с новообразованными словами; работа с фразеологизмами; работа с тропами; составление тематических групп слов. Как правило, каждый из учеников проходит 4 ступени работы: -обнаружение слова в тексте; -семантизация - занесение в словарик, формирование соответствующего понятия; выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация синонимов и так далее; -введение новых слов в текст, в свою речь, то есть их активизация, употребление в коммуникативных целях. Данные упражнения и приёмы, если они выполняются систематически, помогают младшим школьникам лучше ориентироваться в своей речевой деятельности, что в свою очередь формирует коммуникативные умения. Общение не может существовать без речевой деятельности. Качественное общение требует высокий уровень владения речью. Предложенные нами упражнения будут результативны только в том случае, если они будут проводиться на каждых уроках русского языка, а так же, литературного чтения, если и на других уроках педагог следит за правильной речью учащихся, исправляя их речевые ошибки во время ответов. Таблица 2.4. Конспект урока
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 262. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |