Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Международное уголовное право




 

§ 1. Понятие международного уголовного права

 

Находясь на рубеже тысячелетия, международное сообщество боль- шое значение придает перспективам развития международного уголов- ного права. И это не случайно. В разных точках земного шара происхо- дит грубое нарушение международно-правовых принципов и норм, прав и свобод человека: до сих пор не искоренены геноцид, массовые убийст- ва, произвольные и суммарные казни, пытки, исчезновения, обращение в рабство, дискриминация, безысходная массовая нищета и притеснение меньшинств. Угрожающие масштабы приобрели международный тер- роризм и транснациональная организованная преступность.

Чтобы избавить цивилизацию от этих пороков в новом веке, миро- вое сообщество должно уделить особое внимание расширению форм и направлений сотрудничества государств и международных организа- ций в области борьбы с преступностью, созданию и приведению в дей- ствие эффективных механизмов защиты существующих международно- правовых принципов и норм. Наряду с принимаемыми государствами практическими мерами в международно-правовой науке наметилась тенденция к углубленному и всестороннему теоретическому исследо- ванию различных аспектов международной преступности и причин, ее порождающих. В этой связи в последнее время в доктрине значительно повысился интерес к международному уголовному праву.

Международное уголовное право как отрасль международного права складывалось и развивалось постепенно. Кодификация норм отдель- ных его институтов берет начало у истоков возникновения государства и права: среди таковых видное место занимает институт выдачи пре- ступников (о существовании института выдачи в рабовладельческую эпоху свидетельствуют договоры между отдельными государствами). Начиная с ХIХ в. помимо выдачи преступников в число регулируемых международным уголовным правом включаются и другие направления сотрудничества государств по борьбе с преступностью. Это договор- но-правовая координация борьбы с преступлениями, затрагивающими


 

интересы двух и более государств. Правоотношения государств по пре- сечению и наказанию подобных деяний регламентировались главным образом многосторонними международными конвенциями. Харак- терной чертой таких конвенций является наличие в них положений, дающих нормативное определение состава преступления в качестве общего стандарта, согласованного государствами и предназначенного для использования при установлении или корректировке внутригосу- дарственного уголовно-правового решения о составе преступления.

На становление и развитие международного уголовного права большое влияние оказали такие исторические события, как Первая мировая война, Вторая мировая война и учреждение по ее окончании Международных Трибуналов в Нюрнберге и Токио. Огромное зна- чение Нюрнбергского и Токийского процессов заключено в том, что впервые за всю историю человечества преступники, совершившие чудовищные злодеяния против мира, законов и обычаев войны, против человечества, были осуждены. Приговоры Нюрнбергского и Токий- ского Трибуналов вошли в историю как серьезный удар по фашизму, как грозное предупреждение всем разжигателям войны и военным преступникам. Кроме того, приговоры Нюрнбергского и Токийского Трибуналов заложили основу развития института международной уголовной ответственности.

На современном этапе развитие международного уголовного права тесно связано с учреждением на рубеже XX–XXI вв. ряда международ- ных уголовных судебных органов – международных трибуналов ad hoc для преследования лиц, виновных в совершении тяжких преступлений в бывшей Югославии и Руанде, а также с созданием Международного уголовного Суда с постоянной юрисдикцией.

Сегодня международное уголовное право характеризуется большим объемом нормативной базы, состоящей из многочисленных много- сторонних международных конвенций по борьбе с отдельными вида- ми международных и транснациональных преступлений, договоров об оказании правовой помощи по уголовным делам, выдаче преступ- ников и передаче осужденных. Тем не менее тенденция кодификации международного уголовного права успешно продолжается, что связано с объективной необходимостью правового регулирования различных проблем современности.

Понятие «международное уголовное право» впервые появилось в науке международного права в конце ХIХ в. Однако в трудах ученых того времени оно, как правило, ограничивалось вопросами о подсуд- ности и взаимной правовой помощи государств, т.е. доктрина между-


 

народного уголовного права того времени касалась главным образом норм процессуального права.

