Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности формирования речевой компетенции младших школьников на уроках русского языка




Речевая компетенция – свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь. Процесс формирования речевой компетенции сам по себе продолжительный и многогранный. Он должен осуществляться постепенно, целенаправленно, вместе с формированием орфографической и пунктуационной грамотности.

Первостепенное влияние на формирование речевого навыка у учащихся начальных классов оказывает объем активного и пассивного словарного запаса, а также практическое умение построения высказываний относительно различных предметов и обстоятельств.

Вместе с тем, в процессе обучения школьной программе происходит формирование произвольной, грамотной, выразительной речи у учащихся, приобретения умения планирования своей речи. Во время уроков преподаватель должен сформировать такую образовательную среду, чтобы учащимся было необходимо давать полные, исчерпывающие ответы на определенные вопросы, вести свой рассказ согласно определенному плану, не допускать повторений и нелитературных слов, при этом научить связному пересказу объемного материала своими словами. Передача рассказов, вывод и формулировка правил строится как монолог. Большое внимание уделяется тому, чтобы во время учебы школьники смогли овладеть живой, разносторонней, программированной, коммуникативной и монологической речью.

Во время урока русского языка большое внимание уделяется выполнению трех основных условий по формированию речевой компетентности. Во-первых - это обеспечение правильной речевой среды. Во вторых - стимулирование самостоятельных устных и письменных ответов учащихся по вопросам учителя. Ну и в третьих – это, конечно, расширение словарного запаса.

Развитие речи учащихся осуществляется для смыслового восприятия речевого сообщения, структурирования текста, развития связной речи. Достижению поставленной цели возможно по средствам соблюдения определенных принципов[8]:

Стимулирование речевой активности среди учащихся.

Речевая активность у учащихся заключается в умении общаться как между собой, так и с окружающими, свободно выражая свои мысли, без скованности, какого-либо страха высказаться. Такое состояние должно стать следствием выражения результатов осмысления высказывания, следствием выражения его понимания либо непонимания.

Углубление смыслового восприятия учебного текста.

Используемые в процессе обучения школьные учебники и хрестоматийная литература предназначены для практического воплощения учебных целей. Особенностью учебного текста является то, что он ограничен языком написания, манерой краткого изложения, то есть является «свободным» от малосущественных и второстепенных для данной цели черт.

Формирование некоторых понятий лингвистики текста.

Понятия представляют собой определенный набор признаков, совокупность которых отличает одну языковую единицу от другой. Такие признаки составляют определенную сумму знаний о построении текста. Овладение ими создает условия для повышения осознаваемости речевых действий.

Проведение упражнений, развивающих связную речь в системе.

В качестве примера таких упражнений можно привести пересказ или изложение, рассказ или сочинение, в зависимости от формы речи – устной или письменной.

Наряду с принципами, важное значение уделяется и методам развития речи. Они первоначально существуют в сознании учителя как обобщенный проект деятельности, который реализуется совокупностью методов, среди которых можно привести следующие:

Создание проблемных речевых ситуаций.

Данный метод, прежде всего, направлен на активизацию речевой активности учащегося. При этом, сама по себе проблемная ситуация является чем-то неопределенным, смутным, не вполне понятным впечатлением, дающем понять что что-то не так. Созданию проблемных ситуаций содействует вопрос «Почему?», преднамеренное изменение композиции текста, оказание помощи в выполнении задания воображаемому классу, сравнение, ведущее к выбору варианта, удовлетворяющего требованиям учителя, проговаривание задания, выполненного с отклонением от темы, использование «деформированного» текста. Использовать в учебной деятельности данный метод можно и применяя речевые задачи, загадки, создавая, таким образом, не только речевые ситуации, но и формируя речевую компетенцию.

2. Анализ содержания учебного текста и планирование высказывания.

Указанные методы формируют у учащихся углубленное смысловое восприятие и усвоение учебного текста.

Анализ содержания учебного текста заключается в осмыслении его предметного, смыслового содержания, ведущее к определению темы, подтем (микротем), смысловых частей (групп предложений). Приемами по реализации этого процесса можно считать вопросы педагога на уроке.

Осмысление предметного содержания направляется вопросами «Что? Где? Когда?» смыслового содержания «Как? Почему?».

Осмысление предметного, смыслового содержания осуществляется на уроках чтения, но и в процессе обучения русскому языку необходимо анализировать учебный текст, среди которых должен присутствовать хремостатийный.

3. Сообщение признаков изучаемых понятий.

