Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Международно-правовое регулирование научно-технического сотрудничества⇐ ПредыдущаяСтр 33 из 33
§ 1. Научно-техническое сотрудничество: понятие и принципы
Жизнь современного общества во многом определяется развитием его научно-технического потенциала. Научно-технический прогресс рас- ширил сферу национальной научно-технической деятельности и привел к усложнению и удорожанию научно-исследовательского процесса, он также обусловил необходимость объединения усилий государств в реше- нии наиболее сложных научно-технических проблем, поскольку ни одно государство, обладающее мощным научно-техническим потенциалом, не может одновременно вести исследования по всем важнейшим на- правлениям науки и техники1. Научно-технический прогресс является фактором, порождающим межгосударственную интеграцию. Потребность межгосударственного сотрудничества в сфере науки и техники, вызванная научно-техническим прогрессом, требует над- лежащего правового закрепления, выражающегося в создании между- народно-правовых норм. Таким образом, возникает группа правовых норм, регулирующих международные отношения в области науки, техники и технологии, другими словами, международно-правовое ре- гулирование научно-технического сотрудничества. Глобальные технологии, порожденные научно-техническим прогрес- сом, потребовали соответствующего уровня сотрудничества государств, в результате существенно расширилась сфера международно-правового регулирования. Это произошло не только за счет совершенно новых областей производственной деятельности человека, но и в результате смещения сфер регулирования между национальным и международным правом. Использование космического пространства и небесных тел,
1 См. подробнее документы ООН: Декларация принципов «Построение инфор- мационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии» 12 декабря 2003 г. // Документ WSIS-03/GENEVA/DOC/4-R; Тунисская программа для информационного общества 15 ноября 2005 г. // Документ WSIS-05/TUNIS/DOC/6-R.
генная инженерия и защита окружающей среды – вот лишь некоторые примеры областей, в которых национальное право не может удовлетво- рить всех потребностей в правовом регулировании. Научно-технический прогресс в значительной мере способствовал восприятию человечеством идей общности судьбы, взаимозависимости, универсальности междуна- родной безопасности. Вопросы, считавшиеся ранее сугубо внутренним делом государств, вошли в сферу международных отношений, а значит, попали под действие международно-правовых норм1. В настоящее время не до конца разрешены вопросы о месте право- вых норм, регулирующих международное научно-техническое сотруд- ничество, в системе международного права, а также о соотношении международного экономического и международного научно-техни- ческого сотрудничества. На протяжении длительного времени в зару- бежной и отечественной доктрине научно-техническое сотрудничество государств рассматривалось в рамках международного экономического права. Не отрицая данной позиции, ряд ученых считают уместным осо- бо выделять из совокупности экономических отношений отношения сотрудничества в области науки и техники. Акцент при этом делается на то, что экономическое взаимодействие государств – это прежде всего разновидность торговых отношений. Под влиянием научно- технического развития международные экономические отношения все более расширяются, из чисто внешнеторговых перерастают в промыш- ленное и научно-техническое сотрудничество, и оно является особым видом межгосударственных взаимоотношений2. Специфика международно-правового регулирования научно-техни- ческого сотрудничества обусловлена содержанием и целью обществен- ных отношений, а именно достижением научного и (или) технического результата, который может выражаться, например, в решении опреде- ленной проблемы (парниковый эффект, экологическая безопасность, поиск новых форм жизнедеятельности и др.). Данная цель обусловлена интересом государств, который зачастую не преследует разрешение экономической задачи. Именно эта характеристика свидетельствует об отличии научно-технических отношений от экономических. Такая специфика отношений обусловлена их материальным содержанием. Вместе с этим следует отметить, что нормы, регулирующие меж- дународное научно-техническое сотрудничество, могут быть связаны с правовым регулированием отношений в сфере экономики, экологии, территорий (космические, морские), прав человека и других областях
1 См.: Фельдман Д.И. Система международного права. Казань, 1973. С. 23. 2 См.: Тункин Г.И. Международное право. М.: Юрид. лит., 1994. С. 335.
международного сотрудничества. Это обстоятельство обусловливает комплексный характер международно-правового регулирования науч- но-технического сотрудничества. Несмотря на разнообразие отноше- ний, правовые нормы, регулирующие научно-техническое сотрудниче- ство, обладают собственным специфическим содержанием и целью. Базу международно-правового регулирования научно-технических отношений составляют основные принципы международного права. Однако, устанавливая общие рамки взаимоотношений государств, они все же недостаточно конкретны для регулирования международных научно-технических отношений, в связи с чем возникают специальные (отраслевые) принципы. Специальные принципы правового регулирования международ- ного научно-технического сотрудничества обстоятельно исследованы в трудах К.Г. Борисова, который выделил принципы: свободы научных исследований; свободы выбора формы организации научно-техниче- ских связей; сотрудничества в применении достижений научно-тех- нического прогресса; научно-технического содействия, равноправия и недискриминации в научно-технических связях; эквивалентности при обмене научно-техническими достижениями; взаимности1. В настоящее время нет широкого универсального международно- правового акта, содержащего специальные принципы международного научно-технического сотрудничества. Однако следует отметить, что на региональном уровне подобные документы имеются2. Самостоятельные цели и задачи международного научно-техни- ческого сотрудничества зависят в первую очередь от того, на какой основе оно осуществляется: 1) на универсальной основе, когда в ре- шении научно-технических проблем принимают участие государства, находящиеся в разных регионах земного шара; 2) в пределах отдельных групп стран, составляющих в своей совокупности международное ре- гиональное сообщество; 3) на двусторонней основе. В последние десятилетия большой объем международного научно- технического сотрудничества приходится на долю межгосударственных контактов. Однако в международном научно-техническом сотрудни- честве участвуют самые разные субъекты: государства и отдельные ученые, международные и национальные компании, организации. Значительное число международных контактов в области науки и тех-
1 См.: Борисов К.Г. Основы международно-правового регулирования многосто- роннего научно-технического прогресса государств мирового сообщества: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 1990. 2 См. подробнее § 5 настоящей главы.
