Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Международно-правовое регулирование научно-технического сотрудничества




 

§ 1. Научно-техническое сотрудничество: понятие и принципы

 

Жизнь современного общества во многом определяется развитием его научно-технического потенциала. Научно-технический прогресс рас- ширил сферу национальной научно-технической деятельности и привел к усложнению и удорожанию научно-исследовательского процесса, он также обусловил необходимость объединения усилий государств в реше- нии наиболее сложных научно-технических проблем, поскольку ни одно государство, обладающее мощным научно-техническим потенциалом, не может одновременно вести исследования по всем важнейшим на- правлениям науки и техники1. Научно-технический прогресс является фактором, порождающим межгосударственную интеграцию.

Потребность межгосударственного сотрудничества в сфере науки и техники, вызванная научно-техническим прогрессом, требует над- лежащего правового закрепления, выражающегося в создании между- народно-правовых норм. Таким образом, возникает группа правовых норм, регулирующих международные отношения в области науки, техники и технологии, другими словами, международно-правовое ре- гулирование научно-технического сотрудничества.

Глобальные технологии, порожденные научно-техническим прогрес- сом, потребовали соответствующего уровня сотрудничества государств, в результате существенно расширилась сфера международно-правового регулирования. Это произошло не только за счет совершенно новых областей производственной деятельности человека, но и в результате смещения сфер регулирования между национальным и международным правом. Использование космического пространства и небесных тел,

 

1 См. подробнее документы ООН: Декларация принципов «Построение инфор- мационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии» 12 декабря 2003 г. // Документ WSIS-03/GENEVA/DOC/4-R; Тунисская программа для информационного общества 15 ноября 2005 г. // Документ WSIS-05/TUNIS/DOC/6-R.


 

генная инженерия и защита окружающей среды – вот лишь некоторые примеры областей, в которых национальное право не может удовлетво- рить всех потребностей в правовом регулировании. Научно-технический прогресс в значительной мере способствовал восприятию человечеством идей общности судьбы, взаимозависимости, универсальности междуна- родной безопасности. Вопросы, считавшиеся ранее сугубо внутренним делом государств, вошли в сферу международных отношений, а значит, попали под действие международно-правовых норм1.

В настоящее время не до конца разрешены вопросы о месте право- вых норм, регулирующих международное научно-техническое сотруд- ничество, в системе международного права, а также о соотношении международного экономического и международного научно-техни- ческого сотрудничества. На протяжении длительного времени в зару- бежной и отечественной доктрине научно-техническое сотрудничество государств рассматривалось в рамках международного экономического права. Не отрицая данной позиции, ряд ученых считают уместным осо- бо выделять из совокупности экономических отношений отношения сотрудничества в области науки и техники. Акцент при этом делается на то, что экономическое взаимодействие государств – это прежде всего разновидность торговых отношений. Под влиянием научно- технического развития международные экономические отношения все более расширяются, из чисто внешнеторговых перерастают в промыш- ленное и научно-техническое сотрудничество, и оно является особым видом межгосударственных взаимоотношений2.

Специфика международно-правового регулирования научно-техни- ческого сотрудничества обусловлена содержанием и целью обществен- ных отношений, а именно достижением научного и (или) технического результата, который может выражаться, например, в решении опреде- ленной проблемы (парниковый эффект, экологическая безопасность, поиск новых форм жизнедеятельности и др.). Данная цель обусловлена интересом государств, который зачастую не преследует разрешение экономической задачи. Именно эта характеристика свидетельствует об отличии научно-технических отношений от экономических. Такая специфика отношений обусловлена их материальным содержанием. Вместе с этим следует отметить, что нормы, регулирующие меж- дународное научно-техническое сотрудничество, могут быть связаны с правовым регулированием отношений в сфере экономики, экологии, территорий (космические, морские), прав человека и других областях

 

1 См.: Фельдман Д.И. Система международного права. Казань, 1973. С. 23.

2 См.: Тункин Г.И. Международное право. М.: Юрид. лит., 1994. С. 335.


 

международного сотрудничества. Это обстоятельство обусловливает комплексный характер международно-правового регулирования науч- но-технического сотрудничества. Несмотря на разнообразие отноше- ний, правовые нормы, регулирующие научно-техническое сотрудниче- ство, обладают собственным специфическим содержанием и целью.

Базу международно-правового регулирования научно-технических отношений составляют основные принципы международного права. Однако, устанавливая общие рамки взаимоотношений государств, они все же недостаточно конкретны для регулирования международных научно-технических отношений, в связи с чем возникают специальные (отраслевые) принципы.

Специальные принципы правового регулирования международ- ного научно-технического сотрудничества обстоятельно исследованы в трудах К.Г. Борисова, который выделил принципы: свободы научных исследований; свободы выбора формы организации научно-техниче- ских связей; сотрудничества в применении достижений научно-тех- нического прогресса; научно-технического содействия, равноправия и недискриминации в научно-технических связях; эквивалентности при обмене научно-техническими достижениями; взаимности1.

В настоящее время нет широкого универсального международно- правового акта, содержащего специальные принципы международного научно-технического сотрудничества. Однако следует отметить, что на региональном уровне подобные документы имеются2.

Самостоятельные цели и задачи международного научно-техни- ческого сотрудничества зависят в первую очередь от того, на какой основе оно осуществляется: 1) на универсальной основе, когда в ре- шении научно-технических проблем принимают участие государства, находящиеся в разных регионах земного шара; 2) в пределах отдельных групп стран, составляющих в своей совокупности международное ре- гиональное сообщество; 3) на двусторонней основе.

