Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Речевые особенности детей младшего школьного возраста




Человек всю жизнь улучшает свою речь, овладевая богатствами языка. Каждая возрастная стадия вносит что-то новое в его речевое развитие. Самые важные ступени в овладении речью приходятся на период обучения в школе.

Младший школьный возраст - это период, когда происходят положительные преобразования и изменения. Как отмечал В.А. Сухомлинский: «Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат».

В младшем школьном возрасте увеличивается словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, усваивается морфологическая система языка. Развивающаяся речь перестраивает другие познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение). Развитие всех сторон речи оказывается в непосредственной зависимости от условий жизни и воспитания ребёнка.

К моменту поступления в школу словарный запас ребёнка возрастает настолько, что он может свободно общаться с другим и даже взрослым человеком по различным вопросам. Готовый к школе ребенок обладает развитым фонематическим слухом, может различить звуки в словах, может соотносить звук со знаком и изобразить данный звук, понимает суть слова. Речь младшего школьника является не только средством общения, но и объектом познания, выполняет коммуникативную, регулятивную и планирующие функции. У младших школьников сильно выражена потребность в общении, которая определяет развитие речи.

Эгоцентрическая речь, т. е. речь ребёнка, обращенная к самому себе, контролирующая и регулирующая практическую деятельность, переходит во внутренний план, интериоризуясь и превращаясь во внутреннюю речь. Это не значит, что эгоцентрическая речь перестает использоваться. Младшие школьники часто проговаривают вслух то, что делают. В младшем школьном возрасте речь может использоваться как речь внутренняя по функции и внешняя по строению. По мере развития ребенка эгоцентрическая речь все чаще заменяется беззвучной внутренней речью, которая отличается отрывочностью, фрагментарностью, ситуативностью, свернутостью, осуществляется через размышление, планирование предстоящих действий, диалог с самим собой, беседу с воображаемым партнёром, выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. С помощью внутренней речи происходит логическая перестройка чувственных сведений, их понимание ребенком. Во внутренней речи мысль и язык образуют неразрывный комплекс, действующий в виде речевого механизма мышления. С использованием внутренней речи младший школьник словесно выражает процессы восприятия окружающей действительности, свои действия и переживания.

В младшем школьном возрастном периоде постепенно развиваются три главных типа внутренней речи:

- внутреннее проговаривание – «речь про себя», сходная по структуре с внешней речью, но не имеющая фонации (произнесения звуков); типична для решения сложных мыслительных задач;

- собственно внутренняя речь, являющаяся средством мышления, использующая специфические единицы (коды образов, предметов и схем, предметные значения) и имеющая специфическую структуру, отличающуюся от структуры внешней речи;

- внутреннее программирование – формирование и закрепление в особых единицах замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных компонентов.

Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) будет сопровождаться уменьшением структуры внешней речи. Переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) предполагает развертывание структуры внутренней речи и построение ее в соответствии с логическими и грамматическими правилами.

Внешняя речь – письменная и устная – также интенсивно развивается у младших школьников. В младшем школьном возрасте сохраняется наличие ситуативной и контекстной речи, что является нормой развития. Совершенствуется связность речи как важный компонент внешней речи, повышается адекватность речевого оформления говорящего или пишущего школьника. Активное развитие внешней речи осуществляется благодаря восприятию правильных образцов речи, разнообразного и языкового материала, а также своих речевых высказываний, в которых ученик мог бы применять различные средства языка. Стихийно усвоенная речь часто бывает примитивной и неправильной. Поэтому главное значение для развития речи младшего школьника имеют процесс обучения и его целенаправленная учебная деятельность.

Младшие ученики уже умеют пользоваться различными синтаксическими конструкциями, которыми овладели на практике, беря для себя образцы в речи взрослых людей, в книгах. Хотя в речи детей преобладают простые предложения, но в устной речи первоклассников до 10% сложных предложений, в том числе и сложноподчиненных. В речи третьеклассников сложные предложения составляют уже 25 – 35%. Применение более сложных синтаксических конструкций объясняется желанием учеников выразить в собственных высказываниях всё более глубокое содержание, они ищут для него подходящую языковую форму.

В связи с этим необходимо ценить и поддерживать естественное развитие речи детей, а не ориентировать их на однообразные предложения элементарного типа. Не нужно приуменьшать речевые возможности младших учеников.