Этими методами обеспечивается формирование некоторых понятий лингвистики текста. Такими понятиями являются «сложное синтаксическое целое» (методический термин «группа предложений»), «самостоятельное отдельное предложение», «абзац», «тип текста» («повествование», «описание», «рассуждение»).

Работа с «группами предложений» дает представление учащимся о смысловой целостности и связанности речи, объединении предложений по смыслу, а также лексически и грамматически. Обычно, для этого используются определенные упражнения, такие как: формулировка микротем, раскрытие микротем, установление соответствия между заголовками плана и группами предложений, нахождение слов, соединяющих предложения и т.д.

4. Виды изложений, сочинений, усложняющие процесс конструирования текста.

Выполнение данных методов предваряется усвоением школьниками отличий пересказа, рассказа, применением различных видов последних, усвоение отличий пересказа, применение их видов.

Этапы этой работы: а) овладение терминами «пересказ», «подробный пересказ»; б) подробный пересказ по плану, составленному учителем, по коллективно составленному плану; в) овладение термином «выборочный пересказ»; г) выборочный пересказ по иллюстрации, на заданную тему; д) овладение термином «сжатый пересказ»; е) сжатый пересказ.

5. Усвоение отличий рассказа. Применение его видов.

Этапы этой работы: а) формирование представления об источниках речи; б) изложение по плану, составленному по плану учителем; в) изложение по коллективно составленному плану; г) выборочное изложение; д) овладение термином «сжатое изложение»; е) знакомство с некоторыми приемами сокращения текста; ж) сжатое изложение. [24]

Примечательно, что применение на уроке одних методов может занять только его небольшую часть, но в тоже время использование других может занять все время урока. Как правило, создание проблемных речевых ситуаций происходит в начале урока и занимает немного времени. На наш же взгляд, речевым ситуациям необходимо уделять больше времени в учебном процессе, и применять при этом различные речевые задачи, которые способствуют формированию речевой компетенции. Анализ содержания учебного текста и планирование высказывания осуществляется после прочтения текста. Сообщение признаков изучаемых понятий проводится после того, как учащиеся выскажут свои предположения. Затем наступает очередь за упражнениями, которые занимают большую часть урока и значительная их часть занимает вторую половину. Напротив, изложение, сочинение накладываются на все время урока.

Важным также является и то, что указанные методы применяются и в определенном порядке. Так, создание проблемной речевой ситуации начинается с серии высказываний педагога, затем идут вопросы к учащимся, потом следуют высказывания учеников, по окончании которых, педагог различные суждения подводит к верному ответу.

Использование изложения, сочинения совпадают во многом со структурой урока. Ведь, например, изложение, как выражение мыслей предваряется работой, предшествующей чтению текста, затем текст читается, проводится проверка первичного восприятия, сообщается тема урока, задаются вопросы с целью оказания помощи в формулировке микротем, проводится грамматико-орфографическая работа[9].

Применение данных методов в своей совокупности приведет к определенному положительному эффекту. Во время учебного процесса учащиеся получают представление о том, что современное общество хочет от них в плане коммуникации. По средствам их речи грамотно передается основная мысль, расширяется и богатеет словарный запас. Речь учащихся становится все более выразительной и разнообразной. Таким образом, данная система «работает» на речевую практику и мыслительные процессы школьников, способствует выработке у них осознанных речевых и познавательных умений.

На уроках русского языка в начальной школе выделяют следующие источники приобретения речевой компетенции:

- опыт народной культуры;

- опыт межличностного общения;

- опыт восприятия искусства.

Процесс развития речевой коммуникации у младших школьников является постепенным и включает в себя несколько этапов. На первоначальном этапе учащиеся (1-2 кл.) под руководством педагога могут:

- принимать участие в урочном обсуждении;

- отвечать на вопросы учителя и самим задавать вопросы;

- давать комментарии происходящему;

- делать простые сообщения логично и последовательно.

Основной потребностью в формировании и развитии человеческой речи выступает необходимость в коммуникации. Без потребности в выражении своих мыслей, чувств и эмоций, не стали бы разговаривать ни ребенок, ни взрослый, ни все человеческое общество. Таким образом, важнейшим условием развития речи учащихся выступает ситуация, вызывающая у них желание высказаться, выразить свои мысли устно или письменно.

На 2 этапе:

- присутствует простота и четкость речевого высказывания, прослеживается умение высказаться выразительно;

- наблюдается навык охотного вступления в общение с окружающими.

Еще одним важным условием речевого высказывания является сам смысл высказывания, его содержание, смысловая нагрузка. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.