В последние десятилетия большой объем международного научно- технического сотрудничества приходится на долю межгосударственных контактов. Однако в международном научно-техническом сотрудни- честве участвуют самые разные субъекты: государства и отдельные ученые, международные и национальные компании, организации. Значительное число международных контактов в области науки и тех-

 

1 См.: Борисов К.Г. Основы международно-правового регулирования многосто- роннего научно-технического прогресса государств мирового сообщества: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 1990.

2 См. подробнее § 5 настоящей главы.


 

ники происходит в рамках международных межправительственных и неправительственных организаций1.

Рассматриваемое многообразие отношений в области международ- ного научно-технического сотрудничества позволяет утверждать, что в мире сформировалась система универсального, регионального и дву- стороннего международного сотрудничества в области науки, техники и технологии. Ее субъектами являются государства, международные и национальные организации, отдельные ученые и их коллективы. Эта система охватывает:

– международные научные связи, направленные на разрешение тео- ретических и экспериментальных задач фундаментальной и прикладной науки (например, в рамках ЮНЕСКО; программа ЕС «Эврика»);

– международные технические и технологические связи (например, универсальное сотрудничество в области электросвязи);

– связи в сфере промышленной собственности (например, в рамках Евразийской патентной организации);

– подготовку кадров (например, программы, реализуемые МОТ, программа ТАСИС);

– международное содействие выполнению работ и созданию тех- нологических процессов (например, в рамках ПРООН, ЮНЕСКО);

– обеспечение безопасного использования достижений научно-тех- нического прогресса (например, сотрудничество в рамках МАГАТЭ);

– предотвращение ущерба окружающей среде (например, сотруд- ничество в рамках ЮНЭП) и др.2

Международное научно-техническое сотрудничество как самостоя- тельная область отношений, регулируемая международным правом, появляется относительно недавно, а именно во второй половине ХХ в. Тем не менее в настоящее время наблюдается быстрое развитие ме- ждународно-правового регулирования данного вида сотрудничества. Вызвано это научно-техническим прогрессом, важностью достижений научно-технической деятельности для мирового сообщества, появ- лением новых видов и форм сотрудничества и другими причинами. Основываясь на выводах относительно критериев выделения отраслей международного права и многообразия научно-технической деятельно- сти3, подчеркнем, что международные научно-технические отношения

1 См. подробнее: Маркушина В.И. ООН и международное научно-техническое со- трудничество. М.: Наука, 1983.

2 См. подробнее: www.un.org; К.Г. Борисов. Международно-правовое регулирование на- учно-технического сотрудничества // Международное право: Учебное пособие / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В. Кузнецов. М.: Междунар. отношения, 1998. С. 437.

3 См. подробнее: Фельдман Д.И. Указ. соч. С. 46.


 

являются особой разновидностью международных отношений. Их спе- цифика определена самостоятельным предметом правового регулиро- вания, а именно отношениями в области науки, техники и технологии, значительным объемом нормативного материала, критериями новых свойств (содержания) этого нормативного материала, качественной обособленностью группы правовых норм, заинтересованностью обще- ства в развитии новой отрасли права. Поэтому нормы международного права, призванные урегулировать данные отношения, также носят особый характер и представляют собой систему норм международного права, регулирующих отношения субъектов международного права в сфере науки и техники, другими словами – право международного научно-технического сотрудничества.

 

 

§ 2. Источники правового регулирования международного научно-технического сотрудничества

Воздействие научно-технического прогресса на международные отношения отражается, естественно, на их главном регуляторе – ме- ждународном праве. В общем массиве нормативного материала рас- тет число норм, регулирующих деятельность государств, связанную с использованием инновационных инженерно-технических решений, объектов и средств.

Источники международно-правового регулирования научно-техниче- ского сотрудничества традиционны для международного права в целом: это международно-правовые договоры и международно-правовые обычаи.

Наука международного права никогда не отрицала и не принижала роли обычая в правовом регулировании, тем не менее есть все осно- вания утверждать, что в регулировании научно-технического сотруд- ничества договор занимает преимущественное место.

Существуют различные классификации международных договоров в области научно-технического сотрудничества. На наш взгляд, наи- более удачной является следующая:

– универсальные договоры, закрепляющие основы взаимоотноше- ний между государствами, в том числе в научно-технической области (например, Устав ООН). Как было указано выше, в настоящее время на универсальном уровне отсутствует единый кодификационный акт, рег- ламентирующий международное научно-техническое сотрудничество;

– региональные договоры, включая уставы и другие учредительные акты международных организаций, регулирующие вопросы научно- технического сотрудничества (например, Хартия ОАЕ, Соглашение


 

o создании общего научно-технологического пространства государств – участников СНГ 1995 г. и др.);

– двусторонние договоры и соглашения (например, Соглашение о научно-техническом сотрудничестве Российской Федерации и Рес- публики Азербайджан 1995 г.).

Выделяют также и субрегиональные соглашения, например со- глашения, принятые в рамках уже существующих договоров, но, как правило, с меньшим числом участников1.

Следует отметить, что начиная со второй половины XIX в., наблю- дается значительное развитие многосторонней формы договорного регулирования в областях науки и техники, что было обусловлено потребностями, возникшими перед международным нормотворчест- вом в связи с развитием отношений в данной сфере2. Характерно, что международный договор в области научно-технического сотрудниче- ства помимо прав и обязанностей сторон включает обычно перечень форм и видов этого сотрудничества.