ники происходит в рамках международных межправительственных и неправительственных организаций1. Рассматриваемое многообразие отношений в области международ- ного научно-технического сотрудничества позволяет утверждать, что в мире сформировалась система универсального, регионального и дву- стороннего международного сотрудничества в области науки, техники и технологии. Ее субъектами являются государства, международные и национальные организации, отдельные ученые и их коллективы. Эта система охватывает: – международные научные связи, направленные на разрешение тео- ретических и экспериментальных задач фундаментальной и прикладной науки (например, в рамках ЮНЕСКО; программа ЕС «Эврика»); – международные технические и технологические связи (например, универсальное сотрудничество в области электросвязи); – связи в сфере промышленной собственности (например, в рамках Евразийской патентной организации); – подготовку кадров (например, программы, реализуемые МОТ, программа ТАСИС); – международное содействие выполнению работ и созданию тех- нологических процессов (например, в рамках ПРООН, ЮНЕСКО); – обеспечение безопасного использования достижений научно-тех- нического прогресса (например, сотрудничество в рамках МАГАТЭ); – предотвращение ущерба окружающей среде (например, сотруд- ничество в рамках ЮНЭП) и др.2 Международное научно-техническое сотрудничество как самостоя- тельная область отношений, регулируемая международным правом, появляется относительно недавно, а именно во второй половине ХХ в. Тем не менее в настоящее время наблюдается быстрое развитие ме- ждународно-правового регулирования данного вида сотрудничества. Вызвано это научно-техническим прогрессом, важностью достижений научно-технической деятельности для мирового сообщества, появ- лением новых видов и форм сотрудничества и другими причинами. Основываясь на выводах относительно критериев выделения отраслей международного права и многообразия научно-технической деятельно- сти3, подчеркнем, что международные научно-технические отношения 1 См. подробнее: Маркушина В.И. ООН и международное научно-техническое со- трудничество. М.: Наука, 1983. 2 См. подробнее: www.un.org; К.Г. Борисов. Международно-правовое регулирование на- учно-технического сотрудничества // Международное право: Учебное пособие / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В. Кузнецов. М.: Междунар. отношения, 1998. С. 437. 3 См. подробнее: Фельдман Д.И. Указ. соч. С. 46.
являются особой разновидностью международных отношений. Их спе- цифика определена самостоятельным предметом правового регулиро- вания, а именно отношениями в области науки, техники и технологии, значительным объемом нормативного материала, критериями новых свойств (содержания) этого нормативного материала, качественной обособленностью группы правовых норм, заинтересованностью обще- ства в развитии новой отрасли права. Поэтому нормы международного права, призванные урегулировать данные отношения, также носят особый характер и представляют собой систему норм международного права, регулирующих отношения субъектов международного права в сфере науки и техники, другими словами – право международного научно-технического сотрудничества.
§ 2. Источники правового регулирования международного научно-технического сотрудничества Воздействие научно-технического прогресса на международные отношения отражается, естественно, на их главном регуляторе – ме- ждународном праве. В общем массиве нормативного материала рас- тет число норм, регулирующих деятельность государств, связанную с использованием инновационных инженерно-технических решений, объектов и средств. Источники международно-правового регулирования научно-техниче- ского сотрудничества традиционны для международного права в целом: это международно-правовые договоры и международно-правовые обычаи. Наука международного права никогда не отрицала и не принижала роли обычая в правовом регулировании, тем не менее есть все осно- вания утверждать, что в регулировании научно-технического сотруд- ничества договор занимает преимущественное место. Существуют различные классификации международных договоров в области научно-технического сотрудничества. На наш взгляд, наи- более удачной является следующая: – универсальные договоры, закрепляющие основы взаимоотноше- ний между государствами, в том числе в научно-технической области (например, Устав ООН). Как было указано выше, в настоящее время на универсальном уровне отсутствует единый кодификационный акт, рег- ламентирующий международное научно-техническое сотрудничество; – региональные договоры, включая уставы и другие учредительные акты международных организаций, регулирующие вопросы научно- технического сотрудничества (например, Хартия ОАЕ, Соглашение
o создании общего научно-технологического пространства государств – участников СНГ 1995 г. и др.); – двусторонние договоры и соглашения (например, Соглашение о научно-техническом сотрудничестве Российской Федерации и Рес- публики Азербайджан 1995 г.). Выделяют также и субрегиональные соглашения, например со- глашения, принятые в рамках уже существующих договоров, но, как правило, с меньшим числом участников1. Следует отметить, что начиная со второй половины XIX в., наблю- дается значительное развитие многосторонней формы договорного регулирования в областях науки и техники, что было обусловлено потребностями, возникшими перед международным нормотворчест- вом в связи с развитием отношений в данной сфере2. Характерно, что международный договор в области научно-технического сотрудниче- ства помимо прав и обязанностей сторон включает обычно перечень форм и видов этого сотрудничества. В отечественной доктрине часто встречается деление соглашений в научно-технической области на договоры об оказании технической помощи и собственно