Новый этап в развитии международного уголовного права, спо- собствующий расширению содержания его понятия, наступил после окончания Второй мировой войны. Принятие Устава Международного военного трибунала в Нюрнберге, разработка и выделение категории международных преступлений способствовали появлению в между- народном праве нового важного института международной уголовной ответственности индивидов за международные преступления. Одно- временно была заложена основа и новой, соответствующей нормам и принципам современного международного права концепции меж- дународного уголовного права.

В наиболее общем понимании международное уголовное право можно определить как систему международно-правовых принципов и норм, регулирующих сотрудничество субъектов международного права в области борьбы с международными и транснациональными преступ- лениями, а также по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам, включая выдачу преступников и передачу осужденных в государ- ство  гражданства.

Международное уголовное право является комплексной отраслью международного публичного права, сочетающей в себе материальные и процессуальные нормы: способом реализации материальных норм международного уголовного права являются процессуальные междуна- родные правоотношения, которые выражаются в соответствующих меж- дународно-правовых формах. Поэтому в международное уголовное право в качестве подотраслей входят собственно материальное международное уголовное право и международное уголовно-процессуальное право.

Таким образом, система международного уголовного права вклю- чает в себя:

• нормы, определяющие составы международных и транснацио- нальных преступлений;

• нормы, регулирующие вопросы предотвращения, расследования и наказания международных и транснациональных преступлений;

• нормы, регулирующие отношения государств по оказанию правовой помощи по уголовным делам, включая выдачу преступников и передачу осужденных для отбывания наказания в государство гражданства;

• нормы, координирующие взаимодействие государств в борьбе с преступностью в рамках международных организаций;

• нормы, регулирующие организацию и деятельность органов ме- ждународной уголовной юстиции.


 

§ 2. Принципы и источники международного уголовного права

Как всякой отрасли международного права, международному уго- ловному праву присущ комплекс специальных принципов, отличаю- щихся своеобразием предмета правового регулирования. Поскольку международное уголовное право представляет собой комплексную отрасль, наряду с принципами материального права к специальным принципам международного уголовного права относятся и принципы международного уголовного процесса.

Прежде всего к специальным принципам международного уголов- ного права следует отнести принципы, сформулированные Уставом Нюрнбергского Трибунала и закрепленные Комиссией международного права в 1950 г. как «Принципы международного права, признанные Уставом Нюрнбергского Трибунала и нашедшие выражение в решении этого Трибунала»:

• всякое лицо, совершившее какое-либо действие, признаваемое со- гласно международному праву преступлением, несет за него ответствен- ность и подлежит наказанию (принцип неотвратимости наказания);

• то обстоятельство, что по внутреннему праву не установлено наказания за какое-либо действие, признаваемое согласно междуна- родному праву преступлением, не освобождает лицо, совершившее это действие, от ответственности по международному праву;

• то обстоятельство, что какое-либо лицо, совершившее действие, признаваемое согласно международному праву преступлением, дейст- вовало в качестве главы государства или ответственного должностного лица правительства, не освобождает такое лицо от ответственности по международному праву;

• то обстоятельство, что какое-либо лицо действовало во исполне- ние приказа своего правительства или начальника, не освобождает это лицо от ответственности по международному праву, если сознательный выбор был фактически для него возможен;

• каждое лицо, обвиняемое в международно-правовом престу- плении, имеет право на справедливое рассмотрение дела на основе фактов и права;

• соучастие в совершении преступления против мира или преступле- ния против человечности есть международно-правовое преступление.

Отдельные принципы сформулированы во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. К ним можно отнести следующие:

• равенство людей перед законом;


 

• гласность судебного разбирательства;

• осуществление правосудия только судом;

• право на защиту.

Принципы международного уголовного права нашли отражение в Уставах Международных военных Трибуналов по Югославии (1991 г.) и Руанде (1994 г.): юрисдикция Трибуналов распространяется на физи- ческих лиц; лицо несет ответственность за совершение, планирование, подстрекательство, приказ, содействие совершению преступления; должностное положение обвиняемого не освобождает его от уголовной ответственности; совершение преступления по приказу не освобож- дает лицо от уголовной ответственности, но может рассматриваться как смягчающее обстоятельство; нельзя судить дважды за одно пре- ступление.