В отечественной доктрине часто встречается деление соглашений в научно-технической области на договоры об оказании технической помощи и собственно договоры о научно-техническом сотрудниче- стве. Особенностью первых является то, что кроме поставок товаров предусматривается и оказание технического содействия по установке, наладке и обслуживанию поставленной продукции, а в соглашениях второго рода закрепляется обмен научно-техническими достижениями и опытом, проведение совместных исследований и др.3

Важно заметить появление еще одной группы источников, регу- лирующих научно-техническое сотрудничество государств, а именно актов, издаваемых в рамках международных межправительственных организаций, имеющих обязательный характер для государств-участ- ников. Другими словами, речь идет о так называемом (внутреннем) праве международных организаций. Как правило, именно такими

актами утверждаются программы сотрудничества.

Важнейшая роль в формировании и становлении норм, регулирующих сотрудничество в области науки, техники и технологии, принадлежит актам органов ООН, документам других международных организаций и конференций. В 1963 г. в Женеве и 1979 г. в Вене состоялись междуна- родные конференции ООН по науке и технике в целях развития, на них

 

1  См., например: Научно-техническое сотрудничество стран Западной Европы: Реферативный сборник / Под ред. С.А. Ионова. М., 1984. С. 87.

2 См.: Маркушина В.И. Указ. соч. С. 41.

3 См.: Лукашук И.И. Курс международного права. Т. 4. М.: Наука, 1990. С. 263.


 

был выработан Всемирный план действий в области науки и техники, в соответствии с которым государства внесли коррективы в научно-тех- ническую политику. Во исполнение этого плана учрежден на высшем уровне Межправительственный комитет по науке и технике в целях раз- вития и создан Фонд добровольных взносов, управляемый ПРООН.

Отмечая особенности актов, регулирующих научно-техническое сотрудничество, важно заметить широкое применение, в том числе в рамках региональных организаций, программ научно-технического сотрудничества, которые, как правило, разрабатываются в отдельной сфере сотрудничества и более конкретно определяют этапы и сроки выполнения мероприятий, их исполнителей, финансирование и дру-

гие вопросы. Благодаря использованию перспективных многолетних программ сотрудничества стал возможен перевод промышленного и научно-технического взаимодействия государств на долгосрочную основу в рамках межправительственных соглашений.

Программы научно-технического сотрудничества, не являясь ис- точниками правового регулирования, представляют собой документы особого рода. Это новая форма сотрудничества в области науки и тех- ники, основанная на согласовании воль участников в планировании конкретных мероприятий. Положения программ устанавливают па- раметры поведения субъектов в области использования достижений науки и техники. Например, в рамках СНГ была утверждена Межго- сударственная научно-техническая программа «Создание конкурен- тоспособных на мировом рынке сварных конструкций, ресурсосбе- регающих технологий, материалов и оборудования для сварочного производства». Заметим, что программы сотрудничества являются достаточно эффективным инструментом координации научно-техни- ческого сотрудничества.

Международное нормотворчество в сфере научно-технического со- трудничества имеет особенность, вызванную необходимостью опережаю- щего правового регулирования, т.е. разработкой международно-правовых норм не по горячим следам неблагоприятных ситуаций, а в предвидении их возникновения с целью пресечения пагубных последствий, так как с учетом достигнутого уровня развития науки и техники последствия бедствий, подобных авариям на атомных станциях, могут стать губи- тельными для человечества. В то же время следует избегать избыточного регулирования, которое не способствует эффективному функциониро- ванию международного права и сотрудничеству в целом.

Основная задача международного права в области научно-техни- ческого сотрудничества и научно-технической деятельности – обес-


 

печение того, чтобы достижения науки и техники были поставлены на службу миру, безопасности и прогрессу.

 

 

§ 3. Виды международного научно-технического сотрудничества и формы его осуществления

В период подготовки к Конференции ООН по науке и технике в целях развития – ЮНКСТД (середина 70-х годов XX в.) была раз- работана классификация научно-технической деятельности, которая сохраняет свою актуальность и в настоящее время. Согласно этой классификации устанавливаются следующие виды научно-техниче- ской деятельности:

– разработка научно-технической политики;

– выбор и оценка технологий;

– передача и разработка технологий;

– стандартизация и метрология;

– взаимодействие между производителями и потребителями науч- но-технических знаний;

– применений технологий и выполнение проектов;

– использование систем информации;

– популяризация науки и техники;

– подготовка научных кадров1.

Следует отметить, что, во-первых, каждый из обозначенных выше видов деятельности включает в себя большое число разновидностей. Так, с подготовкой кадров связано почти 200 разновидностей деятель- ности, имеющих отношение к сельскому хозяйству, рыболовству и т.п.2 Во-вторых, установленные виды не являются «застывшими», так как с развитием общественных отношений возможно появление новых видов научно-технического сотрудничества.

В труде французских исследователей «Введение в политический анализ в области науки и технологии», выпущенном под эгидой ЮНЕСКО, приводятся разновидности отношений государств и ме- ждународных организаций в области науки и техники3.

I. По характеру сотрудничества.

1. Институциональное сотрудничество, для которого характерны общая программа действий, общий бюджет, складывающийся из на-

 

1 Документ ООН A/ Conf/81/ PC.43/ 1979, June 29.