договоры о научно-техническом сотрудниче- стве. Особенностью первых является то, что кроме поставок товаров предусматривается и оказание технического содействия по установке, наладке и обслуживанию поставленной продукции, а в соглашениях второго рода закрепляется обмен научно-техническими достижениями и опытом, проведение совместных исследований и др.3 Важно заметить появление еще одной группы источников, регу- лирующих научно-техническое сотрудничество государств, а именно актов, издаваемых в рамках международных межправительственных организаций, имеющих обязательный характер для государств-участ- ников. Другими словами, речь идет о так называемом (внутреннем) праве международных организаций. Как правило, именно такими актами утверждаются программы сотрудничества. Важнейшая роль в формировании и становлении норм, регулирующих сотрудничество в области науки, техники и технологии, принадлежит актам органов ООН, документам других международных организаций и конференций. В 1963 г. в Женеве и 1979 г. в Вене состоялись междуна- родные конференции ООН по науке и технике в целях развития, на них
1 См., например: Научно-техническое сотрудничество стран Западной Европы: Реферативный сборник / Под ред. С.А. Ионова. М., 1984. С. 87. 2 См.: Маркушина В.И. Указ. соч. С. 41. 3 См.: Лукашук И.И. Курс международного права. Т. 4. М.: Наука, 1990. С. 263.
был выработан Всемирный план действий в области науки и техники, в соответствии с которым государства внесли коррективы в научно-тех- ническую политику. Во исполнение этого плана учрежден на высшем уровне Межправительственный комитет по науке и технике в целях раз- вития и создан Фонд добровольных взносов, управляемый ПРООН. Отмечая особенности актов, регулирующих научно-техническое сотрудничество, важно заметить широкое применение, в том числе в рамках региональных организаций, программ научно-технического сотрудничества, которые, как правило, разрабатываются в отдельной сфере сотрудничества и более конкретно определяют этапы и сроки выполнения мероприятий, их исполнителей, финансирование и дру- гие вопросы. Благодаря использованию перспективных многолетних программ сотрудничества стал возможен перевод промышленного и научно-технического взаимодействия государств на долгосрочную основу в рамках межправительственных соглашений. Программы научно-технического сотрудничества, не являясь ис- точниками правового регулирования, представляют собой документы особого рода. Это новая форма сотрудничества в области науки и тех- ники, основанная на согласовании воль участников в планировании конкретных мероприятий. Положения программ устанавливают па- раметры поведения субъектов в области использования достижений науки и техники. Например, в рамках СНГ была утверждена Межго- сударственная научно-техническая программа «Создание конкурен- тоспособных на мировом рынке сварных конструкций, ресурсосбе- регающих технологий, материалов и оборудования для сварочного производства». Заметим, что программы сотрудничества являются достаточно эффективным инструментом координации научно-техни- ческого сотрудничества. Международное нормотворчество в сфере научно-технического со- трудничества имеет особенность, вызванную необходимостью опережаю- щего правового регулирования, т.е. разработкой международно-правовых норм не по горячим следам неблагоприятных ситуаций, а в предвидении их возникновения с целью пресечения пагубных последствий, так как с учетом достигнутого уровня развития науки и техники последствия бедствий, подобных авариям на атомных станциях, могут стать губи- тельными для человечества. В то же время следует избегать избыточного регулирования, которое не способствует эффективному функциониро- ванию международного права и сотрудничеству в целом. Основная задача международного права в области научно-техни- ческого сотрудничества и научно-технической деятельности – обес-
печение того, чтобы достижения науки и техники были поставлены на службу миру, безопасности и прогрессу.
§ 3. Виды международного научно-технического сотрудничества и формы его осуществления В период подготовки к Конференции ООН по науке и технике в целях развития – ЮНКСТД (середина 70-х годов XX в.) была раз- работана классификация научно-технической деятельности, которая сохраняет свою актуальность и в настоящее время. Согласно этой классификации устанавливаются следующие виды научно-техниче- ской деятельности: – разработка научно-технической политики; – выбор и оценка технологий; – передача и разработка технологий; – стандартизация и метрология; – взаимодействие между производителями и потребителями науч- но-технических знаний; – применений технологий и выполнение проектов; – использование систем информации; – популяризация науки и техники; – подготовка научных кадров1. Следует отметить, что, во-первых, каждый из обозначенных выше видов деятельности включает в себя большое число разновидностей. Так, с подготовкой кадров связано почти 200 разновидностей деятель- ности, имеющих отношение к сельскому хозяйству, рыболовству и т.п.2 Во-вторых, установленные виды не являются «застывшими», так как с развитием общественных отношений возможно появление новых видов научно-технического сотрудничества. В труде французских исследователей «Введение в политический анализ в области науки и технологии», выпущенном под эгидой ЮНЕСКО, приводятся разновидности отношений государств и ме- ждународных организаций в области науки и техники3. I. По характеру сотрудничества. 1. Институциональное сотрудничество, для которого характерны общая программа действий, общий бюджет, складывающийся из на-
1 Документ ООН A/ Conf/81/ PC.43/ 1979, June 29. 2 См. подробнее: Маркушина В.И. Указ. соч. С. 17. 3 Introduction a l’analyse politigue en science et technologique / UNESCO. P.: UNESCO, 1981.