И наконец, принципы отправления международного уголовного правосудия содержатся в Римском Статуте Международного уголов- ного Суда 1998 г., которым посвящена часть 3 «Общие принципы уголовного права». Она состоит из двенадцати статей и представляет собой важнейшую часть Статута, включая основания для индивиду- альной уголовной ответственности и основания для освобождения от уголовной ответственности. Среди них:

• никакое лицо не может быть судимо дважды за одно преступление (non bis in idem) (ст. 20);

• нет преступления без законного наказания (nullum crimen sine lege) (ст. 22);

• нет наказания без закона (nulla poena sine lege) (ст. 23);

• отсутствие обратной силы закона (ст. 11, 24);

• индивидуальная уголовная ответственность (ст. 25);

• презумпция невиновности (ст. 66);

• исключение из юрисдикции несовершеннолетних (ст. 26);

• недопустимость ссылки на должностное положение (ст. 27);

• ответственность командиров и других начальников (ст. 28);

• неприменимость срока давности (ст. 29) и др.

Источники. В настоящее время основным источником междуна- родного уголовного права является международный договор. Как уже отмечалось нами ранее, договорная система норм международного уголовного права начала складываться в конце XIX в. Именно в это время преступность начала проникать через национальные грани- цы, превращаясь в проблему международную. На сегодняшний день перечень договорных источников международного уголовного права чрезвычайно обширен.


 

В международном уголовном праве, так же как и в международном праве, договоры можно условно разделить на многосторонние и дву- сторонние. Посредством двусторонних соглашений государства, как правило, решают вопросы об экстрадиции и об оказании правовой помощи по уголовным делам. Сегодня в мире существует более двух тысяч таких соглашений.

Многосторонние договоры в свою очередь делятся на региональ- ные и универсальные. К региональным договорам, например, можно отнести: Европейскую конвенцию по борьбе с терроризмом 1977 г. (и Протокол к ней 2003 г.); Конвенцию Совета Европы о предупре- ждении терроризма 2005 г.; Шанхайскую конвенцию о борьбе с тер- роризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г.; Европейскую кон- венцию о выдаче 1957 г. и др. Наиболее значимыми универсальными договорами являются: Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.; Конвенция о пресечении пре- ступления апартеида и наказании за него 1973 г.; Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.; 13 универсальных антитеррористических конвенций и протоколов к ним и многие другие.

Среди договорных источников международного уголовного права, принятых в последние годы, важное место занимает Статут Междуна- родного уголовного Суда 1998 г.

К источникам международного уголовного права, безусловно, мож- но отнести и международно-правовой обычай. В период возникновения и становления норм международного уголовного права обычай играл важнейшую роль в отношениях между государствами: в первую очередь это относится к правилам выдачи преступников, к законам и обычаям ведения войны, к вопросам разграничения уголовной юрисдикции государств. Более того, обычные нормы и сегодня интенсивно при- меняются государствами в этой области регулируемых отношений. Однако многие нормы международного обычного права сегодня либо кодифицированы, либо находятся в процессе кодификации. Например, Комиссия международного права ООН с 2004 г. поставила на повестку дня своей работы обсуждение принципа aut dedere aut judicare (либо выдай, либо суди), существующего в качестве обычной нормы между- народного уголовного права.

К источникам международного уголовного права, которые условно можно назвать вспомогательными, относятся решения судебных органов. В первую очередь здесь следует выделить Устав и Приговор Нюрн- бергского Трибунала, принципы юрисдикции которого стали основой


 

для принятия многих важнейших международно-правовых актов и на- шли свое отражение в новейших международно-правовых документах – в проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности челове- чества, в текстах Уставов Международных Трибуналов по Югославии и Руанде и в Статуте Международного уголовного Суда.