Профессор М.Р. Львов, исследовавший проблемы формирования грамматического строя речи учеников, отмечает, что у младших школьников в ходе обучения происходит увеличение размера предложения от четырех слов в первом классе, до шести слов в третьем классе. Подобный рост размеров предложения говорит о повышении внимания малыша к своей речи, о желании выражать собственные мысли в сложных синтаксических конструкциях.

В начальной школе развитие речи учащихся является главной задачей обучения родному языку. Элементы развития речи включены в содержание каждого урока (по русскому языку, природоведению, математике, изобразительному искусству и др.) и во внеклассные мероприятия. При развитии речи младших школьников процесс обучения направлен на формирование определенных характеристик речи, являющихся критериями оценки устных и письменных высказываний детей:

- содержательность речи, которая определяется количеством выраженных в ней мыслей, переживаний и стремлений, их значительностью и соответствием реальной действительности;

- логика речи, которая определяется последовательностью, обоснованностью изложения, отсутствием пропусков и повторений, лишней информации, не относящейся к теме, наличием обоснованных, содержательных выводов;

- точность речи, характеризующаяся умением говорящего или пишущего ребенка не просто передать определенные факты, но и выбрать для этой цели наиболее соответствующие языковые средства – слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения;

- разнообразие языковых средств, различных синонимов, различных структур предложения;

- ясность речи – её доступность читателю и слушателю, её направленность на восприятие адресатом, предполагающая учет возможностей, интересов и других качеств адресата речи;

- выразительность речи – живость, яркость, образность, убедительность отражения мысли, благодаря чему становится возможным, используя выразительные средства (интонации, отбор фактов, слов, их эмоциональная окраска, построение фразы и др.), повлиять не только на логическую, но также на эмоциональную, эстетическую область сознания;

- правильность речи – ее соответствие литературной норме, которая включает грамматическую правильность (образование морфологических форм, формирование предложений), пунктуационную и орфографическую правильность для письменной речи, произносительную, орфоэпическую правильность для устной речи.

Характеристики речи младшего школьника:

содержательность речи;

логика речи;

речи;

языковых средств;

ясность речи;

выразительность речи;

правильность речи.

Перечисленные характеристики тесно взаимосвязаны и в системе работы начальной школы выступают в комплексе. Стремление к их соблюдению развивает у младших учеников умение улучшать культуру речи, выявлять и исправлять ошибки в своих устных и письменных высказываниях.

Особенность устной речи младших школьников проявляется в неспособности строить речь в конкретной композиционной форме без наводящих вопросов. Обучая различным коммуникативным умениям, учитель помогает ученикам понять все особенности связного текста, способствует дальнейшему развитию умения самостоятельно строить связные сообщения.

Естественно, что начало обучения в школе приводит к расширению и обогащению словаря. За первый год обучения словарь вырастает ориентировочно на 1000 – 1200 слов (хотя на практике определить точное количество усвоенных слов за этот период очень сложно). Несмотря на существенное расширение лексики, третьеклассник ещё далёк от свободного пользования всеми известными ему словами. В высказываниях 7 – 10-летних ребят наблюдаются различные ошибки в употреблении слов, вкладывание в слово ошибочного значения, неточности в использовании союзов и предлогов.

У ребят 6 – 10 лет складываются представления о многозначности слова. Ребенок понимает и использует в собственной речи слова с переносным значением, в ходе высказывания может быстро подбирать синонимы.

Можно прийти к выводу, что речь третьеклассников довольно развита, точна в структурном отношении, довольно развернута, логически последовательна. Однако это не свидетельствует о том, что связная речь младших учеников не нуждается в последующем развитии.

Во-первых, устная форма речи у детей, обучающихся в начальных классах, развита существенно лучше, чем письменная форма.

Во-вторых, как в устной, так и в письменной речи ребят 6 – 10 лет есть характерные ошибки, связанные с формированием синтаксических конструкций.

Развитию речи в школе отведено одно из главных мест. При этом усвоение отдельных аспектов связной речи вызывает затруднение у учеников, в том числе у детей младшего школьного возраста.

Организуя работу по развитию речи в начальных классах, необходимо, в первую очередь, учитывать возрастные особенности и специфику мыслительных процессов у младших школьников.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 259.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...