циональных взносов. Данный тип сотрудничества подразделяется в свою очередь на две категории: а) внутреннее, когда научная и техническая деятельность осуществ- ляется в неком центральном учреждении, где работают исследователи из всех стран-партнеров; б) внешнее, когда научно-исследовательская деятельность распре- деляется между организациями, функционирующими в различных государствах. 2. Согласованное или координированное сотрудничество. Для него характерна координация национальной деятельности в соответствии с сообща выработанной программой. Ответственные за националь- ные исследования коллективы периодически собираются для обмена информацией и сравнения результатов своих работ. В рамках подоб- ной практики каждое государство самостоятельно оплачивает свои расходы, но расходы, связанные с международным сотрудничеством, оплачиваются международной организацией. 3. Сотрудничество «каталитическое», при котором международная организация берет на себя работу по свободному обмену информацией, касающейся выполнения работ и их результатов. Результативность такого сотрудничества определяется формами распространения ин- формации между странами-партнерами (симпозиумы, обмен специа- листами, бюллетенями и пр.). II. По юридическому статусу субъектов сотрудничества. 1. Межправительственное научно-техническое сотрудничество, на- пример, в рамках организаций, созданных в соответствии с правительст- венными договорами, членами которых являются государства и прави- тельства, например Совет по науке и технологии Карибского бассейна. 2. Неправительственное научно-техническое и технологическое сотрудничество, например, в международных организациях, инициато- рами создания которых являются неправительственные сферы, а чаще международные научные круги. Государства и правительства не при- нимаются в них в качестве членов. К таким организациям относится, например, Международный совет по науке. Классификация по юридическому статусу учреждений, ответствен- ных за организационную сторону научно-технического сотрудниче- ства, не будет практически полезной, если не принимать во внимание тип международного механизма и договорных форм, определяющих сотрудничество. III. По типам международных механизмов и договорных форм, по кото- рым развивается международное научно-техническое сотрудничество.
Международные механизмы и договорные формы сильно варьиру- ются в зависимости от функциональных задач, содержащихся в про- ектах сотрудничества: а) специальные межправительственные соглашения, санкциони- рующие создание новых межправительственных организаций, обла- дающих независимым международным статусом; б) принятие органами существующих межправительственных ор- ганизаций программ и бюджетов, специально включающих научно- техническую деятельность; в) подписание контрактов между международными организациями и отдельными партнерами внутри государств-участников; г) приравнивание юридического статуса международной неправитель- ственной организации к юридическому статусу подобных национальных организаций, если законодательство данной страны это позволяет. IV. По регионам (географический признак). а) универсальное, всемирное научно-техническое сотрудничество (например, в рамках ООН); б) региональное, характерно для государств одного региона; в) межрегиональное, охватывает государства, не принадлежащие к одному региону; г) субрегиональное, т.е. сотрудничество ограничивается группой государств, между которыми, например, заключены официальные соглашения в рамках экономической интеграции; д) двустороннее – сотрудничество между двумя государствами. Таким образом, очевидно существование разнообразных клас- сификаций международного научно-технического сотрудничества. Возвращаясь к началу рассмотрения вопроса о видах сотрудничества, отметим, что поскольку, на наш взгляд, проводить разграничение на виды целесообразно по предметному составу, т.е. по содержанию правоотношений, то все многообразие отношений межгосударствен- ного сотрудничества в сфере науки, техники и технологий может быть сведено к следующим видам: – научное; – техническое; – в области технологий (технологическое); – комплексное (смешанное). Эффективность и перспективы международного научно-техниче- ского сотрудничества в значительной мере определяются теми формами, которые используются для решения поставленных в этой области задач. К настоящему времени сложились определенные формы ме-
ждународного межправительственного сотрудничества в сфере на- учно-технической деятельности, однако по мере диверсификации деятельности применяемые формы и средства изменяются, а также возникают новые. Выделим основные формы, наиболее характерные для научно-тех- нического сотрудничества: международные конференции; научно-исс- ледовательские программы; совместные научные исследования; создание межгосударственных финансово-промышленных групп и транснациональ- ных компаний; обмен технической документацией, образцами и ма- териалами, технологическими процессами, информацией; взаимное командирование специалистов; консультации и проведение экспертиз. Существует иная классификация форм научно-технического со- трудничества: – координация – выработка государствами общей политики, ре- зультатом которой являются международные программы в сфере со- вместной научно-технической деятельности; – кооперация, в результате которой государства осуществляют научно-исследовательские разработки, связанные общей темой или программой исследований, на основе международного договора; – ассоциация, т.е. объединение государств с широкими внешними связями в научно-технической области, например научные объедине- ния в рамках Британского Содружества наций; – гармонизация – международно-правовой акт, преследующий цель гармонизации, устанавливает принципы деятельности, осуще- ствляемой под эгидой международных организаций, например техно- логическая программа ЕС «Эврика»; – региональная интеграция, позволяющая обеспечить более тесное сотрудничество на всех уровнях, в том числе непосредственно между коллективами ученых. Такой степени интеграции достигли Сканди- навские страны: Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция. В области науки и высшего образования в этих странах установлены единообразные требования к учебным программам1. Большой вклад в развитие форм международного научно-техниче- ского сотрудничества внесен Совещанием по безопасности и сотрудни- честву в Европе 1975 г., в Заключительном акте которого предлагаются наиболее целесообразные формы сотрудничества: – обмен книгами, периодическими изданиями и другими научно- техническими публикациями между соответствующими организациями и отдельными лицами; 1 См. подробнее: Борисов К.Г. Указ. соч. С. 447.