В качестве вспомогательных источников международного уголовно- го права большое значение имеют решения и резолюции международных организаций, и прежде всего таких органов ООН, как Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности. В 1990-х гг. на основе резолюций Со- вета Безопасности 827 (1993 г.) и 995 (1994 г.) в качестве вспомогатель- ных органов были учреждены Международные уголовные Трибуналы

ad hoc по бывшей Югославии и Руанде. Заслуживают также внимания международные стандарты в области уголовной юстиции, разраба- тываемые под эгидой Генеральной Ассамблеи ООН: минимальные стандартные правила не являются международными соглашениями и не обязательны для государств, но они имеют существенное значение в международном уголовном праве для кодификации и систематиза- ции его норм в направлении строгого осуществления действующих международных конвенций.

 

 

§ 3. Понятие и виды международных преступлений

Как известно, нарушение любого правового обязательства влечет за собой возложение ответственности на субъекта, совершившего это противоправное деяние. Специфика международного права такова, что длительное время его нормы предусматривали единый режим ответст- венности за любое международно-противоправное деяние независимо от содержания и тяжести нарушенного обязательства.

Признание необходимости классифицировать международные обязательства в зависимости от их значения для международного со- общества связано с возникновением в международном праве особой категории норм, называемых императивными. Определение нормы императивного характера содержится в Венской конвенции о пра- ве международных договоров 1969 г.: это норма общего междуна- родного права, «которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо». К таким нормам стали относить правила поведения, имеющие особое значение для мирового сообщества, и прежде всего общепризнанные принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН 1945 г.: запрещения применения силы и угрозы силой;


 

невмешательства во внутренние дела государств; уважения прав че- ловека и основных свобод и др. Соответственно несоблюдение таких императивных норм стало рассматриваться как грубейшее и тяжкое нарушение международного права, влекущее особый режим ответст- венности для субъекта-правонарушителя, а само деяние стало призна- ваться международным преступлением.

Первая попытка дать правовое определение международному пре- ступлению была предпринята Комиссией международного права в пер- воначальной редакции проекта статей об ответственности государств. Статья 19 этого документа указывала, что «международно-противо- правное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обес- печения жизненно-важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление международным сообществом в целом, составляет международное преступление».

В доктрине международного права международные преступления понимаются как наиболее тяжкие и опасные нарушения принципов и норм международного права, затрагивающие глобальные интересы человече- ства и представляющие угрозу международному миру и безопасности. Иногда к этой категории преступлений применяется термин «престу-

пления против мира и безопасности человечества».

В силу повышенной опасности и специфики составов международ- ных преступлений ответственность за их совершение в современный период возлагается как на государство в целом, так и на лиц, виновных в совершении конкретных деяний по реализации преступной политики: государственных должностных лиц либо лиц, фактически действовавших от имени государства, вплоть до возложения международной уголовной ответственности. Поэтому международное уголовное право регулирует как вопросы кодификации международных преступлений, так и проблемы международной уголовной юрисдикции в отношении их совершения.

Классификация международных преступлений впервые содержа- лась в Уставе и Приговоре Нюрнбергского Трибунала 1945 г. Составы данных преступлений затем были подтверждены и конкретизированы в многочисленных международно-правовых актах, принятых впослед- ствии. Значительную роль в этом отношении сыграли четыре Женев- ские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г.; Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.; Конвенция о пресечении преступления апартеида и на- казании за него 1973 г.; проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества 1996 г.


 

На сегодняшний день составы международных преступлений наи- более полно представлены в Римском Статуте Международного уго- ловного Суда 1998 г. (ст. 5–8). К ним относятся:

• геноцид;

• преступления против человечности;

• военные преступления;

• агрессия.

Геноцид. Юридическое понятие геноцида дано в Конвенции о пре- дупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. В со- ответствии с ней под геноцидом понимаются следующие действия, совершенные с намерением уничтожить полностью или частично ка- кую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: убийство членов такой группы; причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; предумышленное создание для такой группы жизненных ус- ловий, которые рассчитаны на полное или частичное ее физическое уничтожение; меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; насильственная передача детей из одной чело- веческой группы в другую. Геноцид как международное преступление включено в предметную юрисдикцию Международных Трибуналов ad hoc и Международного уголовного Суда.