2 См. подробнее: Маркушина В.И. Указ. соч. С. 17.

3 Introduction a l’analyse politigue en science et technologique / UNESCO. P.: UNESCO, 1981.


 

циональных взносов. Данный тип сотрудничества подразделяется в свою очередь на две категории:

а) внутреннее, когда научная и техническая деятельность осуществ- ляется в неком центральном учреждении, где работают исследователи из всех стран-партнеров;

б) внешнее, когда научно-исследовательская деятельность распре- деляется между организациями, функционирующими в различных государствах.

2. Согласованное или координированное сотрудничество. Для него характерна координация национальной деятельности в соответствии с сообща выработанной программой. Ответственные за националь- ные исследования коллективы периодически собираются для обмена информацией и сравнения результатов своих работ. В рамках подоб- ной практики каждое государство самостоятельно оплачивает свои расходы, но расходы, связанные с международным сотрудничеством, оплачиваются международной организацией.

3. Сотрудничество «каталитическое», при котором международная организация берет на себя работу по свободному обмену информацией, касающейся выполнения работ и их результатов. Результативность такого сотрудничества определяется формами распространения ин- формации между странами-партнерами (симпозиумы, обмен специа- листами, бюллетенями и пр.).

II. По юридическому статусу субъектов сотрудничества.

1. Межправительственное научно-техническое сотрудничество, на- пример, в рамках организаций, созданных в соответствии с правительст- венными договорами, членами которых являются государства и прави- тельства, например Совет по науке и технологии Карибского бассейна.

2. Неправительственное научно-техническое и технологическое сотрудничество, например, в международных организациях, инициато- рами создания которых являются неправительственные сферы, а чаще международные научные круги. Государства и правительства не при- нимаются в них в качестве членов. К таким организациям относится, например, Международный совет по науке.

Классификация по юридическому статусу учреждений, ответствен- ных за организационную сторону научно-технического сотрудниче- ства, не будет практически полезной, если не принимать во внимание тип международного механизма и договорных форм, определяющих сотрудничество.

III. По типам международных механизмов и договорных форм, по кото- рым развивается международное научно-техническое сотрудничество.


 

Международные механизмы и договорные формы сильно варьиру- ются в зависимости от функциональных задач, содержащихся в про- ектах сотрудничества:

а) специальные межправительственные соглашения, санкциони- рующие создание новых межправительственных организаций, обла- дающих независимым международным статусом;

б) принятие органами существующих межправительственных ор- ганизаций программ и бюджетов, специально включающих научно- техническую деятельность;

в) подписание контрактов между международными организациями и отдельными партнерами внутри государств-участников;

г) приравнивание юридического статуса международной неправитель- ственной организации к юридическому статусу подобных национальных организаций, если законодательство данной страны это позволяет.

IV. По регионам (географический признак).

а) универсальное, всемирное научно-техническое сотрудничество (например, в рамках ООН);

б) региональное, характерно для государств одного региона;

в) межрегиональное, охватывает государства, не принадлежащие к одному региону;

г) субрегиональное, т.е. сотрудничество ограничивается группой государств, между которыми, например, заключены официальные соглашения в рамках экономической интеграции;

д) двустороннее – сотрудничество между двумя государствами. Таким образом, очевидно существование разнообразных клас-

сификаций международного научно-технического сотрудничества. Возвращаясь к началу рассмотрения вопроса о видах сотрудничества, отметим, что поскольку, на наш взгляд, проводить разграничение на виды целесообразно по предметному составу, т.е. по содержанию правоотношений, то все многообразие отношений межгосударствен- ного сотрудничества в сфере науки, техники и технологий может быть сведено к следующим видам:

– научное;

– техническое;

– в области технологий (технологическое);

– комплексное (смешанное).

Эффективность и перспективы международного научно-техниче- ского сотрудничества в значительной мере определяются теми формами, которые используются для решения поставленных в этой области задач. К настоящему времени сложились определенные формы ме-


 

ждународного межправительственного сотрудничества в сфере на- учно-технической деятельности, однако по мере диверсификации деятельности применяемые формы и средства изменяются, а также возникают новые.

Выделим основные формы, наиболее характерные для научно-тех- нического сотрудничества: международные конференции; научно-исс- ледовательские программы; совместные научные исследования; создание межгосударственных финансово-промышленных групп и транснациональ- ных компаний; обмен технической документацией, образцами и ма- териалами, технологическими процессами, информацией; взаимное командирование специалистов; консультации и проведение экспертиз.

Существует иная классификация форм научно-технического со- трудничества:

– координация – выработка государствами общей политики, ре- зультатом которой являются международные программы в сфере со- вместной научно-технической деятельности;

– кооперация, в результате которой государства осуществляют научно-исследовательские разработки, связанные общей темой или программой исследований, на основе международного договора;

– ассоциация, т.е. объединение государств с широкими внешними связями в научно-технической области, например научные объедине- ния в рамках Британского Содружества наций;

– гармонизация – международно-правовой акт, преследующий цель гармонизации, устанавливает принципы деятельности, осуще- ствляемой под эгидой международных организаций, например техно- логическая программа ЕС «Эврика»;

– региональная интеграция, позволяющая обеспечить более тесное сотрудничество на всех уровнях, в том числе непосредственно между коллективами ученых. Такой степени интеграции достигли Сканди- навские страны: Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция. В области науки и высшего образования в этих странах установлены единообразные требования к учебным программам1.