– обмены и визиты, а также другие непосредственные контакты между учеными и специалистами; – проведение международных и национальных конференций и дру- гих научных совещаний; – совместная разработка и осуществление программ и проектов, представляющих взаимный интерес; – использование коммерческих каналов и методов для изучения и передачи передового научно-технического опыта1. Безусловно, приведенные формы предполагают научно-техническое сотрудничество не только на многосторонней, но и на двусторонней основе, в том числе и на неправительственном уровне.
§ 4. ООН и международное научно-техническое сотрудничество Специализированные международные организации научно-техни- ческого характера имеют глубокие исторические корни. Некоторые из них, вызванные к жизни необходимостью организации устойчи- вого обмена научно-техническими знаниями по отдельным направ- лениям науки и техники, существовали еще в XIX в. С тех пор число таких организаций значительно возросло. По данным Ассоциации международных организаций, много лет ведущей анализ их деятель- ности, в 1908 г. из 176 международных организаций 21 организация занималась вопросами науки и восьми – техническими проблемами2. В последующие годы их число неуклонно увеличивалось3. Значительный объем научно-технического сотрудничества и ко- ординации деятельности государств в этой области осуществляется в рамках Организации Объединенных Наций (ООН), деятельность которой направлена на использование достижений науки и техники в целях развития человечества. Спецификой научно-технической дея- тельности ООН является в основном ее децентрализованный характер. Непосредственную работу по достижению ее целей и задач проводят отдельные органы ООН, а также специализированные учреждения. В рамках ООН вопросы научно-технического сотрудничества входят в компетенцию различных органов. Среди органов общей компетенции
1 См.: Международное право в документах: Учебное пособие / Сост. Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков. 3-е изд. М., 2000. 2 Yearbook of International Organizations. Brussels, 1978. 3 Энциклопедия международных организаций. Т. 1 / Сост. С.В. Бахин, Л.Н. Гален- ская, В.С. Иваненко и др. СПб., 2003.
рассматриваемая проблематика входит в круг задач Экономического и Социального Совета. Подразделения ООН специальной компетен- ции ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ВОЗ, ФАО, УООН, ПРООН и др. осущест- вляют деятельность в указанной сфере исключительно в рамках своих предметных областей. В 70-х гг. XX в. в органах ООН, занимающихся вопросами науч- но-технического сотрудничества, возникла идея о необходимости упорядочения научно-технической деятельности. Был создан Комитет по науке и технике в целях развития (далее – КНТР) как централь- ный орган, возглавивший работу по выработке научно-технической политики ООН. В 1992 г. ЭКОСОС учредил функциональную Ко- миссию по науке и технике в целях развития, а также Центр по науке и технике. Современная деятельность КНТР связана с анализом научно-тех- нических проблем и их воздействием на развитие государств. Одной из перспективных тематик является исследование потенциала в сфе- ре биотехнологии, здравоохранения, экологии. КНТР имеет мандат на содействие научно-техническому развитию развивающихся стран, а также готовит рекомендации научно-технического характера в рамках системы ООН1. Основным органом, координирующим деятельность в сфере науки и техники, является ЮНЕСКО. Областями, в которых рассматри- ваемая организация осуществляет свою деятельность, являются: об- разование, естественные науки, социальные и гуманитарные науки, культура, коммуникация и информация. ЮНЕСКО реализует свои цели посредством осуществления программ, проведения конферен- ций, организации обучения специалистов и научных исследований, финансирования проектов и проведения других мероприятий. В на- стоящее время для определения приоритетов ЮНЕСКО основывается на выводах и рекомендациях Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.), а также Всемирной конференции по науке (Будапешт, 1999 г.). ООН ведет активную деятельность по развитию международного на- учно-технического сотрудничества в рамках региональных комиссий, входящих в структуру организации. К настоящему времени расширены функции подразделений научно-технического характера, являющихся составной частью региональных комиссий ООН, приняты меры по ук- реплению самих этих подразделений в организационном плане.
1 www.un.org./russian/ecosos/science.htm.
Важной задачей подобных подразделений является оказание помощи странам региона в подготовке конкретных программ регионального со- трудничества по интересующим их научно-техническим проблемам. Механизм научно-технического сотрудничества на региональной основе включает в себя и региональные подразделения многих орга- нов и специализированных учреждений ООН, действующих в тесном контакте с региональными экономическими комиссиями. Например, в организации научно-технического сотрудничества по линии ЮНЕ- СКО на региональной основе видное место занимает Бюро по науч- ному сотрудничеству в Европе. Каждая из пяти существующих в настоящее время региональных экономических комиссий ЭКОСОС отличается своей спецификой в отношении научно-технических мероприятий, что зависит в большой степени от входящих в нее государств и от характера их основных целей и задач в сфере научно-технического сотрудничества.