На 3 этапе:

- навык диалогового или группового общения;

- умение поддержать диалог;

- строить дискуссию по различным поводам;

- умение участвовать в конференции, игре и т.д.

Выражение мысли и общение между людьми возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е. главным образом слов, их сочетаний, речевых оборотов речи. Поэтому третье условие успешного речевого развития – это вооружение средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду.

Выделяют различные формы работ по формированию речевой компетенции учащихся:

Основной из них является беседа.

Согласно исследованию В.С.Безруковой – доктора педагогических наук, эффективно применять такую форму урока, как вопрос-ответ, для расширения коммуникативно-речевых способностей учащихся. Наиболее приемлемыми в этом плане являются следующие вопросы:

Так называемые тренинговые вопросы, по средствам которых учащиеся уясняют порядок реализации учебных задач.

Конструктивные вопросы. Постановка таких вопросов делает акцент на нахождение ответа посредствам обращения к личному опыту и самостоятельное изложение ответа.

Альтернативные вопросы. Они обычно применяются при тестовом опросе, когда учащийся стоит перед выбором правильного ответа из предложенных, и должен аргументировать свой выбор.

Наводящие вопросы. Это вопросы уже содержащие часть ответа, при обнаружении которой учащийся быстро отвечает на поставленный вопрос.

Немаловажную роль в формировании речевой компетенции выполняет игра.

Создание и поддержание эмоционально – благоприятной обстановки во время урока достигается путем внедрения приемов игры, таких как выполнение заданий по развитию литературных знаний и художественных проявлений:

1. «Рассказ от первого лица» рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля; повествование от имени предмета: «История из жизни горошинки»

2. «Комплимент» сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)

3. «Сказка в заданном ключе» введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик» сочинить новую сказку

4. «Изменение сказочной развязки» придумать другое окончание сказки, рассказа

Игровая ситуация:

- играем в журналистов (собираем фразы на определенную тему)

- играем в писателей (учимся описывать ситуацию)

- играем в актеров (инсценируем одно действие)

- играем в учителей (объясняем ситуацию)

- играем в корреспондентов (берем интервью)

- играем в игру «учитель – ученики» (учитель дает задание – ученик выполняет и наоборот)

Парная и групповая работа учащихся.

Данные формы считаются самыми результативными. При использовании их учащиеся вступают в общение между собой, что значительно увеличивает их речевую и умственную нагрузку, при отсутствии факторов стресса. При групповой коммуникации учащиеся должны принимать во внимание и руководствоваться не только своими интересами, но и учитывать чужие, а кроме этого вникать в высказывания собеседника и активно с ним дискуссировать.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что на уроках русского языка учащиеся формируют речевую компетенцию посредствам расширения собственного словарного запаса. Педагогу при подготовке к занятию стоит уделить внимание качественному подбору языкового материала, позволяющего формировать у учащихся положительное отношение к русскому языку, способствуя совершенствованию речевой компетенции.

Подводя некоторые итоги, следует отметить, что учителю начальных классов при формировании речевой компетенции учащихся необходимо обращать внимание на соблюдение определенных условий:

- игровой мотив деятельности. В силу юного возраста у учащегося начальных классов основным мотивом деятельности выступает игровой мотив. По этой причине для успешного освоения учебной программы учащимся следует организовывать уроки с внедрением элементов игр. Вместе с тем, в дальнейшем, по мере взросления учащегося, чем меньше у него преобладает игровой мотив в учебе, тем более ответственно он относится к учебному процессу, и тем больше вероятность повысить его речевую компетентность.

- уровень развития речи. Стоит помнить о том, у младших школьников уровень развития речи может существенно отличаться. Одни могут читать хорошо, а другие и вовсе плохо. С целью развития речи учащихся учителю стоит организовывать уроки на интересующие учащихся темы, а кроме этого предлагать на разрешение школьников речевые задачи, по средствам которых расширяется словарный запас.

- сформированность фонематического слуха. Еще одним необходимым условием для успешного овладения речевой компетенцией является развитие дифференцированного звукового и фонетического восприятия. Вместе с тем отклонения фонетического восприятия наблюдается у значительного числа поступающих в школу и у подавляющего большинства детей с нарушениями речи. Таким образом, при своевременном формировании фонетического восприятия учащегося, вполне возможно избежать проблем с чтением и письмом.