Большой вклад в развитие форм международного научно-техниче- ского сотрудничества внесен Совещанием по безопасности и сотрудни- честву в Европе 1975 г., в Заключительном акте которого предлагаются наиболее целесообразные формы сотрудничества:

– обмен книгами, периодическими изданиями и другими научно- техническими публикациями между соответствующими организациями и отдельными лицами;

1 См. подробнее: Борисов К.Г. Указ. соч. С. 447.


 

– обмены и визиты, а также другие непосредственные контакты между учеными и специалистами;

– проведение международных и национальных конференций и дру- гих научных совещаний;

– совместная разработка и осуществление программ и проектов, представляющих взаимный интерес;

– использование коммерческих каналов и методов для изучения и передачи передового научно-технического опыта1.

Безусловно, приведенные формы предполагают научно-техническое сотрудничество не только на многосторонней, но и на двусторонней основе, в том числе и на неправительственном уровне.

 

 

§ 4. ООН и международное научно-техническое сотрудничество

Специализированные международные организации научно-техни- ческого характера имеют глубокие исторические корни. Некоторые из них, вызванные к жизни необходимостью организации устойчи- вого обмена научно-техническими знаниями по отдельным направ- лениям науки и техники, существовали еще в XIX в. С тех пор число таких организаций значительно возросло. По данным Ассоциации международных организаций, много лет ведущей анализ их деятель- ности, в 1908 г. из 176 международных организаций 21 организация занималась вопросами науки и восьми – техническими проблемами2. В последующие годы их число неуклонно увеличивалось3.

Значительный объем научно-технического сотрудничества и ко- ординации деятельности государств в этой области осуществляется в рамках Организации Объединенных Наций (ООН), деятельность которой направлена на использование достижений науки и техники в целях развития человечества. Спецификой научно-технической дея- тельности ООН является в основном ее децентрализованный характер. Непосредственную работу по достижению ее целей и задач проводят отдельные органы ООН, а также специализированные учреждения.

В рамках ООН вопросы научно-технического сотрудничества входят в компетенцию различных органов. Среди органов общей компетенции

 

1 См.: Международное право в документах: Учебное пособие / Сост. Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков. 3-е изд. М., 2000.

2 Yearbook of International Organizations. Brussels, 1978.

3 Энциклопедия международных организаций. Т. 1 / Сост. С.В. Бахин, Л.Н. Гален- ская, В.С. Иваненко и др. СПб., 2003.


 

рассматриваемая проблематика входит в круг задач Экономического и Социального Совета. Подразделения ООН специальной компетен- ции ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ВОЗ, ФАО, УООН, ПРООН и др. осущест-

вляют деятельность в указанной сфере исключительно в рамках своих предметных областей.

В 70-х гг. XX в. в органах ООН, занимающихся вопросами науч- но-технического сотрудничества, возникла идея о необходимости упорядочения научно-технической деятельности. Был создан Комитет по науке и технике в целях развития (далее – КНТР) как централь- ный орган, возглавивший работу по выработке научно-технической политики ООН. В 1992 г. ЭКОСОС учредил функциональную Ко- миссию по науке и технике в целях развития, а также Центр по науке и технике.

Современная деятельность КНТР связана с анализом научно-тех- нических проблем и их воздействием на развитие государств. Одной из перспективных тематик является исследование потенциала в сфе- ре биотехнологии, здравоохранения, экологии. КНТР имеет мандат на содействие научно-техническому развитию развивающихся стран, а также готовит рекомендации научно-технического характера в рамках системы ООН1.

Основным органом, координирующим деятельность в сфере науки и техники, является ЮНЕСКО. Областями, в которых рассматри- ваемая организация осуществляет свою деятельность, являются: об- разование, естественные науки, социальные и гуманитарные науки, культура, коммуникация и информация. ЮНЕСКО реализует свои цели посредством осуществления программ, проведения конферен- ций, организации обучения специалистов и научных исследований, финансирования проектов и проведения других мероприятий. В на- стоящее время для определения приоритетов ЮНЕСКО основывается на выводах и рекомендациях Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.), а также Всемирной конференции по науке (Будапешт, 1999 г.).

ООН ведет активную деятельность по развитию международного на- учно-технического сотрудничества в рамках региональных комиссий, входящих в структуру организации. К настоящему времени расширены функции подразделений научно-технического характера, являющихся составной частью региональных комиссий ООН, приняты меры по ук- реплению самих этих подразделений в организационном плане.

 

1  www.un.org./russian/ecosos/science.htm.


 

Важной задачей подобных подразделений является оказание помощи странам региона в подготовке конкретных программ регионального со- трудничества по интересующим их научно-техническим проблемам.

Механизм научно-технического сотрудничества на региональной основе включает в себя и региональные подразделения многих орга- нов и специализированных учреждений ООН, действующих в тесном контакте с региональными экономическими комиссиями. Например, в организации научно-технического сотрудничества по линии ЮНЕ- СКО на региональной основе видное место занимает Бюро по науч- ному сотрудничеству в Европе.

Каждая из пяти существующих в настоящее время региональных экономических комиссий ЭКОСОС отличается своей спецификой в отношении научно-технических мероприятий, что зависит в большой степени от входящих в нее государств и от характера их основных целей и задач в сфере научно-технического сотрудничества.