Преступления против человечности. По Уставу Нюрнбергского

трибунала к этим преступлениям относятся: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны.

Согласно Римскому Статуту в перечень преступлений против че- ловечности включены также пытки, преступления сексуального ха- рактера, насильственное исчезновение людей и апартеид, когда они совершаются в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц. Под апартеидом по смыслу документа понимаются «бесчеловечные действия, совершаемые в кон- тексте институционализированного режима систематического угнете- ния и господства одной расовой группы над другой расовой группой и совершаемые с целью сохранения такого режима».

Военные преступления. Эти международные преступления представ-

ляют собой нарушения законов и обычаев войны. Согласно Уставу Нюрнбергского Трибунала к ним отнесены: убийства, истязания и увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находив- шихся в море; убийства заложников; разграбление общественной или ча-


 

стной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и др. Во многом состав военных преступлений был конкретизирован (в соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. и Дополнительными протоколами к ним 1977 г.), Уставами Международных уголовных Трибуналов ad hoc и Римским Статутом Международного уголовного Суда.

Преступление агрессии. Агрессия – наиболее тяжкое международ-

ное преступление, которое в целом можно определить как нарушение императивного принципа неприменения силы и угрозы силой. Про- блема определения состава этого преступления уходит своими корня- ми на сотню лет назад, поскольку исторически вопрос о запрещении применения вооруженной силы в качестве средства для разрешения конфликта ставился в международной практике еще с начала ХХ в.

В Уставе Нюрнбергского Трибунала нет определения агрессии, однако он предусматривает состав преступлений против мира, к ко- торым отнесены: планирование; подготовка; развязывание и ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных дого- воров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных на осуществление любого из вышеуказанных действий.

Впоследствии определение агрессии было дано в Резолюции 3314 Генеральной Ассамблеи ООН 1974 г., где она понимается как «при- менение вооруженной силы государством против суверенитета, тер- риториальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН» (ст. 1). Там же перечислены действия, которые могут быть квалифицированы Советом Безопасности ООН в качестве акта агрессии (ст. 3): это вторжение или нападение вооруженных сил госу- дарства на территорию другого государства; нападение на вооруженные силы другого государства; бомбардировка территории государства; блокада портов и берегов государства; применение вооруженных сил на территории другого государства в нарушение соглашения о пре- бывании; засылка государством или от его имени вооруженных банд и формирований; предоставление территории для совершения ука- занных актов.

Поскольку определение агрессии 1974 г. существует в форме «мяг- кого» права, ряд ученых и политиков утверждают об отсутствии обще- принятого правового определения состава этого преступления. Данная проблема активно обсуждалась в процессе работы над Статутом Меж- дународного уголовного Суда.


 

В итоге, несмотря на включение агрессии в перечень составов ме- ждународных преступлений по Статуту, Суд пока не может осущест- влять юрисдикцию в отношении этого преступления, однако работа по кодификации и определению состава этого преступления ведется специально созданной рабочей группой в рамках периодических сессий Ассамблеи государств – участников Статута.

 

 

§ 4. Понятие и виды транснациональных преступлений

Транснациональные преступления определяются отечественной док- триной как международно-противоправные деяния, нарушающие или создающие угрозу развитию международных отношений.

В отечественной доктрине эту категорию преступлений называют иногда либо «конвенционными», поскольку составы данной категории преступлений предусмотрены в международно-правовых конвенци- ях, либо «уголовными преступлениями международного характера», поскольку непосредственный объект этих преступлений имеет обще- уголовный характер в смысле внутреннего права, но с иностранным элементом.

Как правило, транснациональные преступления совершаются физическими лицами и не связаны с политикой того или иного го- сударства, а ответственность за их совершение наступает по внутрен- нему уголовному праву страны. Государства – участники конвенций по борьбе с определенными видами транснациональных преступлений обязаны криминализировать деяния, составы которых предусмотре- ны в международно-правовых актах, и предусмотреть санкции за их совершение.