- кругозор. Ограниченный кругозор младшего школьника отрицательно сказывается на его речевой компетенции. Учителю русского языка в повседневной работе необходимо регулярно преподносить учащимся что-то новое, расширяя границы их познания, а относительно уже изученного приводить различные точки зрения.

Посредствам умелого внедрении в учебный процесс речевых игр, учащиеся не только хорошо воспринимают учебный материал, но и развивают свою эмоционально-волевую сферу, что положительно сказывается на их коммуникации. Во время игры ребенок чувствует себя раскрепощенным, ему легко высказаться о волнующих его мыслях, не опасаясь ошибиться, а кроме этого нередки ситуации, когда учащийся должен сам организовывать ситуацию, что положительно сказывается на формировании лидерских качеств.

Использование на уроках русского языка речевых игр способствует пониманию учащимися смысла высказывания, учит детей определять главное, распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов, развивать слуховую память ребенка, обогащает словарный запас. Речевые игры способствуют развитию языковой компетенции, что выполняет требование стандарта и формирует в школьнике умение правильно и грамотно говорить, читать и писать, что важно для освоения всех общеобразовательных предметов.

А где же реч задачи?

 

Выводы по первой главе

Формирование речевой компетенции на уроках русского языка способствует разностороннему развитию языковой личности младшего школьника.

В рамках нашего исследования, под речевой компетенция подразумевается – свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь.

Речевая компетенция является важным связующим компонентом между языком как системой символов и знаков (языковой компетентностью) и эффективной коммуникацией (коммуникативной компетентностью)

Как известно речевая деятельность пронизывает весь образовательный процесс в школе выступает выражением познавательной деятельности учащегося; выступает основой разных межличностных взаимоотношений; способствует началу становлению ребенка как личности, обладающей речевой компетентностью.

В связи с этим требуется так организовать педагогический процесс в школе, чтобы процесс формирования речевой компетентности оказался более успешным. Эффективное формирование речевой компетентности должно превратиться в одну из главных задач не только на уроках чтения, а в дальнейшем литературы, но и в процессе обучению русскому языку, а также при освоении в уже средней школе других гуманитарных наук.

У младших школьников сильно выражена потребность в общении, которая определяет развитие речи. В младшем школьном возрасте увеличивается словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, усваивается морфологическая система языка. Развивающаяся речь перестраивает другие познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение). Развитие всех сторон речи оказывается в непосредственной зависимости от условий жизни и воспитания ребёнка.

В младшем школьном возрасте сохраняется наличие ситуативной и контекстной речи, что является нормой развития. Совершенствуется связность речи как важный компонент внешней речи, повышается адекватность речевого оформления говорящего или пишущего школьника. В начальной школе развитие речи учащихся является главной задачей обучения родному языку.

Организуя работу по развитию речи в начальных классах, необходимо, в первую очередь, учитывать возрастные особенности и специфику мыслительных процессов у младших школьников.

Процесс формирования речевой компетенции сам по себе продолжительный и многогранный. Он должен осуществляться постепенно, целенаправленно, вместе с формированием орфографической и пунктуационной грамотности.

Во время урока русского языка большое внимание уделяется выполнению трех основных условий по формированию речевой компетентности. Во-первых - это обеспечение правильной речевой среды. Во вторых - стимулирование самостоятельных устных и письменных ответов учащихся по вопросам учителя. Ну и в третьих – это, конечно, расширение словарного запаса.

На уроках русского языка в начальной школе выделяют следующие источники приобретения речевой компетенции:

- опыт народной культуры;

- опыт межличностного общения;

- опыт восприятия искусства.

Процесс развития речевой коммуникации у младших школьников является постепенным и включает в себя несколько этапов.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что на уроках русского языка учащиеся формируют речевую компетенцию посредствам расширения собственного словарного запаса. Педагогу при подготовке к занятию стоит уделить внимание качественному подбору языкового материала, позволяющего формировать у учащихся положительное отношение к русскому языку, способствуя совершенствованию речевой компетенции.

Посредствам включения в учебный процесс речевых игр, учащиеся не только хорошо воспринимают учебный материал, но и развивают свою эмоционально-волевую сферу, что положительно сказывается на их коммуникации. Во время игры ребенок чувствует себя раскрепощенным, ему легко высказаться о волнующих его мыслях, не опасаясь ошибиться, а кроме этого нередки ситуации, когда учащийся должен сам организовывать ситуацию, что положительно сказывается на формировании лидерских качеств.

Главу необходимо сократить. До 30 страниц! Проверьте оригинальность! Сноски реальные? Увеличьте количество ссылок










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 579.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...