 

 

§ 5. Региональное международное научно-техническое сотрудничество

В сфере межгосударственного научно-технического сотрудничества наблюдается тенденция к регионализации, т.е. сотрудничеству госу- дарств по географическому признаку. Как свидетельствует практика, региональное сотрудничество способствует эффективной концен- трации усилий государств для более плодотворного сотрудничества. Особенно удачным является опыт международных региональных ор- ганизаций, в частности Европейского Союза.

Региональное научно-техническое сотрудничество представлено довольно разнообразными отношениями, большим количеством субъ- ектов, осуществляющих и регулирующих сотрудничество, а также способствующих его развитию.

В настоящее время большинство государств африканского конти- нента создали крупные институциональные механизмы для разработки научно-технической политики. В рамках Всеафриканского научного и технического союза подготовлена программа по использованию дос- тижений науки и техники в целях развития, которая является междуна- родным многосторонним региональным договором в этой области1.

В системе органов Организации африканского единства (ОАЕ) осо- бое место занимает Комиссия по вопросам науки, техники и исследова-

 

1 См. подробнее: Борисов К.Г. Указ. соч. С. 437.


 

ниям, занимающаяся широким кругом вопросов научно-технического сотрудничества государств Африки. В рамках настоящей Комиссии функционирует Межафриканский исследовательский фонд.

В данном регионе действует Африканский центр технологических исследований (АЦТИ), образованный 1988 г. и первоначально яв- лявшийся исследовательским институтом. В 1997 г., после того как его официально признали Кения, Уганда, Малави и Мальта, АЦТИ получил статус международной межправительственной организации. Основная цель деятельности данной организации заключается в ис- следовании и консультациях по проблемам окружающей среды.

С 1994 г. начала свою деятельность межправительственная орга- низация – Комиссия по науке и технике в целях поддержки развития Юга. В состав названной Комиссии вошли представители 21 государ- ства с трех континентов.

В Юго-Восточной Азии и Тихоокеанском регионе достигнут значи- тельный прогресс в создании материально-технической базы, подго- товке кадров и в организации научно-технической информационной инфраструктуры. Сложились благоприятные условия для научно- технической деятельности в целях развития. Разработан и подписан всеобъемлющий свод нормативных актов, направленных на развитие науки и техники государств различных интеграционных экономи- ческих объединений этого региона. Характерной чертой политики государств в области науки и техники является отражение программ национального развития в совместных мероприятиях и программах.

Наиболее значимой международной организацией данного региона является Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Для координации научно-технического сотрудничества государств – уча- стников АСЕАН создано Бюро по вопросам науки и техники. В рамках настоящей международной организации происходит осуществление различных региональных проектов в области науки и техники.

Опыт функционирования АСЕАН полезен для развития регио- нального сотрудничества государств, например, в сфере промышлен- ного сотрудничества. В рамках АСЕАН действует Базовое соглашение по схеме промышленного сотрудничества 1996 г., в котором содержатся условия и стимулы технического и технологического объединения предприятий различных государств, нацеленных на развитие прежде всего обрабатывающих отраслей промышленности.

В Западной Азии и на Арабском Востоке возрос потенциал научно- исследовательских объектов и конструкторских работ, создано более 150 исследовательских центров, образован региональный информаци-


 

онный центр в области науки и техники, связанный с национальными и международными банками данных. Государства региона предприня- ли ряд инициатив по разработке региональной программы развития науки и техники для обоснования совместной политики и содействия коллективному самообеспечению в социальном и экономическом развитии.

В данном регионе значительную роль в осуществлении междуна- родного научно-технического сотрудничества играет Лига арабских государств (ЛАГ). Рабочими органами являются комитеты, среди кото- рых правовой, экономический, информационный и др. Наряду с ука- занными органами рассмотрение вопросов в области науки и техники осуществляет Совет по экономическим вопросам.

В рамках латиноамериканского и карибского экономического ин- теграционного процесса государства региона создали на национальном и региональном уровнях механизмы правового регулирования дея- тельности в области науки и техники. В основополагающем докумен- те – Декларации Антигуа 1990 г. сформулирован экономический план действий по Центральной Америке, в котором определяются регио- нальная политика и программа в данной области развития. Необходимо подчеркнуть роль Карибского сообщества (КАРИКОМ) в осущест- влении научно-технического сотрудничества. В рамках организации функционируют различные научно-технические проекты, например Карибский институт сельскохозяйственных исследований. C 2000 г. в рамках КАРИКОМ применяется общий внешний тариф на различные наукоемкие товары. Развивается также и межрегиональное научно-тех- ническое сотрудничество, в частности с Европейским Союзом1.

На европейском континенте действуют различные международные экономические организации, осуществляющие научно-техническое сотрудничество. Вызвано это разными причинами, но прежде все- го следует отметить более высокий уровень развития научно-техни- ческого потенциала европейских государств. Наиболее эффективно международное научно-техническое сотрудничество осуществляется в рамках Европейского Союза. Целью этой организации является по- следовательное развитие интеграционных процессов для образования политического, таможенного, экономического союза. Государствам ЕС удалось достичь тесного взаимодействия в области научно-техни- ческого развития, в выработке единой политики в данной сфере.

 

1 См.: Пиджаков А.Ю., Жамкочьян С.С. Правовое регулирование экономической интеграции в Америках // Международное публичное и частное право. 2004. № 4. С. 47–52.