Критерии отнесения того или иного преступления к категории транснационального указаны в Конвенции ООН о транснациональ- ной организованной преступности 2000 г. (ст. 3). Любое преступление носит транснациональный характер, если:

• оно совершено в более чем одном государстве;

• оно совершено в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве;

• оно совершено в одном государстве, но при участии организо- ванной преступной группы, которая осуществляет свою преступную деятельность в более чем одном государстве; или

• оно совершено в одном государстве, но его существенные по- следствия имеют место в другом государстве.


 

С конца XIX в. и до сегодняшнего дня на универсальном и регио- нальном уровнях государствами заключено множество конвенций по борьбе с отдельными видами транснациональных преступлений. Наиболее значимыми из них, принятыми в последние годы, являют- ся: Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.; Европейская конвенция об от- мывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г.; Европейская конвенция об уголовно-правовой ответственности за коррупцию 1999 г.; Конвенция ООН о трансна- циональной организованной преступности 2000 г. и протоколы к ней; Конвенция о киберпреступности 2001 г.; Конвенция ООН против коррупции 2003 г. и др.

Уголовный кодекс Российской Федерации на сегодняшний день содержит более 60 статей, составы которых основаны на международ- но-правовых актах с участием нашей страны.

В докладе Генерального секретаря ООН на Восьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности транснациональные престу- пления были разделены на пять основных групп:

• террористические преступления транснационального характера (захват воздушных судов и другие незаконные действия, направлен- ные против безопасности гражданской авиации; захват заложников; преступления против лиц, пользующихся международной защитой; пиратство и др.);

• организованные на международной основе клановые преступ- ления с главной целью получения доходов (незаконный оборот нар- котиков; торговля людьми; организация нелегальной иммиграции; контрабанда оружием и похищенными транспортными средствами; распространение порнографии и эксплуатация проституции и др.);

• экономические преступления, предусматривающие осуществле- ние операций и транснациональных действий в двух или нескольких странах (легализация преступных доходов; коррупция; фальшивомо- нетничество);

• транснациональная незаконная торговля предметами искусства, представляющими культурное и религиозное достояние нации;

• действия, которые путем загрязнения нарушают экологический баланс и состояние окружающей среды в более чем одной стране.

Одним из самых тяжких транснациональных преступлений сегодня является международный терроризм. По своей объективной характе- ристике это преступление настолько многоаспектно, что в мировой доктрине и практике до сих пор нет четкого правового определения


 

состава этого деяния. Терроризм может выражаться как в захвате за- ложников, так и в угоне воздушных судов, как в совершении актов насилия против государственных деятелей и дипломатов, так и в раз- рушении каких-либо объектов: самолетов, морских судов, администра- тивных и жилых зданий. Однако каким бы способом ни был совершен террористический акт, главной целью террористов всегда являются запугивание населения, создание атмосферы страха и оказание дав- ления на третью сторону, которой чаще всего оказываются органы государственной власти и управления.

Еще одна особенность современного терроризма состоит в том, что сегодня совершение этого деяния в одиночку для него нехарактерно, и это преступление имеет все признаки организованной преступности. 9 декабря 1994 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию

o мерах по ликвидации международного терроризма, в которой терроризм рассматривается как собирательное понятие, охватывающее различные его проявления, запрещенные международными конвенциями.

Систему антитеррористических конвенций, образующих в сово- купности универсальную международно-правовую основу борьбы с международным терроризмом, сегодня образуют 16 международ- ных соглашений (13 конвенций и трех протоколов), которые открыты для участия всех государств-членов: это Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 г. (Токийская конвенция), касающаяся авиационной безопас- ности; Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. (Гаагская конвенция), касающаяся захвата воздушных судов; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. (Монреальская конвен- ция), касающаяся актов авиационного саботажа, таких как взрывы бомб на борту воздушного судна, находящегося в полете; Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользую- щихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г., касающаяся нападений на высокопоставленных должностных лиц правительств и дипломатов; Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г.; Конвенция о физической защите ядер- ного материала 1980 г., касающаяся незаконного захвата и использо- вания ядерных материалов; Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, 1988 г., дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против