§ 5. Региональное международное научно-техническое сотрудничество В сфере межгосударственного научно-технического сотрудничества наблюдается тенденция к регионализации, т.е. сотрудничеству госу- дарств по географическому признаку. Как свидетельствует практика, региональное сотрудничество способствует эффективной концен- трации усилий государств для более плодотворного сотрудничества. Особенно удачным является опыт международных региональных ор- ганизаций, в частности Европейского Союза. Региональное научно-техническое сотрудничество представлено довольно разнообразными отношениями, большим количеством субъ- ектов, осуществляющих и регулирующих сотрудничество, а также способствующих его развитию. В настоящее время большинство государств африканского конти- нента создали крупные институциональные механизмы для разработки научно-технической политики. В рамках Всеафриканского научного и технического союза подготовлена программа по использованию дос- тижений науки и техники в целях развития, которая является междуна- родным многосторонним региональным договором в этой области1. В системе органов Организации африканского единства (ОАЕ) осо- бое место занимает Комиссия по вопросам науки, техники и исследова-
1 См. подробнее: Борисов К.Г. Указ. соч. С. 437.
ниям, занимающаяся широким кругом вопросов научно-технического сотрудничества государств Африки. В рамках настоящей Комиссии функционирует Межафриканский исследовательский фонд. В данном регионе действует Африканский центр технологических исследований (АЦТИ), образованный 1988 г. и первоначально яв- лявшийся исследовательским институтом. В 1997 г., после того как его официально признали Кения, Уганда, Малави и Мальта, АЦТИ получил статус международной межправительственной организации. Основная цель деятельности данной организации заключается в ис- следовании и консультациях по проблемам окружающей среды. С 1994 г. начала свою деятельность межправительственная орга- низация – Комиссия по науке и технике в целях поддержки развития Юга. В состав названной Комиссии вошли представители 21 государ- ства с трех континентов. В Юго-Восточной Азии и Тихоокеанском регионе достигнут значи- тельный прогресс в создании материально-технической базы, подго- товке кадров и в организации научно-технической информационной инфраструктуры. Сложились благоприятные условия для научно- технической деятельности в целях развития. Разработан и подписан всеобъемлющий свод нормативных актов, направленных на развитие науки и техники государств различных интеграционных экономи- ческих объединений этого региона. Характерной чертой политики государств в области науки и техники является отражение программ национального развития в совместных мероприятиях и программах. Наиболее значимой международной организацией данного региона является Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Для координации научно-технического сотрудничества государств – уча- стников АСЕАН создано Бюро по вопросам науки и техники. В рамках настоящей международной организации происходит осуществление различных региональных проектов в области науки и техники. Опыт функционирования АСЕАН полезен для развития регио- нального сотрудничества государств, например, в сфере промышлен- ного сотрудничества. В рамках АСЕАН действует Базовое соглашение по схеме промышленного сотрудничества 1996 г., в котором содержатся условия и стимулы технического и технологического объединения предприятий различных государств, нацеленных на развитие прежде всего обрабатывающих отраслей промышленности. В Западной Азии и на Арабском Востоке возрос потенциал научно- исследовательских объектов и конструкторских работ, создано более 150 исследовательских центров, образован региональный информаци-
онный центр в области науки и техники, связанный с национальными и международными банками данных. Государства региона предприня- ли ряд инициатив по разработке региональной программы развития науки и техники для обоснования совместной политики и содействия коллективному самообеспечению в социальном и экономическом развитии. В данном регионе значительную роль в осуществлении междуна- родного научно-технического сотрудничества играет Лига арабских государств (ЛАГ). Рабочими органами являются комитеты, среди кото- рых правовой, экономический, информационный и др. Наряду с ука- занными органами рассмотрение вопросов в области науки и техники осуществляет Совет по экономическим вопросам. В рамках латиноамериканского и карибского экономического ин- теграционного процесса государства региона создали на национальном и региональном уровнях механизмы правового регулирования дея- тельности в области науки и техники. В основополагающем докумен- те – Декларации Антигуа 1990 г. сформулирован экономический план действий по Центральной Америке, в котором определяются регио- нальная политика и программа в данной области развития. Необходимо подчеркнуть роль Карибского сообщества (КАРИКОМ) в осущест- влении научно-технического сотрудничества. В рамках организации функционируют различные научно-технические проекты, например Карибский институт сельскохозяйственных исследований. C 2000 г. в рамках КАРИКОМ применяется общий внешний тариф на различные наукоемкие товары. Развивается также и межрегиональное научно-тех- ническое сотрудничество, в частности с Европейским Союзом1. На европейском континенте действуют различные международные экономические организации, осуществляющие научно-техническое сотрудничество. Вызвано это разными причинами, но прежде все- го следует отметить более высокий уровень развития научно-техни- ческого потенциала европейских государств. Наиболее эффективно международное научно-техническое сотрудничество осуществляется в рамках Европейского Союза. Целью этой организации является по- следовательное развитие интеграционных процессов для образования политического, таможенного, экономического союза. Государствам ЕС удалось достичь тесного взаимодействия в области научно-техни- ческого развития, в выработке единой политики в данной сфере.