 

Исходным пунктом для рассмотрения проблемы научно-техниче- ского сотрудничества, интеграции научных исследований в рамках ЕС является создание Европейского сообщества по атомной энергии, задачей которого была координация ядерных исследований, а также Европейского объединения угля и стали.

Долгое время в рамках Европейского экономического сообщества (ЕЭС) – предшественника ЕС – не ставился вопрос о распростране- нии интеграции на другие сферы исследования. Только в 1974 г. Со- вет министров ЕЭС принял решение о необходимости координации национальной политики в области научных исследований, создал Комитет научно-технических исследований. С этого времени следует вести отчет скоординированной научно-технической деятельности государств, входящих в состав указанной организации.

В настоящее время в рамках ЕС принимаются и реализуются меж- государственные научно-технические программы в различных об- ластях, например, программы исследований в области энергетики, здравоохранения и др.

В середине 80-х годов XX в. государства – участники ЕС предпри- няли шаги по выработке единой научно-исследовательской политики, определению приоритетных направлений и критериев совместной исследовательской деятельности. В 1985 г. в ЕС была принята про- грамма технологического возрождения Европы «Эврика», которая со временем будет олицетворять Европейское технологическое сооб- щество. Основные направления деятельности программы, такие как информационная техника, технология, биотехнология, откроют перед человечеством новые возможности. В 90-х гг. XX в. были заключены соглашения с рядом восточноевропейских стран о научно-техническом сотрудничестве в рамках программы «Эврика». Российская Федерация является участницей Программы с 1994 г.

Следует указать Европейскую рамочную программу по НИОКР1. Основная цель программы – повышение конкурентоспособности европейских исследований, технологий, информационных ресур- сов. Внимание в рамках Программы сфокусировано на исследовании процессов бизнеса, средств информационной технологии, техноло- гического и организационного менеджмента. Одним из основных перспективных направлений в распространении информационных технологий является использование сети «Интернет», а также и других инновационных электронных средств.

 

1 Европейская рамочная программа по НИОКР // www.extach.ru/innov/index.htm.


 

Сложившаяся ранее высокая степень интеграции республик СССР, их хозяйственная взаимозависимость, схожесть правовых систем, по- стоянные связи в жизненно важных сферах предопределили формиро- вание научно-технического сотрудничества государств в рамках вновь образованного Содружества Независимых Государств.

Процесс развития научно-технического сотрудничества государств – участников СНГ протекает поэтапно. Первый этап начинается с 13 марта 1992 г., т.е. с подписания первых соглашений о международном научно- техническом сотрудничестве в рамках СНГ. Второй этап – с 1995 г., с принятия Решения Советом глав государств СНГ о согласованных мерах по воссозданию и сохранению общего научного пространства СНГ от 10 февраля и Концепции создания общего научно-технологи- ческого пространства СНГ от 22 сентября1. С 2000 г. по настоящее время сотрудничество государств СНГ направлено на инновационное развитие научно-технического потенциала.

В сфере научно-технического сотрудничества в СНГ создана раз- ветвленная организационная структура. Органы СНГ, образованные для обеспечения научно-технического сотрудничества, можно под- разделить на две группы: органы общей и специальной компетенции. Органами общей компетенции являются Исполнительный комитет СНГ и Экономический совет.

Среди органов специальной компетенции по сотрудничеству в об- ласти науки, техники и технологии в первую очередь следует назвать Межгосударственный комитет по научно-технологическому развитию (МК НТР).

МК НТР является постоянно действующим координирующим ор- ганом2. При его участии происходит формирование многосторонних межгосударственных программ и проектов, создание международных научных организаций и международных научных центров, создается эффективная инфраструктура сотрудничества научно-исследователь- ских организаций, ученых и специалистов государств – участников СНГ. Для разрешения существенных вопросов создаются рабочие группы. МК НТР в целях выполнения поставленных задач действует в тесном контакте с другими межгосударственными и межправитель-

 

1 Ряд соглашений 1992 г. утратил силу, тем не менее указанные акты имеют особое значение. Во-первых, они способствовали сохранению научно-технических связей, во-вторых, заложили основу для дальнейшего сотрудничества.

2  См.: Соглашение о создании общего научно-технологического пространства го-

сударств – участников Содружества Независимых Государств от 3 ноября 1995 г. // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ – Содружество. 1995. № 3. С. 33.


 

ственными органами СНГ. Наряду с ним важную роль играют Меж- государственный научно-технический совет, Межгосударственный координационный совет по научно-технической информации, Меж- государственный совет по вопросам охраны промышленной собствен- ности, Секция межбиблиотечного абонемента, Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, органы Евра- зийской патентной организации.

В настоящее время в рамках СНГ действуют более десятка соглашений, направленных на реализацию научно-технического сотрудничества.

Основное направление современного международного научно-техни- ческого сотрудничества в рамках СНГ определяет Соглашение о создании общего научно-технологического пространства государств – участников СНГ от 3 ноября 1995 г. Ключевым условием реализации Соглашения является признание приоритета научно-технологической сферы всеми государствами-участниками, выражающееся в необходимости ускорения формирования нормативно-правовой базы, ее поддержки и развития, а также соответствующего этому приоритету гарантированного уровня государственного финансирования данной сферы.