 

безопасности морского судоходства, 1988 г., касающаяся террористи- ческой деятельности на борту судов; Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1998 г., касающийся террористической деятельности на морских стационарных платформах; Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г., предусматривающая химическую маркировку для облегчения обнаружения пластических взрывчатых веществ; Ме- ждународная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г., касающаяся использования взрывных или иных смертоносных уст- ройств в местах общественного пользования; Международная конвен- ция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г.; Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г.

В 2005 г. международное сообщество также внесло существенные изменения в три из этих универсальных документов, а именно были приняты поправки к Конвенции о физической защите ядерного мате- риала, а также Протокол к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, и Про- токол к Протоколу по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе.

С 2000 г. в рамках Специального комитета Генеральной Ассамблеи ООН по терроризму ведется разработка проекта всеобъемлющей кон- венции о международном терроризме.

 

 

§ 5. Правовая помощь по уголовным делам

Одним  из  проявлений  международного  сотрудничества  государств в области борьбы с преступностью является оказание государствами пра- вовой помощи по уголовным делам. Согласно международным договорам правовая помощь представляет собой выполнение отдельных процессуальных действий на основании запроса иностранного правоохранительного органа в соответствии с международным договором или принципом взаимности.

Таким образом, юридическим основанием оказания правовой помощи может быть либо международный договор, либо принцип взаимности.

Договорная регламентация правовой помощи по уголовным делам осуществляется на универсальном, региональном и локальном уровнях. Универсальные конвенции по борьбе с отдельными видами между- народных и транснациональных преступлений, как правило, всегда


 

содержат положения, регулирующие этот вопрос. Что касается регио- нальных договоров, для России наиболее значимыми здесь являются: Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г.; Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.

Кроме того, наша страна имеет двусторонние соглашения о взаим- ной правовой помощи по уголовным делам со многими государствами мирового сообщества.

Большое значение для унификации законодательства государств в области взаимного оказания правовой помощи имеет Типовой дого- вор о взаимной правовой помощи, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН в качестве рекомендации в 1990 г.

В случае, если в отношениях между государствами отсутствует до- говорно-правовая основа оказания правовой помощи, она может быть оказана в порядке взаимности. Принцип взаимности, как правило, подтверждается письменным обязательством государственного органа (например, Верховного Суда РФ, МИД РФ и др.) оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.

Правовая помощь по уголовным делам включает в себя целый ком- плекс элементов, которые отдельно оговариваются при заключении договора.

Объем правовой помощи. В одних договорах четко очерчивается круг

процессуальных действий, осуществляемых в порядке правовой по- мощи, но не ограничивается перечень уголовных дел, по которым такая помощь оказывается. В других объем процессуальных действий расширен за счет иных действий, связанных со сбором доказательств. Третьи соглашения ограничивают и объем правовой помощи, и пере- чень деяний, в связи с производством по которым она оказывается.

Типовой договор 1990 г. предусматривает стандартный объем пра- вовой помощи, который может включать выполнение следующих про- цессуальных мероприятий:

• получение свидетельских показаний и заявлений от отдельных лиц либо содействие в предоставлении задержанных или других лиц для дачи свидетельских показаний (международные договоры РФ ус- танавливают правила в отношении вызова свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их предста- вителей, находящихся за пределами территории России, для участия в уголовном судопроизводстве. Вызванные в Российскую Федерацию для допроса или производства с их участием других следственных дейст-


 

вий свидетели, эксперты не могут быть независимо от своего граждан- ства привлечены на территории России к уголовной ответственности, взяты под стражу и подвергнуты наказанию за деяние, совершенное до пересечения государственной границы РФ. Они не могут быть также привлечены к ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию в связи с их свидетельскими показаниями или заключе- ниями в качестве экспертов в связи с уголовным делом, являющимся предметом разбирательства. Правовое положение иностранных свиде- телей и экспертов определяется как УПК РФ, так и международными договорами РФ, которые устанавливают дополнительные гарантии прав этих субъектов российского уголовного судопроизводства);