1 См.: Пиджаков А.Ю., Жамкочьян С.С. Правовое регулирование экономической интеграции в Америках // Международное публичное и частное право. 2004. № 4. С. 47–52.
Исходным пунктом для рассмотрения проблемы научно-техниче- ского сотрудничества, интеграции научных исследований в рамках ЕС является создание Европейского сообщества по атомной энергии, задачей которого была координация ядерных исследований, а также Европейского объединения угля и стали. Долгое время в рамках Европейского экономического сообщества (ЕЭС) – предшественника ЕС – не ставился вопрос о распростране- нии интеграции на другие сферы исследования. Только в 1974 г. Со- вет министров ЕЭС принял решение о необходимости координации национальной политики в области научных исследований, создал Комитет научно-технических исследований. С этого времени следует вести отчет скоординированной научно-технической деятельности государств, входящих в состав указанной организации. В настоящее время в рамках ЕС принимаются и реализуются меж- государственные научно-технические программы в различных об- ластях, например, программы исследований в области энергетики, здравоохранения и др. В середине 80-х годов XX в. государства – участники ЕС предпри- няли шаги по выработке единой научно-исследовательской политики, определению приоритетных направлений и критериев совместной исследовательской деятельности. В 1985 г. в ЕС была принята про- грамма технологического возрождения Европы «Эврика», которая со временем будет олицетворять Европейское технологическое сооб- щество. Основные направления деятельности программы, такие как информационная техника, технология, биотехнология, откроют перед человечеством новые возможности. В 90-х гг. XX в. были заключены соглашения с рядом восточноевропейских стран о научно-техническом сотрудничестве в рамках программы «Эврика». Российская Федерация является участницей Программы с 1994 г. Следует указать Европейскую рамочную программу по НИОКР1. Основная цель программы – повышение конкурентоспособности европейских исследований, технологий, информационных ресур- сов. Внимание в рамках Программы сфокусировано на исследовании процессов бизнеса, средств информационной технологии, техноло- гического и организационного менеджмента. Одним из основных перспективных направлений в распространении информационных технологий является использование сети «Интернет», а также и других инновационных электронных средств.
1 Европейская рамочная программа по НИОКР // www.extach.ru/innov/index.htm.
Сложившаяся ранее высокая степень интеграции республик СССР, их хозяйственная взаимозависимость, схожесть правовых систем, по- стоянные связи в жизненно важных сферах предопределили формиро- вание научно-технического сотрудничества государств в рамках вновь образованного Содружества Независимых Государств. Процесс развития научно-технического сотрудничества государств – участников СНГ протекает поэтапно. Первый этап начинается с 13 марта 1992 г., т.е. с подписания первых соглашений о международном научно- техническом сотрудничестве в рамках СНГ. Второй этап – с 1995 г., с принятия Решения Советом глав государств СНГ о согласованных мерах по воссозданию и сохранению общего научного пространства СНГ от 10 февраля и Концепции создания общего научно-технологи- ческого пространства СНГ от 22 сентября1. С 2000 г. по настоящее время сотрудничество государств СНГ направлено на инновационное развитие научно-технического потенциала. В сфере научно-технического сотрудничества в СНГ создана раз- ветвленная организационная структура. Органы СНГ, образованные для обеспечения научно-технического сотрудничества, можно под- разделить на две группы: органы общей и специальной компетенции. Органами общей компетенции являются Исполнительный комитет СНГ и Экономический совет. Среди органов специальной компетенции по сотрудничеству в об- ласти науки, техники и технологии в первую очередь следует назвать Межгосударственный комитет по научно-технологическому развитию (МК НТР). МК НТР является постоянно действующим координирующим ор- ганом2. При его участии происходит формирование многосторонних межгосударственных программ и проектов, создание международных научных организаций и международных научных центров, создается эффективная инфраструктура сотрудничества научно-исследователь- ских организаций, ученых и специалистов государств – участников СНГ. Для разрешения существенных вопросов создаются рабочие группы. МК НТР в целях выполнения поставленных задач действует в тесном контакте с другими межгосударственными и межправитель-
1 Ряд соглашений 1992 г. утратил силу, тем не менее указанные акты имеют особое значение. Во-первых, они способствовали сохранению научно-технических связей, во-вторых, заложили основу для дальнейшего сотрудничества. 2 См.: Соглашение о создании общего научно-технологического пространства го- сударств – участников Содружества Независимых Государств от 3 ноября 1995 г. // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ – Содружество. 1995. № 3. С. 33.