В современных условиях для научно-технического развития го- сударств значительную роль играют информационные ресурсы. Еще в 1992 г. государства – участники СНГ подписали в Минске Соглашение о межгосударственном обмене научно-технической информацией, опре- делившее основные направления совместной работы в данной сфере1. Вскоре был организован Межгосударственный координационный совет по научно-технической информации, в рамках Соглашения реа- лизовывались различные проекты2. Позднее возникла необходимость в дополнительном регулировании вопросов, касающихся использова- ния научной информации. Следует отметить, что по данному направле- нию сотрудничества в 1996 г. была утверждена Концепция формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств3. А в 1998 г. принято Соглашение о свободном доступе и порядке обмена открытой научно-технической информацией государств – участников

 

1  Соглашение о межгосударственном обмене научно-технической информацией от 26 июня 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. № 6. С. 33.

2  Решение об утверждении Положения о Межгосударственном координационном

совете по научно-технической информации и Положения о Фонде развития межгосу- дарственного обмена научно-технической информацией 13 ноября 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. № 6. С. 33.

3 Утверждена Решением Совета глав правительств СНГ о Концепции формирования

информационного пространства Содружества Независимых Государств от 18 октября 1996 г.


 

СНГ, которое в настоящее время формирует правовую основу сотруд- ничества государств в данной сфере1.

Существенным развитием отношений в области регулирования пра- вового обмена научно-технической информацией явилось подписанное 13 января 1999 г. Соглашение о создании системы межбиблиотечного або- немента государств – участников СНГ. Данное Соглашение представляет собой важнейшее средство обеспечения функционирования общего информационного и научно-технологического пространства.

Также в целях развития научно-технического сотрудничества госу- дарств – участников СНГ были приняты ряд соглашений: Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метроло- гии и сертификации2; Соглашение о формировании и статусе межгосудар- ственных инновационных программ и проектов в научно-технологической сфере; Конвенция о формировании и статусе межгосударственных научно- технических программ; Соглашение о порядке привлечения научно-иссле- довательских организаций и специалистов государств – участников СНГ к выполнению национальных научно-технических программ; Конвенция о транснациональных корпорациях; Евразийская патентная конвенция.

Межгосударственное научно-техническое сотрудничество в рамках СНГ осуществляется как на рассмотренной выше многосторонней, так и на двусторонней основе3. Заключаются соглашения о научно-техни- ческом сотрудничестве и в конкретных областях жизнедеятельности государств: например, подписано межправительственное Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о производ- ственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности4.

Современное состояние научно-технического потенциала госу- дарств подтверждает вывод о том, что для реализации положений договоров, принятых в рамках СНГ, недостаточно лишь межгосу- дарственных договоренностей, необходимы реальные действия по их выполнению. К сожалению, до настоящего времени государства-уча- стники недостаточно действенно реализуют положения, касающиеся

 

1 Соглашение о свободном доступе и порядке обмена открытой научно-технической информацией государств – участников СНГ от 11 сентября 1998 г.

2  Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации,

метрологии и сертификации от 13 марта 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. № 4. С. 21.

3  См., например: Соглашение о научно-техническом сотрудничестве Российской

Федерации и Республики Азербайджан 1995 г. // Бюллетень международных договоров. 1995. № 3. С. 47.

4 Бюллетень международных договоров. 1994. № 9. С. 42.


 

внутригосударственных мер, что, безусловно, негативно сказывается на сотрудничестве.

Изучение деятельности региональных организаций приводит к вы- воду о том, что для современных условий характерны процессы активи- зации международного регионального научно-технического сотрудни- чества. Наблюдается рост числа международных межправительственных и неправительственных региональных организаций. В их структуре формируются специальные органы по вопросам научно-технического сотрудничества.

 

 

Контрольные вопросы

1. Раскройте содержание понятия «право международного научно- технического сотрудничества».

2. Назовите специальные (отраслевые) принципы правового регу- лирования научно-технического сотрудничества.

3. Что представляют собой программы научно-технического со- трудничества? Являются ли они источником правового регулирования научно-технических отношений?

4. Какие виды и формы научно-технического сотрудничества вы знаете?

5. Перечислите органы ООН, координирующие международные научно-технические отношения. Раскройте их компетенцию.

6. Какие этапы развития международного научно-технического сотрудничества в рамках региональных организаций вы знаете? Рас- кройте содержание основных актов.

 

 

Литература

1. Борисов К.Г. Механизм правового регулирования процесса интер- национализации многосторонних научно-технических связей в совре- менной всеобщей системе государств. М., 1988.

2. Гумеров Л.А. Международно-правовое регулирование научно- технического сотрудничества государств – участников СНГ. М.: РАП, 2005.

3. Ломакина О.Б. Организация международных научно-технических связей: Учебное пособие / МГИМО. М.: МГИМО, 1986.

4. Маркушина В.И. ООН и международное научно-техническое сотрудничество. М.: Наука, 1983.


 

Учебное издание

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

 

Особенная часть

 

Учебник для вузов

 

Редактор П.Д. Савкин

Корректор Л.А. Галайко

Художественное оформление: В.В. Самойлова

Компьютерная верстка: С.В. Родина, О.Л. Божьева

 

 

16
Подписано в печать 11.01.2010. Формат 60х90 1/  . Бумага офсетная. Гарнитура Newton. Печать офсетная. Усл. печ. л. 39. Тираж 1500 экз.

Заказ №

 

Издательство «Статут»:

119454, г. Москва, ул. Лобачевского, д. 92, корп. 4, помещ. VI; тел./факс: +7(495) 649-18-06

E-mail: book@estatut.ru






















Www.estatut.ru

 
ISBN 978-5-8354-0638-8










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 415.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...