• предоставление судебных документов (в соответствии с меж- дународными договорами в просьбе о вручении должны быть указа- ны точный адрес получателя и наименование вручаемого документа. Если указанный в просьбе о вручении адрес оказался неполным или неточным, запрашиваемое учреждение в соответствии с законодатель- ством своего государства принимает меры для установления точного адреса. Вручение документов осуществляется в соответствии с пра- вилами, действующими в запрашиваемом государстве. В тех случаях, когда документы составлены не на языке запрашиваемой стороны или не снабжены переводом, они вручаются получателю, если он согласен добровольно их принять. В случае непринятия такого документа вру- чение считается несостоявшимся);

• проведение розысков и арестов имущества (возможность произ- водства обыска и выемок в порядке правовой помощи зафиксирована многими международными соглашениями РФ);

• обследование объектов и участков местности;

• предоставление информации и вещественных доказательств (ме- ждународные договоры РФ закрепляют порядок и условия предостав- ления сведений о физических и юридических лицах, правда, объем предоставляемой информации неодинаков. Кроме того, договоры фиксируют меры по защите сведений о физических лицах);

• предоставление оригиналов или заверенных копий соответст- вующих документов и материалов.

Порядок взаимодействия российских правоохранительных органов с зарубежными учреждениями юстиции. В соответствии с ч. 3 ст. 453 УПК РФ запрос о производстве процессуальных действий направля- ется через:

• Верховный Суд РФ – по вопросам судебной деятельности Вер- ховного Суда РФ;


 

• Министерство юстиции РФ – по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда РФ;

• Министерство внутренних дел РФ, Федеральную службу безо- пасности РФ, Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ – в отношении след- ственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора;

• Генеральную прокуратуру РФ – в остальных случаях.

Помимо УПК вопросы взаимодействия с зарубежными правоох- ранительными органами регулируются в РФ и другими документами. Международные договоры, в которых участвует РФ, закрепляют не- сколько вариантов осуществления взаимодействия правоохранитель- ных органов. Как правило, такое взаимодействие осуществляется через центральные правоохранительные органы, но могут быть и исключения. Например, некоторые договоры предусматривают единый для всех уч- реждений и всех категорий запросов порядок сношений – через Мини- стерство иностранных дел, т.е. по дипломатическим каналам. Запросы об оказании правовой помощи могут также исполняться при посред- ничестве Интерпола или другой международной организации.

Международные договоры РФ устанавливают перечень реквизи- тов поручения о правовой помощи. В запросе должны содержаться: наименование органа, от которого исходит запрос; наименование

и место нахождения органа, в который направляется запрос; наиме- нование уголовного дела и характер запроса; данные о лицах, в отно- шении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц – их наименование и место на- хождения; изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других дока- зательств; сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи УК, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением.

При составлении поручений используются государственные языки

сторон, в отдельных случаях может быть предусмотрено использование нескольких языков. В договорах иногда содержится также указание на сроки исполнения поручения.

Отказ в правовой помощи. Исходя из особенностей национального

законодательства и собственных интересов государства в договорах об оказании правовой помощи предусматривают основания для отказа


 

в ее исполнении. Следует различать общие и специальные основания отказа в правовой помощи.

Общие основания отказа относятся к любым действиям, в отно- шении которых поступила просьба о правовой помощи. Например, правовая помощь не оказывается, если ее оказание может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит основным принци- пам законодательства запрашиваемой стороны; если просьба касается преступления, которое запрашиваемая сторона рассматривает в качестве политического преступления; если расследование связано с религиоз- ной, национальной, расовой или групповой принадлежностью лица; если выполнение просьбы может нарушить международно-правовые принципы уголовного процесса.

Специальные основания отказа в правовой помощи относятся к конкретным процессуальным действиям, в отношении которых поступил запрос.

 

 

§ 6. Выдача (экстрадиция) преступников










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 290.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...