ственными органами СНГ. Наряду с ним важную роль играют Меж- государственный научно-технический совет, Межгосударственный координационный совет по научно-технической информации, Меж- государственный совет по вопросам охраны промышленной собствен- ности, Секция межбиблиотечного абонемента, Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, органы Евра- зийской патентной организации. В настоящее время в рамках СНГ действуют более десятка соглашений, направленных на реализацию научно-технического сотрудничества. Основное направление современного международного научно-техни- ческого сотрудничества в рамках СНГ определяет Соглашение о создании общего научно-технологического пространства государств – участников СНГ от 3 ноября 1995 г. Ключевым условием реализации Соглашения является признание приоритета научно-технологической сферы всеми государствами-участниками, выражающееся в необходимости ускорения формирования нормативно-правовой базы, ее поддержки и развития, а также соответствующего этому приоритету гарантированного уровня государственного финансирования данной сферы. В современных условиях для научно-технического развития го- сударств значительную роль играют информационные ресурсы. Еще в 1992 г. государства – участники СНГ подписали в Минске Соглашение о межгосударственном обмене научно-технической информацией, опре- делившее основные направления совместной работы в данной сфере1. Вскоре был организован Межгосударственный координационный совет по научно-технической информации, в рамках Соглашения реа- лизовывались различные проекты2. Позднее возникла необходимость в дополнительном регулировании вопросов, касающихся использова- ния научной информации. Следует отметить, что по данному направле- нию сотрудничества в 1996 г. была утверждена Концепция формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств3. А в 1998 г. принято Соглашение о свободном доступе и порядке обмена открытой научно-технической информацией государств – участников
1 Соглашение о межгосударственном обмене научно-технической информацией от 26 июня 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. № 6. С. 33. 2 Решение об утверждении Положения о Межгосударственном координационном совете по научно-технической информации и Положения о Фонде развития межгосу- дарственного обмена научно-технической информацией 13 ноября 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. № 6. С. 33. 3 Утверждена Решением Совета глав правительств СНГ о Концепции формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств от 18 октября 1996 г.
СНГ, которое в настоящее время формирует правовую основу сотруд- ничества государств в данной сфере1. Существенным развитием отношений в области регулирования пра- вового обмена научно-технической информацией явилось подписанное 13 января 1999 г. Соглашение о создании системы межбиблиотечного або- немента государств – участников СНГ. Данное Соглашение представляет собой важнейшее средство обеспечения функционирования общего информационного и научно-технологического пространства. Также в целях развития научно-технического сотрудничества госу- дарств – участников СНГ были приняты ряд соглашений: Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метроло- гии и сертификации2; Соглашение о формировании и статусе межгосудар- ственных инновационных программ и проектов в научно-технологической сфере; Конвенция о формировании и статусе межгосударственных научно- технических программ; Соглашение о порядке привлечения научно-иссле- довательских организаций и специалистов государств – участников СНГ к выполнению национальных научно-технических программ; Конвенция о транснациональных корпорациях; Евразийская патентная конвенция. Межгосударственное научно-техническое сотрудничество в рамках СНГ осуществляется как на рассмотренной выше многосторонней, так и на двусторонней основе3. Заключаются соглашения о научно-техни- ческом сотрудничестве и в конкретных областях жизнедеятельности государств: например, подписано межправительственное Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о производ- ственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности4. Современное состояние научно-технического потенциала госу- дарств подтверждает вывод о том, что для реализации положений договоров, принятых в рамках СНГ, недостаточно лишь межгосу- дарственных договоренностей, необходимы реальные действия по их выполнению. К сожалению, до настоящего времени государства-уча- стники недостаточно действенно реализуют положения, касающиеся
1 Соглашение о свободном доступе и порядке обмена открытой научно-технической информацией государств – участников СНГ от 11 сентября 1998 г. 2 Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. № 4. С. 21. 3 См., например: Соглашение о научно-техническом сотрудничестве Российской Федерации и Республики Азербайджан 1995 г. // Бюллетень международных договоров. 1995. № 3. С. 47. 4 Бюллетень международных договоров. 1994. № 9. С. 42.
внутригосударственных мер, что, безусловно, негативно сказывается на сотрудничестве. Изучение деятельности региональных организаций приводит к вы- воду о том, что для современных условий характерны процессы активи- зации международного регионального научно-технического сотрудни- чества. Наблюдается рост числа международных межправительственных и неправительственных региональных организаций. В их структуре формируются специальные органы по вопросам научно-технического сотрудничества.
Контрольные вопросы 1. Раскройте содержание понятия «право международного научно- технического сотрудничества». 2. Назовите специальные (отраслевые) принципы правового регу- лирования научно-технического сотрудничества. 3. Что представляют собой программы научно-технического со- трудничества? Являются ли они источником правового регулирования научно-технических отношений? 4. Какие виды и формы научно-технического сотрудничества вы знаете? 5. Перечислите органы ООН, координирующие международные научно-технические отношения. Раскройте их компетенцию. 6. Какие этапы развития международного научно-технического сотрудничества в рамках региональных организаций вы знаете? Рас- кройте содержание основных актов.
Литература 1. Борисов К.Г. Механизм правового регулирования процесса интер- национализации многосторонних научно-технических связей в совре- менной всеобщей системе государств. М., 1988. 2. Гумеров Л.А. Международно-правовое регулирование научно- технического сотрудничества государств – участников СНГ. М.: РАП, 2005. 3. Ломакина О.Б. Организация международных научно-технических связей: Учебное пособие / МГИМО. М.: МГИМО, 1986. 4. Маркушина В.И. ООН и международное научно-техническое сотрудничество. М.: Наука, 1983.
Учебное издание МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Особенная часть
Учебник для вузов
Редактор П.Д. Савкин Корректор Л.А. Галайко Художественное оформление: В.В. Самойлова Компьютерная верстка: С.В. Родина, О.Л. Божьева
Заказ №
Издательство «Статут»: 119454, г. Москва, ул. Лобачевского, д. 92, корп. 4, помещ. VI; тел./факс: +7(495) 649-18-06 E-mail: book@estatut.ru Www.estatut.ru
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 415. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |